Овсянникова М.П. И шуршит камыш…
И ШУРШИТ КАМЫШ…
М.П. Овсянникова, учитель географии Пешковской средней школы
Консультант: В.А. Кадченко, член Союза краеведов России
Ты скажи, камыш, отчего грустишь?
Почему, скажи, плачут камыши?
На реке, камыш, отчего шуршишь?
Потому шуршу, тишь не выношу,
Режут камыши в тишь на шалаши,
И шуршит камыш, и пугает тишь…
Андрей Литвиненко
Наше село Пешково расположено на берегу реки Кагальник. Пологие берега красивой, но не полноводной степной реки сплошь заросли камышом. Я не могу себе представить Донские, Азовские степи без этого растения. Камыш многолетнее растение из семейства осоковых. Стебель у него гладкий, прямой и безлистный. Произрастает не только на мелководье реки Кагальник, но и на берегах ериков, протекающих на западе и юге от границы села. Там сформировались заболоченные участки, благоприятные для его произрастания. Камыш очищает воду от загрязнения органическими веществами. Он использовался человеком давно. Еще в середине XIXвека люди знали о его полезных качествах. Лиманы Приазовья являлись местами заготовки этого уникального растения.
В чем же его уникальность?
Камыш использовался как строительный материал. Связки из камыша использовали при строительстве саманных хат, сверху их обмазывали глиной. Эти два природных материала служили отличным утеплителем для жилищ. Кроме этого камыш очень стоек и почти не подвергается гниению.
Камышом покрывали крыши домов, сараев. Даже производственные помещения для скота в колхозах и совхозах в советское время строили из камыша, им же и покрывали. Кровли из камыша венчали гребни. Их создавали, применяя специальную технику плетения камыша. Этот прием делал крыши непроницаемыми для воды. В домах под камышовыми крышами было тепло зимой и прохладно летом. Многие поместья имели камышовые ограды (заборы).
Камыш использовался для изготовления плотов. Эти легкие плавсредства изготавливали из толстых, прочных стеблей. Предварительно их хорошо высушивали и связывали (сплетали) между собой. На этих плотах переправлялись по реке в соседние села, с одного берега на другой.
Камыш использовался как корм скоту. Молодые зеленые растения срезали, подвяливали в тени, складывали на хранение в закрытых сараях и зимой кормили коров, овец, коз. Использовали такой корм в начале зимы, когда он сохранял цвет, был мягким и питательным.
Камыш использовался также в качестве топлива. Вязанками из камыша топили печи. Он давал много тепла, мало дыма. Но недостатком такого топлива было быстрое прогорание.
Подводная часть камыша — корневища, — сладкие и съедобные. В них содержится много крахмала, сахара. Их можно запекать на костре, снять кожицу, посолить и есть. Отвар корневищ имеет приятный сладковатый вкус. Сочные нежные корневые части можно использовать для приготовления гарнира в виде пюре. Рыбаки при приготовлении ухи добавляют в нее кусочки корневища камыша, для придания специфического аромата этому блюду. Зная о свойствах корневищ этого растения, рыбаки, охотники и путешественники, находящиеся рядом с камышом голодными не останутся.
Камыш нравится и рыбе. Чтобы прикормить рыбу (привлечь к месту ловли) таких рыб как карп, сазан, достаточно срезать несколько веточек и положить в воду. Свежесрезанный камыш выпускает в воду сок, который нравится этим рыбам.
Последнее время возрождаются на Дону традиции использования камыша. Камышовые кровли на навесах в местах отдыха (побережье Азовского моря), камышовые постройки во дворах местных жителей, сараи для домашнего скота. Современные производители изготавливают различные виды камышовых плит. Связка камыша прошивается металлической проволокой и поддается легкая, прочная плита. Такие плиты скручивают в рулоны для удобства транспортировки и поставляют в торговые организации. Они используется для крыш, утепления стен, цоколя, фундамента. Камыш является привлекательным материалом у дизайнеров для оформления интерьеров, изготовления плетёных изделий, в том числе и мебели.
Интересно использование камыша для изготовления матов, на которые рыбаки выкладывают рыбу после лова, а казачки — первую отварную рыбу из ухи. Такими же матами пчеловоды укрывают ульи на зиму. И это не последнее его применение в быту и культуре жителей Приазовья.
Можно сделать букет их камыша, например, в калебасе, сделав предварительно из этой тыквы сосуд, можно приготовить компот из корневищ…
А можно просто нарисовать пейзаж или прочитать любимые стихи…
Стихи о камыше
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? — камыши говорят.-
Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Константин Бальмонт
Предложение со словом «камыш»
1
Камыш не камыш, трава не трава, не то листья, не то стебли торчат из воды, как пики треугольные.
Проданная деревня (сборник), Борис Можаев, 2017г.
2
Стройный камыш дрожит с прерывистым посвистом, скрипящим качанием дрожит стройный камыш.
Характер-судьба и жизнь лафа. Том 1, Моисей Бельферман, 2019г.
3
Вдруг невдалеке от казака затрещал камыш, послышались шаги и зашевелились махалки
Полное собрание сочинений. Том 6. Казаки, Лев Толстой, 1852-1862г.
4
Вот осторожно и тихо, переступая по воде ногами, пробираясь по мелководью, заросшему камышом, Мальчик аккуратно и медленно раздвигает камыш.
Мальчик и Старик. Жили на берегу моря, Владимир Ушаков
5
Шуршит под легким осенним ветром побуревший камыш, тянет из камыша прохладой, а воды не видно.
Земля для всех одна, Виктор Брюховецкий, 2017г.
6
С одной стороны берег крутой, обрывистый, с другой – пологий, но заросший камышом, сквозь камыш к берегу не продраться.
Я люблю эту землю, Галина Вольская
7
Молотки, гвозди, веревки для камыша, проволока, камыш прошлогодний и доски.
Вести с полей, Станислав Борисович Малозёмов, 2020г.
8
Уголовники, какие шли в Сибирь вместе с Лопаревым, собирали на берегу сухой камыш и жгли его возле багажных кибиток.
Хмель, Алексей Черкасов, 1966г.
9
На одном месте камыш вздрагивал, кланялся своими цветами и издавал треск – то Степка и Кирюха «драли» раков.
Рассказы. Повести. 1888-1891, Антон Чехов
10
От камыша они шли к другому берегу, тащили там бредень, потом с разочарованным видом, высоко поднимая колена, шли обратно к камышу.
Рассказы. Повести. 1888-1891, Антон Чехов
11
Камыш его стихия: я имел этому поразительное доказательство.
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии, Сергей Аксаков, 1852г.
12
камыш, кочки и черные кустарники покрывали его на всем протяжении;
Гуттаперчевый мальчик (сборник), Дмитрий Васильевич Григорович
13
За Джагалашем по всему горизонту дым, как от взрывов снарядов, – горит камыш.
Из записных книжек 1925-1937 гг., Илья Ильф, 1925-1937 гг.г.
14
Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее.
Четвертая русская книга для чтения, Лев Толстой
15
Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – уцелел.
Четвертая русская книга для чтения, Лев Толстой
16
Шерш!» И сапоги, с кочки на кочку, шагали, шурша кожей о камыш, и вспугивали дичь.
Тринадцатая категория рассудка, Сигизмунд Кржижановский
17
Не камыш, не кости, а настоящий китовый ус…
Рассказы. 1887, Антон Чехов, 1887г.
18
Голубая лодка, серебряный камыш, стихи и музыка…
О любви (сборник), Надежда Тэффи
19
У берега лежало толстое черное бревно, выкинутое водой, и камыш вокруг бревна был свежо примят.
Полное собрание сочинений. Том 6. Казаки, Лев Толстой, 1852-1862г.
20
небо заволакивало тучами, ветер шумел в вершинах дерев, кругом виднелись только камыш и перестоялый поломанный лес.
Полное собрание сочинений. Том 6. Казаки, Лев Толстой, 1852-1862г.
21
Растительность становилась беднее, чаще попадался шушукающий
Полное собрание сочинений. Том 6. Казаки, Лев Толстой, 1852-1862г.
22
Камыш затрещал, болото пошло ходуном и словно вздрагивало и колебалось под громом этого бесовского речитатива.
Записки мелкотравчатого, Егор Эдуардович Дриянский
23
По бережку камыш стоит и в воду поглядывает…
Собрание юмористических рассказов в одном томе, Антон Чехов, 2016г.
24
Тут камыш, там ивнячок, а там вербы…Собрание юмористических рассказов в одном томе, Антон Чехов, 2016г.
25
Накличьте, пожалуйста, сюда собаку: я видел, проклятая утка перелетела вон за тот камыш и, как перчатка, упала на той стороне.
Рассказы, Афанасий Фет
26
он быстро опустил глаза и вперил их в камыш.
Беглец, Федор Федорович Тютчев, 1902г.
27
Со своего места Лидия и Ольга видели, как шевелился
Беглец, Федор Федорович Тютчев, 1902г.
28
Против моих сетей ваш капрон – что камыш перед лозняком, – говаривал дед Филат.
Проданная деревня (сборник), Борис Можаев, 2017г.
29
Чтобы спастись, нужно было, не теряя ни мгновения, ползти назад или подмять камыш и соорудить из него нечто вроде гати.
Кубок орла, Константин Шильдкрет, 1935г.
30
наконец, она бросилась в камыш, и ястреб отцепился;
Русский охотничий рассказ, Сборник, 2019г.
31
«По мне, хоть камыш выжни на острове, да там и селись», – говаривал старик.
Пасхальные рассказы о любви. Произведения русских писателей, Сборник, 2019г.
32
Ветер шевелил камыш на крыше, невидимые в сене возились мыши, и под эти звуки стали тяжелеть веки.
Самои. Сборник рассказов и повестей, Анатолий Агарков
33
Дом был построен солидно, а топливо – камыш
Повести и рассказы из духовного быта, Игнатий Потапенко
34
Все можно нарисовать – воздух, озеро, камыш и небо.
Краски и слова, Александр Блок, 1905г.
35
Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили.
Хаджи-Мурат, Лев Толстой, 2020г.
36
Грубый камыш, который рос в углах дома, тяжелый выступ верхнего этажа и обветшалый навес над дверью – все это казалось несовместимым с ней.
Дом с семью шпилями, Натаниель Готорн, 1851г.
37
Камыш колыхался, волнуемый течением.
О мышах и людях. Квартал Тортилья-Флэт (сборник), Джон Стейнбек, 1935, 1937г.
38
От материка он отделен едва заметным проливом, вода в котором с трудом пробивает себе путь сквозь тину и густой камыш – убежище болотных курочек.
Золотой жук, Эдгар Аллан По
39
Глициа бродил под портиком своего сада с блестящим бассейном для рыб посредине, под тенью высоких роз, поднимавшихся над землей, точно камыш.
Византия (сборник), Жан Ломбар, 1890, 1901г.
40
Когда все стихало, Рамсес осторожно проталкивал лодку, всматриваясь туда, где колышется камыш, и прислушиваясь к отрывистым голосам птиц.
Фараон, Болеслав Прус, 1895г.
41
Снова вырастал камыш и трава, и распрямлялись ивы, на верхних ветвях которых виднелся застрявший мусор, принесенный во время паводка.
К востоку от Эдема, Джон Стейнбек, 1952г.
42
Мы стояли в тени бизань-мачты (спасибо, Фальконер!), пружиня на одной ноге и колыхаясь, как камыш на ветру.
Ритуалы плавания, Уильям Голдинг, 1980г.
43
Тони, осторожно ступая, пробиралась через камыш, росший вдоль песчаного берега.
Будденброки, Томас Манн, 1901г.
44
Забралась в камыши, тут, глядь, камыши расступились, и что же?
Пан Володыёвский, Генрик Сенкевич, 1888г.
45
За своей спиной любовники слышали шум реки, да время от времени на берегу трещал сухой камыш.
12 шедевров эротики, Коллектив авторов
46
Камыш примерно метра три высотой: очень толстый, как бамбук.
Карий остров, Велия Степанова, 2016г.
47
Растет островами этот камыш, выше глади воды примерно на столько.
Карий остров, Велия Степанова, 2016г.
48
Потому что метров двести-триста идет один сплошной камыш – ничего больше не увидишь там, спутаешься.
Карий остров, Велия Степанова, 2016г.
49
Допустим, возьмешь ориентир – лес, так вот этот камыш заслоняет весь горизонт.
Карий остров, Велия Степанова, 2016г.
50
Там сухой камыш, там только я найду.
Семнадцать мгновений весны (сборник), Юлиан Семенов, 1967, 1969, 1982г.
51
На стене появился камыш, заискрилась рябь речушки, показался стоявший по пояс в воде Кольцов.
Взлетная полоса, Александр Беляев, 1976г.
52
Но и дальше было то же самое, – сизое, сухое дно, напоминавшее собою прибитую дождями золу, а по бокам высокий пересушенный камыш.
Волга-матушка река. Книга 1. Удар, Федор Иванович Панфёров, 1953г.
Хотите добавить свое предложение к слову «камыш»?
Ваше предложение
- Синонимы к слову «камыш»
Как настроить язычки губной гармошки в соответствии с вашим личным стилем игры
Играющий на губной гармошке по имени Уолтер обратился к технику Hohner на недавнем выездном шоу. У него была блюзовая арфа в новом состоянии, но трости не издавали звука. Техник попробовал играть на губной гармошке, и трости играли плавно, чисто и без усилий. Озадаченный, техник вернул губную гармошку Уолтеру и попросил продемонстрировать. Уолтер завыл, набрасываясь на тростник с очень сильным нажимом и пережатыми горловыми мышцами. При такой агрессивной технике камыши не могли инициироваться — их душили.
Техник упомянул Уолтеру, что более простая техника выдувания приведет к более стабильному звуку. «Я не разбираюсь в технике и прочем, — сказал Уолтер, — я просто знаю, что моя губная гармошка не должна быть такой. Он должен ответить мне».
Для игрока ответ — это термин, используемый для описания того, как быстро и без усилий звучит трость, когда в нее вводится воздух (дыхание). Если нота звучит четко и сразу, это «хороший» ответ. Если трость не издает звука или издает слабый звук, это «плохая» реакция.
Часто все, что игрок должен сделать на хорошо настроенной губной гармошке, это отрегулировать давление дыхания, чтобы найти оптимальную точку отклика для губной гармошки. Однако многие игроки предпочитают не корректировать свою наработанную и личную технику.
Если изменение техники невозможно, в самой губной гармошке вносятся коррективы для персонализации отклика.
С точки зрения функции губной гармошки отклик определяется тем, насколько хорошо трость проходит через прорезь для трости при приложении заданного давления воздуха. Для хорошего отклика трость целиком должна входить в паз сразу или, по крайней мере, заклепочной стороной немного раньше кончика. Если кончик трости первым входит в щель, ответ будет плохим.
Оптимизация хода трости в соответствии с личной техникой игрока включает регулировку зазора и изгиба трости.
Зазор, также называемый смещением, представляет собой расстояние между кончиком трости и прорезью трости, когда трость находится в состоянии покоя. Каждой тростинке нужен зазор. Если трость находится на одном уровне или почти на одном уровне с прорезью для трости, скорее всего, она вообще не будет звучать.
На любой гармонике зазор варьируется от язычка к язычку. Как правило, толщина любого конкретного язычка на конце определяет правильное смещение между этим язычком и пластиной язычка. Следовательно, более низкие и толстые трости нуждаются в большем смещении. Постепенно, по мере того, как тростник становится тоньше, а высота тона выше, зазор уменьшается.
Для оптимального отклика язычка при более мягком давлении дыхания вам нужны меньшие зазоры. Более жесткое давление означает большие зазоры.
Прежде чем приступить к регулировке зазора, убедитесь, что у трости правильный изгиб (см. ниже). В идеале заклепочный конец трости должен быть плоским и почти вровень с пластиной трости. Начиная с трети пути от конца заклепки и до конца трость должна слегка изгибаться вверх и в сторону от прорези для трости. Эта форма называется кривизной язычка или профилем язычка. Пространство между кончиком трости и прорезью для трости называется зазором.
Для регулировки зазора и изгиба берда вам понадобится короткий жесткий напильник и палец или большой палец. Если у вас нет напильника нужного типа, HOHNER предлагает его как часть сервисного набора, содержащего инструменты для расшивки и других распространенных ремонтных работ. Вы можете заказать его в центре запчастей и обслуживания Hohner.
Сначала разберите гармонику. Снимите язычковые пластины с гребенки.
Установите зазоры, отрегулировав кривизну трости. Посмотрите на тростник со стороны. Если кривая очень маленькая или отсутствует, вам нужно ее сделать. Поместите палец на заклепочную треть трости и слегка нажмите вниз. Вставьте жесткий напильник между язычком и пластиной язычка и осторожно приподнимите кончик язычка короткими движениями (см. иллюстрацию).
Не переусердствуйте. Внесите очень небольшие изменения. Повторите процесс столько раз, сколько необходимо, чтобы сформировать хорошую кривую и желаемый зазор. Каждый раз делайте очень маленькие изгибы трости. Время от времени ощипывайте трость, чтобы она приняла естественную форму. После ощипывания может потребоваться дополнительная регулировка, если правильный изгиб или зазор не очевидны, когда трость останавливается.
Пока вы формируете тростник в правильную кривую, помните о размере вашего зазора. Корректировка как зазора, так и кривой должна происходить одновременно. На этом этапе вы хотите, чтобы ваш гэп оставался в рамках общих правил гэппинга, изложенных выше.
После установки зазора и кривой проверьте реакцию. Поместите тростниковые пластины на гребенку, плотно скрепив их друг с другом — насколько это возможно. Дуйте или втягивайте в губную гармошку с таким же давлением дыхания, как и в реальной жизненной ситуации. Последовательность является ключевым фактором. Гармошка с постоянным зазором играет лучше и долговечнее.
Если трость звучит слабо или воздушно, зазор слишком большой. Уменьшите его, нажав пальцем или отмычкой на область трости от конца заклепки до половины пути вниз к прорези для трости. Внесите небольшие изменения. Не применяйте слишком большое давление сразу.
Если трость совсем не звучит, возможно, зазор слишком мал. Увеличьте зазор и изгиб трости, вставив напильник между тростинкой и прорезью для трости и слегка приподняв трость.
Во время любой регулировки время от времени щипайте трость, чтобы определить, где она остановится. Будьте осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в любом направлении. Цель состоит в том, чтобы найти зазор, который подходит именно вам.
В конце концов, техник Hohner увеличил зазоры в бердах Уолтера, и Вальтер был более чем доволен. «Я никогда не умел играть на этой губной гармошке, а теперь умею. Спасибо, мистер ХОНЕР, чувак!»
Почему трости губной гармошки становятся плоскими? – Вот почему ваши губные гармошки не служат вечно
Давайте проведем небольшой эксперимент или два. Вам понадобятся скрепки, карандаш и линейка.
Возьмите одну из скрепок и согните ее прямо. Теперь резко согните его вперед и назад. Продолжайте сгибать его вперед и назад. В конце концов, он сломается. Он ломается из-за так называемой усталости металла. Как и скрепка, трости губной гармошки изгибаются вперед и назад сотни раз в секунду. В конце концов, их постигнет участь вашей скрепки.
Возьмите вторую скрепку и согните ее вперед-назад, но не так резко, как в первый раз. Обратите внимание, что для разрыва требуется больше времени.
Когда вы играете сильно, губная гармошка звучит громче, потому что трости качаются дальше, когда они двигаются вперед и назад, чем если бы вы играли легко. Подобно первой скрепке, которую вы резко согнули, трость, с которой вы сильно смахнули, выйдет из строя гораздо быстрее.
Трости не только быстрее выходят из строя, но и теряют тон. Большинство великих исполнителей играли очень тихо и использовали свой естественный резонанс, расслабляя амбушюр, чтобы проецировать тон и громкость. Джуниор Уэллс — очень хороший пример человека, который, кажется, играет усердно, но на самом деле это не так.
Так почему же у тебя гаснут трости?
На трость действует несколько напряжений; два, которые мы сейчас обсудим, это напряжение сжатия и напряжение растяжения . Напряжение сжатия сминает вещи. Напряжение, стресс, слезы. Есть еще один тип стресса, который заставляет визжать чрезмерные удары, но это тема для другого поста.
Вы можете увидеть хороший пример этого с вашим карандашом. Сгибайте карандаш, пока он не начнет ломаться, но останется цельным. Вы заметите, что сначала ломается одна сторона. Это то место, где ваше напряженное напряжение было наиболее сконцентрировано. Он буквально разрывает древесину карандаша. Противоположная сторона карандаша находится под напряжением сжатия.
Теперь линейка. Держите его крепко и вертикально в одной руке плоской стороной к себе. Согните его вперед и назад, чтобы имитировать движение тростника. Наклоните линейку к себе и остановитесь. В этот момент качания линейки/трости сила сжатия работает, чтобы раздавить сторону линейки, обращенную к вам.
Отпусти линейку. Стоит прямо. Сейчас он ни на что не напрягается.
Согните линейку от себя. Теперь стрессы изменились по сравнению с тем, что было в первый раз. Сторона, обращенная к вам, испытывает напряжение растяжения, а сторона, обращенная к вам, испытывает напряжение сжатия.
Каждая сторона трости проходит один и тот же цикл (напряжение сжатия > отсутствие напряжения > напряжение растяжения) сотни раз в СЕКУНДУ, и эти силы возрастают по мере того, как трость отклоняется дальше. Когда вы играете усердно, трость отклоняется дальше, напряжения увеличиваются, и трость гаснет раньше.
Каждая сторона тростника выглядит очень по-разному. Одна сторона блестящая и гладкая. На другой стороне есть горизонтальные отметки вверх и вниз по трости. Это так называемые следы фрезерования — в основном следы от процесса измельчения листа латуни во что-то, из чего можно вырезать тростник. Эти знаки подобны слабым звеньям в цепи. По этим отметкам всегда ломаются камыши.
Все начинается с небольшой трещины. Сломайте еще один карандаш, если вам нужно освежить память. Прямо перед тем, как ваш карандаш сломается, вы услышите треск. Когда тростник начинает гаснуть, он начинается с небольшой трещины — такой вы видите на тротуаре, а не такой, которую слышите, — вдоль следа фрезы. Трещина начинается на краю тростника и идет поперек.
Почему из-за трещины ваша трость сплющивается, выходит за рамки этого поста, но это так. Сначала трещина не углубляется; он просто пересекается, и тростник со временем становится более плоским. Когда он становится более плоским, вы обычно можете перенастроить его и получить от него больше жизни.
Но вы можете делать это не так долго. Сначала трость медленно идет вниз, но затем внезапно ее высота падает на полшага или больше, и ее невозможно настроить обратно.
Когда трещина проходит полностью, это уже другая история. Теперь есть существенный дефект, и он связан с тем, как напряжение распределяется внутри трости.