Курульное кресло чертеж: Курульное кресло (чертежи) | Идеи для мебели, Кресло, Складные стулья

Кресло своими руками — выбор формы, размеры, материалов Homeli.ru

Кресло своими руками  — полезное и приятное занятие. Можно задействовать всех членов семьи в этом ремесле и получится увлекательное хобби. В наше время можно найти достаточно информации о том, как и из чего, найти готовые чертежи или проявить смекалку самостоятельно. Кресло, сделанное своими руками всегда впишется в любой интерьер, будь то дача или квартира.

Содержание:

  • Кресло своими руками
  • Кресло туфля
  • Рекомендации по изготовлению
  • Садовое кресло своими руками
  • Трон из дерева своими руками
  • Кресло своими руками (видео)

Кресло своими руками

Перед началом работы необходимо все тщательно продумать и определиться, какое кресло вы хотите видеть у себя дома. Это может быть мягкое кресло для комфортного отдыха, или твердое из дерева любого цвета и формы, детское, или возможно кресло-качалка для отдыха у камина или на терраске. Или захочется сделать офисное кресло для компьютерного стола.

Купить кресло в магазине проще простого, в 21 веке предложение превышает спрос, выбрать мебель не составит труда.

Всегда есть возможность сделать самому, просто проявить терпение и смекалку.

Это может быть:

  1. Садовое кресло;
  2. Педикюрное или массажное;
  3. Кресло для салона красоты;
  4. Каминное уютное кресло, круглое, курульное, квадратное или любой другой формы.

В выборе материала тоже огромный диапазон. Можно выбрать качественные и дорогие материалы, а можно из того что есть (палеты, старая фанера, ненужные доски). Можно смастерить что-то сложное и экстравагантное. Например, классическое каминное кресло, у него есть второе название – Вольтеровское. Чаще это кресло из дерева, обшитое бардовым ретро бархатом, имеет красивые изогнутые ножки и подлокотники. Все что понадобится это инструменты, материалы и схема (чертеж) кресла.

Можно приступать к работе!

Кресло туфля

Если хочется не только ходить на каблуках, но и сидеть на них, то это тема для вас. Представительницам женского пола будет по душе такой изящный и нежный стул. Он прекрасно будет украшать дизайн женской комнаты.

Женская туфелька – идеальная форма для кресла, носик будет сидением, подошва будет в качестве спинки, а шпилька будет служить устойчивой опорой.

Исполнить можно в любом цвете, на выбор хозяйки.

Материал для обивки выбирается по характеристикам:

  1. Качество;
  2. Практичность в уходе;
  3. Прочность.

Это может быть натуральная кожа, единственный минус кожи – это цена, достаточно дорогостоящий материал. Можно взять кожзаменитель (экокожа), современный текстиль, бархат или велюр. Изготавливая этот оригинальный стул своими руками, есть возможность сделать его любого размера, будь то детское кресло туфелька на шпильке или трон для настоящих женщин.

Используйте свою фантазию в полной мере и наслаждайтесь красивыми и необычными вещами в вашем интерьере.

Рекомендации по изготовлению

Это универсальное дачное кресло всегда пригодится в быту и не останется стоять «без дела».

Для этого понадобится:

  1. Чертеж кресла;
  2. Доски;
  3. Саморезы, винты, гайки;
  4. Дрель, пила;
  5. Сверло;
  6. Шуруповёрт;
  7. Угольник;
  8. Рулетка;
  9. Метровая линейка.

Размеры готовых деталей указываются на чертеже или можно измерить старое кресло и выполнить заготовки по данным размерам. Заготовки должны быть, что называется «без сучка и задоринки» полностью ровные и гладкие. Пометьте заранее места креплений карандашом.

После того как все детали готовы, их скрепляют между собой. Далее нужна только фантазия будущих хозяев кресла.

Можно окрасить на любой вкус или сшить красивый чехол на кресло из бруса. И следует учитывать, что если кресло будет часто находиться на улице, где может быть повышенная влажность, то следует обработать морилкой для защиты.

Садовое кресло своими руками

Если имеются все необходимые инструменты, теперь необходимо определиться с материалами. Выбор бруса – это очень важно, нужно учесть все мелочи, чтобы садовое кресло прослужило как можно дольше. Брус бывает профилированный, не профилированный и клееный. Необходимо учесть, что будущее кресло будет подвержено высокой влажности.

Специалисты утверждают, что лучшим материалом будет брус из цельного дерева, что касается породы дерева, то наиболее лучшим вариантом по техническим характеристикам будут брус из сосны, лиственницы или дуба.

Достаточно прочные, влагостойкие (благодаря этому можно избежать процесса гниения дерева). Данное сырье не порадует стоимостью, но выигрывает во всем, получится практичная, современная, прочная и долговечная мебель.

Этапы изготовления:

  1. Подготовительный этап. Подготовка всех материалов и стандартный набор инструментов (молоток, отвертка, шуруповерт, карандаш и схема кресла).
  2. Процесс изготовления. Если нет готового чертежа, то необходимо самому нарисовать схему, но это требует навыков и опыта. Вырезать все детали для кресла, соответствующие всем измерениям.
  3. Завершение. Сборка элементов кресла и декорирование готового изделия.

Трон из дерева своими руками

Много веков назад появился этот предмет мебели и изготавливали его из различных материалов от универсального дерева до человеческих костей. Было целое ремесло по созданию тронов, мастера изготавливали такие шедевры, используя в качестве декора драгоценные металлы и камни, обивали шелком, бархатом. Такой предмет мебели подойдет не для каждого интерьера и его не назовешь самым удобным креслом в мире.

Можно смело приобретать трон-кресло, если ваше жилище исполнено в следующих стилях:

  1. Классический стиль;
  2. Стиль барокко;
  3. Рококо;
  4. Готика;
  5. Стиль классицизм;
  6. Ренессанс;
  7. Английский стиль.

Перед началом работы подготовьте все инструменты и материалы, тщательно продумайте сырье для материалов. По чертежам соберите все элементы. Также можно использовать уже готовый стул с высокой спинкой.

Готовый каркас из дерева можно декорировать. Понадобится синтепон или поролон, вырезаем кусочки по размерам стула (каркаса), это сиденье, спинка и подлокотники, для того, чтобы не сидеть на твердом дереве, а на комфортном и безумно красивом троне.

Затем необходимо создать чехол из бархата. Это будет выглядеть в данном стиле весьма богато. Рекомендуется изготавливать чехол так, чтобы он покрывал стул полностью. Для завершающего декора понадобится только фантазия. Это может быть полоска из ткани, завязанная на спинке трона. Это вариант трона с чехлом. Но существует множество других фантазий в отношении данного кресла. Возможно использование только дерева, украшать такой трон будет резьба, камни, рисунки. С подлокотниками деревянное или нет – решать только вам.

Мы рассмотрели только малую часть кресел и материалов для них. Так как перечислять их можно бесконечно. Существует огромное множество вариантов для изготовления кресел. Возможно вы не любите деревянные кресла и не хотите работать молотком или шуруповертом, тогда сделайте популярное и современное кресло-мешок. Или соорудите каркас для кресла из пластиковых бутылок. Также можно создать собственными руками кресло-гамак, это кресло порадует всех родных и близких.

Кресло своими руками (видео)

Сделать что-то своими руками это всегда приятно и полезно. Это будет прекрасное время провождение и поводом для гордости. Дерзайте, творите, фантазируйте.

ИНСИГНИИ РИМСКИХ МАГИСТРАТОВ — Стр 2

Нечто, подобное магическому амулету, имела также обувь сенаторов. Помимо приведенного выше описания сенаторских башмаков-сандалий необходимо упомянуть серебрянную лунку, которая, пожалуй, была одним из наиболее важных атрибутов сенаторского одеяния. По крайней мере, так, видимо, считал Ювенал (VII. 192), говоря «…и как сенатор, обут в сапоги с застежками лункой». Наиболее пространное, но наименее содержательное объяснение обычая сенаторов носить на обуви серебрянные лунки дает Плутарх34. Из этого описания ясно лишь то, что lunula была отличительным знаком древнейших родов и каким-то образом связана с Луной. Более содержательное объяснение дает Иоанн Лид (Mens. I. 19): «Затем (Нума Помпилий) учредил должность стража города, которого мы теперь называем uparcos (начальник) или, как некоторые – poliarcos (правитель), или astudikhn и которого некогда называли городским претором. Повидимому, даже в сенате он имел первые места. Это также ясно из его обуви, на которой изображена лунка в форме буквы C, которой римляне обозначают число 100… Ведь известно, что сперва у них было сто евпатридов; ведь именно столько (сенаторов) избрал Ромул.» Здесь следует отметить, что и из самого Лида, и из приведенного выше отрывка Феста (Mulleos, P.

120 L.) вытекает, что данная обувь была отличительным признаком не всего сената, а наиболее родовитых, так называемой первой сотни, обладавшей в отличие от прочих сенаторов высшей судебной властью и носившей особое название коллегии центумвиров
35
. Впоследствии, в эпоху республики эта грань между низшими и высшими сенаторами зависела от того, занимал ли сенатор ранее курульную магистратуру или нет.

Наконец, отличительным признаком более привилегированной первой сотни сенаторов было наличие у них колесницы, судя по описанию Лида, весьма древнего происхождения. Прочие же сенаторы назывались pedarii, то есть «пешие». Вот что об этом различии пишет Авл Геллий (3. 18): «1. Многие считают, что педариями называют тех сенаторов, которые не высказывают свое мнение словесно, но ногами присоединяются к чужому мнению… 3. Также говорят, что более правильным является соображение, которое сохранил в своих комментариях Гавий Басс. Ведь он говорит, что сенаторы старшего возраста, которые уже занимали курульную магистратуру, чести ради обыкновенно ездили в сенат на колеснице. В этой колеснице было кресло, на котором они восседали и которое именно по этой причине зовется курульным; однако те сенаторы, которые еще не получили курульную магистратуру, добирались в курию пешком. Поэтому сенаторы, еще не имеющие старших почестей, называются педариями.»

36

Любопытна этимология Геллия curulis от currus (колесница). Эту этимологию подтверждает и Фест: «Курульными магистраты называются от того, что ездят на колесницах.»37 Таким образом, первая сотня сенаторов, это в царскую эпоху – высшая родовая знать, а в последствии – эксмагистраты. Важно отметить, что не только сами эксмагистраты, будучи старшими сенаторами, сохраняли подобные знаки отличия, свойственные прежде всего курульным магистратам, но и их потомки веками хранили данные инсигнии, хотя, видимо, и не могли ими лично пользоваться. Это право рода или фамилии сохранять инсигнии своих предков называлось правом масок. Достаточно подробно оно описано у Полибия (Polyb. VI. 53–54): «Так, когда умирает кто-либо из знатных граждан, прах его вместе со знаками отличия относят в погребальном шествии на площадь к так называемым рострам, где обыкновенно ставят покойника на ноги, дабы он виден был всем; в редких лишь случаях прах выставляется на ложе. Здесь пред лицом всего народа, стоящего кругом, всходит на ростры или взрослый сын, если таковой оставлен покойным и находится на месте, или же, если сына нет, кто-нибудь другой из родственников, и произносит речь о заслугах усопшего и о совершенных им при жизни подвигах. Благодаря этому в памяти народа перед очами не только участников событий, но и прочих слушателей, живо встают деяния прошлого и слушатели проникаются сочуствием к покойнику до такой степени, что личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль. Затем после погребения с подобающими почестями римляне выставляют изображение покойника, заключенное в небольшой деревянный киот в его доме на самом видном месте. Изображение представляет собой маску, точно воспроизводящую цвет кожи и черты лица покойника. Киоты открываются во время общенародных жертвоприношений, и изображения старательно украшаются. Если умирает какой-либо знатный родственник, изображения эти несут в погребальном шествии, надевая их на людей, возможно ближе напоминающих покойников ростом и всем сложением. Люди эти одеваются в одежды с пурпурной каймой, если умерший был консулом или претором, в пурпурные – если цензором, наконец, в шитые золотом, если умерший был триумфатором или совершил подвиг, достойный триумфа. Сами они едут на колесницах, а впереди несут пучки прутьев, секиры и прочие знаки отличия, смотря по должности, какую умерший занимал в государстве при жизни. Подошедши к рострам, они все садятся по порядку на креслах из слоновой кости.»

Выставляя инсигнии предков на всеобщее обозрение не только во время похорон кого-либо из сородичей, но и во время ежегодных общеримских жертвоприношений, потомки сенаторов поистине устраивали тем более пышное зрелище, чем больше сенаторов-эксмагистратов было в фамильном древе конкретного рода. Если верить Полибию, то право масок было весьма почитаемым среди римлян, заветной мечтой всякого более или менее тщеславного римского юноши. Действительно, инсигнии высших сенаторов как бы увековечивали их образ не только в памяти ближайших родственников, но и всех римлян. Это было своего рода овеществленное, конкретизированное в реальных предметах бессмертие.

Теперь, наконец, перейдем к инсигниям римских магистратов эпохи республики. Надо сказать, что полный набор царских инсигний не сохранился ни у одного магистрата после изгнания царей в 509 г. до н.э. Исключение составляют лишь инсигнии военачальников (обычно консулов), получивших от римского сената право на триумф за значительную победу над протиником. Однако этими инсигниями военачальники пользовались только во время проведения триумфа, так как полный набор знаков отличия считался не человеческим, но божественным правом. Согласно Ливию, триумфатор въезжал в Город с Марсова поля на золотой царской колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в облачении Юпитера Всеблагого Величайшего, то есть олицетворял собой в этот момент верховное римское божество. Впереди него шествовали 12 ликторов с секирами и фасциями, толпа рабов-военнопленных, а также захваченные в войне трофеи. По словам Дионисия (2. 34. 2), сам триумфатор замыкал процессию. В руках он держал скипетр, голова его была украшена лавровым венком, а сзади него стоял раб, держа над ним царскую корону и приговаривая, чтобы триумфатор не зазнавался, помня о временности торжества38. Пожалуй, действительно было от чего вскружиться голове. Ведь в этот момент он был не простым смертным, но самим Юпитером. Источники прямо говорят о том, что он был облачен в одежду Юпитера и имел все его знаки отличия39. Весьма важно замечание Сервия о том, что лицо триумфатора также как и его туника, было окрашено в красный цвет. О том же говорит и Плиний Старший, указывая, что красной краской окрашивалось лицо Юпитера, а также триумфаторов во время их триумфального шествия40.

Мы уже говорили выше о том, что римляне понимали войну, как некий сакральный ритуал очистительного жертвоприношения. Триумфальное шествие есть заключительный акт данного ритуала. Триумфатор, окрашенный красной краской, олицетворял собой Юпитера, окропленного кровью поверженного врага. Сам триумф являлся ритуальным очищением полководца и его войска от скверны пролитой крови. Лавровые венки на головах триумфатора и всех его воинов как раз и несли в себе это очищение, как о том пишет Фест41, а также Сервий42. Очистительный обряд завершался на Капитолии у храма Юпитера Всеблагого Величайшего, где этому божеству приносились в жертву так называемые «первинки» от военной добычи (Dionys. II. 34. 3). Обычно приносилась в жертву также и большая часть проведенных в триумфальном шествии военнопленных43.

Таким образом, велико было религиозное значение как триумфального ритуала в целом, так и всех инсигний триумфатора, делавших его как бы Юпитером. Очень важно подчеркнуть это «как бы». До полной идентификации триумфатора с Юпитером не хватало того, чтобы раб, державший сзади над его головой золотой этруский венец, опустил его непосредственно на голову военачальника. Однако, как уже отмечалось, это было строжайше запрещено сакральными законами. Данный запрет объясняется у Иоанна Лида, который пишет следующее (De mens. IV. 46): «Корона же является знаком совершенства, конечно, именно по этой причине первоначально она предоставлялась богам, царям и жрецам. Однако впоследствии Фортуна отняла корону у Мужества, жрецы же в последующие времена украшали голову вместо короны волосами, обрезая их по кругу.»

Как бы то ни было, римляне прекрасно осознавали, что грань эта между богом и триумфатором весьма зыбка44, поэтому, дабы Фортуна не разгневалась на римлян, использовались некоторые магические средства. Речь идет о золотой булле, являвшейся непременной инсигнией всякого триумфатора. Это был золотой шарик, полый внутри, иногда делавшийся в форме сердца. Внутрь помещались различные магические средства, отвращающие зависть и зло от носящих их45. Триумфаторы, а также дети сенаторов46 носили буллу на груди. С ее введением связаны две легенды, по одной из которых булла была принята в качестве инсигнии детей сенаторов уже Ромулом47, по другой – Тарквинием Древним48.

Таковы были инсигнии римских триумфаторов. Они могли несколько изменяться, особенно в конце республики, обычно в сторону увеличения пышности одеяния триумфатора. Так Помпей Великий, разбив царя Митридата, устроил непомерно пышное триумфальное шествие, сам облачившись в одежды царя Александра Македонского (App. Mitr. 117). Однако в период ранней республики отношение к инсигниям было гораздо строже и всякое отклонение от внешних признаков и внутреннего смысла инсигний считалось недопустимым.

Наконец, перейдем к знакам отличия римских консулов. Их введение связано с изгнанием царей в 509 г. до н.э. Обратимся к свидетельству Дионисия Галикарнасского (3. 62. 1–2): «С того времени и до самой смерти Тарквиний (Древний) всегда надевал золотую корону и вышитую пурпуром тогу, восседал на троне из слоновой кости, держа в руке скипетр из слоновой кости, а 12 ликторов, носивших секиры и фасции, находились при нем, когда он вершил суд, и сопровождали его, когда он уезжал (из Города). Все эти знаки отличия были сохранены последующими царями, а после изгнания царей также и ежегодными консулами – все, кроме короны и пурпурной мантии. У них были отобраны только эти (знаки), считавшиеся слишком непристойными и возбуждающими ненависть. Только когда они с победой возвращались с войны и удостаивались сенатом триумфа, они не только имели золотой венец, но и облачались в пурпурную мантию.»

Причину изменений, происшедших с царскими инсигниями при переходе их к консулам, Дионисий описывает, вкладывая это в уста первого римского консула – Брута (IV. 74. 1–2): «И ввиду того, что инсигнии, которые были предоставлены царям, весьма многочисленны, я полагаю, что если какие-то из них тягостны взору и ненавистны многим, то мы должны изменить значение одних из них и ликвидировать другие (я имею ввиду и скипетры, и золотые короны, и пурпурные и вышитые золотом мантии) за исключением определенных праздничных случаев и триумфальных процессий, когда правители присвоят их ради почитания богов; ведь они никого не оскорбят, если будут употребляться редко. Я думаю, что мы должны оставить мужам троны из слоновой кости, на которых они будут восседать, верша суд, а также белые мантии, окаймленные пурпуром, вместе с 12 секирами, которые несут перед ними, когда они появляются на публике. «

Таким образом, из Дионисия ясно, что именно в период правления Тарквиния Гордого и его изгнания у римлян начало складываться негативное отношение к таким знакам царской власти как корона и пурпурная мантия. К этому, пожалуй, следует присовокупить колесницу, запряженную квадригой белых лошадей: отныне подобные колесницы могли за редким исключением запрягаться лишь мулами, консулы же пересели на лошадей. Отсюда новой инсигнией консулов и прочих курульных магистратов стал серебрянный конский убор, о котором упоминает Ливий49.

Любопытное описание консульских инсигний дает Иоанн Лид (I. 32): «Белые, доходящие до пят пенулы (плащи – Л.К.) и широкие colobi (туники с короткими рукавами – Л.К.), по сравнению с пенулой надлежащим образом поднятые вверх к плечам (ведь у пенулы пурпур был на каждом из плеч спереди, а у colobi – сзади), белые сандалии (ведь кожу римляне называли aluta от квасцов, так как квасцы у них называются alumen) и белый оттиск из льна на правой руке (на своем языке они называли его mappa и faciola, так как лицо называлось ими facies) были инсигниями консулов. Они имели также несущиеся впереди них и поднятые вверх секиры, и толпу мужей, несущих фасции (я подозреваю, что это пошло от диктатора Серрана или от того, что секиры обозначали власть) и вдобавок кресло из слоновой кости (римляне называют его sella).»

Из приведенных текстов следует, что консулы поменяли пурпурную мантию трабею на белый плащ, лишь оттороченный пурпуром. Обращает на себя внимание упоминание некоей белой повязки mappa на правой руке. Словом mappa римляне обычно обозначали платок или сигнальное полотнище. С другой стороны, этимология Лида faciola от facies указывает на то, что повязка была как бы отличительным признаком консула.

Далее, произошли некоторые изменения и с фасциями. Уже первые консулы ввели в обычай, чтобы в черте города секиры в фасциях имели ликторы только того консула, который в текущем месяце осуществляет судебную власть. Ликторы второго консула имели лишь фасции и булавы50. Затем консул Валерий пошел еще дальше, вообще запретив консульским ликторам в черте города иметь при себе секиры51. Дабы подчеркнуть, что только народ имеет право выносить решение о смертной казни и наказании розгами и является высшей аппелляционной инстанцией, Валерий ввел в обычай опускать фасции перед народом52. В последующем вообще вошло в обычай опускать фасции, убирать секиры и снимать курульное кресло с трибунала в тех случаях, когда нижестоящий курульный магистрат встречался с высшим, причем это касалось, например, и тех случаев, когда сын, облеченный властью, встречал своего отца или мать53.

Теперь несколько слов следует сказать об инсигниях диктатора. Его власть нередко сравнивалась по объему и величию с царской. При его избрании все прочие магистраты слагали свои полномочия, он один вершил суд над римлянами, и не было права аппелляции против его приговора. Его инсигнии также нередко приравниваются к царским. Так Иоанн Лид (De mag. I. 36) пишет: «Все знаки царской власти, за исключением короны, были в распоряжении диктатора: 12 секир, пурпурная мантия, sella, копья и все инсигнии, по которым узнавались цари. » Здесь у Лида есть некоторые разночтения с Дионисием (10. 24. 2), согласно которому у диктатора было 24 ликтора с секирами и фасциями. Это разночтение может быть объяснено тем, что первоначально у диктатора действительно было лишь 12 ликторов, а впоследствии стало 2454. В подчинении у него находился начальник конницы, который помимо обычных символов власти курульного магистрата обладал также длинными палками вроде копий, которые торжественно несли перед ним подобно консульским фасциям55.

Обычными инсигниями курульных магистратов обладали также преторы, основной обязанностью которых с 367 г. до н.э. стали судебные разбирательства среди граждан и перегринов. Это были тога-претекста, курульное кресло и один ликтор с секирой и фасциями56.

Почти те же инсигнии имели и курульные эдилы, главной задачей которых было проведение религиозных празднеств, наблюдение за рыночными ценами и надзор за соблюдением жертвоприношений57. Кроме того, их одеяние отличалось наличием белой туники, о чем пишет Ювенал58. Трудно сказать однозначно, был ли у них ликтор с фасциями, однако наличие курульного кресла – знака судебной власти, – как будто свидетельствует в пользу такого предположения. Не следует путать курульных эдилов с плебейскими, которые формально вообще не обладали какими бы то ни было инсигниями, также как и плебейские трибуны59.

Некоторое отличие имели инсигнии римских цензоров. Вообще следует сказать, что эта курульная магистратура по некоторым признакам была ближе к жреческой, религиозной, нежели к административной60. Ведь они возглавляли одну из главных религиозных церемоний Рима – совершение пятилетнего lustrum – обряда очистительных жертвоприношений, одновременно являвшегося цензом. Как и прочие магистраты, они обладали курульным креслом61. Согласно Полибию, одеяние цензора было целиком окрашено пурпуром, что сопоставимо лишь либо с царскими, либо с жреческими инсигниями. Вернее остановиться на последнем. Вообще, его должность была тесно связана с красным цветом. Это был и цвет крови очистительных жертвоприношений, и цвет красной краски, которой цензор окрашивал лицо статуи Юпитера на Капитолии62.

Нам осталось рассказать лишь об инсигниях плебейских трибунов. Рассказ этот будет довольно коротким, так как основным отличительным знаком трибунов было отсутствие каких бы то ни было магистратских инсигний. Очень интересно комментирует эту особенность Плутарх (R.q. 81) в следующем отрывке: «Почему народный трибун в отличие от остальных магистратов не носит тогу с пурпурной полосой?

Быть может, это вообще не должность? Действительно, у трибунов нет ликторов, они не произносят суд с курульного кресла, не вступают в должность в начале года, как все другие, и не слагают с себя обязанностей; когда избирается диктатор, хотя власть всех магистратов передается диктатору, трибуны по-прежнему остаются, так что они, видимо, не обычные магистраты, и звание их совсем другого рода. Можно привести такое сравнение: некоторые ораторы полагают, что письменное возражение против неверно начатой тяжбы есть не жалоба, а как раз нечто противоположное жалобе, как жалоба вводит дело в суд и начинает дело, так возражение изымает дело из суда и прекращает дело. Точно также, думают они, и трибуны служат препятствием должностным лицам, и это не должность, а как раз нечто ей противоположное: власть и сила трибунов в том, чтобы препятствовать злоупотреблениям властью и силой магистратов.

Или же все эти истолкования чересчур надуманные, а прежде всего надо помнить, что трибунат создан по воле народа и силен волей народа, так что очень важно, чтобы трибун не возвеличивался над прочими гражданами и не отличался от них ни видом, ни одеждой, ни образом жизни. Важность подобает консулу и претору, а народный трибун, как говаривал Гай Курион, должен быть «ногами попираем»; ему нельзя быть высокомерным, недоступным, крутым, а надо быть покладистым и неутомимым, трудясь за других. Самый дом его по закону не имеет запора, днем и ночью он открыт как пристанище и прибежище для всех нуждающихся. Чем униженней трибун с виду, тем больше его могущество. Он считается общим достоянием в нужде, доступным для всех, подобно алтарю, а в почестях, ему приносимых, он свят, чист и неоскверняем; и если с ним что случится в людном месте, то закон предписывает ему очищение и освящение тела, как после скверны.»

Тем не менее, какие-то отличительные признаки за многовековое существование должности приобрели и плебейские трибуны. Иоанн Лид пишет, что «трибуны подпоясывались кинжалами и имели публичных рабов, которых называли vernaculi…» К этому можно добавить и так называемую subsellia, то есть скамеечки, на которых трибуны восседали, разбирая жалобы народа63. Впрочем, подобного рода инсигнии мог иметь любой римский гражданин.

Широко известна роль плебейских трибунов в политической жизни римской республики, поэтому на первый взгляд может показаться удивительным полное отсутствие инсигний. Однако совершенно прав Плутарх, указывая, что плебейский трибунат был создан не для вершения административных дел, но для защиты народа, и прежде всего, добавим мы, от произвола самих должностных лиц со всеми их регалиями. Ведь патрициям и их прямым родственникам священным законом, принятым плебсом, восставшим против консулов и сената в 494 г. до н.э., было под страхом смерти запрещено занимать должность плебейского трибуна. Потому-то и во всех внешних отличиях трибун должен был походить не на магистратов и вообще власть имущих, а на простой народ, непосредственным представителем которого он и являлся.

Итак, подведем некоторые итоги. Мы рассмотрели инсигнии основных римских магистратов эпохи царей и ранней республики. Безусловно, в кратком очерке невозможно с достаточной полнотой исчерпать эту тему. Однако нам в какой-то мере удалось собрать данные традиции по истории инсигний. Главный вывод, который позволяет сделать обзор этих данных, заключается в том, что история инсигний непосредственно связана с римской политической жизнью, с развитием социальных институтов. Мы видели, что древнейшие инсигнии царей и знати были обусловлены сакральным характером представлений римлян древнейшей эпохи об атрибутах власти. Эти представления были сродни мировозрению многих народов на стадии разложения первобытного строя и формирования государственности. То была эпоха, когда магическая сила вещей, тем более атрибутов власти, воспринималась чуть ли не как непосредственная материальная сила. С изменением характера государственной власти шло с одной стороны – усложнение атрибутики власти, с другой стороны – формализация некоторых атрибутов. Сакральный характер представлений римлян о власти сохранился и в последующие эпохи, однако на смену непосредственной магии символов власти постепенно приходило осознание непосредственной силы самой власти, а роль инсигний стала отходить на второй план, превращаясь именно в формальные признаки отличия в современном понимании этого слова. Наиболее ярко это, пожалуй, отразилось в отсутствии даже формальных инсигний у плебейского трибуна, появление которого в римской политической системе было связано с бурными процессами социального развития начала республики. Ведь именно в конце VI–V вв. до н.э.сформировались основы государственного устройства древнего Рима. Именно в этот период в инсигнии римских магистратов было внесено некоторое новое смысловое содержание, связанное не с религией или магией, а с характером взаимоотношений различных политических сил общества.

Если позволит строгий читатель, хотелось бы сделать еще одно наблюдение, выходящее за рамки данной работы. Известно, что вслед за архаическим периодом римской истории, полной религиозных суеверий, ритуалов и табу, пришел период расцвета республики и начала принципата, который даровал миру мыслителей, весьма далеких от первобытных суеверий. Мысли Лукреция, Цицерона, Сенеки и сегодня воспринимаются как не потерявшие притягательной силы своей ratio. В период расцвета, пускай весьма неоднозначного, полного социальных потрясений, магия вещей отошла на задний план, уступив место их функциональному значению, осмыслению их рационального использования. Однако на закате империи, когда социальные механизмы стали давать существенные сбои, когда начала разрушаться римская государственная машина, религиозные суеверия, астрология и сакральные институты вновь начали выдвигаться на первый план. Вместе с ними снова вылезла на свет божий и магия вещей, особенно тех, которые и в Средние века, полные таинственного смысла различных геральдических систем, было принято называть инсигниями. Знаковая система получила дальнейшее, далеко не всегда рациональное развитие. В истории человечества были разные эпохи, взлеты и падения, кризисы и периоды бурного развития, однако и в современном обществе велика еще сила фетишизма, непременно всплывающего на поверхность истории в сложные периоды социальной жизни общества. Тем важнее, думается, для современного читателя узнать историю древних инсигний, дабы научиться ориентироваться в различных знаковых системах.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Cic. De dom.1.1: «Cum multa divinitus, pontifices, a maioribus nostris inventa atque instituta sunt, tum nihil praeclarius, quam quod eosdem et religionibus deorum immortalium et summae rei publicae praeesse voluerunt…»

2. См.: Кофанов Л.Л. Сакральное право: от человеческих жертвоприношений к правовым санкциям // Религия и община в древнем Риме. М., 1994. С. 20 сл.

3. Serv. Ad Aen. I. 506: «SOLIO solium proprie est armarium uno ligno factum, in quo reges sedebant propter tutelam corporis sui, dictum quasi solidum. modo iam abusive sellam regalem intellegimus (см. также VII. 169).

4. История первобытного общества. Эпоха классообразования. (Под ред. Ю.В. Бромлея). М., 1988. С. 438 сл.; см. также: Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки истории естественнонаучных знаний. С. 13 сл.; Он же, Древо мировое // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С. 398-406.

5. Fest. P. 470 L.: Solida sella ad . . . . . . iubetur, cum mane surg<ens auspicandi gratia evigi>lavit, quod antiqui expres<s>e . . . . . . . . . . riore parte excavat<as ad auspiciorum usum fa>ciebant sedes.

6. Aen. VII. 612-613:             Консул тогда, облачен по-габински надетою тогой             И квиринальским плащем, отворяет скрипучие створы,             Граждан на битву зовет, и за ним идут они следом…

7. Serv. Ad Aen. VII. 612: «IPSE QUIRINALI TRABEA Suetonius in libro de genere vestium dicit tria genere esse trabearum: unum dis sacratum, quod est tantum de purpura; aliud regum, quod est purpureum, habet tamen album aliquid; tertium augurale de purpura et cocco. «Quirinali» ergo regali.

8. Подробнее об этом см.: Токмаков В.Н. Воинская присяга и «священные законы» в военной организации Раннеримской республики // Религия и община в Древнем Риме. М., 1994. С. 132 сл.

9. Plin. N.H. IX. 136: «Я полагаю, что употребление пурпура всегда было в Риме, но со времени Ромула также и при (окраске) трабеи…» (Purpurae usum Romae semper fuisse video, sed Romulo in trabea…

10. Plin. N.H. IX. 136: «…nam toga praetexta et latiore clavo Tullum Hostilium e regibus primum usum Etruscis devictis satis constat.»

11. Plut. Rom. 26: «Царь стал одеваться в красный хитон, ходил в плаще с пурпурной каймой, разбирал дела, сидя в кресле со спинкой. Вокруг него всегда были молодые люди, которых называли «келерами» за расторопность, с какой они несли свою службу. Впереди государя шли другие служители, палками раздвигавшие толпу; они были подпоясаны ремнями, чтобы немедленно связать всякого, на кого им укажет царь. «Связывать» по латыни было в древности «ligare», а ныне «alligare» – поэтому блюстители порядка называются «ликторами», а ликторские пучки «бакила» (bacillum), ибо в ту давнюю пору ликторы пользовались не розгами, а палками. Но вполне вероятно, что в слове «ликторы» «к» – вставное, а сначала были «литоры», чему в греческом языке соответствует «служители»: ведь и сейчас еще греки называют государство «леитон», а народ – «лаон».

12. Liv. I. 8: «2. Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он внешними знаками власти внушит почтение к себе, Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, завел 12 ликторов. 3. Иные полагают, что число это отвечает числу птиц, возвестивших ему царскую власть, для меня же убедительны суждения тех, кто считает, что и весь этот род прислужников, и само их число происходят от соседей-этрусков, у которых заимствованы и курульное кресло, и окаймленная тога. А у этрусков так повелось от того, что каждый из 12 городов, сообща избиравших царя, давал ему по одному ликтору.» – (2. quae ita sancta generi hominum argesti fore ratus, si se ipse venerabilem insignibus imperii fecisset, cum cetero habitu se augustiorem, tum maxime lictoribus duodecim sumptis fecit. 3. alii ab numero avium, quae augurio regnum portenderant, eum secutum numerum putant; me haud paenitet eorum sententiae esse, quibus et apparitores [et] hoc genus ab etruscis finitimis, unde sella curulis, unde toga praetexta sumpta est, et numerum quoque ipsum ductum placet, et ita habuisse Etruscos, quod ex duodecim populis communiter creato rege singulos singuli populi lictores dederint.)

План средневекового стула | Craftsmanspace

На этой странице вам предлагается план изготовления стула, очень похожего на знаменитое «курульское кресло», которое было популярно в Древнем Риме и в средние века.

Стул по этому плану складной, и для его изготовления лучше всего использовать породу красивой фактурной древесины твердых пород. Поскольку изготовление этой версии вышеупомянутого средневекового кресла требует терпения, опыта и большой точности, это проект не предназначен для начинающих столяров.

 

Тип проекта

Бесплатные чертежи деревообработки

Марка

Для дома

Стулья

Сложность проекта

Продвинутый уровень, требует точности и опыта

Уровень мастерства

для опытного столяра

Уровень оборудования мастерской

Хобби – Ручные инструменты, электроинструменты и машины

Накладные соединения по дереву

Крепеж

Дюбели

Размеры

Ширина 626 мм (24,64 дюйма), высота 674 мм (26,55 дюйма), длина 455 мм (17,91 дюйма)

 

  1. Самое сложное в этом стуле — точно изготовить ножки и просверлить в них отверстия. Мы рекомендуем вам сначала нарисовать шаблон, который поможет вам скопировать форму ноги на доску. Вырежьте ножку лобзиком и с помощью наждачной бумаги сгладьте форму и получите ровную поверхность, как на шаблоне. Пусть шаблон проинструктирует вас просверлить все отверстия и в ноге.
  2. После того, как вы закончите первую ногу, используйте ее осторожно, чтобы сделать все остальные.
  3. Сделайте шаблон (см. рисунок) и используйте его, чтобы отрезать концы/кончики ножек под углом 45 градусов и просверлить отверстия.
  4. Изготовьте все остальные необходимые детали. Аккуратно разметьте и просверлите отверстия на деталях/секциях нижней направляющей.
  5. После того, как все детали будут тщательно изготовлены, соедините все детали всухую, соберите весь проект без клея, чтобы проверить точность и хорошую посадку соединений. Если что-то нуждается в переоснащении, сейчас самое время это исправить.
  6. Если все подходит, разберите, затем склейте и зажмите компоненты вместе.
  7. Выбор отделки остается за вами.

 

Складной средневековый стул


 
Изготовление этого типа средневекового стула требует много вашего времени и усилий, но несомненно, что его дизайн чрезвычайно красив и идеально подходит для любого интерьера, где преобладают древесина. Так что время, вложенное в него, обязательно окупится! Не расстраивайтесь, особенно при работе с боковыми частями сиденья (секция под руками), так как они закрыты и изогнуты внутрь, что может быть неудобно, когда сидят более тяжелые и крупные люди. Если ваш стул предназначен для более крупного человека, вы должны адаптировать его к его размеру.

 

Покомпонентное изображение и список деталей

Сборочный чертеж

Скачать проект в формате PDF

Скачать проект (изображения высокого разрешения)

Прислал Ceh Jan

 

Гильдия св. Фомы — средневековые деревообрабатывающие, мебельные и другие ремесла: план строительства курулийского седла Музей меха angewandte Kunst (MAK) в Вене, Австрия. Оба искусно вырезаны и ярко раскрашены, как обычно для такого типа стульев. Самый старый из них наиболее широко известен и показан на изображениях. Другой нет. К сожалению, в музее нельзя фотографировать (в 2006 году), но они были так любезны, что прислали мне несколько фотографий стульев (в их стеклянной витрине).

Самый старый стул датируется началом 13 века и сделан из древесины груши. Он происходит из бенедиктинского монастыря Адмонт недалеко от Зальцбурга, Австрия. Головы складного стула вырезаны в виде львов, а ножки — в виде драконов. Львы являются символом Христа, а драконы символизируют дьявола, показывая победу над злом.

Наружные стороны украшены резными розетками, переплетениями и побегами растений, которые окрашены в красный, зеленый, белый, желтый и синий цвета. Одна из нижних оград была заменена во второй половине 15 века и украшена гербами Адмонтского штифта и аббата Иоганна Траутманнсдорфа (1466-1481). На других медальонах изображены орел, грифон, лев и пеликан. Более поздние замены — кожа сиденья, другая — недекорированная — нижняя рейка и одна из х-рельсов (на фото видно нерезную и недекорированную голову).

Внутренняя сторона стула не украшена и не имеет резьбы, за исключением изголовья и ножек. Часть дерева в центре x удалена, чтобы можно было сложить стул и чтобы все части x были на одном уровне. Железный штифт соединяет обе части x. Кожаное сиденье складывается поверх верхних поручней и прибивается гвоздями к нижней стороне деревянного поручня.


На изображениях всегда изображен складной стул Admont с этой стороны, с оригинальной полной х и декорированной рейкой с медальонами. Обратите внимание, что нижняя челюсть левого льва отсутствует. Размеры стула: высота 61 см, ширина 64 см и глубина 41,5 см. Изображение из книги Mobel Europas I Франца Виндиш-Гретца.


Здесь вы можете увидеть другую нижнюю, недекорированную сменную направляющую. Фото МАК, Вена, Австрия

Второй складной стул в МАК также происходит из монастыря Адмонт и датируется 15 веком. Он сделан из клена и окрашен в красный цвет, а скошенные стороны — в зеленый. Стул оформлен более грубо. В центре X с обеих сторон резные и позолоченные розетки. Головки кресла — резные головы собак, с остатками позолоты. Ножки стульев — собачьи когти, один из которых не поврежден.


Размеры стула Admont 15 века: высота 55 см, ширина 63 см и глубина 43 см. Фото МАК, Вена, Австрия.

 

Фрагмент резной собачьей головы складного стула Admont XV века. Глаз окрашен в белый цвет, а зрачок в черный. Изображения из книги Mobel Europas I.

Когда я начал рисовать план сооружения, я заметил, что на миниатюрах 14-го века в курульном седле практически не видны нижние перекладины, соединяющие два креста. Некоторые миниатюры показывают курулисовое седло только спереди, но у других, по-видимому, были расшатанные ноги. Могло ли быть так, что соединительная балка находилась в другом месте, например, в поперечном сечении? Действительно, на одной средневековой миниатюре изображено курульное седло с перилами в поперечном сечении. Затем я изменил свой план. Иметь соединительные рельсы в поперечном сечении — более сложная задача, и я всегда мог вернуться к рельсам, как в кресле Admont.


Позолоченное курульное седло с львиными головами и ногами. «Соломон судит среди трех братьев»

из «Исторической Библии» парижской мастерской около 1355 года. Британская библиотека, Лондон, Великобритания. Королевская ms 19 D ii, fol. 273.


Соломон восседает на «позолоченном» курульном седле с головами львов. Соломон учит молодого Ровоама 

по «Исторической Библии» парижской мастерской около 1358 года. Британская библиотека, Лондон, Великобритания. Королевская ms 17 E vii, fol. 1.

Два позолоченных курульных седла для царя Соломона. Головы либо собаки, либо львы. «Настоящий брат отказывается стрелять в труп своего отца» и «Соломон обнаруживает настоящую мать» из «Исторической Библии», созданной в парижской мастерской около 1369 года. Deutsche Staatsbibl., Берлин, Германия. РС. Филиппс 1906, л. 255.


«Король» сидит на искусно вырезанном курульном седле. Ножки стульев «волосатые», а весь стул позолочен. Между нижними ножками стула нет перекладин. Миниатюра из рукописи «Поликратика» Иоанна Солсберийского из парижской мастерской около 1373 года. Национальная библиотека Франции, Париж, Франция. РС. фр. 24287, л. 12.  

Курульное седло епископов позолоченное с собачьими головами. Миниатюра «Таинства миропомазания» 1390 года из парижской мастерской. Национальная библиотека Франции, Париж. Tres Belles Heures de Notre Dame, мисс. н.д. лат. 3093, стр. 169.

Позолоченное курульное седло с соединительными планками в точке x. Верх кресла украшен резными собачьими головами. Само кресло установлено на возвышении, покрытом тканью. Сиденье сложено над рейлингами и выглядит так, как будто оно сделано из трех частей, сшитых вместе. Рукопись, сделанная в Париже в 1362 году. Дофин расспрашивает античных астрологов. Neuf anciens juges d’astrologie. KBR, Брюссель, Бельгия, ms.10319, л. 3.


.

Курульное кресло с миниатюры «Рыцарь перед королевским советом», датируемой 1392–1393 гг.

На этом складном стуле отчетливо видны соединительные направляющие возле ножек.

Головки стула скрыты, но ножки стула выглядят как простые ножки. Стул окрашен в ярко-красный цвет.

Из рукописи «Pelerinage de vie humaine» Гийома де Дигюльвиля.

Национальная библиотека Франции, Париж, Франция, ms. фр. 823, л. 152.

На приведенном выше плане строительства по-прежнему показано курулисовое седло с установленными нижними перекладинами. У меня есть деревянный штифт, закрепленный внутри поперечного сечения в качестве точки поворота (черные прямоугольники на виде сверху и сбоку), вместо железного штифта, проходящего через дерево. Это будет заменено на точеную деревянную рейку в поперечном сечении. Стул будет резным, кроме внутренней части. Намерение состоит в том, чтобы окружности (вид спереди) были украшены резными розетками.

Следующий пост о курульном седле продолжится с подготовкой и распиловкой древесины. Наконец, этот пост завершается остатками искусно вырезанного складного стула из самшита, датируемого 13-м? века в соборе Рода-де-Исабена в Испании. Складной стул связан с Сан-Рамоном (показаны также сандалии и платки святого) и имеет любопытную историю кражи, уничтожения и возвращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *