Креативно это как: КРЕАТИВНЫЙ | это… Что такое КРЕАТИВНЫЙ?

Креативность – что это такое простыми словами

Когда мы смотрим на успешного и творческого человека, то подсознательно спрашиваем себя: а я так смог бы? Наше галопирующее эго нашёптывает как маленький дьяволёнок: конечно, ведь ты талантлив. Вот предоставит судьба случай, и ты удивишь всех.

В один прекрасный день ты проснёшься знаменитым. Твои идеи будут востребованы, о твоих свершениях будут писать в лучших учебниках по бизнесу. Газеты и телевидение будут захлёбываться в потоке последней информации о том, что ты ел на завтрак: яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке.

Ты будешь, будто вулкан, извергать умные мысли на симпозиумах и ведущие экономисты, и учёные мужи будут рукоплескать тебе в эйфории. Твой день и сон будут расписаны по минутам, которые распишет не Всевышний, а тот, на кого равняется человечество: на самого известного, непревзойдённого и счастливого тебя.

Обычный землянин утром встанет, примет водные процедуры, поставит на плиту чайник, поцелует жену и детей, потом пойдёт на работу. А из всех громкоговорителей, телеэкранов, со страниц газет и толстых глянцевых журналов, словно аура, звуковым фоном ляжет в подсознание граждан короткая мысль: а я так смог бы?

Проснись! Твой потускневший горн бытия, сопровождая твою серую жизнь, трубит одну и ту же какофонию.

День прошёл и ладно. Ничего плохого не случилось – замечательно. Сегодня футбол на диване посмотреть или спать пораньше залечь. А сон так сладок! Ты говоришь себе: «Жизнь большая. Я всё ещё успею. Я ведь не глупец и не лентяй…кажется».

Пока вы так мыслите – ничего не получится. Встаньте с дивана и переверните свою пятую точку опоры (не земную – Земля давно вертится без вас). Нет, не переворачивайтесь на другой бок.

Встаньте и идите. Куда? Решать вам.

Содержание

  1. Что такое креативность
  2. Что такое креатив
  3. Примеры креативных людей
  4. Юрий Гагарин
  5. Сергей Павлович Королёв
  6. Леонардо да Винчи
  7. Виктор Гюго
  8. Где нужна креативность
  9. Пример из жизни
  10. Как развить в себе креативность
  11. ТОП-5 книг по развитию креативности
  12. Заключение

Что такое креативность

Объясню просто. Креативность – это безостановочный процесс, не прекращающийся даже во время сна и утреннего моциона. Это – благодатное как огонь желание созидать на благо общества, не забывая любимого себя.

НЕ смотрите в словари в поисках определения данного слова – они вам ничего не дадут кроме сухого знания о том, что такое креативность.

Человек, который генерирует идеи и стремится к цели стратегически грамотно, то есть понимает, что должно получиться на выходе, ещё не креативен.

Если человек вовлекает в процесс единомышленников, каждый день проживает, будто последний и при этом его душа наполнена радостью, а слова смыслом, если в руках его рождаются алмазы, а окружающий мир становится лучше, то вот он перед вами: прошу любить и жаловать.

Креативность – это не тщеславие и вседозволенность доморощенного мажора, слюнявящего деньги направо-налево без счёта. Деньги или их отсутствие не самое главное в деле творчески заточенного профессионала.

Креативность – это гражданский подвиг на грани возможностей, когда фиаско идёт параллельным ходом, но оно не случится потому, что шероховатости просчитаны даже с учётом неудач.   Просчитаны не столько интеллектом, сколько мудростью, даже правильным пониманием устройства вещей в подлунном мире.

Но и это ещё не всё. Рядом с креативным человеком всегда легко и спокойно, если вы понимаете, что он хочет от вас и вам это близко. Он строг и весел, он добр и прижимист, он неугомонен и спокоен – он разный. Но в одном он постоянен: он признаёт свои ошибки и он не предаст дело, которому служит. Разговаривая с ним, понимаешь, что окунулся в океан глубоких мыслей, созидания и вечного праздника.

Креативность дана сверху. Не всем, избранным. Не стоит говорить, что кто-то не стоял в очереди, когда господь раздавал мозги – не нам о том судить. А вот изжить из себя скуку, леность, косноязычие и застой в черепной коробке – дело по плечу каждому. С этого первого шага и надо начинать. Получится или – время покажет. Но как светла дорога, когда шагаешь в нужном направлении!

Креативность – это не построение захватывающей дух карьеры, поскольку карьеризм эгоистичен, а потому обречён. Креативность – это самое продвинутое ощущение себя как нестандартно мыслящего реформатора, ставящего во главу угла успех цивилизованного общества, не отягощённого пороками, междоусобицами и борьбой на выживание.

Ну что сериал посмотрим, перемоем кости соседям, поругаем на кухне правительство или определимся?

Что такое креатив

Хотя слово «креатив» заимствовано и немного отдаёт вычурностью и даже вульгарностью, но суть его позитивна. Креатив – это некая выдумка, претворение которой в жизнь многократно окупается и не только деньгами.

Всё мерить деньгами – самая излюбленная ошибка толстосумов. Креатив как кислородная подушка для больного, как глоток воды в пустыне, как день признания в любви человеку, которому ты решил посвятить жизнь. Креатив словно пьяная вишня бодрит и успокаивает одновременно. С ним хорошо. Без него плохо.

Именно способ мышления, построенный на монолитном фундаменте из кирпичиков креатива, дал человеку колесо, каменный топор, огниво, мельницу, электричество, трактор, автомобиль и космический корабль. В накладе не остался никто.

Придумать что-то – это одно. Воплотить – другое. А придумать и воплотить да с огоньком, да с задором – вот он креатив. Потрогай его подушечками пальцев, ощути на вкус. Прижми его к телу, прикоснись щекой, оцени габариты.

Весь мир, существующий вокруг нас, создан благодаря креативной жизнелюбивой человеческой мысли. Вымерло бы человечество без креатива.

Человек решил передвигаться быстрее – нужно сконструировать средство передвижения. Для этого нужно составить проект, получить опытный образец. Потом строят завод: не где попало, а там где удобнее и выгоднее, где есть полезные ископаемые и человеческие ресурсы и т.д.

И так во всех сферах жизни: в экономике, культуре, искусстве и везде, везде, везде. Для этого нужны светлые головы и любовь к жизни.

Любовь к жизни — это не плюшки кушать на диване. Любовь к жизни – это понимание того, что второго шанса не будет и надо жить с верой, что ты любим и востребован. А значит, тебе отвечать за светлое будущее своих потомков.

Поставь бутылку пиво на место. Включи мозг. Возможности вокруг каждого из нас. Чему ты можешь научить собственных детей, если сам никогда и ничего не пробовал изменить?

Вот прямо сейчас кто-то греет пузо в сауне, а кто-то запускает космические корабли. Кто-то создаёт великую литературу, а кто-то напыщенно критикует, не понимая сути.

Иногда слышишь: «Были на улётном корпорате. Ничо так, креативненько». А что будет с этими людьми через много лет. Как правило, ничего хорошего: загубленное ботаническое существование и полное забвение.

Вбей себе в голову: ты талантлив. Возьми в руки книгу. Каждый миг воспитывай себя правильно, изживай из тела и души приспособленца и холуя.

Каждый из нас может сделать выбор. Чтобы стать счастливым нужно хорошенько потрудиться. Креатив даётся как провидение подвижникам, широко шагающим по целине и дышащим полной грудью.

Примеры креативных людей

Для каждого землянина список креативных личностей сугубо индивидуален. Я его написал, исходя из своих убеждений, что с соратником должно быть комфортно, с ним можно пойти в разведку, что каждое мгновение от него исходит некая лучезарность, основанная на породистости (я не о лошади) и недюжинном уме.

Юрий Гагарин

Космонавт, который с улыбкой на устах, обнял небеса и человечество в едином порыве. Он доказал, что межзвёздное пространство осязаемо, а человеческий гений вечен. Когда-нибудь наша планета прекратит своё существование, но следующие поколения, которые будут жить в других галактиках, навсегда в своих сердцах сохранят добрую память о родоначальнике-победителе.

Сергей Павлович Королёв

Самый гениальный человек за время существования нашей планеты. Был на удивление скромен и добр. Его идеи перегнали время на тысячелетия, а его любовь к простым людям – яркий пример бескорыстного служения во имя мира на Земле.

Леонардо да Винчи

Великий учёный, литератор, архитектор и живописец первым понял, что разум и возможности человека не имеют границ. Окружающие любили его за порядочность, остроумие и доброту. Каждый день он посвящал созиданию на благо каждому смертному.

Прошло пять веков, но ещё через многие столетия человечество будет помнить его «Джоконду», проект, по которому был построен Лондон, чертёж витрувианского человека с идеальными пропорциями и спасательный круг – панацею для утопающих и символ курортного сезона.

Виктор Гюго

Великий французский классик, открывший миру секрет об истинных понятиях добра и зла.

Его роман «Отверженные» привёл меня к простой и понятной мысли, что надо посвятить жизнь не критиканству всего и вся, а улучшению самого себя, если ты числишь себя гражданином с большой буквы.

Образы героев, их пороки, чаяния и поступки взяты из холодного мрачного реального бытия Франции эпохи первой половины ХIХ века. Не все согласятся со мной, но и я никому ничего не навязываю. Эта настольная книга должны быть на столе всякого цивилизованного представителя Homo Sapiens. Попробуйте разрешить проблему Жана Вальжана и развеять его сомнения. Мало кому далась эта задача.

Ничто плотское нам не чуждо, но идти на поводу своих желаний и служить им – фатальная ошибка. Удовлетворяя свои возрастающие потребности, мы перестаём видеть людей и прекрасный мир. Мы становимся поглотителями самих себя. Мы считаем возможным учить других сами, будучи обычными серыми обывателями. Разве тебе этого хочется, мой любезный читатель? Помнишь, что сказал паровозик из Ромашкова? Если мы не увидим рассвет, то опоздаем на всю жизнь!

Где нужна креативность

Везде! И всегда! Даже ночью, во власти страшного сновидения спящий ищет выход из неприятной ситуации. И ведь находит. А в череде дней решать вопросы весело и бог велел.

Креативность даже в мелочах доставляет радость. Утром, когда ты полон сил, не стоит растягивать план на день, если его реально выполнить за несколько часов. Правильное распределение сил – тоже повышает кпд физической возможности организма.

Пример из жизни

Я летом ложусь спать в 22-00 и встаю в 5-00, чтобы по холодку постричь газон, собрать овощи, выдернуть сорную траву, поставить полив и т.д. Солнце в июле печёт нещадно и при температуре 35 градусов с 8-00 до 18-00 работать продуктивно невозможно.

Если спать до 8-00, то день будет потерян, а если включиться в работу, пренебрегая здоровьем, то восстановиться будет нелегко. За три часа, т.е. с 5-00 до 8-00 я делаю работу, которые растягивают на день, а то и на два.

После 8-00 я работаю в доме и в комфортной обстановке. Работаю за компьютером, помогаю супруге по хозяйству или отдыхаю. При подобном графике, когда есть время для работы и отдыха, организм справляется с нагрузкой.

Нет наваливающейся усталости от зноя и непосильной работы. Каждый прожитый день насыщен сознанием, что (да, чёрт побери) я креативен – я принёс пользу семье и детям. Мне нравится быть полезным. У меня всегда хорошее настроение, когда среди близких – мир и спокойствие. Пораньше встанешь – подальше пойдёшь (в хорошем смысле, разумеется).

Нет, я не конструктор аэробусов, не написал «Тайную вечерю». Но оправданный оптимизм – разве это не креативно? Креативность – это ноша, которую ты пронесёшь с максимальным эффектом. А она у каждого своя.

Пример из бизнеса. В начале 90-х начал заниматься книжной торговлей. Поначалу скупали всё, что привозилось. К 1994 году народ наелся мушкетёрами, унесёнными ветром и поющими в терновнике.

Многие столкнулись с тем, что растут неликвиды. Пришлось к покупателям искать индивидуальный подход. Не все книгопродавцы понимали, чем словарь Миллера отличается от словаря Ожегова. Мы оптимизировали неликвид, собрали реестр книгоманов и договорились с книжными магазинами, школами и учебными заведениями об оптовых поставках по ценам, которые были ниже централизованных.

Была проделана огромная работа, но в результате мы сохранили бизнес, расширили его, а потом плавно перешли в продовольственный сегмент. Почему? У населения появились другие ценности.

Как развить в себе креативность

Говорят, что креативность есть у каждого. Это неправда. Лодыри могут креативно только убивать время и мять сотовый телефон.

Все креативщики трудолюбивы. Кто-то занимается наукой, кто-то производством, кто-то торговлей: кто во что горазд. Креативность можно развивать, если она есть. Если её нет, то развивать нечего.

Каждый креативный человек развивает свою креативность сам. Он заинтересован в самообразовании, поскольку при возникающих новых проблемах нужно искать современные методы их решения. Кому достаточно прочитать биографию Форда и этого будет достаточно, а кто-то изводит себя тестами и это окажется совершенно бесполезным занятием.

Если вам интересно моё мнение, то креативность можно развить за счёт обмена опытом и постоянного обучения. Талантливый творческий человек, приобретая новые позитивные знания, становится красивым интеллектуально, духовно и даже физически. Нет лучшего учителя, чем жизнь, а коучи – от лукавого.

Помню, в конце 80-х я работал на заводе в центральной диспетчерской службе. Приехали к нам на Волгу коучи из Киева. Генеральный отправил нас на учёбу.

В огромном зале три холёных молодца со странно светящимися глазами сыпали экономическими терминами как из рога изобилия. Они сказали, что из всех нас выберут самого достойного, кто понимает передовые стратегические идеи и прочие бла-бла-бла. Нам давали непонятные тесты и мы (постояльцы карамзинки) пытались их разрешить.

Смутные предчувствия меня не обманули. Получив деньги, ухари мызнули, а единожды избранный особо одарённый всё ждал, что вот скоро они (коучи) вернутся и заберут его в некую диковинную страну, где он будет обсыпан золотом и почётом.

Через несколько лет я увидел его обшарпанного и униженного на улице и еле узнал. Человек, считающий себя креативным, оказался никем. Он был раздавлен и представлял собой чрезвычайно жалкий вид.

Я могу только продублировать слова Ивана Владимировича Мичурина о том, что мы не можем ждать милостей от природы. Взять их – вот наша задача.

ТОП-5 книг по развитию креативности

Вот что писать в этой главке ума не приложу. Должен как бы осветить труды Леви, Торпа, Лемберга, а суть, как говорит один из них, между строк следующая: все новые идеи – это хорошо забытые старые, а написали мы это всё, чтобы гонорар получить.

Для развития креативности  предлагаю к прочтению следующие книги:

  • Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»;
  • Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения»;
  • Ж. Верн «Капитан Немо»;
  • В. Гюго «Отверженные»;
  • Я. Голованов «Королёв. Хроника».

На самом деле, таких книг очень много. Любая книга, дающая истинные знания, развивает креативность. Если вы видите книгу (пример: «Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм и творческие кризисы», Хиллари Реттиг), в которой её название даже по буквам прочитать сложно, бегите. Возьмите лучше букварь – начните с чистого лица.

Заключение

Однажды утром солнце, выходящее из-за горизонта, улыбнётся вам. Раньше этого не было. Слепящий оранжевый шар просто каждый день поднимался на востоке и заходил на западе. А сегодня день начался по другому.

Как бы та же обстановка вокруг, те же действующие лица…И всё же что-то поменялось. Воздух, пахнувший в форточку, стал вкуснее, ворчливая бабка из соседнего дома сказала доброе слово, жена посмотрела с благодарностью и нежностью? Да, значит вы на верном пути. Дорогу осилит идущий.

Креативность: как развить креативное мышление

Светлана Белицкая

ищет творческий подход

Профиль автора

Креативность нужна не только художникам и артистам. Она помогает находить неочевидные решения проблем людям в совершенно разных сферах.

Раньше, чтобы развить креативность, ученые предлагали тренировать так называемое дивергентное мышление — способность находить как можно больше разных вариантов решения одной и той же задачи. Эффективность этого подхода сейчас под вопросом. Современный подход — нарративный метод, то есть сочинение историй. Рассказываем, в чем суть старого и нового метода развития креативности и какими упражнениями стоит воспользоваться.

Что считали креативностью раньше

В академических кругах креативностью называют способность генерировать новые полезные идеи. Ученые и психологи, которые опираются на это определение, считают: креативно только то, что можно применить на практике и сделать жизнь людей лучше. Например, более экологичный тип пакетов креативен, если вызывает желание им пользоваться. Если же никто не будет использовать эти экологичные пакеты, то креативности в идее нет.

Альтернативная точка зрения — креативно все, что ново. Насколько это новое полезно — неважно, а приверженность практичности тормозит творческий процесс. Если все время думать, как применить изобретение, можно лишь чуть-чуть улучшить старое — но не придумать новое. Такой взгляд на креативность свойственен художникам, композиторам и писателям — тем, кто занимается творчеством каждый день.

Раньше в науке преобладала точка зрения ученых, а опыт художников игнорировался. Поэтому методы развития креативности, как правило, схематичные и рациональные.

Почти все эти методы связаны с работой американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он заметил: не все интеллектуальные способности людей можно оценить стандартными тестами IQ — и сформулировал теорию структуры интеллекта. Интеллект, согласно теории Гилфорда, — комбинации самых разных способностей. Их много: почти две сотни. Существуют они относительно независимо друг от друга, и одним тестом их не измерить.

/iq-and-wage/

Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату

Креативность — один из интеллектуальных процессов, которые выделил Гилфорд. Точнее, дивергентное мышление — так ученый назвал способность находить множество вариантов решения одной задачи.

Чтобы оценить, насколько дивергентное мышление развито у конкретного человека, нужно задать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку. Или попросить перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя просто ответить «да» или «нет», а дать один-единственный ответ — значит провалить тест.

«Дивергентное мышление как индикатор креативного мышления», статья об измерении креативного мышления

Пластиковую бутылку можно превратить в кашпо для растения или емкость для выращивания рассады, кормушку для птиц и корзинку для хранения. Особенно креативные люди делают из них мебель, теплицы, ловушки для мух и кукольные домики. В конце концов, пластиковую бутылку можно сдать на переработку. Вариантов решений много. Как много из них вы сможете предложить, зависит от развитости вашего дивергентного мышления.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление — логичное и структурированное. Превратить его в методику развития креативности легко. Вот несколько самых распространенных упражнений.

  1. Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
  2. Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
  3. Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
  4. Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.

Концепция дивергентного мышления превращает творчество в рациональный процесс. А креативность — в навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Но есть аргументы, которые ставят под сомнение идею, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот несколько из них.

Детская креативность устроена по-другому. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто плохо отвечают на открытые вопросы и не способны применять дивергентные техники решения проблем вроде мозгового штурма. Зато они придумывают неожиданные, по-настоящему креативные истории. Их героями иногда становятся самые неожиданные объекты: домашние питомцы и мягкие игрушки, письменный стол и цветущие ромашки, а их приключения нередко достойны отдельной книги.

Через четыре-пять лет учебы в школе дивергентное мышление детей уже хорошо развито. Креативность — наоборот, падает. Пока неизвестно, с чем именно это связано: с возрастными особенностями развития когнитивных способностей человека или со спецификой общего образования. Главное — эта тенденция не значит, что взрослый человек теряет способность к творчеству, иначе не было бы ни романов Стивена Кинга, ни граффити Бэнкси, ни фильмов Уэса Андерсона.

/self-investment/

«Уровень жизни поднялся очень сильно»: лучшие инвестиции в себя

Искусственный интеллект не способен творить. Искусственный интеллект превосходит человека в дивергентном мышлении — но не в способности изобретать новое. Некоторые ученые и вовсе уверены: искусственный интеллект быть креативным не способен. Он никогда не научится создавать романы, бизнес-планы, научные гипотезы, технологические предложения, военные стратегии и планы по захвату мира, считает специалист в области нейронаук и литературы Ангус Флетчер.

Мелкие инновации не способствуют крупным прорывам. Исследователи креативности часто сталкиваются с парадоксом: мелких инноваций много, а прорывов нет. Возможное объяснение — человек с развитым дивергентным мышлением отлично умеет улучшать то, что уже существует. При этом он быстро отфильтровывает неудачные идеи — но создать что-то принципиально новое таким образом не получается. Иначе говоря, предложить тысячу креативных способов использования пластиковых бутылок — не то же самое, что придумать способ очищения планеты от пластика.

7 действительно хороших книг о психологии финансов

Что не так с дивергентным мышлением

Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.

Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.

Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.

/list/biases-and-money/

6 когнитивных искажений, которые заставляют нас больше тратить

Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.

Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.

Новый подход к развитию креативности

Ученые ищут новые концепции креативности — и новые способы развивать этот навык и придумывать по-настоящему инновационные идеи. Один из самых интересных и многообещающих — тренировка нарративного мышления, то есть сочинение историй.

Нарратив — это повествование, история о чем-то. Мы пользуемся такими историями каждый день. Чтобы рассказать другим о себе, нам приходится превращать события из своей жизни в повествование. Чтобы иметь цельное представление о себе как о личности, мы превращаем свои переживания в истории, а они причудливым образом связываются друг с другом, переплетаются и формируют нашу идентичность.

/list/creativity-apps/

6 сервисов для развития логики, критического и креативного мышления

Но самое важное — через повествование мы познаем мир. Нарратив помогает изучать самые разные ситуации, которые могут случиться. Когда они действительно происходят — реагировать на них максимально эффективно. С этой точки зрения наше взаимодействие с нарративами выглядит так.

  1. Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
  2. Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
  3. Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.

Сочинять истории и таким образом развивать креативность предлагают американские специалисты в области нейронаук и сторителлинга Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Техники, которые они советуют, отражают сюжеты, которые чаще всего встречаются в мировой литературе. И одновременно — эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам обитания, людям и событиям как потенциальным источникам опасностей и возможностей.

Выполнять эти упражнения можно любым удобным способом: записать на бумаге, напечатать на компьютере, зарисовывать в виде скетча. Литературные и художественные способности значения не имеют. Важно добиться связности и эмоциональной насыщенности рассказа, а не красоты.

/list/mindmap/

Вместо ежедневника и стикеров: 5 сервисов, которые запомнят ваши идеи

Время, которое рекомендуют потратить на выполнение каждого задания изобретатели метода, — от 30 до 120 минут. Как часто выполнять упражнения, остается на ваше усмотрение, но лучше сделать упражнения не один раз, а несколько. А если какая-то из техник вам понравится — что вполне возможно, ведь они похожи на игру, — попробуйте делать ее регулярно, например раз в месяц.

ТЕХНИКА 1

Построение мира

Приоритет нашего мозга — внимание к новым местам обитания: новая среда — всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но чтобы учиться ориентироваться в незнакомой среде, человеку необязательно быть в ней физически. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, ураган, который уносит человека в волшебную страну, как в книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Или авиакатастрофу, из-за которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в сериале «Остаться в живых». Когда мы придумываем или читаем такие описания, наш мозг прорабатывает разные возможности существования в необычных условиях и готовится к ним.

Что делать. Придумайте, какой будет новая реальность, если в существующем мире что-то радикальным образом изменится. Например, какой будет жизнь человека, если виртуальная реальность станет такой же осязаемой, как реальный мир. Можно представить и описать, сколько времени люди будут проводить в виртуальной реальности, что они будут там делать, как это повлияет на работу и секс, политику и этические нормы.

/how-to-read/

Как мотивировать себя больше читать и собрать собственный книжный клуб

ТЕХНИКА 2

Смена перспективы

Внимание к людям как возможным конкурентам, противникам и союзникам — еще один приоритет для мозга. Литература помогает и с этим: она реконструирует внутренний мир других людей так, чтобы мы могли лучше их понимать. Чтобы изменить перспективу, писатели рассказывают о чувствах и мыслях, истории и мотивах персонажа. Рассказчик и читатели будто перемещаются в тело другого человека. Узнав персонажа изнутри, они узнают, почему он поступает так, а не иначе, и учатся смотреть на мир чужими глазами.

10 вредных книг о психологии

Что делать. Устроить игру с напарником. Суть игры в том, чтобы один человек объяснял, как он думает, а другой — перенимал его мотив, причинно-следственное мышление, и действовал в соответствии с ним. Первый человек может играть роль руководителя, второй — его помощника. «Руководитель» устраняет выдуманную рабочую проблему и объясняет «партнеру» свою логику. «Партнер» перенимает его взгляд и пробует решить другие проблемы так, как это сделал бы «руководитель».

Когда Ангус Флетчер и Майк Бенвенист применяли эту технику для обучения креативности сотрудников крупной компании, они предложили «руководителю» придумать, как сократить время обслуживания в автоцентре, у которого 300 магазинов. «Руководитель» решил, что нелогичный, но наиболее эффективный способ решить проблему — децентрализовать рабочие процессы. Он пояснил его логику. Потом его «партнер» применил тот же способ рассуждения, чтобы решить другие кейсы, например как запустить медиастудию на развивающемся рынке.

ТЕХНИКА 3

Техники генерации действия

Любое необычное событие — потенциальный источник опасностей и возможностей. Чтобы выжить, мы должны реагировать на них быстро и эффективно — и это еще один приоритет для мозга. Литература представляет возможные варианты будущих действий и готовит нас к ним. Прежде всего — через разные конфликты, лежащие в основе сюжетов. Герои могут конфликтовать между собой. Или конфликт может быть внутренним: ценности и желания персонажа не согласуются друг с другом, и в его душе разворачивается настоящая битва.

Что делать. Представьте, как будет действовать известный человек или персонаж книги в необычных для себя обстоятельствах. Например, если бы Гарри Поттер стал президентом США, какие бы решения он принял. Ситуация должна быть максимально далекой от героя. Иначе пользы от практики не будет: отдаленность создает конфликт. Прежде чем придумывать историю, обязательно изучите и героя, и ситуацию, в которую его помещаете. Или выбирайте действующих лиц и локации, о которых вы уже много знаете.


Десять навыков высокотворческих людей

Что такое творчество? Многие из нас полагают, что креативность — это то, что было у нас в детстве, но мы потеряли, или что-то, принадлежащее редким личностям, которым мы можем восхищаться только издалека.

Адаптировано из Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind , Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар (Perigee Books, 2015)

Но наука показала, что во многих отношениях мы все запрограммированы творить. Ключ в том, чтобы признать, что креативность многогранна — на уровне мозга, личности и творческого процесса — и может проявляться по-разному: от глубоко личного опыта раскрытия новой идеи или опыта до самовыражения через слова. фотографии, мода и другие повседневные творения, а также работы известных художников, которые выходят за рамки веков.

Нейробиологи, изучающие креативность, обнаружили, что креативность не затрагивает ни одну область мозга или даже одну сторону мозга, как предполагает миф о «правом полушарии» творчества; вместо этого он задействует весь мозг. Этот сложный процесс состоит из множества взаимодействующих когнитивных систем (как сознательных, так и бессознательных) и эмоций, при этом разные области мозга задействованы для выполнения каждой задачи и совместной работы в команде для выполнения работы.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Открытие «сети по умолчанию» мозга — той части мозга, которая работает, когда мы целенаправленно не занимаемся другими задачами, — является одним из самых важных недавних открытий в нейробиологии. Сеть по умолчанию позволяет нам создавать личный смысл из нашего опыта, представлять другие точки зрения и сценарии, понимать истории и размышлять о психических и эмоциональных состояниях — как собственных, так и других. Поэтому неудивительно, что деятельность этой сети — как мы любим ее называть, «сети воображения» — также формирует наши самые творческие идеи.

Однако сеть «управляющего внимания» мозга также имеет решающее значение для творчества. Процессы исполнительного контроля поддерживают творческое мышление, помогая нам преднамеренно планировать будущие действия, не забывать использовать различные творческие тактики, отслеживать, какие стратегии мы уже испробовали, и отвергать самые очевидные идеи.

Они также помогают нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и позволяя нам настроиться на наши внутренние переживания.

Когда мы генерируем новые идеи, эти сети вместе с сетью заметности, отвечающей за мотивацию, участвуют в сложном танце. Исследователи наблюдали за этим когнитивным танго в действии посредством сканирования мозга людей, занятых своими личными творческими процессами. Первоначально состояния их мозга напоминают состояние потока или полного погружения в задачу. Сети воображения и значимости очень активны, в то время как более сфокусированная исполнительная область относительно спокойна. Однако по мере того, как творческие люди оттачивают и совершенствуют свою работу, сеть внимания руководителей становится все более активной.

Творческие люди особенно хорошо проявляют гибкость в активации и деактивации этих мозговых сетей, которые у большинства людей, как правило, противоречат друг другу. При этом они могут жонглировать, казалось бы, противоречивыми способами мышления — когнитивным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным.

Даже на неврологическом уровне творчество беспорядочно.

Итак, что мы можем сделать, чтобы увеличить эту когнитивную гибкость? В нашей книге « Wired to Create » мы исследуем, как развивать креативность как привычку, образ жизни и стиль взаимодействия с миром. Мы представляем множество парадоксов — осознанность и блуждание ума, открытость и чувствительность, уединение и сотрудничество, игру и серьезность, интуицию и разум — которые способствуют творческому процессу. Мы призываем людей принять свои парадоксы и сложности и открыться для более глубокого уровня самопонимания и самовыражения. Именно эта способность удерживать себя во всей его пространственной красоте является самой сутью творческих достижений и творческой реализации.

Вот некоторые привычки ума, которые мы рекомендуем для развития творчества в вашей жизни.

1. Игра с воображением

Наблюдение за детьми в игре с воображением открывает источник естественного творчества. Во время притворной игры дети принимают разные точки зрения и игриво манипулируют эмоциями и идеями.

Воспитание детского чувства игры во взрослом возрасте может коренным образом изменить наш подход к работе.

Исследования показывают, что гибридные формы работы и игры могут фактически обеспечить наиболее оптимальный контекст для обучения и творчества как для детей, так и для взрослых, и что игра и внутренняя радость тесно связаны, создавая синергию, которая естественным образом приводит к большему вдохновению, усилиям. и творческий рост.

2. Страсть

Страсть часто проистекает из опыта или отношений, которые каким-то образом тронули нас и могут вдохновить. Часто именно эмоциональное топливо заставляет человека идти по творческому пути, но это только начало. Люди, которые воплощают свои творческие мечты в долгосрочной перспективе, уравновешивают волнение по поводу будущего реалистичными стратегиями приближения к своим целям; вдохновение упорным трудом; и мечтать с деланием.

Когда кто-то советует вам «Следовать за своей страстью», будьте осторожны: помимо того, что это одно из самых распространенных клише, это не очень полезный совет. Вы должны искать страсть, которая находится в гармонии с вашим истинным «я» и совместима с другими вашими занятиями. Стремление проявить себя перед другими, вероятно, не приведет к творчеству, поскольку оно зависит от того, что вы избегаете проблем, которые в противном случае привели бы к росту. Итак, хотя вы должны быть открыты для того, что вас вдохновляет, не следуйте слепо за страстью. Убедитесь, что это действительно резонирует с вами и вашими навыками.

3. Мечтать

Творческие люди знают, несмотря на то, что им говорили родители и учителя, что мечтать наяву — это совсем не пустая трата времени. Обзор последних достижений науки о мечтаниях показал, что блуждание ума приносит очень личные награды, включая творческую инкубацию, самосознание, планирование будущего, размышления о значении своего опыта и даже сострадание.

Каким бы праздным это ни казалось, блуждание ума часто бывает совсем не бессмысленным; это может привести к улучшению творческого мышления. Итак, в следующий раз, когда вы будете усердно работать над творческим проектом или рабочим заданием, которое требует интенсивной концентрации и творческих усилий, попробуйте каждый час делать пятиминутный перерыв на мечты. Попробуйте заняться простым занятием, которое позволит вашему разуму блуждать, например прогулкой, рисованием или уборкой, и посмотрите, как это повлияет на ваши идеи и мышление.

4. Уединение

Метафорическая «собственная комната» является базовой потребностью многих творческих людей. Теперь наука подтвердила то, что продемонстрировали рабочие привычки бесчисленных художников: время для уединенных размышлений действительно питает творческий ум.

Нейробиологи обнаружили, что одиночное, сосредоточенное вовнутрь отражение использует другую мозговую сеть, чем сосредоточенное вовне внимание. Когда наше ментальное внимание направлено на внешний мир, сеть управляющего внимания активируется, тогда как сеть воображения обычно подавляется. Вот почему наши лучшие идеи обычно не возникают, когда наше внимание полностью занято внешним миром.

Важно находить время для уединения, дать себе возможность поразмышлять, установить новые связи и найти смысл. К сожалению, одиночество широко недооценивается в обществе, из-за чего многие люди избегают проводить время в одиночестве. Мы склонны рассматривать время, проведенное в одиночестве, как потраченное впустую время или как признак антисоциальной или меланхоличной личности. Но способность получать удовольствие и продуктивно использовать нашу собственную компанию может стимулировать творчество, помогая нам проникнуть в наши мысли и наш собственный внутренний мир. Итак, не избегайте этого… примите это!

5. Интуиция

Интуиция возникает из бессознательных или спонтанных систем обработки информации и играет важную роль в том, как мы думаем, рассуждаем, творим и ведем себя в обществе. За последние тридцать лет ученые-когнитивисты добились огромных успехов в демистификации силы бессознательного, что привело к признанию теории двойного процесса человеческого познания — или теории «быстрого и медленного мозга». Интуиция является частью системы быстрого мозга.

Быстрый мозг структурно сложнее, чем медленный. Это помогает нам ассимилировать новую информацию в наши существующие структуры знаний и помогает нам в распознавании сложных образов и в установлении нетрадиционных связей, которые приводят к более оригинальным идеям и решениям. Быстрый мозг играет наибольшую роль при генерировании творческих идей, в то время как более преднамеренный медленный мозг играет более важную роль при изучении этих идей и экспериментировании с ними, чтобы определить их использование и применение. И быстрый мозг, и медленный мозг играют свою роль.

6. Открытость новому опыту

© Flickr / Soldatnytt

Открытость новому опыту — стремление к когнитивному исследованию своего внутреннего и внешнего мира — это самая сильная и наиболее устойчивая черта личности, которая предсказывает творческие достижения. Открытость может быть интеллектуальной, характеризующейся поиском истины и стремлением к взаимодействию с идеями; эстетический, характеризующийся стремлением исследовать фантазию и искусство и испытать эмоциональное погружение в красоту; или аффективный, характеризующийся исследованием глубин человеческих эмоций.

Исследования показали, что желание учиться и открывать, по-видимому, значительно больше влияет на качество творческой работы, чем только на интеллект. Итак, если вы хотите повысить свою креативность, попробуйте новый творческий выход или совершенно другое средство самовыражения, или выберите новый маршрут домой с работы, или найдите новую группу людей с другими интересами или ценностями, которым вы могли бы научиться. от. Открытость к новому опыту может помочь увеличить вашу интегративную сложность — способность распознавать новые закономерности и находить связи между, казалось бы, несвязанными фрагментами информации.

7. Осознанность

Способность наблюдать за настоящим моментом, не отвлекаясь и не осуждая, является жизненно важным навыком для всех, кто ищет радости и удовлетворения в жизни, она особенно важна для творчески мыслящих людей.

Большое количество исследований связывают внимательность — как практику и как личностную черту — со многими когнитивными и психологическими преимуществами, такими как улучшение концентрации на задаче и устойчивое внимание, эмпатия и сострадание, самоанализ, саморегуляция, улучшенная память и улучшенное обучение. , а также положительный аффект и эмоциональное благополучие. Многие из них имеют ключевое значение для творчества.

Однако для оптимальной когнитивной гибкости и творчества лучше всего достичь баланса осознанности и блуждания ума. Некоторые формы внимательности могут на самом деле работать против творчества — в частности, те, которые побуждают человека отпустить мысли, а не принимать мысли более открытым образом. Интересно, что медитация с открытым наблюдением, в которой особое внимание уделяется настройке на собственный субъективный опыт, увеличивает как активацию, так и функциональную связность сети воображения. Итак, попробуйте практиковать открытый мониторинг или недирективную форму медитации и позвольте сознанию конструктивно блуждать, одновременно повышая внимание.

8. Чувствительность

Если мы думаем о творчестве как о «соединении точек», то чувствительные люди — те, у кого повышенная чувствительность к своему окружению, а также интенсивный опыт сенсорного ввода, например, звука, освещения, и запах — испытайте мир, в котором больше точек и больше возможностей для связи.

Чувствительность может быть как благословением, так и проклятием, приводя к большей интенсивности переживаний, а также к эмоциональному перегрузке. Журналистка Андреа Барц писала в Psychology Today , что «те, кто научится сдерживать безжалостные наплывы и подъемы эмоций, которые почти неизменно сопровождают крайнюю чувствительность, способны преобразовать сырое восприятие в острую проницательность».

Итак, вместо того, чтобы пытаться закалить себя, вы можете использовать свою чувствительность в художественном выражении.

9. Превращение невзгод в пользу

Опыт потерь, борьбы, страданий и поражений может стать мощным катализатором личного роста, творчества и глубокой трансформации. Часто через страдания мы учимся состраданию, из потерь мы учимся пониманию, а преодолевая трудности, мы открываем собственную силу и красоту.

Неблагоприятные события могут заставить нас пересмотреть наши убеждения и жизненные планы, и в этом заключается их сила и творческий потенциал. Пережив невзгоды, разум активно демонтирует старые системы убеждений, которые больше не выдерживают критики, и создает новые структуры смысла и идентичности. Чтобы осмыслить трудный опыт, попробуйте выразительное письмо, которое, как показали исследования, может уменьшить симптомы посттравматического стресса и депрессии, улучшая при этом некоторые когнитивные функции, такие как рабочая память.

Интересно, что исследование также показало, что чрезвычайно позитивные события, в частности те, которые вызывают чувства благоговения, удивления, вдохновения и связи с чем-то большим, чем я, также могут стимулировать творчество. Положительные эмоции укрепляют психологические ресурсы человека, расширяют внимание, вдохновляют на новые мысли и поступки, стимулируют творческое мышление. Итак, если вы ищете творческий импульс, относитесь ко всем значимым моментам жизни — хорошим и плохим — как к потенциальным источникам вдохновения и мотивации.

10. Мышление по-другому

Творческих людей объединяет их нежелание придерживаться традиционных способов мышления и действий. Выбирая делать что-то по-другому, они допускают возможность неопределенности и неудачи, но именно этот риск открывает возможности для настоящих инноваций.

Секрет творческого величия заключается в том, чтобы делать что-то по-другому, даже если это означает неудачу. Метод проб и ошибок важен для инноваций, особенно на этапах генерации идей. Дин Кит Саймонтон, изучающий креативность, обнаружил, что качество творческих идей является положительной функцией количества: чем больше идей генерируют авторы, тем больше у них шансов создать в конечном итоге шедевр. Делать что-то по-другому означает, что вы, вероятно, будете делать что-то плохо или неправильно; так что ожидайте этого и не позволяйте осторожности мешать творчеству.

Следование всем этим путям к творчеству означает, что вы станете творческим гением? Не обязательно. Но, когда в любом человеке живет художник, каким бы ни было его творчество, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым, самовыражающимся. Если мы научимся принимать свое беспорядочное, творческое «я», мы позволим другим делать то же самое. Мы помогаем создать мир, который более гостеприимен для творческого духа, и мы даем возможность найти более тесную связь с другими и с самими собой в процессе.

20 способов быть невероятно творческими, как ребенок. Часть 1 —

«Я плакал, потому что заново переживал энтузиазм своего детства; Я снова стал ребенком, и ничто в мире не могло причинить мне вреда.» — Пауло Коэльо, Паломничество

Это первая часть серии из двух частей о том, как быть творческим, как ребенок.

Дети бесконечно любопытны, креативны и выражают беспрепятственный энтузиазм к жизни.

Дети прилагают мало усилий, чтобы подавить свой естественный энтузиазм, но по мере взросления мы забываем об этой замечательной способности искать и чувствовать энтузиазм.

Если предоставляется возможность, дети без колебаний берутся за творческое предприятие без особого сопротивления и колебаний и делают все, что в их силах.

Когда мы становимся старше, благонамеренная семья и общество приучают нас к осторожности и нерешительности, и мы теряем большую часть своих творческих привычек.

Каждый ребенок — великий творец, начинающий пилот, космический путешественник и великий натуралист, начинающая Мария Кюри или Пабло Пикассо, и они не находят оправданий, чтобы принять идею о том, что они могут делать великие дела в своей жизни.

Дети обладают заразительным любопытством и энтузиазмом и любят делать обычные вещи веселыми и захватывающими.

Как только вы попытаетесь воссоединиться со своим внутренним ребенком и отпустите чрезмерную тяжесть и серьезность, вы постепенно почувствуете больше энтузиазма в обычных вещах.

Вы когда-нибудь задумывались, как восстановить связь со своим внутренним ребенком и разжечь любопытство?

Вот 20 способов раскрыть своего внутреннего ребенка и проявить творческий подход:

1. В душе каждый художник

«Каждый ребенок — художник. Проблема в том, как остаться художником, когда вырастет». — Пикассо

Каждый ребенок знает и верит, что он очень творческий и может творить великие дела. Дети не подходят к творчеству из колебаний неверия и сомнения.

Неудивительно, что исследования показали, что, когда их спрашивают, являются ли они художниками, у большинства детей поднимаются руки вверх в детском саду, но количество поднятых рук значительно уменьшается к тому времени, когда они учатся в конце начальной школы, а затем в средней школе. .

В конце концов, большинство из них не верят, что они художники, и очень немногие поднимают руки в классе.

Творческое действие:

Примите внутреннюю творческую силу, которая была у вас в детстве.

Поверьте, что вы снова можете быть очень творческим.

Выберите быть, чувствовать, верить и действовать как творческий человек.

2. Не бывает плохих или неразумных вопросов

 «Дети думают широко открытым мозгом; я решил, что взросление — это всего лишь медленное зашивание». ― Джоди Пиколт

Когда вы были ребенком, вы, скорее всего, были очень любопытны и задавали много вопросов. Но очень скоро вы обнаружили, что задавая вопросы, вы выглядите так, будто не знаете, о чем говорите. Взрослые начали препятствовать этому, и ваши сверстники не поддерживали вас.

Значит, вы считали, что только неразумные люди задают много простых вопросов. Вы считали, что «не круто» задавать много вопросов.

По иронии судьбы общество не поощряет вопросы и любопытство, когда люди являются детьми, и ожидает, что они будут очень творческими на рабочем месте, когда станут взрослыми.

Советы по действию:

Станьте бесконечно любопытным. Задавайте вопросы и имейте большой аппетит к обучению и открытию новых идей.

Неразумных вопросов не бывает. Убедитесь, что вы понимаете проблему, задавая соответствующие вопросы.

Спросите: Почему, Что, Где, Как и Когда, чтобы выяснить некоторые из основных аспектов проблемы.

3. Сделать работу творческой и похожей на игру

«Чтобы стимулировать творчество, нужно развивать детскую склонность к игре». – Альберт Эйнштейн

У детей есть прекрасный способ весело и с забавой сделать самые обычные задачи и свою творческую работу. Взрослые привыкли быть серьезными большую часть времени, потому что их представление о работе довольно серьезно.

Превратите работу в удовольствие и наполните свои проекты и жизнь смехом и радостью, как вы это делали в детстве. Когда вы подходите к жизни с точки зрения развлечения, работа превращается в игру и становится очень приятной.

Творческая акция:

Найдите способ сделать свою работу и жизнь более увлекательными, добавив больше игр.  

Когда вы подходите к своей работе с точки зрения удовольствия и творчества, работа может превратиться в игру.

Сделайте работу похожей на игру, давая себе награды и небольшие стимулы, а не то, через что вы боитесь пройти.

Отмечайте свою работу и наслаждайтесь ею!

4. Заразительный энтузиазм и увлеченность своими творческими проектами

«Жить надо сферически – во многих направлениях. Никогда не теряйте своего детского энтузиазма — и все придет к вам». ― Federico Fellini

У детей большой энтузиазм, который очень заразителен. Дети очень взволнованы до, во время и после своих творческих проектов и обязательно вывешивают их на видном месте.

Они гордятся своими творческими работами и любят делиться своим энтузиазмом и вовлеченностью.

Неудивительно, что в дошкольных учреждениях повсюду на стенах вывешены творческие проекты детей.

Став взрослым, вы, возможно, захотите вернуть энтузиазм и уровень вовлеченности, которые были у вас в детстве, в ваши творческие начинания.

Исследование мотивации показало, что мы сохраняем высокую внутреннюю мотивацию, когда можем видеть наши проекты, в которых мы участвуем, и проходим весь путь до их завершения, а также когда наши проекты демонстрируются или упоминаются как представляющие ценность.

Творческие действия:

Подойдите к следующему проекту с энтузиазмом, предвкушением и волнением.

Демонстрируйте готовый продукт с верой и радостью, без колебаний и сомнений.  

Рассеивайте свой творческий потенциал, чтобы затронуть сердца других людей вокруг вас и способствовать их собственному творчеству.

Займитесь своим следующим творческим проектом, доведите его до конца и убедитесь, что он запущен для всего мира.

5. Возможность Мышление

«Поистине чудесен ум ребенка». ~ Мастер Йода в фильме «Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов»

Дети не сразу исключают что-то невозможное и обычно подходят к вещам с вероятностным отношением. Возможно, именно поэтому они без особого сопротивления пытаются попробовать свои силы в совершенно новом творческом проекте.

Взрослые в значительной степени испытывают «невозможное» мышление, когда они мысленно исключают вещи еще до того, как попробуют их для себя.

Это значительный недостаток, который несут взрослые, потому что большинство новых вещей можно рационализировать и отложить на потом или вообще никогда.

Творческое действие:

Вместо того, чтобы говорить «невозможно» о большинстве ваших творческих идей, скажите и подумайте, что это может быть «возможно».

Сделайте небольшой шаг к тому, чтобы выяснить для себя, подходит ли вам творческий проект, прежде чем мысленно от него отказаться.

6. Не осуждать себя и других, занимаясь творчеством

«Душа лечится общением с детьми». — Федор Достоевский

Дети способны относительно не осуждать свое творчество работе и на творчестве других. Они не создали и не усвоили системы оценочных убеждений, которые нам внушают, когда мы становимся взрослыми.

Дети также относительно не осведомлены о неуверенности взрослых в творчестве и запуске своей творческой работы в мир. Для детей не создавать и не запускать свои работы на всеобщее обозрение и наслаждение — это неестественное состояние.

По мере взросления вы можете становиться более проницательными и обозначать вещи на основе своих уникальных систем убеждений. Вы также можете чувствовать себя очень неуверенно в своей творческой работе и в том, что мир может подумать о ней, и сдерживаться вместо того, чтобы отпустить.

Творческое действие:

Обратите внимание на чрезмерное навешивание ярлыков и суждений на основе того, что вы считаете правильным и неправильным.

Восстановите связь со своим внутренним ребенком и меньше беспокойтесь о тревогах и неуверенности.

Приходите из энергии чуда и мышления с открытым выбором, чтобы позволить вашему творчеству пустить корни и расти.

7. Наблюдательный фокус: быть в настоящем моменте

«Пусть то, что я делаю, течет из меня, как река, без принуждения и без сдерживания, как это происходит с детьми». -Rainer Maria Rilke

Дети по своей природе очень наблюдательны. Они могут видеть то, что обычно упускают взрослые, потому что смотрят на вещи глубоко, а не бегло пробегают по ним, вспоминая по памяти, как это должно быть и как должно выглядеть.

Возможно, поэтому дети не устают от того, что им читают книги несколько раз, потому что они наблюдают или слушают что-то новое.

Мне нравится история о том, как Его Святейшество 14 й Далай-лама иногда наклоняется во время прогулки и смотрит на маленький цветок с острым чувством удивления и изумления. Я верю, что он может видеть радость и красоту глубокого наблюдения без предварительной маркировки и двигаться дальше без удовольствия.

Творческое действие:

В своей гостиной или офисе сядьте и закройте глаза, а затем вспомните, сколько вещей вы наблюдали.

Развивайте навыки острого наблюдения, действительно глядя на что-то и уделяя этому несколько минут своего безраздельного внимания.

8. Делайте что-то новое и смотрите на вещи с разных точек зрения и ракурсов: соединяя и комбинируя

«Пока мы пытаемся научить наших детей всему, что касается жизни, наши дети учат нас тому, что такое жизнь».― Анжела Швиндт

Дети от природы прекрасно умеют соединять и комбинировать вещи и составлять из них новые и часто интересные комбинации. Они не отвергают свои идеи только потому, что это нормальный способ делать что-то.

Став взрослым, вам, возможно, придется заново изучить эту замечательную идею творчества и постоянно напоминать себе о необходимости включать в нее элементы, которые находятся за пределами вашего мышления и убеждений.

Дети будут собирать и составлять такие комбинации, как:

Томатное мороженое.

Кетчуп на клубнике.

Используйте коробки и другие предметы для очень творческих результатов. Например, коробка может стать автомобилем, самолетом, витриной, лодкой, домом и так далее.

Некоторые из этих комбинаций могут показаться нелепыми для взрослых, но они изобилуют творчеством. Часто инновации требуют повторного изучения, казалось бы, невозможных комбинаций, подкрепленных внимательной наблюдательностью.

Например, взрослые могут просто покачать головой или закатить глаза, если их ребенок положит кетчуп на чернику. Но эта идея — это то, что мы исключили из своего сознания во взрослом возрасте.

Дети лелеют и активно культивируют другую точку зрения. Когда мы становимся взрослыми, мы становимся настороженными и нерешительными по отношению к различным точкам зрения, потому что они бросают вызов нашим ранее существовавшим представлениям.

Большая часть творчества — это синтез новых идей, таких как соединение заметок и склеивание для создания заметок, что оказалось большим открытием!

Творческое действие:

Посмотрите на вещи с новой точки зрения и под другим углом.

Соединяйте и комбинируйте разные вещи вместе, чтобы создать что-то ценное.

9. Удивительный разум новичка

«В уме новичка много возможностей, в уме эксперта их мало». ~ Дзен Мастер Сюнрё Судзуки

Дети бескомпромиссно живут настоящим моментом и не цепляются за прошлое и будущее. Когда у детей возникают конфликты, они разрешают их очень быстро, а затем возвращаются к своей творческой игре, как будто стирают дочиста и начинают заново.

Дети также олицетворяют установку психолога и исследователя Кэрол Двек на рост, когда они верят и действуют так, как будто они могут постоянно учиться.

Взрослые, с другой стороны, становятся более уверенными в своих способностях и часто считают, что их таланты и знания неизменны.

Взрослые также теряют разум новичка или ум, который открыт для всех возможностей без активного фаворитизма и узких вариантов видения.

Когда взрослые видят дерево, они на самом деле смотрят сквозь него (их представление о дереве) и не испытывают удивления или изумления. Но когда ребенок с умом новичка смотрит на дерево, он все еще смотрит на него с трепетом, удивлением и любопытством.

Взрослый думает, что «это просто еще одно дерево», а ребенок думает, что «это дерево нужно рассматривать внимательно и наблюдать еще немного, и что-то еще нужно открыть».

В буддийской философии это состояние бодрствования, но осознанного сна сравнивается с лунатизмом, когда взрослый находится в настоящем моменте, но его осознание не полностью здесь, и они бегло просматривают и пропускают вещи, которые уже знают.

Практические советы:

Сделайте своим приоритетом установку на рост и стремитесь каждый день узнавать что-то новое

Будьте гибкими в своем выборе и возможностях.

Напомните себе, чтобы лучше осознавать свое окружение в настоящий момент.

Взгляните на вещи на несколько мгновений без предварительных суждений и представлений и наслаждайтесь тем, как все выглядит так, как будто вы увидели это впервые, вглядевшись вглубь.

10. Ролевые игры и легкое принятие персонажей

«Творчество — это изобретение, экспериментирование, рост, риск, нарушение правил, совершение ошибок и получение удовольствия». — Мэри Лу Кук

Дети обладают удивительной способностью притворяться, что играют, и легко принимают образы. Они легко переходят от одной роли к другой, не думая о том, чтобы застрять в одном представлении о себе.

Дети могут просить и играть разные роли. Они могут легко предположить и думать с точки зрения:  

  • Ученого
  • Повар
  • Врач
  • Пожарный
  • Супергероиня или герой

У детей также есть воображаемые друзья, которых они могут вызвать и поговорить с ними по своему желанию.

Во взрослом возрасте вы, возможно, были заперты в роли, которую вы играли, и все ваши доминирующие мыслительные процессы и действия исходят из этой роли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *