Коллаж это техника в изобразительном искусстве: Collage Art: History, Paintings, Artists

Коллаж как искусство

История коллажа

Коллаж сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось все…

…на заре XX века в кругах приверженцев авангарда — кубизма, дадаизма, маньеризма, импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо.

В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, — «Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и т.

п., большей частью шокировали публику. Тем не менее необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа — декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий — вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника — картина «Морские животные», созданная в память о южных морях. Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба.

В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики.

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины. Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое. В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать.

Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг. Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии — создании компьютерных коллажей.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов — засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д. Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре.

Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т. д. Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет могут оказаться теми акцентами, которые сделают работу завершенной. На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием, пусть и несколько своеобразным.
Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н. э донес до нас изображения 275 различных растений! Более двухсот лет путешественники и ученые-ботаники, изучая растительный покров земли, собирают гербарии, потому что одни словесные описания и рисунки не дают полного представления о растениях. Однако материал, предназначенный для сухого научного исследования, мало подходит или не годится вовсе для создания флористического коллажа — при высыхании цветки и листья нередко теряют естественную окраску. К тому же растения, высушенные, как для гербария, методом прессования, становятся хрупкими. Чтобы дизайнеры могли беспрепятственно творить круглый год и воплощать все свои замыслы, им на помощь пришла индустрия производства сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным, эффектным растительным материалом. Растительный материал несложно заготовить и самим.

Основные стили коллажей

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля.

Четыре основных стиля коллажа:

1. Пейзажный
2. Вегетативный
3. Декоративный
4. Формо-линейный

В каждом стиле — свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.

Пейзажный стиль. В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный стиль. Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают
на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон — небо с облаками — наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, — это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж.

Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

Формо-линейный стиль. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д.. а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! — восклицал Э. Делакруа. — Сюжет — это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу…» Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно? Это поможет выбрать стиль. Потом переходите к практической части.

Советы по организации работы

Чтобы созданный вами флористический коллаж оправдал ваши ожидания, чтобы вы могли назвать его удачным, в работе необходимо придерживаться определенных правил, определенной последовательности действий. Потом, с приобретением опыта, вы будете им следовать автоматически.

Если при взгляде на дивный цветок или экзотической формы лист, причудливо изогнутую ветвь или переливающееся перо заморской птицы вас не посетило вдохновение, которое сразу подарило бы вам видение сюжета, создавайте коллаж пошагово. В общих чертах это выглядит так: сначала разрабатывают эскиз, потом делают фон (в нашей практике он по преимуществу живописный), затем наполняют его флористическим материалом. Но в любом случае прежде всего должен появиться замысел. Он — основа основ. Без глубокой волнующей мысли ничего не получится. Потом следует предварительная подготовка — и непосредственно процесс создания коллажа. Этапы всей работы выглядят так.

  • Подумайте о теме своей работы. Тема — это то, что хотел сказать художник. Решите, как вы выразите свое отношение к ней — так вы определите идею произведения, уточните свой замысел. Например, вы хотите создать коллаж на тему осени. Какая она для вас? Что в ней вы любите больше всего? Может быть, бабье лето, когда еще пригревает теплое солнышко и деревья стоят в многоцветье осенней листвы? А может быть, вам нравится время, когда осень подходит к концу и уже морозная зима на пороге, когда природа готовится погрузиться в грусть и покой?
  • Одну и ту же идею можно воплотить в различных стилях, поэтому подберите наиболее подходящий для себя. Допустим, вы хотите создать коллаж под названием «Порыв». В пейзажном стиле решение, возможно, будет таким: вы покажете дерево, склоненное под сильным порывом ветра, сорванные листья, уносимые этим порывом вдаль. Фон — темное небо, на котором сквозь тучи пробивается одинокий лучик солнца. Тот же коллаж в декоративном стиле требует создания иллюзии движения, стремительного и резкого. Переплетение удачно подобранных и верно расположенных мазков красок и флористического материала поможет донести замысел до зрителя.
  • Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок в произвольном масштабе, и разработка в формате будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет, где будут находиться все элементы композиции. Помните о перспективе и равновесии.
  • Определите, нужен ли вам живописный фон. если нет, то что его заменит. Для создания живописного фона, если вы отдали предпочтение ему, выберите краски, подготовьте соответствующую бумагу и т. д.
  • Сделайте несколько вариантов фона. Так вы сможете не только выбрать наиболее удачный, но и сэкономить краску. Оставшиеся заготовки могут пригодиться в другой раз.
  • Когда выполненный фон подсохнет, подберите флористический материал, исходя из того, что одни элементы фактурой, формой и цветом должны подчеркивать другие, дополнять и оттенять их.
  • Используйте разнообразный материал. С другой стороны, умейте вовремя остановиться, чтобы не замусорить работу.
  • Приступайте к наклеиванию декоративного материала. Пользуйтесь только хорошо разогретым пистолетом, иначе, прикладывая дополнительные усилия к кнопке инструмента, вы можете сломать его. Держите пистолет в правой руке, осторожно надавите на кнопку, чтобы не вылилось слишком много клея. Левой рукой слегка приподнимайте материал и постепенно, шаг за шагом, приклеивайте элементы коллажа. Совмещая различные материалы, накладывая их друг на друга (а не просто укладывая рядом), объединяя элементы в единое целое с фоном, его красками и фактурой, вы можете получить необыкновенный результат.

А что касается коллажа, в основную часть которого вы поместили поразивший ваше воображение цветок или лист, то подобные композиции тоже строятся по определенным правилам. Неповторимость формы, фактуры, наконец, уникальную декоративность главного элемента должен подчеркнуть фон. Цветовое решение фона должно быть таким, чтобы он не играл, что называется, первую скрипку, а был достойной оправой главному флористическому элементу композиции. Однако фон может служить не только дополнением. Если его сделать контрастным, он станет более активным, но при этом опять же усилит впечатление, производимое материалом, находящимся в самом центре внимания. Правильный выбор фона — очень важный момент, однако прежде надо определиться, на какой основе будет выполнен коллаж.

Виды основ коллажей

Флористические коллажи можно выполнять на холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже, металле, стекле и т. д. И выбранная основа либо служит стартовой площадкой для создания фона, либо сама является фоном — в неизменном виде или дополнительно оформленная: красками, объемной шпатлевкой, художественной пастой, мелкими декоративными элементами и т. д. Работу можно сделать и вовсе без фона. Так, например, создают коллажи на каркасе.

Коллаж на холсте

Холст — это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она — самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст — это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник.
Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку Последний вариант наиболее подходит для таких материалов, как песок, гравий, гречка, зерна кофе, битое стекло, ракушки и т. д. Потом их можно покрыть слоем клея ПВА. Очень хорошо смотрятся коллажи, в которых используют только один вид декоративного материала. Например, если хаотично закрепить в шпатлевке цветки гортензии или бугенвиллеи. Для придания таким работам большей выразительности можно обработать их поверхности спреем, создающим эффект блеска.

Коллаж на ткани

Практически любая ткань — хлопчатобумажная, шелковая, льняная, бархатная и т. д. — может служить не только основой, но и прекрасным фоном для флористического коллажа. Ткань натягивают на подрамник или при помощи флористического пистолета наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное — точно расположить флористический материал, как того требуют замысел и законы композиции. Следует учитывать и то, в каком помещении суждено находиться вашей работе. Так, едва ли в скромном загородном доме будут уместны вычурные работы, выполненные на шелке и бархате. А вот коллажи на основе из ситца, льняного полотна, холстины, пожалуй, придутся кстати.

Не менее важна правильность сочетания ткани и растительного материала. Для оформления льняной ткани, холстины или ситца выбирайте «скромные» растения, знакомые всем с детства, — укроп, физалис, цветки анютиных глазок, ромашек. Для тонкого шелка и таинственного бархата подойдут цветки более изысканные, например орхидеи, дельфиниумы, фрезии.

Коллаж на батике

Батик — это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике — это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, флористический материал используют в минимальном количестве. Основа (она же фон), и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике — тонкая работа.

Коллаж на бумаге

Основой для флористического коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага. Чтобы работа получилась эффектной, используют бумагу темных цветов (насыщенный бордовый, черный или глубокий синий). На таком фоне прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата — из хлопковой коробочки. Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага. Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые традиционно заворачивают подарки, — на них потеряется любая композиция из засушенных растений и других натуральных и искусственных материалов.

Иное дело — упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок. Можно использовать и гофрированную бумагу, только создавать на ней композиции очень непросто! Но если
постараться, то получится очень оригинальное произведение. Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели. Но, пожалуй, идеальный выбор — флористическая бумага с натуральными включениями, в качестве которых используют листики и мелкие цветочки.

Коллаж без фона

Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., — элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине флористических материалов. Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа из флористического материала. Однотонная стена — более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать вашему произведению во всей красе.

Заключение

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изящным подснежником.
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Освоив технику создания коллажей, вы сможете при помощи необычных «красок» — цветов, веточек, листьев и других материалов — писать чарующие пейзажи и передавать формой и цветом свои настроения, чувства, мечты. ..

Создание коллажей дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Яркие и интересные работы могут получаться и у начинающих коллажистов, потому что творчество дарит ни с чем не сравнимую радость

КОЛЛАЖ | Энциклопедия Кругосвет

КОЛЛАЖ (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т. д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию.

Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т. п.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений.

Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их.

Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т. п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Дань коллажу отдали художники русского авангарда (А.В.Лентулов, П.П.Кончаловский, О.В.Розанова).

В коллаже, как и во всем современном искусстве, главное внимание уделяется рисунку и фактуре материала. Сопоставление не связанных друг с другом материалов, образов и форм особенно хорошо подходит для передачи разнообразия, напряженности и алогичности современной жизни, иногда доходящей до абсурда. Начиная с периода Второй мировой войны в технике коллажа работали многие выдающиеся мастера, такие, как Роберт Мазеруэлл, Жан Дюбюффе, Альберто Бурри, Ларри Риверс, Конрад Маркарелли, Энн Райан, Маноло Милларес и Роберт Раушенберг. В дальнейшем сфера коллажа расширяется, сливаясь с такими формами как энвайронмент, ассамбляж, аккумуляция. К коллажу близка техника конструкции, представляющая собой комбинации различных материалов в пространстве. Коллаж также использовали в кино режиссеры Норман Макларен, Ред Грумс и Стен Вандербек. Эстетика коллажа – это эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст произведения искусства и наделенного в нем новым изобразительным или символическим смыслом.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Пройти тест

Искусство коллажа

ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИСКУССТВО
Список важных дат
см. в: History of Art Timeline.

 

Примеры

Современный коллаж (2010 г.)
Сделано из окурков.
Дэн Маунтфорд.

Фруктовая тарелка и стакан (1913)
Жоржа Брака, который вместе с
Пикассо изобрел коллаж и
папье-колле.

Fredlyst With Yellow Artifical Bone
(1940) Коллаж знаменитого дадаистского художника
Курта Швиттерса.

Весь город (1934) Макса Эрнста,
немецкого художника-сюрреалиста, который
создал серию городских пейзажей,
используя технику смешанной техники
коллажа и фроттаж.

В современном искусстве слово «коллаж» описывает композицию, состоящую из различных материалы — как правило, печатные материалы, такие как газетные вырезки, фотографии, произведения графического или цифрового искусства, остатки текстиля или ткани и, возможно, твердые предметы — все приклеены к листу бумаги, доске или холсту. Коллаж ассоциируется, прежде всего, с современным художественные направления кубизма и Дадаисты, а также современные практики ассамбляжа искусство, как у американского поп-артиста Роберта Раушенберг. Теорию и практику искусства коллажа теперь преподают в качестве предмета второстепенной степени в некоторых из лучших художественных школ Европы и Америки.

Коллаж в кубизме

Представители коллажа начала ХХ века были два пионера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Для начала они разработали аналитический кубизм, отражающий взгляды Пикассо. художественная философия, что голова просто состоит из двух глаз, носа, и рот, который может быть выложен как угодно художнику. аналитический Картины кубистов соответственно становились все более фрагментарными, а их содержание все более абстрактно. Потом около 1912, Пикассо и Брак разработали новая форма живописи, известная как синтетический кубизм — метод, который импортировал сначала слова, потом «настоящие» элементы, вроде газетных вырезок, билеты, обрывки обоев и этикетки, чтобы представить себя. Другой использовался метод папье-колле или наклеенная бумага, которую Брак использован в его коллаже Фруктовая тарелка и стакан (1913).

Эти формы кубистского коллажа совпали с ранними трехмерными композициями с использованием «найденных объекты», такие как скандальные «реди-мейды» художника дадаизма Марселя Дюшана (1887-1919).68).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАТЕГОРИИ
Определения, формы, стили, жанры,
периоды см.: Виды искусства.

САМОЕ ЦЕННОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Для получения информации о
самых дорогих произведениях изобразительного искусства в мире и
рекордных аукционных ценах см.:
Топ-10 самых дорогих картин

Коллаж в стиле Дада

Дадаизм движение зародилось в Цюрихе, Швейцария, во время Первой мировой войны, как художественный бунт против общепринятых ценностей, вызвавший такое ужастик. После войны дадаизм превратился в сюрреализм. в Париже и Кёльне. Коллаж был особой техникой этого антиискусства. движение. Небольшие коллажи «Merzbilder» немецкого дадаизма. художник Курт Швиттерс были тщательно построены из уличного мусора, чтобы отразить мир сошел с ума. Макс Эрнст другой Немецкий дадаист и художник-сюрреалист также создал ряд коллажей, и включил фроттаж (натертые узоры) в свое фэнтези-искусство. Вольф Фостелл изобрел декольте, противоположное конструированию. коллажи из фрагментов плакатов и других «найденных» материалов. Другой известные художники, которые использовали коллаж включены Жан Арп, Марсель Дюшан, Пикабиа и американский абстрактный экспрессионист Роберт Мазервелл.

Коллаж современного изобразительного искусства (смешанная техника)

С тех пор коллаж использовался многими другие художники: например, голландский художник-абстракционист Пит Мондриан, британский художник Джон Уокер и американка Джейн Франк (известная для коллажей на холсте). Ли Краснер (1908-84), жена Джексона Поллок изобретатель «живописи действия», также создал коллажи, собранные из кусочков ее собственных выброшенных картин. Неодадаизм художники, включая Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга, также разработали современные формы коллажа и другие работы в смешанной технике.

В конце двадцатого века Концепция коллажа расширилась и распространилась далеко за пределы изобразительного искусства. включать музыкальные и архитектурные аранжировки, а также фото коллаж (фотомонтаж), сборка и поделки типа декупаж . Более того, широкое использование современных художественный термин «смешанная техника» фактически заменил слово «коллаж» в изобразительном искусстве, так как включает в себя склеенную сборку предметы на холсте. Один из самых талантливых современных художников-коллажистов. был житель Нью-Йорка Дэвид Войнарович (1954-92), чьи работы вошли в число лучших галереи современного искусства в Америке.

Коллаж — Artlex

Без рубрики / Автор Артлекс

Коллаж — художественная техника, заключающаяся в наклеивании фрагментов разных материалов на твердую поверхность. Первоначально созданная как кубистический эксперимент, эта техника вскоре была воспринята дадаистами и сюрреалистами и впоследствии широко использовалась в современном искусстве, особенно в практике художников, принадлежавших к волне неоавангарда. Термин папье-колле происходит от французского слова «coller» или «склеивать». Основная идея коллажа вылилась в техники фотомонтажа, декупажа, ассамбляжа, деколлажа и цифрового коллажа.

Известная коллажная работа

 

Жорж Брак, Фруктовая тарелка и стакан, 1912, бумага, папье-колле и уголь, 62,9 x 45,7 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Пабло Пикассо, Голова, 1913-14, папье-колле картон, уголь, 43,5 х 33 см, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург Жан Арп (Ханс Арп), француз, родился в Германии (Эльзас), 1886–1966
Коллаж с квадратами, расположенными по законам случая. в. 1916-17
Бумага рваная-клееная на серо-голубой бумаге, 191/8 x 13 5/8″ (48,5 x 34,6 см)
Приобретение, Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1937
© 2006 Ганс Арп / Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / VG Bild-Kunst, Бонн

 

Курт Швиттерс, MERZ 458 WRIEDT, 1922, коллаж на бумаге, наклеенной на карту, 14,3 см x 21 см, частная коллекция

Макс Эрнст, Лоплоп представляет членов группы сюрреалистов, 1931, коллаж, 50,1 x 33,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк 1930, 14 x 10 см, Музей современного искусства, Белград

 

Ричард Гамильтон, Что же делает современные дома такими разными, такими привлекательными?, 1956, коллаж, 26 × 24 см., Кюнстхалле Тюбинген, Тюбинген

 

Том Вессельманн, Натюрморт № 12, 1962 г., акрил и коллаж из ткани, фотогравюра, металл и т. д. на ДВП, Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия

 

Раймонд Хейнс, Жак Виллегле, Ах Альма Манетро, ​​1949 г., деколлаж, 58 x 256 см, Центр Помпиду, ПарижМиммо Ротелла, Синемаскоп, 1962, деколлаж, 173 x 133 см, Музей Людвига, Кёльн

Кубистические истоки коллажа

Жорж Брак впервые применил технику коллажа к рисунку углем 1912 года Фруктовая тарелка и стакан . Это изобретение произошло летом в Сорге на юге Франции, где вместе работали Пабло Пикассо и Брак. По возвращении Пикассо в Париж Брак случайно заметил в Авиньоне обои из искусственного дерева, которые он затем включил в натюрморт. Связь фактур, полученных при столкновении угля и обоев, полностью занимала Брака и Пикассо. Натюрморт — это то, что кубисты чаще всего изображали с помощью этой техники. Феномен введения художественными средствами материала, созданного не для нужд живописи, а, напротив, являющегося широко доступным промышленным продуктом, — открыл вопрос о границах авторства, которые революционизирует Марсель Дюшан с Готовый концепт несколько лет спустя.

Дадаизм

Следуя по стопам достижений кубизма, дадаизм воспринял новую технику коллажа и переосмыслил ее в духе противостояния буржуазной эстетике. Деструктивное отношение ко всем прежним художественным канонам отразилось в дадаистских коллажах. Используя остатки повседневной жизни, такие как порванные билеты, обертки от конфет или обрывки газетных статей, для создания произведений искусства, дадаисты еще больше поощряли сопоставление однозначно бесполезных предметов с идеей исключительности искусства. Дадаисты, выразившие себя в среде коллажа, — Ганс Арп, Курт Швиттерс, Ханна Хёх, Тристан Цара.

Сюрреализм

Коллаж был довольно распространенной формой художественного выражения среди сюрреалистов. Для сюрреалистического коллажа характерно построение отличительного визуального образа, основанного на иррациональном. В отличие от кубистского или дадаистского коллажа, сюрреалистический коллаж составлен чрезвычайно точно. Тщательно смешивая различные элементы, этот коллаж создает иллюзию материализованного видения мечты, которая была неисчерпаемым источником вдохновения для этой художественной группы. Сюрреалисты, которые работали в среде коллажа, — это Макс Эрнст, Ман Рэй, Жоан Миро, Андре Бретон, Жаннет Дюкрок Танги, Ив Танги, Бенджамин Пере, Поль Элюар, Стеван Живадинович Ване Бор.

Поп-Арт

Поп-арт, быстро развивающийся с середины 50-х годов в Великобритании и США, положил начало новой форме коллажа в современном искусстве. При анализе поэтики поп-коллажа следует учитывать такие художественные традиции, как господствовавший тогда абстрактный экспрессионизм, на который откликнулся поп-арт. Новая эстетика фигуральности сопровождалась фрагментами массовой культуры, рекламы и других элементов массовой культуры, послуживших отправной точкой для этих художников. Отойдя от теоретизирования о природе живописи и абстракции как доминирующей категории, художники поп-музыки рассматривали коллаж и фотомонтаж как область, в которой они могут достигать критически-подрывных потоков своих идей с помощью визуально привлекательных средств. Поп-исполнители, которые практиковали эти приемы, — это Ричард Гамильтон, Питер Блейк, Питер Филлипс, Эдуардо Паолоцци, Том Вессельманн.

Новый реализм

Новый реализм как движение, официально сформировавшееся в 1960 году во Франции, часто рассматривается как аналог поп-арта. Новый реализм также выступал против засилья абстрактного искусства, полностью отвергая фигуральность в форме, характерной для социалистического реализма. Мотивы, используемые этими художниками, пришли из повседневной жизни простых людей, из индустриальных пространств, фильмов или рекламных роликов. Художники нового реализма часто работали над тем, чтобы разрушить идею гламура произведения искусства, в отличие от поп-художников, которые основывали свой иронический подход на поощрении гламура. В отношении техники коллажа можно увидеть еще одну связь между дадаистской традицией и практикой художников нового реализма, которые занимались социальными отклонениями в системах после Второй мировой войны. Антигламурный подход воплощается в практике своеобразной уличной археологии массовой культуры. Художники, практиковавшие технику деколлажа, соскребали и рвали многочисленные плакаты, наклеенные друг на друга, и строили из этих фрагментов произведения искусства. Художники нового реализма — Раймонд Хейнс, Миммо Ротелла, Вольф Фостелл, Жак Виллегле.

Фотомонтаж

Фотомонтаж — это метод, при котором вырезанные части или целые фотографии объединяются в отдельное целое или составную фотографию. Эти составные изображения иногда фотографируют, чтобы получить более убедительное финальное изображение. Эта процедура называется композитингом. Фотомонтаж был очень распространен среди дадаистов и сюрреалистов, а также среди конструктивистов.

Декупаж

Декупаж — это техника, подвид коллажа, которая включает вырезание и размещение вырезов на поверхности для имитации росписи. Вырезанные мотивы чаще всего несколько раз покрывают лаком или другим герметиком для защиты. Художники-авангардисты, экспериментировавшие с этой техникой, часто использовали более абстрактные формы.

Сборка

Техника сборки развивалась почти одновременно с коллажем. Как коллаж и сборка, это часть более широкого кубистического эксперимента, в котором Пикассо использовал обрезки дерева и фрагменты ткани на холсте. Сборка продолжает идею коллажа тем, что, в отличие от коллажа, привязывающегося к вертикальной поверхности, сборка выходит в третье измерение, т.е. пространство. Сборка была очень распространена в сюрреалистических работах, как это было в 50-х и 60-х годах с появлением неодадаизма и Arte Povera.

Деколлаж

Деколлаж — это техника, связанная с деятельностью участников художественного движения «Новый реализм». Французское слово décollage переводится на английский как «отклеиваться». В отличие от коллажа, который предполагал создание художественного произведения из отдельных фрагментов или целых существующих изображений, деколлаж создавался путем вырезания или отрыва частей определенного изображения. Эта процедура часто относилась к использованию старых плакатов, которые художники разрывали, а затем включали в свои работы.

Цифровой коллаж

Цифровой коллаж является частью более широкого явления в современном искусстве, называемого цифровым искусством. С помощью компьютерного программного обеспечения, такого как Photoshop, можно объединять визуальные элементы, а также аудио- или видеоэлементы в структуру коллажа.

Известные художники

  • Жорж Брак (1882-1963)
  • Пабло Пикассо (1881-1973)
  • Ханс Арп (1886-1966)
  • Курт Швиттерс (1887-1948)
  • Ханна Хёх (1889 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *