Куклы без рта и носа: У кого нет рта и нет носа? / Текстильная кукла своими руками из ткани / Бэйбики

Магические игрушки. Почему кукол в Ярославле делали без глаз- Яррег

Кукла – это не только игрушка для детей и увлечение некоторых взрослых, сегодня она и учит, и лечит, дает навыки профессии и воспитывает. В известном мультфильме «9» куклы спасли мир, исправив допущенные людьми ошибки… В этом не так уж много преувеличения.

Первые куклы появились у людей, едва научившихся рисовать и обрабатывать дерево и камень. А сегодня куклы становятся туристическими брендами – символами городов, экспонатами специализированных музеев, открывают простор человеческой фантазии и таланта. Для ярославны Ирины Ворушило кукла – это прежде всего ассистент, вместе с которым она оказывает психологическую помощь детям.

– После окончания Ярославского педагогического университета по специальности «педагогика и психология» я увлеклась куклотерапией. Занималась с детьми зажатыми, замкнутыми: испытывающими трудности в общении со сверстниками и не доверяющими взрослым. Такой ребенок – как ежик, выставивший навстречу другим свои иголки. Он живет в своем внутреннем мире, общаясь с выдуманными персонажами. Именно там он раскрепощен, там его естественная среда, там он может быть самим собой. Войти туда можно через сказку и куклу, любимую игрушку малыша. Но настоящего посредника для общения с ребенком найти не так просто: в мире не существует игрушки с индивидуальным образом Кляксика или Лапулинки, которых дети выдумывают сами. Значит, их надо сделать своими руками, с участием ребенка – как советчика и эксперта. Они верят, что куклы живые – их друзья, и будут стараться делать то, что этим друзьям пойдет на пользу, разделяя с ними досуг: гулять, слушать сказки, рассматривать картинки, читать книжки, приводить в порядок свою комнату. Куклотерапию как метод основала Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, а в нашей стране Ирина Meдвeдeвa и Tатьяна Шишoвa предложили детские кукольные театры для укрепления психологического здоровья, – рассказывает Ирина Ворушило.

Для многих детей, которым с помощью куклотерапии удалось преодолеть свои комплексы, изготовление кукол становится хобби, а иногда – и профессией. Но для этого нужно не только многому научиться, но и узнать о традициях и различных техниках куклоделания, об особенностях этого ремесла в разных регионах.

Куклы эволюционировали вместе с культурой, это часть исторического наследия народа. Про тряпичных и соломенных масленичных кукол, знаменующих прощание с зимой, знают все. А вот столбовая кукла только возвращается из архаичного прошлого в современное бытование на волне всеобщего интереса к истории нашей страны. Ее основа – столбик (из бересты, деревянного чурбачка, палочки или тканевого валика). А дальше накручиваем на него ткань, наряжая столбушку по своему вкусу, но не забывая и про традиции. Если заплетена косичка – это девица, потому что только незамужние могли ходить простоволосыми. А с убранными под платок или кокошник волосами – молодуха или барыня. Впрочем, игровая кукла-закрутка сегодня необязательно так уж строго должна соответствовать незыблемым в старину канонам.

Испокон веков кукол делали на свадьбу (не зря их до сих пор усаживают на капот автомобиля, в котором едут молодожены) и перед важными событиями в жизни. «Зернушку» набивали отборным зерном накануне сева: чтобы год оказался урожайным. «Зольницу» – золой из очага при переезде в другой дом или другую местность, рассчитывая на новом месте сохранить достаток и семейное благополучие. Были в ходу куклы-«подружки», которым можно поведать сокровенные секреты. Куклы-«утешительницы» (утирать слезки). Куклы-футляры, в которые вкладывали подарок. К большим церковным праздникам мастерили куклы вербные, пасхальные и в виде ангелочков.

– Куклы разделялись на игровые и обрядовые. Технология изготовления их – разная: обрядовая не приемлет острые предметы – иголки, ножницы, булавки, шило, – так что приходилось обходиться без них. А игровые куклы могли появляться буквально из ничего: к примеру, «лягушку» скручивали из носового платка. Она могла «плавать», двигать лапками, изгибаться, чем и смешила ребенка. Это похоже на чудо: обычный кусок ткани за секунды «оживал» и даже начинал говорить – с помощью взрослого, конечно, – удивляет рукодельница.

Исследовательница Людмила Орлова во время этнографической экспедиции по нашему краю описала архаичную ярославскую куклу: ее голова разделена на две части – лицевую и «шишку» (прическу), причем лицо не «прописано»: нет ни глаз, ни носа, ни рта. Именно такая игрушка считалась недоступной для злых сил, безопасной для ребенка и часто служила ему оберегом. Для изготовления народной куклы использовали натуральные ткани, лен, опилки – для смолистого запаха, косички из льняной кудели. Ситцевую ткань вышивали сказочными животными, птицами, лошадьми, ромбами, символами воды и солнца. Были очень популярны «травницы», внутрь которых зашивали мешочки с ароматическими растениями.

– Подобная кукла впо­лне может стать туристическим брендом Ярославля, – считает Ирина Константиновна.

Сегодня традиции изготовления народной куклы сохраняют и развивают ярославские мастерицы, работающие в ярославском центре дополнительного образования «Горизонт» под руководством заслуженного учителя России Татьяны Лихачевой. Не так давно эта группа педагогов заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже веков» с экспозицией «Ярославская кукла». В их планах – создание музея кукол. В Ярославле, где проходит Главная Масленица страны и творит много талантливых мастеров, ему самое место.

И хорошо бы выставочную куклу в технике хенд мейд дополнила игровая. Сегодня, к сожалению, дети избалованы дорогими игрушками, которые они зачастую не любят, а воспринимают исключительно как атрибуты успешности, самоутверждения и даже возвеличивания себя перед другими. Барби, «Маленькие пони», «Школа волшебниц», трансформеры, тачки, супергерои вселенной Марвела – сегодня ими забиты все прилавки, как будто нарисованные под копирку. А ставшие модными в последние несколько лет игрушечные вампиры и прочие упыри всех времен и народов превращают детскую в комнату страха.

Но все изменится, если мамы и папы, бабушки и дедушки найдут время и желание взяться за изготовление игрушек самостоятельно, материализуя фантазии своих ребятишек. Да еще и привлекут к этому полезному делу всех домочадцев. Это и семью сплачивает, и жизнь разнообразит памятными событиями. Дерзайте – и кукла откроет вам дорогу в чудесный мир самовыражения, воплощенной мечты, поможет решить психологические проблемы.

Фото Анны Соловьевой

жительница Бишкека шьет игрушки для особенных детей

Гульнара Бердыкожоева из Бишкека шьет необычных кукол. Часть денег, полученных от продажи игрушек, она отдает на лечение мальчишек и девчонок. При этом у самой мастерицы функционируют лишь 25% легких. С героиней встретилась корреспондент «МИР 24» Галина Бушуева.

Гульнара живет в небольшой квартире со своей семьей. Она встретила нас с искренним радушием и сразу проводила в свою мастерскую, где на небольшом диванчике сидела ее подруга Саида. Кстати, Гульнара совсем не производит впечатление женщины, у которой серьезные проблемы со здоровьем. До тех пор, пока в процессе разговора не начинает задыхаться. Женщина срочно достает ингалятор и наконец начинает дышать полной грудью. Оказалось, что она с рождения инвалид второй группы. У нее врожденная легочная недостаточность. А для нормальной жизни приходится постоянно принимать поддерживающие препараты.

В небольшом шкафу за стеклянной дверцей стоят красивые куклы ручной работы.

Глядя на фото, кажется, что тряпичные куклы мягкие и легкие, но на самом деле они увесистые, стоят без поддержки и двигают ручками и ножками, несмотря на то, что внутри нет каркаса, а вязаные шапки и цветочные венки с их головок снимаются. На изготовление одной такой игрушки у мастера уходит в среднем три дня. Двух одинаковых кукол у Гульнары не найти. Но кое-что общее у них все же есть – у всех нет рта и носа. Но мастер признается, что она осознанно оставляет куклам только глаза. Ведь так у тряпичных созданий не видно настроения и эмоций. И ребенок считает, кукла грустит и радуется вместе с ним. 

«Я никогда не думала, что в тридцать три года найду свое призвание. Просто бродила по просторам интернета и увидела красивых тряпичных кукол. Они так мне понравились, что я загорелась сшить такую же куклу. Взяла подручные материалы. Разорвала майку телесного цвета и начала шить. А волосы своей первой кукле сделала из ниток. У меня проснулся настоящий азарт – стало интересно, получится ли у меня», – признается Гульнара.

Вдруг, услышав наш разговор, из соседней комнаты с куклой в руках прибегает девочка лет двенадцати – дочь мастера Ханзаада. В руках у нее та самая первая кукла – Лана. Так назвала ее девочка. У Ланы действительно синие волосы из ниток и очень простенькое платьице.

 — Когда мама шила ее, я смотрела и думала, что же получится. А когда мама закончила и подарила мне куклу, я чуть не расплакалась. Эту куклу я бережно храню. Она мне очень дорога, – рассказывает Ханзаада.

Теперь же Гульнара специально закупает различный текстиль для своих кукол, а искусственные волосы заказывает в Москве.

Несмотря на тяжелый недуг, Гульнара помогает больным детям и сиротам.

«Благотворительность, как и куклы, пришла в мою жизнь совершенно случайно. Моя приятельница пригласила меня посетить детскую деревню, где живут сироты. И мне настолько там понравилось. Понравилось общаться с этими детьми»

, – рассказывает женщина.

С этого все и началось. Сначала Гульнара привозила детям продукты, вещи и игрушки. А потом стала проводить мастер-классы по рукоделию.

— Все дети, независимо от пола и возраста, всегда с интересом учатся. Должна признаться, что у мальчиков даже лучше получается, чем у девочек, – смеется мастер.

Рукодельница считает, что мальчики и девочки с особенностями развития такие же, как и все остальные. Чтобы поддержать таких детей, она шьет особенных кукол. Так, например, для благотворительной акции, одну куклу Гульнары посадили в инвалидное кресло, на вторую надели очки, а третью поставили на костыли. Этим она хотела показать, что особенные дети тоже хотят учиться, иметь друзей и не меньше нуждаются в любви, а коляски и костыли – лишь реквизит.

Пока мы беседовали с Гульнарой, ее подруга Саида достала из сумки небольшую куклу, которую мастер подарила ее сыну. Кукла на первый взгляд обычная, с иссиня черными волосами. Но, оказывается, у нее на правом ухе стоит имплант.

– Это портретная кукла для моего сына. Моему сыну 13 лет. У нас нарушен слух. У нас была тугоухость четвертой степени двусторонняя. И мы два года назад его проимплантировали. У нас стоит на правом ухе имплант. И вот Гульнара для нас, для моего сына специально сшила такую куклу, – рассказывает Саида.

Кроме того, Гульнара выставляет своих кукол на благотворительном аукционе, все средства с которого идут на помощь онкобольным детям. По мнению Гульнары, куклы сами решают, какими им быть. Среди них нет двух абсолютно похожих, и у каждой свой характер.

Фото: предоставлено Гульнарой Бердыкожоевой

Автор : Галина Бушуева

No Mouth Doll — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • безликих кукол | Почему дети амишей играют с ними?

    Куклы амишей не имеют лица. Ни глаз, ни носа, ни рта, ни пальцев рук, ни ног.

    Я заметил это после окончания церковной службы. Лора играла с ним. Белая миниатюрная пластиковая английская кукла с тонкими чертами лица выглядела очень мило. Я восхищался ее крошечными красивыми бровями с открытыми глазами, ее изящным носом и губами, и ее мило очерченными руками и ногами, крошечными пальцами и курчавыми пальцами ног. Она была экзотичной, не амишской куклой, одетой в пропорционально уменьшенную амишскую одежду — я впервые увидел английскую куклу в нашей одежде.

    Я играл с набором кукол-близнецов из белой ткани амишей. Моя мать создала их с нуля, когда я был слишком мал, чтобы помнить. Они были около двенадцати дюймов ростом и одеты в одинаковый комплект темно-коричневой одежды: платье и черная амишская кепка для девочки и рубашка и черные брюки для мальчика.

    У кукол не было лиц. Ни глаз, ни носа, ни рта, ни пальцев рук, ни ног. Безликие формы обозначали голову, руки и ноги.

    «Мама, посмотри.

    Я хочу такую ​​куклу». Я отвлекла внимание матери от церковных женщин, с которыми она встречалась.

    Моя мать сжала губы. «Нет, это zu hoch ».

    Zu hoch означало «слишком гордый» или «слишком высокомерный». Hoch также относится ко всем людям, не являющимся амишами и не анабаптистами: die hoche leht . «Гордые, высокомерные люди». Er is hoch gah . «Он оставил церковь и присоединился к англичанам». Грех быть хох .

    «Но у Лоры и Мэнди есть один. Почему мне тоже нельзя?»

    Лоб моей матери сморщился, а тело напряглось. Хайх мих! Это означало: «Повинуйся мне и перестань задавать вопросы, иначе я тебя отшлепаю».

    Родители Лоры и Мэнди так хорошо к ним относятся. Когда-нибудь у меня будет такая английская кукла. «Можно я поиграю с твоей куклой ?» — спросил я Лору.

    «Да». Лора улыбнулась и дала мне очередь.

    Позже в том же году, после того, как мой отец достаточно часто просил милостыню за маленькую английскую куклу, мой отец приказал моей матери купить одну для меня. Моя мать была расстроена тем, что мой отец встал на мою сторону. Она выбросила английскую одежду куклы, но отказалась шить для нее одежду амишей. Итак, в восемь лет я научилась измерять и резать материал из обрезков, которые мама выбрасывала в мусорную корзину, когда шила. Я не знал, как сделать отдельные детали для рук, верхней и нижней частей тела. Поэтому я сшила для своей драгоценной английской куклы плащ — плащ с капюшоном, как у Красной Шапочки, — и застегнула его английской булавкой, которую нашла в мамином швейном ящике. Я назвал ее Гвиневерой, как королеву короля Артура.

    В дождливые дни я проводил много часов на чердаке, играя с ней и рассказывая ей выученные наизусть сказки. Всякий раз, когда я слышал новое имя, которое мне нравилось в книгах, которые я читал, я менял имя Гвиневры. Все мои куклы-амиши тоже носили псевдонимы. У меня никогда не было достаточно кукол для длинного списка очаровательных имен, которые мне нравились и которые я придумал.

    Несколько лет спустя мои родители переехали из Висконсина в Мичиган. Моя Гвиневра вызвала скандальный переполох. Сообщество в Мичигане было гораздо более современным с точки зрения материальных благ. Они разрешили иметь ванные комнаты в помещении, телефоны в сарае, газовые генераторы, пневматические инструменты и велосипеды. Но кукла с лицом. . . . Это было порывисто, слишком по-английски, слишком хох . «Не сотвори себе кумира» означало не иметь ни фотографий наших лиц, ни лиц на наших куклах. Даже рисование глаз, носа и рта на пустом белом шарике, как я когда-то делал, превращало игрушку в запретного идола.

    «Ты больше не можешь брать свою куклу в церковь», — сказала мама. «Это против правил».

    «Избавься от куклы», — сказал отец. Он сидел за столом и ел домашний попкорн после церкви и едва отводил взгляд от статьи, которую читал.

    «Могу ли я оставить ее и просто поиграть с ней дома? Я никому не скажу, что она у меня есть».

    Каменный безмолвный взгляд на лице моего отца предупредил меня, чтобы я больше ничего не говорил.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *