Статья «Лепка из солёного теста» | Педагогический опыт
Автор: Спитченко Ольга Геннадьевна
Организация: МКДОУ№110
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
В своей работе с детьми , я довольно часто занимаюсь лепкой из солёного теста.
Лепка из соленого теста — древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки — что только можно сделать из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки — это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Практика показывает, что, придя в школу , 70-80% первоклассников имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Неловкость, слабость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Если покрыть лаком — сохранится на века.
- С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
- Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание.
Тесто- доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным. Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла.
Лучше замешивать тесто небольшими порциями, т.к. дети в основном лепят небольшие фигурки. Для этого нужно растворить 1-2 чайные ложки соли «Экстра» в чайной ложке воды, добавить 1-2 капли клея ПВА, затем, добавляя постепенно муки (примерно 4 чайные ложки), перемешивать содержимое деревянной палочкой в миске до тех пор, пока тесто не накрутится на палочку. Тесто снять с палочки и вымешивать, пока оно не станет однородным и эластичным — тогда оно не будет рваться, и крошиться во время лепки.
При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином . Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.
Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы: расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чесноковыжималка , формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, камешки и т.д.
Крупные изделия необходимо делать, прибегая к помощи каркаса. Им могут служить различные проволоки, фольга, а также различные коробочки, баночки, стаканчики.
Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия — 30-60 минут.
На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше. После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.
Итак, готовим тесто для будущих поделок:
1) высыпаем соль (лучше мелкого помола) в горячую воду. Ждем, пока соль растворится, а вода станет прохладной;
2) добавляем муку (как вариант можно взять второго сорта, если только вы не гурман, предпочитающий на завтрак соленую окрашенную выпечку) и хорошенько вымешиваем тесто.
Можно расписать готовые фигурки, используя акварель или гуашь, а можно добавить пищевой краситель в само тесто. Для этой цели отлично подойдут пакетики с краской, что продают на Пасху. Также можно использовать продуктовые красители: какао, фруктовый или овощной сок ,напиток «Юпи»
(заодно узнаете, какого цвета становится желудок при его употреблении).
Так, красный + желтый = оранжевый,
красный + синий = фиолетовый,
желтый + синий = зеленый.
Детям особенно нравится работать с цветным тестом.
3) скатываем тесто в шар и, накрыв пленкой, чтобы не высыхало, ставим на несколько часов, а еще лучше на ночь в холодное место. Это придаст тесту эластичности, оно не будет ломаться по бокам во время лепки.
Лепка из теста
Пока тесто охлаждается, подготовим рабочее место, накрыв его моющейся скатертью или целлофаном, и подберем остальные материалы. Итак, нам лепки поделок могут понадобиться:
- дощечка для раскатки теста;
- скалка;
- нож с тонким лезвием;
- кисточка;
- картон;
- карандаш;
- различная мелочь (монеты, пробки, пуговицы, спички) для нанесения рельефа;
- крупа, фольга, бисер — для украшения.
Тесто можно раскатать и вырезать с него различные фигурки, с которых в дальнейшем составить композицию. А можно вылепить детали, дать им чуть-чуть подсохнуть и смастерить затейливого зверя. Места стыка в этом случае смачиваем при помощи кисточки и прижимаем пальцем.
Добавив к небольшой фигурке магнитик, можно получить оригинальное украшение для холодильника.
Во время работы временно не используемое тесто лучше держать в пакете, так как на открытом воздухе оно быстро затвердевает и покрывается коркой. Каждый цвет нужно хранить по отдельности.
Если вы хотите смастерить рамочку, то можно сначала начертить на картоне эскиз, вырезать его и облепить тестом. Дать немного обсохнуть и приделать мелкие детали.
Лепим мы и на занятиях, и в свободной деятельности . Когда проходим очередную лексическую тему, например «Фрукты -овощи», то также слепили разные фрукты и овощи. Дети любят лепить хлебо-булочные изделия , пирожки, баранки, печенье.
Которые мы сушим ,раскрашиваем, покрываем лаком ,и используем для игры в магазин.
Для родителей мы провели мастер -класс «Чудеса из солёного теста»,
на котором мы предложили родителям с детьми слепить шкатулку -улитку.
Наши работы:
Список литературы;
- Гусева Инна Валерьевна ,Игрушки из солёного теста Литера, 2013 г. С.64. Серия: Не скучаем дома!
- Макаренко Мария Константиновна, Ткаченко Александр Алексеевич Лучшие поделки из солёного теста;Издательство: Фактор, 2013 г. ;С.164 Серия: Школа творчества
Приложения:
- file0.docx.. 6,4 МБ
Развитие творческих способностей воспитанников через тестопластику (на примере деятельности детского объединения «Колорит»)
Сербина Елена Анатольевнапедагог дополнительного образования
МБОУДОД «Лянторский центр детскоготворчества»г.Лянтор[email protected]
Развитие творческих способностейвоспитанников через тестопластику(на примере деятельности детского объединения«Колорит»).
Аннотация. В статье представлены возможности лепки из соленого теста в развитии и воспитании обучающихся. Показаны поэтапные способы обучения лепке, приемы развитие творческих способностей воспитанников на занятиях лепкой из соленого теста.
Ключевые слова: творческие способности, тестопластика,солёное тесто,лепка.
Что же подразумевается под творческими способностями?В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, впроцессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и опыт проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество –создание на основе того, что есть, того, чего ещене было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.Мною была разработана программа курса «Художественная лепка солёного теста» рассчитанная на два года обучения.Данная программа является творческой переработкой методических материалов, изложенных авторами:
Винокурова Н. К., А. М. Матюшина. Синеглазова Марина Олеговна, Казагранда Бриджит, Лыкова И.А. Е.А.Губина, Чаянова Г.Н. Ольга Чибрикова, Алина Артуровна Пицык.Цель: Развитие творческих способностей воспитанников в процессе изготовления изделий из солёного теста. Задачи:Обучить приёмам лепки;Формирование опыта в практической деятельности в работе с тестом;Развитие способностей у воспитанников области декоративноприкладного искусства, через приобщение к народным промыслам.Формирование творческой личности воспитанников.
Моё объединение посещают обучающиеся в возрасте от 7 до 12 лет.
На занятиях они знакомятся с различными рецептурами теста и его изготовления, учатся планировать свою работу, осуществлять задуманное, развивать фантазию и воображение. А также воспитывать в себе трудолюбие и аккуратность.Испокон веков ценилось и ценится всё, что сделано своими руками, и на моих занятиях я стараюсь помочь учащимся душой прикоснуться к этому виду искусства.
Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста, оченьважно показать, что можно сделать из этого кусочка. Занятия проходят поэтапно от простого к сложному.На первых занятиях я знакомлю учащихся с солёным тестом, как видом народноприкладного искусства, его историей, особенностям, инструментами, которые необходимы для работы, простейшим технологическим приемам работы с ним.
Тесто замешиваюв присутствии детей. Даю возможность потрогать, помять, высказать свое впечатление о нем, какое оно твердое, белое, холодное? Оторвав кусочек, скатать «колбаску», «колобок», «косичку», «капельку» и т.д. Приготовить тесто самостоятельно. Обучающимся предлагается отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой пуговицы, колпачки, штампикии т.п.
Для раскатывания теста мы применяем скалки, а для вырезания кондитерские формочки для печенья.Затем учимся лепить плоские фигурки. Фигурки с «налепами».Дальнейший этап –это объёмные фигуры, облепливание тестом разнообразных объёмных форм.Ребята постарше изготавливают более сложные предметы.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используются краски гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Шаг за шагом работы получаются интереснее и выразительнее. С окрашенным тестом мы работаем с большим удовольствием, так как открываем для себя новые свойства этого материала
В начале новой темы мы проводим опрос в игре «Поле чудес» по закреплению пройденного материала.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.Оценивают свои работы учащиеся при помощи жетонов. Каждому раздаются жетоны трёх цветов: красный, жёлтый и зелёный в виде светофора (красный3, жёлтый4, зелёный5).По окончании работы, поделки выставляются и оцениваются. Возле каждой работы ребята оставляют жетон соответствующего цвета. В итоге определяется лучшая работа.
Одним из важных средств поощренияи развития детского творчества являются выставкадетских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.
Выставка Объединения «Колорит»
На Ярмарке
Многие детские работы украшают наш кабинет. Свои поделки учащиеся дарят родителям и друзьям.
На занятиях, используется наглядный материал – инструкционные карты, пошаговые зарисовки, книги силлюстрациями детских художников. Планируя работу с детьми, темы подбираю с учётом сезона и календарных праздников.Чтоб добиться творческих результатов мною были подготовлены пособия,помогающие в реализации достижения цели, которые включают в себя: программа и тематическое планирование;поурочные разработки занятий;презентации;дидактические материалы.Серьёзное внимание уделяю взаимодействию с родителями, считаю их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так кактолько в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественнотворческие способности. Родители помогают ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его. Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.Цель второго года обучения углубленное изучение технологий тестопластики, освоение более сложных приемовлепки. А также совместному творчеству изготовлению сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно и т. д.
Литература1.Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 19992.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1991 3.3.Синеглазова М. О. «Удивительное солёное тесто». Делаем сами. М.: Издательский Дом МСП,2005г4.Казагранда Бриджит. Поделки из солёного теста. АРТРОДНИК.,2007.5.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Творческий центр Сфера –Москва,2000.111с.:ил.6.Чаянова Г. Н. Солёное тесто.М.:ДрофаПлюс,2005.144с.:ил.(Для начинающих).7.ГубинаЕ.А.Занятия по прикладному искусству 57 классы.Волгоград:Учитель,2009.8.ЧибриковаО.А.«Азбука солёного теста», книга игра. «ЭКСМО» Москва,2010г.9.ПицыкА.А.«Игрушки из солёного теста», издательство «Мир Книги»,2010г.
Serbin Elenateacher of additional educationMBOUDOD «Lyantorskaya Center Children’s Art» [email protected]
Development of creative abilities of pupils through testoplastiku(on the example of the children’s association «color»).
Abstract.The paper presents the possibility of modeling of salt dough in the development and education of students. Steps demonstrate how learning modeling, methods of development of creative abilities of pupils in class modeling of salt dough.
Keywords:creativity, testoplastika, salt dough modeling.
Где ваше сокровище: шоколадное соленое тесто
Вы можете сделать эти восхитительные маленькие диффузоры эфирных масел и «поиграть в шоколад» как раз ко Дню святого Валентина с этим рецептом шоколадного соленого теста, вдохновленным рецептом солёного теста с корицей. лет назад. Это произошло как мозговой штурм однажды, когда у меня закончилось какао. Я понял, что могу использовать его для приготовления шоколадного соленого теста, очень похожего на соленое тесто с корицей. Эврика! Это сработало чудесно. Между прочим, мне было очень весело с этим. Всякий раз, когда речь идет о блеске и чудесных запахах эфирных масел, я думаю, что веселье для меня обязательно. Это может стать милым оригинальным подарком, чем-то, с чем детям понравится играть, или забавным украшением на День святого Валентина. Из них также получаются отличные маленькие диффузоры эфирных масел; просто периодически капайте на них эфирными маслами и наслаждайтесь запахом в течение нескольких дней.
Ингредиенты:
3 чашки универсальной муки
1 чашка молотого какао-порошка
Дополнительные ингредиенты:
Силиконовые формы для шоколадных конфет и тортов
Формочки для печенья
Соломинки или зубочистки, чтобы сделать отверстия для подвешивания украшений (при желании)
Коричневая ремесленная краска
Клей Mod Podge
Блеск и клей с блестками
Конфеты Жемчуг или посыпка
Скрепки для крючков по желанию
Инструкции:
- Смешайте муку, какао и соль.
- Хорошо перемешайте до полного смешивания
- Добавьте желаемое количество эфирных масел (10-15 капель) в воду и хорошо перемешайте.
- Налейте воду в смесь муки и соли, помешивая. Хорошо перемешайте, используя столько воды, сколько нужно, чтобы замесить тесто.
- Сформируйте, придайте форму или вырежьте украшения.
- Для украшений из конфет сбрызните каждую форму для конфет антипригарным кулинарным спреем.
- Отщипните кусок теста примерно в количестве, необходимом для формы, и скатайте в гладкий шар, прежде чем поместить в форму (это помогает получить гладкую конфету из соленого теста с очень небольшими трещинами.
- Поместите шарики теста в формы, а затем прижмите шарик теста, чтобы заполнить формы и отпечатать форму.
- Переверните формочки на противень, застеленный пергаментной бумагой или антипригарным кулинарным спреем.
- Аккуратно выньте конфеты из соленого теста из формы и разложите на противне. №
- Выпекайте при температуре 300 градусов от 30 до 60 минут, пока украшения не затвердеют.
Украсьте, как вам удобно. Я декорировал двумя основными способами:
- Нанесите слой коричневой краски, дайте высохнуть, затем нанесите слой Mod Podge, дайте высохнуть и добавьте клей с блестками, карамельные жемчужины и более мелкие блестки.
- Не красить, но капнуть на украшение эфирными маслами, чтобы придать ему насыщенный темно-коричневый цвет и более приятный запах. Затем добавьте клей с блестками, конфетные жемчужины и мелкую блестящую пыль.
В миске среднего размера отмерьте муку, соль и какао и перемешайте.
Отмерьте воду.
Капните 10–15 капель эфирного масла в воду.
Добавить смесь воды и эфирного масла с мукой, солью и какао смесь, помешивая, как вы наливаете. Добавьте достаточно воды, чтобы сформировать колодец влажное (но не слишком липкое) тесто.
Месить, пока тесто не станет хорошо перемешанным и влажным, но не липким. При необходимости можно добавить еще муки или воды.
Подготовьте силиконовые формы для конфет или тортов, сбрызнув их кулинарным спреем с антипригарным покрытием. Отщипните приблизительное количество, необходимое для заполнения каждой формы, и скатайте в гладкий круглый шар.
Поместите шарики теста в формы и равномерно разомните их, чтобы заполнить форму.
Переверните формочки для конфет на застеленный бумагой противень и аккуратно выньте конфеты из соленого теста.
Поместите шоколадные формы из соленого теста в духовку (предварительно нагретую до 350 градусов) и выпекайте 30–60 минут, пока они не затвердеют.
Предупреждение: члены вашей семьи будут думать, что вы только что приготовили пирожные или помадку специально для них, и могут быть очень разочарованы, когда узнают, что они несъедобны. Я бы предложил предупредить семью заранее, чтобы предотвратить разочарование. Я знаю это по опыту.
Украсить
Используйте коричневую ремесленную краску, Mod Podge, Candy Sprinkles, Glitter Glue, Glitter и все, что вам нравится.
Веселись!
Рецепт соленого теста с ароматом миндаля
Нам нравится веселье Рецепт соленого теста . От соленого теста с цедрой апельсина до соленого теста для имбирных пряников… это увлекательный способ играть и творить. На этот раз мы хотели попробовать другой аромат на арене соленого теста (хорошо, на этот раз мы на самом деле экспериментировали с ДВУМЯ ароматами…) и попробовали соленое тесто с ароматом миндаля И соленое тесто с ароматом мяты . Рождество — идеальное время года для соленого теста. Это тесто отлично подходит для лепки и вырезания из него украшений. И воспоминания, которые вы будете получать каждый год, когда будете украшать елку, стоят солёных рук и липких столешниц, которые вы получаете от приготовления этого теста!
Рецепт соленого теста с ароматом миндаля
Этот пост содержит партнерские ссылки. Прочтите наше полное раскрытие здесь.
Важно отметить, что все виды теста готовятся по-разному. Разная мука, немного разные методы измерения, разные навыки замешивания… все это имеет значение, когда дело доходит до смешивания теста. Этот рецепт собрался, как описано. Вы можете получить немного другие результаты, но поэкспериментируйте со своим тестом. Если оно кажется слишком липким, разомните его и добавьте еще немного муки. Если оно кажется слишком сухим, разомните и добавьте небольшое количество воды. Всегда добавляйте добавки очень маленькими порциями и замешивайте, прежде чем добавлять больше муки или воды. Каким бы ни был ваш результат, это будет весёлый сенсорный опыт с детьми!
Чтобы сделать это миндальное соленое тесто , мы начали с нашего стандартного рецепта соленого теста. После того, как тесто было перемешано, мы добавили один или два коктейля миндального экстракта. (Например, эти точные измерения?) Вероятно, это была чайная ложка экстракта миндаля, но вы можете добавить то, что кажется хорошим. Вам нужно будет добавить немного муки после добавления жидкого миндального экстракта, чтобы убрать липкость при замешивании. Не забудьте посыпать поверхность столешницы мукой перед тем, как замесить экстракт, и продолжайте замешивать, пока тесто не станет гладким. Предупреждение: это тесто пахнет ПОТРЯСАЮЩЕ. Как миндальное печенье, которое вам захочется съесть. Воздержитесь и просто наслаждайтесь ароматом миндаля.
Далее руками слепили круги из соленого теста и немного приплюснули их. Миндаль
впрессовываем в тесто узорами или просто прямо в тесто. Вам, конечно, не нужны миндальные орехи в этих украшениях, но мы с удовольствием их добавили. Для этого я использовал палочку. Выпекать тесто при температуре 200 градусов по Фаренгейту около 20 минут. Затем выключите духовку и оставьте украшения в теплой духовке. Когда пришло время приготовить ужин или вам нужна духовка для чего-то другого, вытащите их и оставьте на ночь. Для полного высыхания может потребоваться дополнительный день, в зависимости от толщины ваших украшений.
В этот момент я побрызгал наши украшения блестящим спреем. Этот спрей с блестками перманентный, поэтому обязательно распыляйте его на салфетку или другую поверхность. Я хотел использовать блестящую краску, чтобы запечатать миндаль и предотвратить отслаивание кожуры. Пока он хорошо держится на нашем дереве. Посмотрим, как они выдержат испытание чердачным хранилищем к следующему Рождеству.
Добавьте веревку, чтобы повесить украшения (мы использовали нить для вышивания, предоставленную нам www.craftprojectideas.com).
Это было настолько забавное украшение, что нам пришлось попробовать другой вариант с тем же тестом и другим ароматом, который был у нас в кладовке.
Рецепт соленого теста с ароматом мяты
Мы сделали это тесто по той же технологии, что и выше, только вместо миндального экстракта в наш стандартный рецепт соленого теста мы добавили экстракт мяты.