Возникновение жанра фотоколлажа в XIX веке
Коллаж Варвары Степановой. Красноармейцы, 1930 г. Фотограф Борис Игнатович.
Зарождение фотомонтажа происходит уже в середине XIX века — почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. Однако в те времена так называемая комбинированная съемка использовалась исключительно в технических целях. На то было несколько причин. Во-первых, при съемке группового портрета с длительной выдержкой кто-то из героев мог шевельнуться, рискуя испортить весь кадр, поэтому делалось несколько практически идентичных снимков, а затем из удачных изображений каждого персонажа монтировался окончательный вариант. Во-вторых, героев портрета (в первую очередь многолюдного, официального, парадного) зачастую было настолько много, что не удавалось собрать их всех в одном месте в одно время, — тогда они фотографировались по отдельности, а затем кадры складывались в единую композицию. Еще одной причиной необходимости использования метода комбинирования была невозможность одновременной качественной съемки на ортохроматический материал, который использовался в те времена фотографами, пейзажа и облаков — тогда они тоже монтировались из разных кадров.
Первыми мастерами, обратившимися к технологии комбинирования, были англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, смонтировавшие в 1843 году «Заседание Свободной церкви в Шотландии» из 470 заранее подготовленных портретов. Оскар Гюстав Рейландер оставил в истории фотографии помпезную многофигурную композицию «Два жизненных пути», приведшую в восторг королеву Викторию, которая приобрела ее в подарок принцу Георгу. Генри Робинсон известен своими аллегорическими «фотомонтажными картинами», такими как «После дневного труда». В России первый известный фотомонтаж — портрет императрицы Марии Федоровны — был создан петербуржцем Сергеем Левицким в начале 1860-х. В подобных работах нет ничего, что противоречило бы реальной действительности, еще не проявили себя все возможности «моделирования» мира с собственными законами перспективы, построения «разномасштабной» композиции — монтаж являлся лишь методом обработки фотографии.
z
Коллаж Рауля Хаусмана. ABCD, 1923 г.
Коллаж Рауля Хаусмана
z
Свои художественные свойства фотомонтаж обретает в начале ХХ века. В качестве одного из прототипов некоторые специалисты называют обклеенную множеством вырезок и репродукций ширму сказочника Ганса Христиана Андерсена, служившую источником его вдохновения. Она существует по сей день и хранится в музее Андерсена в Дании. Известны также ранние монтажные театральные афиши, рекламные плакаты, в которых уже присутствует явное вторжение автора в реалистическую логику изображения. Подлинную революцию в развитии монтажной фотографии совершает эпоха авангарда. Методы кубизма с его дроблением и «расщеплением» поверхности изображения и изобретенный им коллаж существенно влияют на формирование эстетики фотомонтажа. Особенно по вкусу она приходится дадаистам и сюрреалистам, конструировавшим в своем творчестве иную действительность, проповедовавшим иррационализм, осуществлявшим суггестивные комбинирования реальностей, отрезков времени, потусторонних и посюсторонних миров и т. д.
Основоположником дадаистского монтажа принято считать Рауля Хаусманна, в своей статье «Определение фотомонтажа» давшего подробную характеристику новому методу. В его основе — невозможность гармоничного сочетания разнородных элементов и призывы к смелому и алогичному составлению «мозаики» из «осколков реальности». Макса Эрнста, еще одного известнейшего дадаиста, привлекают непреднамеренные «игры смыслов», возникающие при комбинировании изображений, первоначально подсмотренные им в научных иллюстрированных публикациях.
[BANNER 4508]
Еще одним претендентом на изобретение художественного метода фотомонтажа был Джон Хартфилд, широко известный своими пропагандистскими плакатами-памфлетами времен Первой мировой войны и эпохи утверждения нацизма. Впервые в своих работах он использует обратную перспективу, смещенные масштабы и свойственную плакату метафоричность и емкость художественного высказывания при лаконичности изобразительных средств. Истоками своей техники он называл открытки, которые он и его друзья, художники из круга знаменитого немецкого экспрессионизма, посылали товарищам на фронт. Открытки содержали зачастую зашифрованное визуальное высказывание с политическим подтекстом, созданное при помощи газетных и рекламных вырезок, которое, выраженное словами, никогда не прошло бы строгую цензуру.
Автор подвергался преследованиям по политическим мотивам — с приходом к власти Гитлера он вынужден был эмигрировать сначала в Чехословакию, а затем в Великобританию, и вернулся на родину только после окончания Второй мировой войны.z
Коллаж Джона Хартфилда. Так делают доллары, 1931 г.
Коллаж Джона Хартфилда
z
Параллельно плакатную фотомонтажную эстетику развивали художники конструктивизма — как в СССР (круг Родченко, Лисицкого, Клуциса, Поповой и т. д.), так и в Германии (Баухауз и в первую очередь эксперименты Мохоли-Надя). Экспериментальная (в том числе монтажная) фотография выделяется в особый жанр, оказывая сильное влияние на полиграфию и графический дизайн. В первую очередь авторов привлекал политический, агитационный потенциал фотомонтажной техники, емкие визуальные решения и сила воздействия на зрителя. Густав Клуцис так писал в своей работе «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства»: «Фотомонтаж — типичный вид советского революционного искусства, но сфера его применения далеко выходит за пределы СССР.
Коммунистическая печать Германии широко применяет в своих изданиях метод фотомонтажа. Необходимо всячески приветствовать и поддерживать всякого нового работника в этой области, двигающего дальше это большое дело».Александр Родченко был одним из ведущих мастеров советского фотомонтажа. Одна из его заслуг — внедрение этой техники и эстетики в книжную иллюстрацию. В 1923 году он создал цикл иллюстраций к поэме Маяковского «Про это», вызвавший большой интерес и живой отклик публики и самого поэта, отметившего «добрые боевые заслуги» Родченко в области фотомонтажа. В работе над обложкой и иллюстрациями Родченко использовал метод монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему: вторя гиперболической, эмоциональной или сатирической поэзии Маяковского, он буквально внедрял изображения в текст, плотно спаивал слово и визуальный образ. Еще одной широко известной, хотя даже не изданной, фотомонтажной работой Родченко стал рекламный плакат «Книги» для Ленинградского отделения Госиздата (Ленгиза) с фотографией Лили Брик.
Произвел фурор смонтированный Сергеем Сенькиным, ассистентом Эль Лисицкого в оформлении советского раздела международной выставки «Пресса» в Кельне гигантский фотофриз, приближающийся по своим размерам и художественным характеристикам к монументальной живописи. Сам Лисицкий также активно применял технологию фотомонтажа в своих плакатах, обложках и других композициях — например, в обложке каталога первой советской выставки в Швейцарии (Цюрих 1929), представляющей монументальные образы советских юноши и девушки. Другая его работа — фотомонтажный плакат для советского раздела Международной выставки гигиены в Дрездене (1930), изображающий молодого рабочего, в грудь которого вмонтировано изображение двух трудящихся мастеров. Такое неожиданное соединение изображений и масштабов создает образ фантастический, футуристический, созвучный все той же поэзии Маяковского («оздоровительный ремонт человека»), с которым Лисицкий был дружен. Последняя эмблематичная работа Эль Лисицкого, созданная накануне смерти, — антифашистский плакат «Давайте побольше танков!», датируемый декабрем 1941 года.
z
Коллаж Эль Лисицкого. Давайте побольше танков!, 1941 г.
Коллаж Александра Родченко. Про это, 1923 г.
z
В послевоенный период самым известным объединением, развивавшим технологии фотомонтажа, становится группа «Фотоформ», основанная О. Штайнером. Наиболее последовательным «фотомонтажником» внутри группы был Хайнц Хайек-Хальке, манифестировавший в своем творчестве соединение субъективного опыта с образами бытовых предметов, делавший акценты на течение повседневности и зависимость от нее человеческого сознания. Различные предметы, в зависимости от их субъективной важности, представлены в его работах в смещенных, не соответствующих реальности масштабах; они трудно узнаваемы сами по себе. Из таких, казалось бы, обыденных элементов, как сгнивший лист и кусок проволоки, автор создает совершенно фантастические, апокалиптические образы.
Комбинированием различных, прежде всего старых, архивных и «найденных» фотографий увлекается Ван Дерен Кок начиная с 1960-х годов. Глубокое знание технологии фотографирования (в том числе таких «архаических» техник, как дагеротипия и амбротипия, которые обретают в его руках новую жизнь) художник сочетает с последовательным изучением фотографии как вида искусства. Отсюда происходит его «пассеистский» интерес к цитатности, соединению различных временных отрезков в одной композиции. Естественно, соответствующих знаний для понимания тонкостей своих работ он требует от зрителя.
До определенного момента существовали лишь два метода фотомонтажа: механический (когда из фотографий вырезались нужные изображения, подгонялись под необходимый масштаб, склеивались на листе бумаги и переснимались заново) и проекционный (последовательная печать на фотобумаге с разных негативов). С развитием цифровых технологий и появлением компьютерного монтажа эта методика получила «второе дыхание» и невероятно широкое распространение. Открытки, плакаты, журналы, художественный фотоколлаж — сфера применения и варианты использования фотомонтажа сегодня невероятно расширились и доступны практически любому пользователю компьютера.
z
Коллаж Рауля Хаусмана
Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.
Коллаж — популярная техника современного искусства
Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии. Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.
Виды коллажа
Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов.
- В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
- В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
- В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
- В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.
История коллажа
История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям. В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией. Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи: Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:
- обрывки старых газет;
- лоскуты ткани;
- этикетки;
- фотографии;
- деревянные палочки и стружка.
Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки. Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа. С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.
Известные художники — мастера коллажа
Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:
- Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
- Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
- Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
- Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.
На сайте галереи «АРТтека» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины и скульптуры разных авторов. Информация и изображения взяты из открытых источников.
Приклейте их! Удивительная история коллажа
Сэмюэл Рейли
Коллаж часто считают архетипически современной художественной техникой. Слово — от французского глагола coller , означающего «приклеивать», — впервые было использовано для описания кубистских новаций Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые начали наклеивать газетные вырезки и другие материалы на свои полотна в 1912 году. С этого момента , как гласит история, художники использовали акт вырезания и склеивания как средство превращения окружающего нас мира в неожиданные, преобразующие комбинации на холсте. Но это повествование не совсем верно, заявляет захватывающая выставка в Шотландской национальной галерее современного искусства в Эдинбурге. Удивительно, но первое исследование такого рода «Вырезать и вставить» показывает, что коллаж — явление гораздо более древнее, чем принято думать, и явление, которое выходит далеко за рамки традиционной истории искусства.
Японские художники начали наклеивать бумагу на шелк еще в 1100-х годах. В Европе бумажный коллаж впервые упоминается в Европе в 1400-х годах. К следующему столетию эта техника стала применяться на практике в анатомических «книжках» — гравюрах на дереве, накладывающих кожу и сухожилия на внутренние органы. В викторианскую эпоху коллаж в виде альбомов для вырезок и самодельных валентинок стал чрезвычайно популярным времяпрепровождением. Многие барышни подхватили эту ошибку; так же поступил и Чарльз Диккенс. Он и актер Уильям Макреди создали огромную складную ширму из металлолома с 400 гравюрами на обеих сторонах. Коллаж не всегда был простым хобби. Ранние фотографы разработали практику соединения изображений вместе, позволяя им вмешиваться во временность и стирать границы между естественным и сверхъестественным — тему, которую исследовали сюрреалисты.
Коллаж особенно хорошо подходит сюрреалистам. Акт объединения разрозненных изображений и фрагментов текста отражал их веру в то, что смысл был порожден подсознанием. Но коллаж как техника оказал большее влияние, чем сюрреализм, на то, как мы представляем (или переосмысливаем) мир. Эту технику переняли художники-феминистки в 1960-х годах. В «Коллаже тела» Кэроли Шнеманн (1967), переломном произведении в истории перформанса, она катается по измельченной бумаге для принтера, ее тело окрашено обойным клеем, что она назвала «активным коллажем». Эта техника предлагала художникам поп-музыки, таким как Питер Блейк, средство включения повседневных, обычных предметов в свои работы, разрушая традиционные иерархии, которые определяли, что было «хорошим» и что было «народным» искусством. Точно так же он обеспечил modus operandi для панк-движений и протестных движений 19-го века.70-е и 1980-е — подумайте об эстетике «записки о выкупе» на плакатах Джейми Рида для Sex Pistols. На протяжении 20-го века коллаж использовался как инструмент разрушения и подрывной деятельности — способ разрывать свод правил и создавать что-то новое из фрагментов.
«Я пришла к выводу, что способ мышления — это коллаж», — сказала Луиза Невельсон, американский скульптор в 1975 году. Коллаж сильно изменился за столетия, и в нашу нынешнюю эпоху фотошопа и интернет-мемов слова «Вырезать и вставить» скорее напоминает компьютерную клавиатуру, чем клей и ножницы. Но, возможно, эта оригинальная выставка предполагает, что это «образ мышления», который мы всегда разделяли.
«Cotyledon Umbilicus, Navel Wort» (1779) Мэри Делани
Родившись в аристократической семье в 1700 году, художница Мэри Делани открыла для себя средства коллажа в конце жизни. История гласит, что в возрасте 72 лет Делани была поражена тем, насколько листок красной бумаги на ее прикроватной тумбочке напоминал герань, и взяла ножницы. «Я изобрела новый способ имитации цветов, — писала она в том же году племяннице. Между 1772 и 1783 годами, когда ее зрение ухудшилось, Делани создала почти тысячу ботанических «бумажных мозаик». Иногда для каждого цветка использовалось до 200 тщательно вырезанных бумажных лепестков, а иногда в него входили настоящие лепестки и листья. совершение ошибки».
Британский музей, Лондон: завещано Августой Холл, баронессой Лланновер, 1897 г.
«Малыш» (около 1890 г.) авторства Anonymous промышленные машины были построены специально для производства цветных, глазурованных и штампованных «ломовых» форм. Они были проданы в огромных количествах; люди приклеивали их на рождественские подарки, альбомы для вырезок и валентинки, и они использовались в детских садах и школах в качестве украшения и учебных пособий. В этом анонимном коллаже примерно 1890 вокруг центрального изображения младенца выстроились разнообразные хромолитографические «обрывки» — цветочные венки, маленькие цветочницы и фигурки из сборника сказок.
© England & Co, Лондон
«Бутылка Vieux Marc, Glass, Guitar and Newspaper» (1913) Пабло Пикассо плоская поверхность плоскости изображения, трехмерный мир. С включением коллажа в свои картины они больше не сводились к простому подражанию миру; наклеивая на свои холсты элементы реального мира, они воссоздавали опыт взаимодействия с ним.
В этом натюрморте Пикассо наклеил на холст клочок настоящей газеты. Зритель может стоять и читать слова, если хочет. Остается спорным вопрос, имел ли конкретный рассказ о коронации царя Александра III в России какое-либо особое символическое значение. Включив в композицию настоящую газету, а не нарисовав ее, Пикассо создал мир, существующий как во времени, так и в пространстве.
© Правопреемство Пикассо/DACS 2018
«Без названия (Неопубликованный коллаж для ‘Une semaine de bonté’)» (1934) Макса Эрнста
Немецкий художник Макс Эрнст стал соучредителем кельнского отделения группы Дада в 1919 году, а позже стал ведущей фигурой среди сюрреалистов в Париж. Он разработал практику объединения старых гравюр, взятых из самых разных источников, для создания образов фантастических миров — способ работы, который повлиял на всех, от коллег-сюрреалистов, таких как Андре Бретон, до Терри Гиллиама, создавшего «Монти Пайтона». монтажи.
И все же Эрнст был далеко не первым, кто использовал для этого коллаж. Своими призрачными искаженными фигурами, наложенными на иллюстрацию из французского бульварного романа, эта работа напоминает знаменитые фотографии Элси Райт и Фрэнсис Гриффит «Фея Коттингли», представленные ранее на выставке. Эти две молодые девушки из Коттингли, деревни в Западном Йоркшире, в 1920 году наложили изображения фей на свои фотографии, случайно вызвав бурю в СМИ по поводу возможного существования сверхъестественных существ.
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2018 г. Зольтау, акт коллажа становится насильственным. В 1970-х немецкая художница начала разрывать свои фотографии на части и сшивать их вместе с помощью иглы и нитки. В более поздних изображениях, таких как ее серия «ГРИМА», фотографии Зольтау соседствуют с фрагментами изображений других людей, в том числе ее детей, и животных. Ее искусство делает видимыми фрагментарные психологические состояния, связанные с болезнью и старением, что связывает ее с длинной линией художников, которые использовали коллаж, чтобы смешать воображаемое и реальное.
© DACS 2018. Предоставлено галереей Ричарда Салтоуна
«Вагон с крылатыми ракетами» (1980) Питера Кеннарда конец 1970-х. В 1980 году этот фотомонтаж Питера Кеннарда стал определяющим изображением антиядерного протеста в Великобритании . Он был создан и опубликован после объявления о том, что американские крылатые ракеты будут размещены недалеко от Ньюбери, торгового городка в Беркшире. Чтобы успокоить общественную неприязнь к этому решению, Министерство обороны выпустило брошюру, иллюстрированную тонкой акварелью, в которой ракеты были показаны гармонично вписывающимися в сельский пейзаж. В ядовито-сатирическом ответе Кеннарда он поместил три видные крылатые ракеты на бромированную фотографию картины Джона Констебла «Телега с сеном» (1821 г.), классического изображения сельской Англии.
Вырезать и вставить: 400 лет коллажа Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, до 27 октября
Повторно использовать этот контент Вейл в Париже, который также был создателем коллажей. Она познакомилась со многими сюрреалистами и организовала «Выставку коллажей, папье-колле и фотомонтажей» в своей галерее Guggenheim Jeune в Лондоне в 1919 году.38, установленный Роландом Пенроузом из Лондонской галереи. В экспозицию вошли работы Пикассо, Арпа, Эрнста, Швиттерса, Таубер-Арпа, Вейля и других. В 1941 году Гуггенхайм, Эрнст, бретонцы и другие сюрреалисты отплыли в Нью-Йорк, спасаясь от войны.
К 1942 году Гуггенхайм уже открыла свою галерею «Искусство этого века» в Нью-Йорке. Он стал местом, где демонстрировались одни из самых смелых авангардных произведений искусства того времени. В 1942 году Лоуренс Вейл и Джозеф Корнелл выставляли здесь коллажи, а Марсель Дюшан выставлял свои 9 работ.0009 Коробка-чемодан . Джозеф Корнелл особенно интересен как сложная, застенчивая фигура, которая всю жизнь прожила с матерью и никогда не имела формального художественного образования. Тем не менее, его сюрреалистические ассамбляжи, размещенные в неглубоких деревянных ящиках, должны были сделать его одним из самых важных художников 20 -го -го века, работающих в области коллажа и ассамбляжа. Несмотря на свой затворнический характер, он подружился со многими великими художниками, включая Марселя Дюшана, Ли Миллера, Сьюзен Зонтаг и Яёи Кусама.
Если галерея «Искусство этого века» уже предоставляла пространство для европейских художников-эмигрантов-авангардистов, она также стала концентрированным центром, вокруг которого начали собираться передовые нью-йоркские художники-абстракционисты. В 1945 году Гуггенхайм пригласил Роберта Мазервелла, Джексона Поллока и Уильяма Базиотеса представить коллажи для выставки под названием «Выставка коллажа». Для Мазервелла коллаж был способом избежать репрезентации и включить в свои картины кусочки повседневного мира. Он назвал коллаж «одновременно размещением и многоточием». Гуггенхайм сказал о Поллоке, что он не особо разбирался в коллажах, но что она была удивлена жестокостью, с которой он нападал на свой материал. Жена Поллока Ли Краснер, с другой стороны, пережила целую фазу коллажа, во время которой она действительно пришла в себя. Примерно в то время, когда Поллок потерялся в своем алкоголизме и не мог рисовать, она удалилась в свою маленькую студию и нашла утешение в вырезании, разрывании и склеивании своих коллажей. Примечательно, что Краснер часто использовала обрывки своих старых, выброшенных картин и даже картин Поллока. О своих коллажах она однажды сказала: «Мои коллажи связаны со временем и переменами».
На выставке вместе с Краснером в 1951 году участвовала художник-коллажист Энн Райан. Райан видел шоу Курта Швиттерса в 1948 году и был глубоко вдохновлен. Специалист по коллажам Павел Зубок из Pavel Zoubok Fine Art описывает, как в свое время она взяла на себя роль Швиттерс.