Лодка из фанеры: Как самостоятельно сделать лодку из фанеры

Содержание

Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, 50 фото, пошагово)

Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, фото, пошагово)


Вот и дошли руки до осуществления давней мечты, принялся строить лодку. Для первого раза выбрал лёгкий проект, ну так сказать для тренировки. Съездил на производство аналогичных лодок в Череповец и там кое что подсмотрел и прикупил недостающих материалов, за что отдельное спасибо хозяину верфи.

Вот такая должна получиться лодка:

Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к. длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки «на ус».

Размечаем.

Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.

Вот так выглядит это в процессе обработки.

Вот так листы должны прилегать и склеиваться.

После подгонки деталей склеил их и поместил под пресс.

Вот пока все подготовительные работы по лодочке, после того как листы склеятся приступлю к разметке и раскрою деталей.

Сначала соединение «на ус» отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на «чистовом» варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.

Вот про лодку.

Основные данные:

Длина наибольшая…………….2,64 м
Ширина наибольшая………….1,28 м
Высота борта……………………..0,38 м
Масса корпуса……………………30 кг
Грузоподъемность………………180 кг
Экипаж ……………………………..2 чел.
Допустимая мощн. п/мотора…2,5 л.с

Сегодня был день плодотворной работы и больших продвижений 🙂

Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.

Начинаю разметку с набивки осевой линии, от нее потом пойдут все размеры.

Вот начертил дно лодки, вроде красиво получилось:

Начинаю резать. Лобзик желательно брать с большими оборотами, пилки применять для фигурного реза фанеры, чтобы не рвать края листов.

Ведем строго по разметке 🙂

Вот половина дна готова.

А вот дно целиком 🙂

Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.

Размечаю и выпиливаю транец.

В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.

Работы ведем от кормы к носу.

В таком деле без помошника не обойтись.

Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво 🙂

Вот такие швы получаются.

Вот лодка и готова 🙂

Примерка под себя 🙂

И вверх дном.

Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂
Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов. После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.

Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.

Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.

Склеивать решил вечером, а пока расчертил шаблоны шпангоутов и начал их сборку.

Вот готовые шпангоуты, собраны на эпоксидном клею и саморезах.

Наконец то приступил к проклейке внутренних швов, не думал что это такая кропотливая работа 🙂 Для первого раза вроде все отлично получилось. Смола нормально пропитала стеклоткань, пузырей нигде нет.

Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.

Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.

Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.

После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.

И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.

Нос.

Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.

Швы на транце.

Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.

Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.

Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к. ждал когда клей хорошо схватится. Проверил наружние швы, очень понравилось как сделано, получился крепкий стеклопластик. После этого решил сделать планки под скамейки. Так же вырезал и подогнад форштевень на нос лодки.

Вот приделаны рейки передней скамьи.

Вот средняя скамья.

Еще вырезал рейки и на заднюю скамью, но их пока еще рано устанавливать.

Видимо растягивая удовольствие от процесса, а может из желания сделать все качественно, делаю лодку не торопясь и понемногу 🙂
Сегодня закупился клеем, саморезами и качественными пилометериалами без сучков. Все это предназначалось для установки киля и наружних стрингеров. Эти необходимые элементы придадут большую прочность дну, а так же защитят лодку во время швартовки к берегу, предохранят от царапин лакокрасочное покрытие.

Вырезал рейки, отшлифовал и установил их на место при помощи клея и саморезов.

Так же сегодня установил форштевень и носовой рым болт для привязки веревки или якорного каната.

На сегодня работу пришлось остановить, т.к. все это дело должно прочно схватиться, для этого применил еще дополнительные грузы.

Еще кстати вырезаны уже заготовки скамеек, но они будут устанавливаться после покраски лодки изнутри.

 

Скачать:

Мои первые лодки.pdf

 

По материалам сайта www.fishing35.ru

Лодка из фанеры своими руками, катер, яхта в наборах для постройки

Наборы

Наборы Лодок | Катеров | Яхт

Добавить в избранноеУбрать из избранного

6 200 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

15 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

21 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

12 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

23 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

16 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

11 500 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

14 500 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

32 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

50 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

58 500 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

35 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

42 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

65 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

400 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

30 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

67 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

В корзину

Добавить в избранноеУбрать из избранного

40 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

83 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

74 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

120 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

87 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

122 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

152 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

160 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

162 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

245 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

143 000 ₽ / шт

Заказать

Добавить в избранноеУбрать из избранного

234 000 ₽ / шт

Заказать

В базовый комплект набора для самостоятельной постройки входят листы фанеры с раскроенными на фрезерном станке с ЧПУ деталями лодки и инструкция/проект для сборки. При необходимости в комплект также входит технологическая оснастка для сборки лодки – кондуктор.

Подразумевается, что без специального уведомления, используется шлифованная березовая фанера ФСФ сорта 2/3. Другие сорта оговариваются особо.

Стандартный срок изготовления набора — не более 20-ти рабочих дней. Другие сроки оговариваются особо.

Размер упаковки определяется размерами листов фанеры, используемых при раскрое. Стандартно используется размер 2,44х1,22 м. Упаковка в несколько мест, кратно 50 кг. Для ручной разгрузки. Используется общая жесткая упаковка. Доставка производится транспортными компаниями.

В дополнение набор может комплектоваться деревянными заготовками, клеями, стеклотканью и всем необходимым оборудованием для постройки лодки «под ключ». Цена такого комплекта определяется по согласованной спецификации.

16 Самодельные лодки из фанеры Чертежи, которые легко сделать своими руками

Самодельная лодка из фанеры — это не только экономия денег. Речь идет об использовании вашего мастерства для создания чего-то значимого, что вы будете использовать с гордостью и радостью и наслаждаться воспоминаниями, даже если продукт больше не с вами.

Если вы нашли свою новую страсть в плавании на лодке и рыбалке, вам обязательно захочется сделать хотя бы одну лодку для себя. А что может быть лучше, чем сделать лодку из фанеры своими руками?

Это просто, экономично, и с этими 16 фантастическими идеями и учебными пособиями по изготовлению лодок из фанеры своими руками их абсолютно легко следовать! Давай начнем!

Содержание

  • 1. Сборка фанерной лодки, эпизод 1
  • 2.  Как построить фанерную лодку? – Учебник «Сделай сам» от экспертов
  • 3. Лодка из одного листа фанеры – GardenFork
  • 4. Как легко и просто построить лодку из фанеры
  • 5. Сборка лодки из фанеры
  • 6.  Как построить лодку из фанеры
  • 7.  Как я сделал лодку из одного листа фанеры
  • 8.  Лодка из одного листа фанеры
  • 9.   Сборка лодки из фанеры – Часть 1
  • 10. Как построить фанерную лодку?
  • 11. Сборка лодки из фанеры – от начала до конца
  • 12. Как построить лодку из фанеры !! Этап № 1 «Строительная форма»
  • 13. Малахини, фанерная лодка, которую Эндрю строит в Тасмании.
  • 14. Построение лодки из фанеры
  • 15. Метод сборки лодки из стежков и клея — простой способ для начинающих сделать лодку из фанеры
  • 16. Как построить лодку из фанеры своими руками // Часть 1
  • Резюме

1. Сборка лодки из фанеры, серия 1

Джерри из World Boat Skiff показывает, как можно построить функциональную лодку из фанеры, в этой серии обучающих видеороликов.

Приготовьтесь, в общей сложности 26 эпизодов, за которыми следует тест-драйв лодки на воде. Вы определенно захотите просмотреть все эти видеоролики, прежде чем приступить к работе над проектом по строительству лодки. Вот планы лодки Джерри на случай, если вас заинтересует этот DIY.

 

2.  Как построить фанерную лодку? – Учебник «Сделай сам» от экспертов

Если вы впервые планируете построить фанерную лодку, обязательно заранее изучите азбуку сборки фанерной лодки.

К счастью, Ride the Ducks of Seattle поможет вам! В этом блоге вы найдете всю информацию о том, как выбрать лучший фанерный материал, детали фанерной лодки и подробные рекомендации по строительству фанерной лодки.

С другой стороны, если вы предпочитаете план проекта, к сожалению, он недоступен в этом блоге.

Узнать подробности

 

3. Лодка из одного листа фанеры – GardenFork

Собери фанерную лодку из одного листа фанеры! В этом уроке от Gardenfork, вы узнаете, как сделать лодку из одного листа фанеры, предназначенную для плавательного бассейна или пруда. Поэтому, чтобы оставаться в безопасности, избегайте использования этой лодки в открытых и больших водоемах.

Если вас заинтересовал этот проект, ссылки на планы указаны в поле описания. Кроме того, если у вас есть больше фанеры, вы определенно можете сделать лодку немного длиннее, чем планировалось.

 

4. Как легко и просто построить лодку из фанеры

Этот блог от ОСНОВЫ ЛОДОК ОНЛАЙН не только содержит подробные сведения о том, как построить лодку из фанеры, но и дает вам несколько дополнительных советов. это превратит вашу лодку DIY из хорошей в отличную.

Особенно если вы новичок в строительстве лодок своими руками, этот пост в блоге определенно будет вам полезен. Однако планы и размеры не приложены к этому сообщению в блоге, и вам придется изучить их, как только вы окончательно определитесь с типом фанерной лодки, которую хотите построить.

Узнать больше

 

5. Сборка лодки из фанеры Lapstrake

Хотя эта конструкция лодки по-прежнему является одной из самых простых, она может быть немного сложной по сравнению с лодками из однолистовой фанеры, особенно если ты нуб в деревообработке.

Кроме того, единственная информация, которую вы найдете в этом учебном пособии на Youtube, — это слайд-шоу с пошаговыми иллюстрациями процесса «сделай сам». Это означает, что в учебном пособии нет общих планов или размеров.

Кроме того, если вас интересует стоимость, ютубер упоминает, что этот проект обошелся ему примерно в 400 фунтов стерлингов.

 

6.  Как построить фанерную лодку

Wikihow предполагает, что если вы серьезно относитесь к постройке фанерной лодки, вам обязательно следует инвестировать в качественные платные планы, доступные в Интернете, поскольку бесплатных предложений в основном полно. устаревшей информации. В основном полагайтесь на планы, распространяемые уважаемыми дизайнерами лодок.

Этот блог также посвящен важности использования расходных материалов морского класса. Это всего лишь несколько советов. Прочитайте весь этот пост от Wikihow , чтобы получить всю необходимую информацию о том, как построить фанерную лодку.

Узнать подробности

 

7. Как я сделал лодку из 1 листа фанеры

Вы новичок в деревообработке? Не беспокойся! Вот еще одно простое руководство по изготовлению лодки из одного листа фанеры своими руками. Эта забавная лодка, сделанная своими руками, станет для вас отличным проектом на выходные. Более того, если у вас есть дети, им понравится грести в бассейне.

Ютубер выполнил этот проект менее чем за 30 долларов и всего за пару часов. Все, что вам нужно, это фанера, силикон, шурупы и несколько инструментов для работы по дереву, и ваша забавная маленькая лодка готова!

 

8. Однолистовая фанерная лодка

Еще раз, вот отличное пошаговое руководство от Instructables по сборке однолистовой фанерной лодки. Все расходные материалы и размеры указаны в блоге.

Важное напоминание — не забудьте прочитать раздел «Улучшения», написанный в конце поста. Используйте как можно больше советов из этого раздела, чтобы построить лодку даже лучше, чем сам инструктор!

Узнать больше

 

9. Сборка фанерной лодки – часть 1

засвидетельствовать задокументированные фотографии, сделанные по пути, когда Youtuber построил 12-дюймовую лодку с V-образным дном, спроектированную Джеффом Спира. В плане предусмотрена мощность 9,9 л.с., что позволяет лодке без особых усилий садиться на самолет.

Если вы считаете, что можете повторить это своими руками, вот вторая часть этой серии видео. Для тех, кто заинтересован, планы легко доступны на веб-сайте, указанном в разделе описания.

 

10. Как построить фанерную лодку?

Знаете ли вы, какая фанера лучше всего подходит для строительства лодок? Знаете ли вы элементы деревянной лодки?

Знаете ли вы, на что следует обратить внимание, прежде чем начинать проект по строительству лодок? Если вы ответили на эти вопросы «Нет», этот блог обязателен к прочтению! Только освоив эти основы, вы сможете построить потрясающую и эффективную фанерную лодку.

Узнать больше

 

11. Сборка лодки из фанеры – от начала до конца

Если вы хотите построить лодку из фанеры, то это руководство для вас! Ютубер из HANDIY документирует, как он построил 11-футовую швертбот в этом видео от начала до конца.

Видео может быть относительно длинным. Но поверьте нам, это действительно проницательно! Согласно описанию, предоставленному ютубером, общая стоимость проекта составляет около 800 долларов, а общее время изготовления — два месяца. Найдите все расходные материалы, размеры и инструменты, которые вам нужны, в видео.

 

12. Как построить лодку из фанеры !! Шаг № 1 «Создание формы»

Хотите собрать комплект Zip? Ютубер из ZIP KIT расскажет вам, как именно вы можете собрать его в этом уроке. В этой первой части ютубер собирает приспособление. Вы можете легко найти остальные видео проекта на его канале Youtube.

В этом наборе для самостоятельной сборки используется готовый к сборке лодочный комплект Глена Л., который разработан на основе «Молнии» Глена Л. Витта 19.54 классический дизайн корпуса катера. Если интересно, ютубер оставил ссылку на заказ комплекта в разделе комментариев.

 

13. Малахини, фанерная лодка, построенная Эндрю в Тасмании.

Вот краткое руководство по сборке фанерной лодки длиной 15 и ½ футов, спроектированной Малахини, с шириной 6 и 1/2 футов. Если вы новичок в строительстве лодок, это, вероятно, не идеальный учебник для вас, так как блогер расплывчато описывает процесс с помощью картинок.

Однако, если вы достаточно уверены в себе, чтобы понять концепцию, это, безусловно, полезный учебник по фанерной лодке.

Узнать больше

 

14. Сборка фанерной лодки

Вот еще один урок по фанерной лодке от HANDIY. Лодка, построенная в этом уроке, разработана компанией Wave-Dancer Yachts. Вы можете найти все расходные материалы и их партнерские ссылки, перечисленные в поле описания.

В этой первой части серии по строительству лодок ютубер строит корпус. Если вы глубоко заинтересовались этим проектом, вот видео со всеми шагами.

 

15. Метод сборки лодок из стежков и клея — это простой способ сборки лодок из фанеры для начинающих

Для начинающих лодочников метод сборки лодок из стежков и клея, вероятно, является одним из самых простых. В этом блоге Christine de Merchant, вы найдете ссылки на планы, расходные материалы и любую другую информацию, которая может вам понадобиться во время самостоятельной работы.

Прочтите этот пост целиком, чтобы построить для вас потрясающую лодку. Кажется, что все этапы проекта четко проработаны на этом сайте.

Узнать больше

 

16. Как построить фанерную лодку своими руками // Часть 1

потрясающе! Если вы не верите нашим словам, не стесняйтесь просмотреть раздел комментариев о том, какие замечательные отзывы получил этот учебник.

Одна из лучших частей этого руководства заключается в том, что все расходные материалы, размеры и инструменты перечислены в поле описания. Вам понравилось то, что Тимми сделал в этом проекте? Если да, вот часть 2, часть 3, часть 4 и часть 5 этого руководства.

 

Резюме

Когда дело доходит до постройки лодки, очень важно иметь на руках обновленный и четкий план. Кроме того, помните, что вы всегда можете увеличить или уменьшить план по своему желанию.

Этот список полон блестящих идей, от удобных для начинающих до сложных. Дайте нам знать, какая идея вам понравилась больше всего из этих 16 в разделе комментариев!

Морская фанера | Журнал WoodenBoat Magazine

JOHN C. HARRIS

Современные фанерные корпуса могут быть элегантными и изысканными. Чтобы достичь уровня формы и отделки, показанных здесь, строитель должен быть осторожным при выборе материала.

«Внешние панели приемлемы для строительства лодок из фанеры».

Glen L. Witt, Судостроение из фанеры

, 1962

«AC [фанера для наружных работ] получает мой голос из-за ее конкурентоспособной цены, ее широкой доступности и эквивалентной строительной прочности».

Гарольд «Динамит» Пейсон, Постройте новые мгновенные лодки , 1984

Многое изменилось в мире фанеры с тех пор, как эти мастера медиума дали приведенные выше рекомендации. Будущий фанерный судостроитель 2017 года вступает в дебри несоблюдения стандартов, неравномерного качества и откровенной чепухи. Остается много отличных вариантов, но вы не можете просто судить о морской фанере по ее марке.

Я начал строить лодки в 1980-х. Фанера из пихты AC для наружных работ, за которую выступал Dynamite Payson, уже находилась в резком упадке. Даже если бы вы могли найти панель, не пронизанную пустотами в сердцевине, она была бы деформирована, как картофельная стружка. Скромно качественную лауанскую фанеру для подстилающего слоя все еще можно было получить, но к началу 1990-х годов лицевая фанера толщиной с бумагу и рассыпчатая сердцевина, которые отличают лауан сегодня, станут нормой.

Окуме было в продаже, когда я присоединился к зарождавшемуся Chesapeake Light Craft в 1994. Прочный для своего веса и с приятной зернистостью медового цвета, окуме — это ниспосланный небесами выбор для легких лодочек из стежков и клея. По мере того, как мои покупки выросли с сотен листов до нескольких поддонов и, в конечном итоге, до целых транспортных контейнеров с окуме, я иногда оказывался в том же месте, что и Патрик Мерто на лодочном заводе Choptank (см. врезку «История ужасов из фанеры»). указать международно признанные стандарты для моей морской фанеры, такие как возвышенный «BS 1088» (см. ниже), но получить партию фанеры, не подходящей для дна ящиков.

Подробнее об этом чуть позже. Сначала давайте рассмотрим основы фанеры.

ПРЕДОСТАВЛЕНО JOUBERT

Большая часть фанеры изготавливается из длинных листов тонкого шпона, снятых с прямых бревен. На этот шпон напыляют клей и укладывают в виде панели, причем каждый слой укладывается с ориентацией волокон под углом 90 градусов к предыдущему. Качество фанеры варьируется в зависимости от ее предполагаемого использования, и строители должны хорошо знать стандарты классификации.

A Marine Plywood Primer

Почти вся морская фанера изготавливается путем отделения гигантского непрерывного листа шпона от вращающегося бревна, как папиросная бумага от рулона. Фанера, изготовленная из такого шпона, известна как фанера ротационного распила. Фанера со «строганым» шпоном имеет лицевые стороны, собранные из нескольких более узких полотен, вырезанных, как сырная нарезка, из половинки расколотого бревна. Для фанеры «Ленточка» используется такой строганный шпон, хотя он еще более узкий и берется из распиленных бревен. Нарезные и полосатые панели распространены в морских сортах, но используются в основном для декоративных столярных изделий.

Лущеный шпон с большой осторожностью высушивают до содержания влаги менее 8 процентов. В то время как большая часть морской фанеры, используемой сегодня, происходит из лесов экваториальной Африки, весь шпон сушат в других местах, в основном на заводах по периметру Средиземноморья. В Экваториальной Африке сыро, и сделанная там фанера деформируется, как только попадет в менее влажный климат.

Шпон напыляется клеем, укладывается волокнами каждого слоя под углом 90 градусов к следующему, затем прессуется в нагретом прессе в течение нескольких минут. Более толстая фанера требует больше времени для отверждения. Если дозатор клея икает или фанера быстро проходит через горячий пресс, шпон не склеится должным образом, и все готово к катастрофе с расслаиванием.

«Балансировать» листы на заводе, чтобы они не деформировались, сложно, поэтому вам следует остерегаться неустойчивых панелей. «Стабильность — это секретный рецепт фанерной фабрики», — сказал Майкл Жоффруа, французский специалист по окуме Joubert, и это все, что он мне рассказал. Это связано с управлением влажностью, ориентацией шпона и толщиной шпона. Фанера, в которой смешаны виды шпона или в которой лицевой шпон слишком тонкий по сравнению с сердцевиной, особенно подвержена короблению.

JOHN C. HARRIS

Зазоры во внутренних слоях — так называемые «пустоты сердцевины» — одно из качеств, отличающих хорошую фанеру от посредственной.

В конце производственной линии фанера обрезается и укладывается в штабели для отгрузки. Поскольку лицевые шпоны попадают на листы фанеры в последовательном порядке, часто можно найти характерную черту текстуры, которая отражается прямо на поддоне из сотни листов.

Качество шпона является основным отличием морской фанеры от материала, используемого в домашнем центре. Лучшие импортные морские панели будут иметь лицевой шпон без дефектов, заплат или швов на шпоне. Начиная с толщины 1⁄4″ (6 мм), импортные разновидности будут иметь пять слоев шпона или более. Средняя и лучшая морская фанера не будет иметь пустот в сердцевине. Остерегайтесь перехлестов основных шпонов, которые создают слабые места и вызывают уродливые складки на поверхности шпона.

Клей для морской фанеры – наука устоявшаяся. Это будет либо фенольная смола, либо меламин. По моему опыту оба одинаково долговечны. Фенольный клей имеет черный цвет и будет легче проявляться, если его отшлифовать. Меламиновый клей находится где-то между прозрачным и молочно-белым, и некоторые строители предпочитают его для панелей, в которых шлифование может выявить линии клея.

Среди штампов, которые вы увидите на морской фанере, есть буквы «WBP». Это означает «водонепроницаемость и устойчивость к кипячению», а устойчивость к кипячению является установленным стандартом прочности клеев.

ПРЕДОСТАВЛЕНО JOUBERT

Чтобы считаться морской фанерой, панель не должна иметь пустот. Он также должен быть собран с использованием прочного клея и пройти тщательные испытания на долговечность.

Когда-то было принято заказывать морскую фанеру длиной более 8 футов. Некоторые лодки были даже спроектированы с использованием панелей размером 4 фута × 12 футов или 4 фута × 16 футов. В настоящее время поставщики редко имеют в наличии листы размером более 4 футов × 8 футов (1,23 метра × 2,5 метра). Хотя в Европе распространены панели размером 5 футов на 10 футов, я еще не видел на этих берегах ни одной панели, которая соответствовала бы стандарту или за которую я был бы готов платить высокие транспортные расходы.

Некоторые поставщики изготовят длинные панели на заказ, избавив вас от необходимости заточки рубанка и вырезания косых соединений. Однажды я заказал фанеру размером 4 фута × 16 футов и получил два 8-футовых листа, соединенных поразительно уродливым приклеенным шарфом. Я хотел, чтобы я сделал это сам. Прежде чем опустошить бумажник, попросите показать образец шарфа.

Знакомство со стандартами и сортами

Невозможно говорить о морской фанере без подробного обсуждения системы классификации. Как показано на боковой панели на странице 42, штамп на фанере не всегда соответствует рекламируемому качеству.

АПА ПС1-09

Начнем с пихты морской, так как она простая. На данный момент это единственный отечественный морской фанерный слой на рынке, за соблюдением которого следит наша собственная Американская ассоциация производителей фанеры. (APA начала свою жизнь как Douglas Fir Plywood Association, название, вызывающее ностальгию как источник причудливых чертежей лодок в старые времена.)

Текущий соответствующий сорт: APA PS1-09. Как и большинство, это добровольный стандарт, хотя, по моему опыту, домашняя морская пихта одинаково высокого качества. ПС1-09накладывает серьезные ограничения на ремонт лицевого шпона и пустот в сердцевине фанеры с маркировкой «Морской А-А».

Британский стандарт 1088

BS 1088 — монета королевства, sine qua non сортов фанеры. Важно понимать, что это добровольный стандарт . «Полиции BS 1088 не существует», — эту фразу я слышал от нескольких разных поставщиков.

Британские стандарты издаются группой BSI, которая действует в соответствии с Королевской хартией и управляет национальными стандартами для британских производителей. (Американским эквивалентом будет ANSI, Американский национальный институт стандартов.)

Спецификация BS 1088 распространяется на фанеру тропических пород твердых пород, то есть на окуме, сапеле, меранти и некоторых других. Легче перечислить то, что BS 1088 разрешает , чем то, что он запрещает: «здоровые сучки», в среднем до двух на квадратный фут; продольные стыки лицевых виниров через каждые 20 см; различия в рекламируемой толщине — например, толщина фанеры 6 мм может варьироваться от 5,35 мм до 6,04 мм. Это также позволяет «голландцам» заполнять зазоры в лицевых шпонах, толщина которых может достигать 0,5 мм в фанере толщиной 4 мм.

Почти любая из этих характеристик лишила бы фанеру права на использование в моем магазине, и это иллюстрирует изменчивость качества, допускаемую стандартом. Прискорбное количество фанеры, не лучше, чем подложка дома, рекламируется как BS 1088, и неустрашимые злодеи готовы продать этот материал охотящимся за скидками судостроителям.

Одобрение типа Lloyd’s Register

Покупатели фанеры, ищущие своего рода безопасную гавань в хаосе рынка BS 1088, могут обратиться в Lloyd’s Register Group, Ltd. Lloyd’s Register — это организация, которая за небольшую плату подтвердит соответствие с такими стандартами, как BS 1088. Производители морской фанеры, которые подписываются на одобрение типа Регистра Ллойда, регулярно проходят заводские проверки, представляют образцы и, как правило, должны стрелять прямо. На сборочной линии нет агента Lloyd’s с блокнотом, поэтому плохие вещи могут проскочить, но скачок качества панелей BS 1088 со штампом Lloyd’s Register очевиден.

Британский стандарт 6566

В настоящее время официально упраздненный стандарт BS 6566 остается признанным стандартом для фанеры меньшего размера. (Для тех, кто следит, новый эквивалент — BS EN 315.) Панели BS 6566 или BS EN 315, изготовленные из того же клея и древесины тропических пород, описываются как «внешние», а не «морские». Допускается наличие большего количества дефектов на лицевых шпонах, больших пустот в сердцевине (если они заполнены) и смешивание пород. Утверждение типа регистра Ллойда недоступно для 6566 и его эквивалентов.

Приобретенная на лучших фабриках, фанера BS 6566 обычно так же хороша, как и BS 1088. Мы выборочно используем окуме BS 6566 на Chesapeake Light Craft без проблем.

Есть хороший BS 6566 и паршивый BS 1088. Некоторые морские панели Регистра Ллойда не выдержат самых элементарных испытаний. Любой шарлатан может налепить хлипкий шпон окуме на китайский тополь, сделать штамп и назвать его BS 1088. Так как же найти хороший импортный материал? Перед покупкой изучите репутацию фанерного завода и поставщика. Компании, которые существуют долгое время, имеют послужной список стабильного качества.

JOHN C. HARRIS

Морская фанера из дугласовой пихты прочна и устойчива к гниению, но из-за ее нестабильного волокна не подходит для чистовой отделки, если только она не покрыта стекловолокном.

Подходящая фанера для работы: сделайте свой выбор

Морская фанера Douglas-Fir

Для более тяжелых судов, которые не подлежат лакированию, по-прежнему разумным выбором остается морская фанера из пихты. Он очень мало изменился за 50 лет, и качество неизменно хорошее. На момент написания этой статьи она остается единственной широко доступной отечественной морской фанерой. Все шпоны из пихты Дугласа или западной лиственницы. это действительно тяжелый.

Хотя когда-то это вызывало некоторые споры, в 2017 году почти само собой разумеется, что фанера из морской ели должна быть запечатана стекловолокном, эпоксидной смолой или обоими. Лицевой шпон характеризуется резкими переходами между твердым и мягким зерном, что затрудняет получение гладкой поверхности без стабилизирующего покрытия из эпоксидной смолы. Точно так же пихта печально известна тем, что «проверяет», как только вы выносите ее на улицу. Придерживайтесь сорта А-А, что означает, что оба облицовочных слоя достаточно прозрачны.

Используйте еловую морскую фанеру для тяжелых лодок, которые должны быть прочными и устойчивыми к гниению и не иметь большого количества сложных изгибов. И рассчитывать на стеклопластик и покраску фанеры. Это некрасиво.

JOHN C. HARRIS

Фанера Meranti – хороший экономичный выбор. Он тяжелее и жестче своего ближайшего конкурента, окуме.

MDO

MDO, или фанера средней плотности, имеет слой бумаги, прикрепленный к одной или обеим поверхностям, пропитанный фенольной смолой. Он был разработан как атмосферостойкий материал для изготовления дорожных знаков, он действительно хорошо держит краску и долговечен. Он доступен в морской версии, хотя я подозреваю, что большая его часть продается производителям вывесок. Бумажное покрытие придает обычно шероховатой еловой облицовке гладкую, твердую, готовую к покраске поверхность. (Эпоксидная смола и стекловолокно прекрасно прилипают к фенольному покрытию.)

По моему опыту, твердая фенольная поверхность MDO чертовски плохо поддается шлифовке, поэтому ее использование следует ограничивать работами по обшивке, требующими минимальной заплаты и обтекания. Он подходит для внутренних переборок, моторных отсеков, подошв кокпита и так далее. Несколько поставщиков сказали мне, что MDO не следует использовать ниже ватерлинии, потому что соответствующие стандарты допускают большее количество пустот в сердцевине, чем морская фанера, но на самом деле из нее строят прочные катера общего назначения.

Меранти

Меранти принадлежит к семейству Dipterocarpaceae , деревьям равнинных тропических лесов, произрастающих в Юго-Восточной Азии. Это двоюродный брат лауана. Чрезмерная или незаконная вырубка леса и тот факт, что около вида Dipterocarpaceae находятся под угрозой исчезновения, побудили крупные магазины, такие как Home Depot и Lowes, ограничить его использование в Соединенных Штатах.

Относительно недорогое судно класса meranti привлекает судостроителей-любителей. Более тонкие панели, такие как толщина 4 мм, обычная для каяков, имеют тенденцию нарушать стандарты BS 1088, если они помечены как таковые; Я никогда не видел ни одной тонкой панели меранти, которая бы мне понравилась. Большинство меранти лучше подходят для штампа BS 6566. Более толстые панели (9мм и выше) имеют более однородное качество, возможно, потому, что более толстые панели более выгодны для фанерных заводов. И толстая панель, и тонкая панель съедают одни и те же два ценных лицевых слоя шпона, но завод может взимать гораздо больше за толстую панель.

Меранти плотнее и примерно на 10 процентов тяжелее своего конкурента окуме и немного прочнее. Имеет темный цвет, иногда напоминающий орех. У меня были проблемы с тем, что зернистость лицевого шпона рвалась при резке. Для станка с ЧПУ в Chesapeake Light Craft требуется новая острая, как бритва, режущая насадка.

JOHN C. HARRIS

Okoume является наиболее распространенным материалом для строительства небольших лодок: он мягкий, гибкий и легкий. Это не очень долговечно, но разумное использование стекловолокна и эпоксидной смолы решит эту проблему.

Окуме

Aucoumea klaineana — африканская лиственная древесина, произрастающая в бассейне реки Конго. Он растет сомкнутыми насаждениями, деревья достигают высоты более 100 футов, стволы толстые и прямые. Другими словами, он идеально подходит для обработки шпона фанеры.

Окуме сейчас настолько широко используется в строительстве малых лодок, что вряд ли нуждается в представлении. Цвет варьируется от светлого до красновато-коричневого, иногда в пределах ширины одного лицевого слоя. Несмотря на то, что она классифицируется как твердая древесина, она мягкая, гибкая и очень легкая. Кубический фут весит чуть более 25 фунтов. Как самый популярный тропический импорт, окуме доступен в большом разнообразии толщин, от 1,5 мм до 18 мм.

Прочность не сильная сторона окуме. Застрявшая вода скоро превратит окуме в мульчу. Дизайнеры всегда указывают покрытие из эпоксидной смолы или стекловолокна. Окуме и эпоксидная смола связаны друг с другом, как пиво и крендельки. Использование окуме в качестве основного материала в эпоксидно-композитных сборках приводит к удивительным инженерным подвигам: лодки весом 80 фунтов, каяки весом 40 фунтов, каноэ весом 30 фунтов. Мы даже вырезали из него детали для самолетов. 9№ 0003

Okoume – самая легкая для сгибания популярная корабельная фанера. Лодки, предназначенные для этого, особенно те, которые можно сшить и склеить, могут быть трудны в сборке, если заменить их более жестким материалом, таким как ель или меранти. Перед заменой видов проконсультируйтесь с дизайнером.

ДЖОН К. ХАРРИС

Сапеле дороже, чем меранти и окуме, но его зерно более привлекательно.

Сапеле

Сапеле – высокое лиственное дерево, родственник африканского красного дерева. Большая часть сапеле, которая попадает в Соединенные Штаты, собирается в Камеруне.

Шпон имеет красивую фигуру, похожую на рябь и водоворот, перед которой большинство находит неотразимой под лаком. Сапеле плотнее, тяжелее и прочнее, чем окуме, что делает его отличным выбором для лодок с широкими пролетами без поддержки и не использующих стекловолокно. Лодки из клееной фанеры Иэна Отреда или Джона Брукса, например, отлично подходят для сапеле.

Как и окуме, из сапеле делают фанеру на фабриках по всему миру, а качество панелей варьируется от ужасного до превосходного. Это дорого, поэтому, если вы решили использовать сапеле, ищите одобрение типа Регистра Ллойда. Это стоит еще несколько баксов.

Khaya

Khaya — это оригинальное «африканское красное дерево». Тридцать лет назад он считался более или менее взаимозаменяемым с окуме, но по мере того, как ресурс истощался, он почти исчез с рынка США. Сейчас он доступен только с строганым шпоном и предназначен для изготовления шкафов.

JOHN C. HARRIS

Vendia, фанера из финской сосны, является новинкой на рынке фанеры. Он прочный и устойчивый, как и вся фанера, но, поскольку он сделан из строганого, а не лущеного шпона, он напоминает массив дерева. Лодка внизу сделана из него.

Vendia Marine Plank

Не вся морская фанера импортируется из Африки и Юго-Восточной Азии. Одним из примеров является компания Vendia из Финляндии, которая предлагает необычную фанеру из строганного шпона из медленнорастущей финской сосны (см. обзор, WB № 246). Результат имеет прочность и стабильность фанеры, но больше похож на цельную древесину. Лодки из клееного бруса, построенные из Vendia Marine Plank, поразительно красивы и имеют четкую отделку.

На данный момент Vendia стоит дорого и ее трудно достать в Соединенных Штатах, и она поставляется в необычных размерах (16″ × 100″ — один из вариантов). Тем не менее, Vendia Marine Plank может указать путь к будущему фанеры для судостроения: местные породы нарезаются на высококачественные панели небольшими кустарными партиями. Прямо сейчас у американских строителей есть бинарный выбор: отечественная морская ель, которая тяжелая и должна быть окрашена, или импортная фанера тропического происхождения, которая вызывает беспокойство у некоторых защитников природы.

Экологичность

Насколько устойчивы окуме, сапеле и меранти? Когда я задаю этот трудный вопрос, я получаю страстные ответы со всех сторон дискуссии. Крупные фабрики настаивают на разумном и продуманном управлении ресурсами и предлагают в качестве доказательства множество официальных сертификатов, получение некоторых из которых стоит миллионы долларов. Когда я разговаривал с представителями Госдепартамента США, имеющими опыт работы в Экваториальной Африке, они сказали, что европейские заводы, такие как Жубер, «делают все правильно» (по их словам) с точки зрения устойчивости, хотя предстоит еще многое сделать, чтобы граждане в таких местах, как Доля бассейна Конго в богатстве, создаваемом отраслью. Для преданных защитников природы вырубка хрупких экосистем с целью получения прибыли — это проклятие для земли и людей, которые на ней живут.

ПРЕДОСТАВЛЕНО VENDIA

Лодка-тягач из фанеры Vendia.

Как человек, ответственный за соблюдение этических норм в деле сохранения жизни и доступности деревянного судостроения, я ценю все стороны спора. Вот что я могу вам сказать, основываясь на своих 20-летних отношениях с французской фабрикой Joubert, основным поставщиком Chesapeake Light Craft.

Окуме Жубера происходит из страны Габон, правительство которой проявляет необычайную осторожность и надзор при добыче ресурса. По закону бревна окуме не могут вывозиться из страны. Если вы хотите производить фанеру, ваш завод по производству шпона должен находиться в Габоне, где он может принести пользу местной экономике. (Шпоны отправляются на юго-запад Франции для сушки и сборки.)

Единственный частный лес площадью 600 000 гектаров (около 2300 квадратных миль) дает 90 процентов окуме Жубера. Деревья собирают выборочно; лесники находят деревья с помощью GPS. Ежегодно можно вылавливать не более 7 процентов окуме в лесу, и это число выбрано для обеспечения устойчивости на неопределенный срок. После вырубки определенного насаждения лесозаготовители не могут снова заходить на эту территорию в течение 25 лет. (Окуме требуется около 70 лет от посадки до сбора урожая. )

Фанера Жубера имеет самый высокий уровень сертификации, предлагаемый Лесным попечительским советом. Это включает в себя строгие правила «цепочки поставок», которые начинаются с каждого отдельного дерева, здоровья близлежащих сообществ, благосостояния рабочих и так далее, пока фанера не прибудет в Соединенные Штаты. Независимо от рейтинга цепочки поставок FSC, Жубер также имеет рейтинг PEFC (Программа одобрения лесной сертификации), строгий европейский стандарт устойчивости.

Не все заводы и не все виды имеют такую ​​защиту, а фанера из хороших, сертифицированных комплектов стоит намного дороже. Несколько минут в Интернете дадут вам некоторое представление о качестве, надежности и экологичности выбранного вами источника морской фанеры.

История ужасов из фанеры

В 2010 году Патрику Мерто, профессиональному кораблестроителю, было поручено построить моторную лодку из фанеры по проекту Уильяма Аткинса Rescue Minor. Строительство было традиционным и кропотливым, эта чистая работа, благодаря которой компания Patrick’s Choptank Boatworks заработала солидную репутацию на Восточном побережье.

Патрик хорошо знаком с морской фанерой: прежде чем открыть свой собственный магазин, он работал с горами материала в качестве штатного судостроителя в моей собственной фирме Chesapeake Light Craft.

Для прочности и долговечности 19’ 6-дюймовая Rescue Minor была обшита дорогой 18-миллиметровой морской фанерой сапеле поверх охватываемой формы, затем выпрямлена для настила и отделки. Швы были покрыты стекловолокном, а вся лодка была покрыта изнутри и снаружи эпоксидной смолой. … Грунтовка Awlgrip и краска LPU завершили работу. Великолепный темно-синий, Rescue Minor скользнул в Чесапик, и довольный владелец переместил лодку на подъемник в своем доке. Через неделю начались большие неприятности.

Несмотря на непроницаемое эпоксидное покрытие лодки, шпон на 12-миллиметровой фанерной палубе начал подниматься под жарким солнцем Мэриленда. Вскоре пузырьки распространились на корпус. Поскольку расслоение не ограничивалось одной областью, определенным листом или толщиной фанеры, владелец и перепуганный строитель лодки осознал мрачную правду: вся партия фанеры была бракованной, и повреждения не подлежали ремонту.

0003

Ответ импортера, продавшего Патрику фанеру, добавил тревогу: их гарантия, по их словам, распространяется только на возмещение стоимости фанеры, и ничего более. Патрик застрял либо из-за потерянной зимней работы, либо из-за того, что ему пришлось пройти через судебную систему против ветра, либо из-за того и другого.

— Это была сапеле, — сказал Патрик, — вообще лучшая корабельная фанера, которую можно купить за деньги. На фанере также был штамп «BS 1088», код, указывающий на соответствие общепринятым спецификациям Британского института стандартов для морской фанеры.

Как Патрик, профессиональный судостроитель с большим опытом работы с корабельной фанерой, стал жертвой такого грандиозного мошенничества? Когда я пишу это, у меня на столе лежит кусок фанеры, из которой был построен обреченный Rescue Minor. Это выглядит просто отлично! У него характерно благоухающее зерно сапеле; нет пустот в сердцевине и, конечно же, нет расслоения; лицевые виниры без пятен, хотя и немного тонкие, и это сапеле на всем протяжении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *