Коллаж техника работы: Collage Art: History, Paintings, Artists

Коллаж — популярная техника современного искусства

Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии. Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  • В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  • В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  • В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  • В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

История коллажа

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям. В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией. Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи: Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки;
  • фотографии;
  • деревянные палочки и стружка.

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки. Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа. С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  • Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  • Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  • Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  • Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

На сайте галереи «АРТтека» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины и скульптуры разных авторов. Информация и изображения взяты из открытых источников.

Мастер-класс «Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога в детском саду»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.  

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Использование коллажа в работе с детьми

Коллаж – (от фр.collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

 

Коллаж — рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа — это слово или фраза, коллаж целиком — это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что дает возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие.

 Актуальность данной работы обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе эмоционально-личностного развития. 
В основу работы положена арт-терапевтическая методика. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество. 

Упражнение «Волшебные звездочки». Дети в обрывной технике «раскрашивали» звёздочку, заклеивая её внутри. А затем каждый называл то качество, которое это звездочка может ему дать, чтобы ему хотелось? Так у нас появились «звездочка силы», «звездочка красоты», «звездочка смеха».

Сегодня мы уделим внимание Техника коллажа дает широкий простор для творчества, получения положительных эмоций, создает мотивацию к самостоятельной деятельности, дает возможность выразить свой внутренний мир и получить удовлетворение от работы.
Создание коллажа позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Также методика способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как дает возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить ее, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение. 

Картина, созданная своими руками, несет большой смысловой заряд, который раскрывается автору постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.

Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие «играть», едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику. 

В работе с детьми метод коллажа я использую для решения разных задач. Чаще всего материалами в работе служат журналы, рекламные буклеты, цветная бумага, обои и т.д.

 1) Для снятия психоэмоционального напряжения ребенка. В процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и состояние ребенка нормализуется, а когда он видит результат своего труда — глаза блестят!

2) Для формирования коммуникативных навыков, сплочения группы детей. В данном случае я предлагаю детям создать общий коллаж («картину», «город», «волшебную страну» и т.д.) на большом листе обоев (около 3 метров). Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один — совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.

3) Метод коллажа можно использовать и в условиях внедрения ФГос (по теме недели). Например, тема «Здоровей-ка!»: можно предложить детям выбрать продукты питания, занятия которые служат укреплению здоровья и наоборот, ухудшают здоровье. Метод коллажа в данном направлении работы я считаю огромным подспорьем педагогам: по любой теме недели можно придумать тему коллажа и решать комплекс задач по разным образовательным областям.

Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка является то, что во время занятия невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что техника коллажа в работе педагога-психолога ОУ, универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией).

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые упражнения, которые я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Упражнение «Я такой человек»

Цели: 1. Знакомство детей с различными типами характера и поведения людей.

2. Обогащение запаса социальных эмоций.

3. Улучшение межличностных взаимоотношений в группе.

На ценностно-ориентационном этапе была сформулирована главная трудность: в связи с тем, что группа комбинированная, дети зачастую конфликтовали между собой, в связи с пониженной толерантностью. Эта трудность преобразовалась в задачи – повысить детскую толерантность, улучшить межличностное взаимодействие в группе, показать детям разнообразие человеческих характеров и поведения, что мы сами и люди вокруг нас могут быть разными. На следующем этапе – конструктивном – осуществлялось изучение методической и теоретической базы, подбор игр и упражнений для занятий с детьми, оформление раздаточного материала, уточнение формы работы. Затем осуществлялась работа в рамках проекта, выполнение – занятия проходили раз в неделю и включали в себя игры и упражнения на внутригрупповое взаимодействие, на чередование напряжения/расслабления тела, развитие межполушарного взаимодействия, на улучшение психо-эмоционального состояния детей. После такой разминки следующий этап занятия — разговор о запланированных чертах характера человека (аккуратный-неряшливый, решительный-застенчивый, дружелюбный-нахальный пр.) Черты характера всегда давались в таких разнополюсных парах. После беседы о том, кто и когда себя как ведет, и как себя всё-таки вести более принято в обществе, дети садились раскрашивать сюжетные картинки на заданную тему – пара рассматриваемых понятий каждый раз была проиллюстрирована соответствующими картинками формата А5 на листе А4 (то есть на двух половинках одного листа) — источник: программа «Открой себя», дополнение «Я такой человек». Раскрашивание было добровольным, но практически все дети всегда с удовольствием занимались этим процессом. Даже если ребенок начинал и не заканчивал раскрашивание, всё равно его работа подписывалась и складывалась в общую папку, т.к. в дальнейшем планировалось создание индивидуальной книги для каждого ребёнка. После того, как были рассмотрены все запланированные пары, наступил следующий этап реализации проекта – индивидуальная работа и работа в малых группах по оформлению практического результата проекта – книжки-раскраски для каждого ребенка. На этом этапе все законченные и незаконченные картинки, а также те картинки, с которым ребёнок не поработал по причине пропуска занятий, соединяются в одну книжку формата А5 с наличием нераскрашенных, раскрашенных и незаконченных картинок, а также с пустыми листами для дальнейшего творчества. Каждый ребёнок выбирал цвет нити, которыми сшивалась его раскраска, а также цвет, используемый в обложке (элементы цветотерапии). Обложку каждый ребёнок выполнял самостоятельно – нужно было обвести выбранным цветом фигуру человечка (еще раз проговариваем на этом этапе про кого же у нас получилась книжка), затем дети смотрят в калейдоскоп (оптический) на своего «человечка», проговариваем, что узор получается не интересный, т. к. человечек «пустой». Затем внутри контура дети делают коллаж из обрезков цветных журналов (обрезки есть готовые, также детям дается возможность вырезать понравившиеся части самостоятельно). В процессе работы проговариваем, что давать жизнь старым журналам – экологично. Коллаж (элемент арт-терапии) делается на чистом альбомном листе (1/2), который затем ребёнок самостоятельно приклеивает к обложке своей книги-раскраски. Оценочно-рефлексивный этап. В процессе наклеивания и по окончании работы дети снова смотрят на своё творчество в оптический калейдоскоп – и наблюдают, что человечек стал ярче, на него интересно смотреть. Проводится аналогия и делается вывод о том, что все мы разные и с каждым из нас особенно интересно. Затем ребенок на одной из страниц книги обводит свою ручку, а психолог записывает возле рисунка ответы ребенка на вопрос «Какой я и что я люблю?» (метод интервью). Т.к. работа в основном происходит в парах, дети узнают много нового друг о друге, о сходствах и различиях. Презентативный этап. На этом этапе планируется создание презентации с фотографиями работ детей (у каждого ребенка было взято разрешение сфотографировать его работу) и показ в группе. Как результат — групповая рефлексия и закрепление выводов, сделанных в процессе индивидуальной работы и работы в парах. Также планируется публикация опыта работы с проектом на сайте детского сада и в личном профессиональном блоге педагога-психолога МБДОУ, с целью ознакомления другими интересующимися специалистами, а также анализе и оценке результатов деятельности. Дополнительно была сознана презентация характеров мульт-персонажей, которую можно использовать как дополнение к проекту, так и самостоятельно, при изучении мира эмоций. К работе в проекте также привлечены родители – в процессе создания книжек-раскрасок родителям была дана информация о целях и задачах данного проекта, а также о том, как можно в дальнейшем работать с этой книжечкой, на какие темы поговорить с ребенком в процессе «раскрашивания» картинок. Кроме того, к каждой картинке дается краткое описание той или иной черты человека, что поможет в совместном обсуждении содержания книжки с ребёнком.  

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души».

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: старший дошкольный; школьный

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)

Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.

Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.

Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.

Некоторые выводы для дальнейшей работы

  1. Для коллажа с дошкольниками лучше брать небольшое изображение (половины или даже четверти листа А4 будет более, чем достаточно).
  2. Лучше давать не целые каталоги, а уже вырванные из них страницы, где меньше текста и больше картинок и цвета. К тому же, многим детям не комфортно вырывать страницы, и если у вас не стоит задачи снять страх перед запретами, то пусть работают с готовым материалом, детям так проще. Впрочем, смотрите по ребёнку, некоторым наоборот, приносит облегчение разрешение вырывать любые страницы. 
  3. Если у вас не стоит задача найти определенный цвет среди всего многообразия, то хорошо будет, если вы заранее примерно разложите страницы по цветовой гамме, так с ними легче работать. При этом все равно можно ставить задачу по поиску цвета: «Найди на этой странице жёлтый цвет», это задача не такая уж и простая, как кажется.
  4. Старайтесь убрать те картинки, где изображено полуобнаженное тело. Даже самые безобидные картинки могут отвлекать детей, нам это не нужно. 5.Некоторые дети, при всей терапевтичности процесса обрывания бумаги, любят работать ножницами. Ориентируйтесь на задачи, который вы ставите в процессе занятия. Моторику можно развивать как одним, так и другим способом, важно, чтоб ребёнку было комфортно. Если же у вас стоит задача раскрепостить ребенка, убрать зажимы, поработать с уверенностью в себе, то, возможно, стоит мягко настоять на работе именно с обрыванием бумаги. По крайней мере, чтобы ребёнок попробовал этот процесс.
  5. Для тех детей, которые не хотят работать ножницами и не хотят обрывать бумагу, есть третий вариант (подходит также для ситуации цейтнота) — волшебная коробочка. Это шкатулка (в моем случае это коробка от конфет, обтянутая подарочной бумагой), куда я складываю разноцветные симпатичные обрезки от тех же журналов или каталогов. Безотходно и экологично 🙂 Из этой коробочки детям предлагается брать понравившееся кусочки и наклеивать на изображение. Обращайте внимание детей на то, что кусочки двусторонние и тот фрагмент, который не понравился сначала может быть очень симпатичным с обратной стороны. «Заземляем» детей, проговаривая, что в жизни тоже так бывает — то, что вначале не нравится, потом может принести много хорошего (это как вариант психотерапевтического приёма, смотрите по ситуации, стоит его применять или нет). Кстати, «волшебная коробочка» хорошо работает в паре с калейдоскопом, особенно оптическим. Ну и в заключение, пару слов о материалах. Желательно брать бумагу на коллаж хорошего качества, не «газетную», но при этом она должна легко рваться. Ножницами запаситесь детскими. Если работаете с клей-карандашом, то он должен быть не очень сухим, чтобы процесс приклеивания не замедлялся, возможна работа с кисточкой и клеем ПВА, но тогда работам нужно дать время высохнуть, учитывайте это при планировании занятий.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
  2. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
  6. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
  7. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  8. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

Как создать свой собственный коллаж: расходные материалы и техника

Фото: Cottonbro
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.

Одна из лучших составляющих искусства — бесконечные возможности для исследования. Вы можете придерживаться только рисунка или только живописи, но есть один тип визуального творчества, который предлагает вам объединить их все: коллаж . Эта техника определяется включением различных элементов в одну композицию для создания нового произведения искусства.

Коллаж существует уже несколько столетий, и говорят, что впервые он был использован каллиграфами в Японии в 10 веке. С тех пор он практиковался в различных формах на протяжении всей истории. Но современный коллаж, каким мы его знаем, начинается с работ художников-кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака . Пикассо использовал его в своих картинах маслом, а Брак начал прикреплять кусочки бумаги к своим рисункам углем. Теперь это основной способ работы художников — будь то полоски нарезанной бумаги или коллаж из фотографий (также называемый фотоколлаж ).

С коллажем нет ограничений на материалы или подходы, которые вы используете при создании изображений. Хотя это может показаться ошеломляющим, взгляните на это с другой точки зрения: коллаж освобождает вас от «правил» рисования и позволяет вам исследовать свой уникальный художественный язык.

Узнайте, как создать свой коллаж. Прокрутите вниз, чтобы увидеть список материалов и методов, которые можно попробовать.

 

Основные принадлежности для коллажа

Фото: Каролина Грабовска

Свобода, которая приходит с коллажем, означает, что нет установленного списка поставок. Но даже несмотря на это, есть некоторые основные инструменты, которые будут использовать большинство художников-коллажистов.

Ножницы — Хорошие ножницы — это must для коллажа. Хотя они могут показаться разорением, инвестиции в острую и прочную пару облегчат резку, и инструмент прослужит намного дольше. Держите ножницы в целости и сохранности, зарезервировав их для одной цели. Например, если вы планируете резать бумагу, убедитесь, что эти ножницы режут только бумагу.

Бумага — Бумаге нет предела возможностям. Газета, журнал, картон — все это в вашем распоряжении для коллажа. Вероятно, вы захотите поэкспериментировать с типом бумаги, которую будете использовать на регулярной основе. Не спите и на макулатуре. Иногда брошенный конверт или лист бумаги с желтой разлиновкой — это именно то, что вы хотите включить в свою работу.

Клей — Удивительно, но существует множество вариантов использования клея. Но многие художники-коллажисты выбирают классический клей-карандаш. Этот тип клея легко найти, он удобен и хорошо прилипает. Еще один вариант – переплетный клей. Он идеально подходит для бумажных проектов и не содержит кислоты. Он поставляется в бутылке с заостренным носиком, но вы можете получить более мелкие детали, назначив кисть в качестве «кисти для клея» и окунув ее в клей, а затем нанеся ее на бумагу.

Ремесленный нож — Ножницы великолепны, но часто они не могут воспроизвести более мелкие детали, чем лезвие ремесленного ножа. Разумно инвестировать в нож и лезвия X-Acto. Эти типы ножей бывают разных форм: от стандартного ножа, который вы держите как карандаш, до лезвий меньшего размера, которые обвиваются вокруг пальца.

Самовосстанавливающийся коврик для резки — Поскольку вы, вероятно, используете лезвие X-Acto, вам понадобится коврик для резки. Ищите самовосстанавливающийся коврик. Он разработан таким образом, что ваше лезвие скользит по поверхности коврика, но не оставляет следов от порезов.

Краска (дополнительно) — В зависимости от того, как вы планируете формировать коллаж, вам может понадобиться краска.

Акриловый матовый медиум (дополнительно) — Этот акриловый медиум имеет два полезных применения для коллажа. Его можно использовать для приклеивания бумаги к другим поверхностям (например, Modge Podge), хотя он и близко не такой липкий. Еще одно применение – грунтовка под покраску. Используйте матовую среду, чтобы «запечатать» поверхность бумаги или холста, чтобы на нее можно было наносить краску без складок.

 

Техники создания коллажей, которые стоит попробовать

Фото: Каролина Грабовска

Как и во всем, что связано с коллажем, у техник есть безграничные возможности — факт, который может показаться ошеломляющим. Чтобы начать, вот несколько подходов, которые можно попробовать при создании своего коллажа.

 

Раскрасьте бумагу самостоятельно

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация Эрика Карла (@officialericcarle)

Придайте своему творчеству особенный вид, раскрашивая бумагу, а затем вырезая из нее фигурки. Это позволяет вам контролировать цвет и текстуру. Кроме того, это гарантирует, что ваш коллаж действительно единственный в своем роде. Чтобы получить представление о том, как это могло бы выглядеть, отличным примером могут служить иллюстрации Эрика Карла.

 

Развлекайтесь с фотоколлажем

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Пост, опубликованный julia malkova (@jmalkova)

Материалы для коллажей можно взять откуда угодно. Старые журналы, старинные открытки и случайные фотографии — обычное дело. Что вы скажете этими фотографиями? Комбинируйте маловероятные изображения для забавных или наводящих на размышления мэшапов.

 

Комбинирование различных материалов

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Сообщение, опубликованное Хань Цао (@hanwriting)

Вам не нужно полагаться на текстуру бумаги — будь то шероховатая, гладкая, мраморная или другая — для создания интересного внешнего вида. Попробуйте сложить бумагу для трехмерного эффекта или сплести ее полоски вместе, чтобы создать искажение аналогового стиля в вашей композиции.

 

Не только режьте, но и пробивайте и рвите
instagram.com/p/CEHX97qght6/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»13″>

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Сообщение, опубликованное Агарь Вардимон | Художник (@happyredfish)

Коллаж

часто рассматривается с точки зрения резки (именно поэтому ножницы и нож X-Acto входят в наш список поставок), но не ограничивайтесь разрезанием бумаги или других материалов. Используя дырокол или разрывая бумагу, можно создать интересные мотивы или текстуры. Художница Хагар Вардимон, например, создала заманчивое произведение искусства, просто вырезав разные круги и соединив их с фотографией.

 

Сборка также является формой коллажа

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Пост, опубликованный Сабиной Тимм (@virgin_honey)


Мы часто думаем о коллаже как о двумерном изображении, но не забывайте, что возможно и трехмерное изображение. В коллажах объекты размещаются вместе эстетически приятным образом. Композиции документированы фотографиями, как это делает Сабина Тимм со своими работами.

 

Статьи по теме:

Художник смешанной техники создает динамические коллажи, используя найденные фотографии и книги

Узнайте, как люди создают коллажи из ткани с помощью аппликаций

Художник из Сиэтла создает красивые коллажи из цветов и растений

Техника по вторникам: 10 советов по созданию коллажа

Коллаж — одна из основ искусства смешанной техники, но создание цельного, интересного произведения может быть непростой задачей. Когда начать? Какие расходные материалы использовать? Как найти вдохновение? Пусть эти 10 советов по созданию коллажа, написанные художниками из журнала Cloth Paper Scissors и North Light Books, помогут вам и сделают процесс легким и приятным.

1. Многие художники-коллажисты являются прирожденными коллекционерами, включая Роксану Эванс Стаут. В своей книге « Рассказывание историй с помощью коллажа » она рассказывает об использовании найденных предметов в произведениях искусства: «Сам акт открытия, когда вы собираете найденные предметы, — это волшебство», — говорит она. «Вы нашли красоту в неожиданном месте. Вы собрали небольшую часть истории, и вы берете на себя ответственность быть частью этого мира. А использование этих предметов в своем творчестве — это способ поделиться своими открытиями и вдохновить других. Когда вы экспериментируете с использованием найденных предметов в своих коллажах, вы действительно раскрываете внутреннего алхимика».

2. Когда дело доходит до создания коллажа, Кристал Нойбауэр советует не использовать кухонную раковину. Другими словами, не думайте, что вам нужно поместить каждый элемент на холст. В статье «Элементы коллажа» в майско-июньском выпуске журнала Cloth Paper Scissors она говорит: «Хорошая композиция похожа на хороший текст: когда вы редактируете, получается лучшая работа. Вы потратили много времени и денег на расходные материалы и уроки, но кто сказал, что вы должны использовать все это в одном дизайне?» Немногие художники, добавляет она, успешно справляются со всем, кроме кухонной раковины, и цепляются за хорошую композицию.

«Ипомея» (рисунок и фото Кристал Нойбауэр)

3. Простая папиросная бумага может стать мощным элементом коллажа, особенно в сочетании с нарисованными от руки дудлами. В Zen Doodle Workshop  Весна 2016 Анджела Леклер показывает, как «рисовать» папиросной бумагой; «Мне нравится мозаичная текстура, которую она придает моим работам», — говорит она. «Роспись по ткани — это простой и увлекательный способ создания акварельных фонов». Для этого она рекомендует отрывать кусочки салфетки всех форм и размеров, наносить кистью на акварельную бумагу и наносить кистью тонкий слой Mod Podge на салфетку. Поместите кусочки ткани на влажную поверхность, чтобы приклеить их. Для достижения наилучших результатов сначала наносите светлые тона, а затем более темные тона. Вы также можете наложить разные цвета ткани, чтобы создать новые цвета.

4. Создайте интересный фоновый коллаж с текстом книги. Ингрид Дейкерс разрезает старые книжные страницы и приклеивает их к странице журнала тонким слоем клея, следя за тем, чтобы текст был направлен в разные стороны. «Обычно я использую обесцвеченные страницы из старых словарей или книг в мягкой обложке», — говорит она в «Doodled Graffiti Journal» в весеннем выпуске 2016 года Zen Doodle Workshop . «Эффект состаривания бумаги добавляет тонкое разнообразие цвета. Когда клей высохнет, она наносит тонким слоем белую или не совсем белую акриловую краску, затем добавляет еще несколько слоев, давая каждому высохнуть, прежде чем добавлять следующий. Она также немного меняет цвет краски, чтобы внести разнообразие. Применяя слои, вы можете решить, какую часть текста вы хотите показать, и остановиться, когда вы будете довольны внешним видом.

Текст книги отлично подходит для фона коллажа. (Рисунок Ингрид Дейкерс, фото Шарон Уайт Фото)

5. Кофейные фильтры — отличные элементы для коллажа, и у Даниэль Дональдсон есть забавный метод их раскрашивания. В своей книге Creative Girl она начинает с того, что наносит два цвета концентрированной акварели на белую доску, а затем распыляет воду на цвет, чтобы распределить его. Затем она вытирает цвет кофейным фильтром и дает ему высохнуть. Эта техника также работает для кружева и ткани.

6. Патины, следы и пятна могут придать коллажу немного таинственности. Кристал Нойбауэр говорит, что ее заинтриговало, когда «кажется, что что-то пролили или оставили лежать на книге. Есть загадка, которую нужно разгадать: случайная метка была сделана кем-то другим. Кто поставил туда чашку?» В своей книге «Искусство выразительного коллажа » она предлагает следующие советы по созданию интересных пометок: смочите дно кофейной чашки черным кофе или чаем и поставьте ее поверх бумаги; положить влажные чайные пакетики поверх бумаги; и прижмите размороженные замороженные ягоды черники к бумаге, прижмите их, чтобы окрасить ее, и сотрите мякоть.

7. Создавая коллаж из ткани и бумаги, Кэс Холмс уделяет особое внимание клею, которым она скрепляет детали перед их сшиванием, и это не то, что вы могли подумать. Она использует метилцеллюлозу (иногда встречается в составе обойного клея или в качестве обойного клея), так как это делает работу более гибкой. «Это немного делает ткань более жесткой, — говорит она в «Сшиваем историю» в мартовско-апрельском выпуске Cloth Paper Scissors , — облегчая шитье в свободном движении, но работа становится мягче, когда с ней обращаются. Это швы, которые удерживают работу в долгосрочной перспективе».

Сшитая книга-коллаж для аккордеона. (Искусство Каса Холмса, фото Шарон Уайт Фото)

8. Кто может устоять перед великолепно украшенной бумагой, которую можно найти в художественных и канцелярских магазинах? Не Элизабет Сент-Илер, которая использует их в своих картинах-коллажах. Но она не всегда использует бумагу в том виде, в котором она ее находит — в своей книге Художественная мастерская из расписной бумаги она показывает, как делать нестандартную бумагу. Начните с разбавления жидкой акриловой краской, а затем нанесите цветную заливку на бумагу. Жидкие акрилы противостоят любым металлическим элементам на бумаге. Кроме того, попробуйте рисовать на обратной стороне бумаги — вы можете получить другой результат, который вам понравится.

9. Вдохновение играет огромную роль в создании коллажа, и практически все может послужить отправной точкой — цвет, текстура, ржавая фурнитура. «У меня есть фотографии, журналы и книги в пределах досягаемости в студии», — говорит Келли Хорниг в своей книге Colored Pencil Collage . Она добавляет: «Куда бы вы ни пошли, не забудьте взять с собой камеру. Собственные фотографии того, что вас вдохновляет, помогут вам стать лучшим художником. Ваши фотографии сделаны так, как вы видите и ощущаете вещи, поэтому они уже представляют вас и только и ждут, чтобы их включили в ваши произведения искусства».

10. Вот еще один отличный совет по созданию коллажей: подумайте о том, чтобы сделать книгу, в которой описаны ваши любимые приемы коллажа, чтобы она служила удобным справочником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *