История про транспозитор Монтессори / Журнал о педагогике Марии Монтессори: статьи, обзоры и новости
Елена Хилтунен
Удивительное дело – читаешь труды М. Монтессори и каждый раз понимаешь: этого раньше не заметили и этого. Видимо, никто и никогда не сможет сказать, что знает, как надо делать, что единственно верно, «аутентично» методу Монтессори. Много лет то, придуманное ею, передавалось из уст в уста сотнями людей, приспосабливалось к разным эпохам, тем или иным мировоззрениям людей. Порой срабатывал испорченный телефон. И вот почему многие из тех, кто сегодня платит хорошие деньги за обучение методу, не подозревают, что именно предлагала сама Мария Монтессори и ее ближайшие коллеги по тем или иным вопросам образования.
Вступление к открытию
Речь пойдет о вполне конкретном открытии, которое мы сделали вслед за переводчиком книги Анны Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» и «Психомузыка» Сергеем Сафроновым. Это открытие касается одного интересного музыкального материала, о котором почему-то мало или вообще не рассказывается на учебных курсах по изучению педагогики Монтессори.
Изобретение, забытое автором
Анна Мария Маккерони пишет следующее. «В 1914 году мы были в Рапалло. Однажды я сказала Доктору Монтессори: «В коробочке с таблицей умножения может уместиться вся таблица умножения, как на десять, так и на шесть. Что-то похожее получается и в музыкальных гаммах». Она посмотрела на меня, затем попросила: «Расскажи мне что-нибудь про гаммы». Я так и сделала, и через мгновение она в нескольких ясных словах описала мне некий музыкальный инструмент: транспозитор (transpositore)…
(Примечание переводчика. Я просто транслитерировал итальянское слово на русский язык, (transpositore). Есть итальянское слово transposizione, означающее «транспозиция». Очевидно, что эти слова имеют общий корень. Может, это объясняется сущностью инструмента?)
Это коробочки-звуки, отделенные друг от друга, которые стоят на опорной доске. Они не соединены воедино, а как бы выталкиваются из общего ряда. Доктор объяснила, как этот инструмент должен быть устроен, и как им нужно пользоваться, затем сказала: «Тогда звуки не сливаются в один звон». В провинции Пистоя я сразу поехала на фабрику Трончи, производившую наши колокольчики, и заказала транспозитор. Позже, когда транспозиторы уже использовались в школах, и я рассказывала о них Доктору, Монтессори спросила: «Ты говоришь, что это я изобрела?» Я ответила ей: «Конечно. Разве вы не помните, в Рапалло?» Она пожала плечами, улыбнулась и сменила тему разговора. Оказалось, она забыла, как изобрела настоящий музыкальный инструмент».
Звучащие «коробочки-клавиши»
Так что же это за неизвестный или мало известный музыкальный Монтессори-материал (музыкальный инструмент), состоящий из отдельных звучащих коробочек-клавиш? И зачем надо было снова изобретать звуковой ряд, если уже есть замечательные колокольчики Маккерони?
Ответ на первый вопрос мы довольно быстро нашли в каталоге ныне перешедшей в другие руки фабрики Nienhuis. Там транспозитор был изображен в иллюстрации.
А на второй вопрос в некоторой степени ответила нам в своей книге Анна Мария Маккерони. «Доктор Монтессори говорит: «Надо иметь внешний стимул, чтобы спровоцировать внешнюю организованную деятельность. Ребенок и стимул работают вместе. Мы, взрослые, как бы удаляемся – не стоим между ребенком и стимулом. Даже в музыке. Нет, особенно – в музыке!» (Стр. 120)
Несколькими страницами выше она рассказывала о мальчике, для которого необыкновенно важно было услышать и узнать звучание отдельной ноты, в то время как при последовательных ударах по колокольчикам все звуки сливались в единый медленно затихающий звон. «Когда у нас установили большие часы с маятником, в которых били куранты, Раймондо услышал первые удары (было одиннадцать часов), побежал за колокольчиком и вместе с ударами часов стал звонить в него, произнося: «Ля, ля». Куранты, действительно, издавали ноту «ля»…»
…Иногда взрослым, как детям, хочется до всего дотронуться рукой, увидеть и услышать музыку в живую, прожить, прочувствовать. Оказывается, так им легче понять.
И мы заказали транспозитор
И мы заказали транспозитор в интернет-магазине Nienhuis. Нам сообщили, что их изготавливают в Sri Lanka по разработке и дизайну Nienhuis. На складе их осталось всего несколько штук на весь мир. Но все же с помощью наших старинных друзей Атты и Михаила Полинских, которые имеют прямое отношение к развитию монтессори-педагогики в России, нам через четыре дня доставили этот инструмент со склада в Германии. Мы с трепетом раскрыли коробку…
Звезды, как всегда бывает в таких случаях, сошлись, а Михаил Полинский оказался отличным профессиональным настройщиком музыкальных инструментов.
Как мы настраивали инструмент
Главный вопрос: «Ну что? Как звучит?» Ответ последовал огорчительный – целых 8 коробочек-тонов из 25-и звучали откровенно скверно. С таким транспозитором к детям идти нельзя. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать неразборную, к сожалению, конструкцию коробочек-тонов и отрегулировать ее. А для этого было решено разогреть коробочки, которые плохо звучали, чтобы разные сорта дерева, из которых они и их внутренняя конструкция сделаны, расширились, клей расплавился и можно было вынуть эту конструкцию и отрегулировать. Стало ясно, что материал был изготовлен с нарушением технологии.
Наконец, все «гаечки подкручены» и каждая коробочка-тон зазвучала красиво и мягко, выделяя каждый звук, как и требуется по смыслу этого замечательного и незаслуженно забытого монтессори-материала.
Как это у Монтессори?
И вот тогда мы открыли второй том «Научной педагогики» М.Монтессори главу «Музыка» и на странице 480 прочитали, как сама Мария Монтессори описывает цели и процесс работы с транспозитором.
«…Помимо теоретического, есть и музыкальный материал. На деревянной подставке, похожей на доску из упражнений с колокольчиками, длиной в две октавы, расположены коробочки одинаковой величины, выкрашенные в черный или белый цвет, в зависимости от того, какой ноте они соответствуют. В каждой коробочке имеется прямоугольная звучащая пластинка. Каждая пластинка при ударе издает свой звук, а коробочка служит резонатором. Звуки нежные, гармоничные, чистые. Настоящий музыкальный инструмент!
В любой гамме интервалы между ступенями неизменны. Мы передвигаем коробочки с пластинками по подставке справа налево. Несколько крайних слева коробочек приходится убирать с доски. Но как бы мы ни передвигали коробочки, мы всегда сможем сыграть гамму, если будем ударять по пластинкам, стоящим на белых прямоугольниках подставки.
К примеру, уберем с доски коробочки «до» и «до диез». Теперь наша гамма начинается с «ре». Именно эта коробочка стоит на первом белом прямоугольнике подставки. Ударяя молоточком по пластинкам коробочек, стоящим на белых прямоугольниках подставки, мы сыграем гамму ре мажор. Теперь посмотрим, как называются эти ноты: ре, ми, фа диез, соль, ля, си, до диез, ре. Простой, увлекательный музыкальный инструмент легко знакомит детей с основными законами гармонии».
Старый и новый образы
В итальянском издании второго тома Монтессори, который называется «L`autoeducazione» (Самообразование) последний раз вышедшем в издательстве Garzanti в 2009 году, есть иллюстрация, представляющая работу с транспозитором.
А вот наш транспозитор.Теперь он уже точно настроен и готов к работе с детьми.
Безусловно, его старая конструкция, в варианте, изображенном на картинке книги, иная, чем в современном варианте, но и ее, как говорит Михаил Полинский, неплохо было бы усовершенствовать, например, чтобы коробочки-тоны, легко открывались для улучшения настройки их звучания. Надеемся, эта работа когда-нибудь и кем-нибудь из музыкальных дел мастеров будет исполнена. А нашим музыкальным педагогам еще только предстоит докопаться до внутренних смыслов транспозитора Монтессори и провести экспериментальную работу с детьми. И еще неизвестно, подтвердятся ли в работе с российскими детьми музыкально-педагогические гипотезы Марии Монтессори и Анны Маккерони.
Наш первый в России транспозитор Монтессори будет находиться в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой. Там и начнутся первые в России серьезные эксперименты по его использованию. Но те, кого заинтересовала подобная работа, пожалуйста, пишите нам в редакцию журнала «Монтессори-клуб» — мы попробуем Вам помочь.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г.
Фото автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы «Монтессори-педагогика для всех». Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.
Узнайте подробности
Елена Хилтунен
Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства «Народная книга» и журнала «Монтессори-клуб», эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы «Детский сад по системе Монтессори» и УМК к этой программе.
Предлагаем Вам стать Издателем одной из книг нашего издательства. Сделать свой вклад Вы можете любыми элетронными валютами, с помощью кредитной карты или перечислив деньги на счет издательства.
|
Home — Alfresco Pasta
Alfresco Pasta помогает шеф-поварам и розничным клиентам всех размеров доставить безошибочный кулинарный опыт свежей пасты ручной работы в истинно итальянских традициях.
Наша мастерская по изготовлению макаронных изделий небольшими партиями обладает большими возможностями, использует местные ингредиенты, сотрудничает с шеф-поварами и розничными клиентами и обеспечивает качество и вкус ручной работы на кухнях по всей стране.
ПОСМОТРЕТЬ НАШИ ПАСТЫ
inOut;st:500;» data-frame_999=»o:0;tp:600;e:nothing;st:w;»> РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЮБИМЫЙСВЕЖИЙ ГОЛУБОЙ КРАБ С ПОБЕРЕЖЬЯ ЗАЛИВА, ЛИМОН, ШЕЛЕК
Свежесобранное мясо клешней голубого краба с побережья Мексиканского залива, смешанное с лимонной цедрой, зеленым луком и импастатой из рикотты, завернутое в нежные листы твердой пшеницы Монтана и свежей яичной пасты.
СМОТРЕТЬ ПАСТАРегиональный фаворит
СВЕЖИЙ СИНИЙ КРАБ С ПОБЕРЕЖЬЯ ЗАЛИВА, ЛИМОН, ШЕЛЕК
Свежесобранное мясо клешней синего краба с побережья Мексиканского залива, смешанное с лимонной цедрой, зеленым луком и сыром рикотта, завернутое в нежные листы твердой пшеницы Montana и свежей яичной пасты .
Ремесленник
Посмотреть пасту
Приготовить отличную пасту.
Наш преданный своему делу штат профессиональных кулинаров лично вкладывается в каждую партию пасты, которую мы производим, соблюдая старинные традиции, опережая кулинарные тенденции и всегда сохраняя «искусство» в ремесленном производстве.
Познакомьтесь с нашим персоналом
Почувствуйте местную любовь.
Вы хотите знать, откуда берется ваша еда, и мы хотим познакомить вас с некоторыми из самых трудолюбивых, самых новаторских и преданных своему делу людей, которых мы знаем.
Познакомьтесь с нашими поставщиками
От фермерских рынков и независимых ресторанов до крупных сетей и розничных магазинов наши небольшие партии — это довольно большое дело.
Найдите нас
Ремесленник
Платит вперед.
Узнайте, как наша программа по сбору средств Pasta with Purpose помогла Nashville Union Rescue Mission собрать средства, и как мы можем помочь вашей организации.
Увидеть пасту с целью
Дизайн и разработка веб-сайта Birdsong Creative
«;
err += «У вас есть какая-то библиотека jquery.js, которая идет после включения js файлов Slider Revolution.
1. Включите «Общие параметры модуля» -> «Дополнительно» -> «Фильтры jQuery и вывода» -> «Поместить JS в тело»»; err += »
2. Найдите двойное включение jQuery.js и удалите его»; err += »
Макароны с болгарским перцем (maccheroni ai peperoni) рецепт
- Ингредиенты
- Примечания (0)
- Отзывы (0)
- консервированные анчоусы
- сушеный орегано
- макароны паста
Где полный рецепт? Почему я вижу только ингредиенты?
Полный список ингредиентов всегда проверяйте в публикации.