Коллаж это что: Коллаж — это… Что такое Коллаж?

Содержание

Коллаж — это… Что такое Коллаж?

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах.

Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.

Другие жанры

В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.

Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made» (нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «арт-объект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.

В 2006 г. в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

В 2007 г. в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.

Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

18 сентября в тольяттинском центре современного искусства «Две точки» прошла выставка «Current Collage». Абстрактные коллажи, сделанные из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. Самые именитые художники выставки: Ева Хан и Фред Фри.

Фотоколлаж

Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и др.

Видеоколлаж

Видеоколлаж — это видеоряд собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

Коллаж в музыке

Термин «коллаж» употребляется и в музыке, где он означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего.

В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки.

См. также

Источники

Что такое коллаж и как его сделать самостоятельно

03 августа 2019 Автор статьи: Евгения Горбачёва

Если вам хочется преподнести близкому человеку приятный сюрприз или же просто разнообразить интерьер дома, то задумайтесь об изготовлении коллажа. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой коллаж, а также об его основных разновидностях. Также вы узнаете о процессе изготовления подобных работ своими руками в домашних условиях.

Коллаж и способы его создания

Что такое коллаж?

Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — это создание композиции из разнородных элементов. В более узком смысле, коллаж – это оригинальное изображение из нескольких или множества фотографий и картинок.

Как правило, существует два основных способа создания таких работ. При выборе первого вам понадобиться большой лист, на котором далее будут размещены все элементы коллажа, клей, ножницы и материалы, из которых вы планируете делать коллаж: фотографии, журналы, газеты и т.д. В одной работе могут сочетаться самые разнообразные материалы — внешний вид коллажа может быть ограничен только вашей фантазией.

Пример оригинального коллажа

Всё, что вам потребуется для создания коллажа в случае выбора второго способа — это компьютер, материалы для работы и программа «ФотоКОЛЛАЖ».

Отметим, что в роли исходников для коллажа могут выступить абсолютно любые изображения с вашего ПК или интернета.

Пример абстрактного коллажа

Создавайте свои лучшие коллажи из фотографий легко! Скачать
всего 232 Мб Работает на Windows 10, 8, 7, XP, Vista

Виды коллажей

Самый большой плюс коллажей заключается в том, что они могут быть посвящены абсолютно любой теме. Если говорить о самых популярных видах, то сразу же стоит отметить семейные коллажи. Идеальным материалом для таких работ, конечно же, являются фотографии, на которых изображены все члены семьи.

Семейный коллаж

Ничуть не уступают им по распространенности «романтические» коллажи, наглядно иллюстрирующие историю пары. Такой коллаж — это не только оригинальный способ поднять настроение своей второй половинке без веского на то повода, но и отличный подарок на очередную знаменательную дату — годовщину или свадьбу.

Романтический коллаж

Нельзя не упомянуть и о коллажах, составляемых по «горячим следам» поездок. Такие работы — это и эстетическое удовольствие, и своеобразный отчет, способный эффективно соединить все фото на одном листе и стать креативным украшением для гостиной или спальни.

Коллаж про отдых

Неизменно популярными остаются и коллажи желаний, которые помогут составить список целей и задач на год, а также станут отличной мотивацией для их достижения.

Коллаж желаний

Итак, вы узнали о том, что такое коллаж, а это значит, что пришло время попробовать собственные силы в его изготовлении в программе «ФотоКОЛЛАЖ».

Как сделать коллаж самостоятельно?

Для начала вам необходимо установить софт на свой ПК. Произвести скачивание «Фотоколлажа» вы можете с одной из страниц нашего сайта. Сразу после запуска приложения создайте новый проект и можете приступать к работе.

Стартовое окно программы ФотоКОЛЛАЖ

В программу встроено большое количество заготовок, которые можно использовать при создании собственных композиций из фото.

Меню выбора шаблона оригинальных коллажей

Среди них присутствуют как простые шаблоны размещения изображений на листе, так и полноценные коллажи, для готовности которых нужно добавить фотографии в свободные слоты. Однако этого может оказаться недостаточно. Тогда вам на помощь придет встроенный в программу редактор, в котором с легкостью можно отредактировать любой загруженный шаблон.

Меню выбора шаблона классических коллажей

«ФотоКОЛЛАЖ» позволяет выбирать фон для работы, используя в качестве подложки цвет, градиент, текстуру или полноценное изображение.

Основное окно программы

Для каждой фотографии вы можете добавлять красивые рамки, которые подчеркнут общую задумку коллажа. Если изображение встало неровно, то и это не беда: просто скорректируйте его при помощи функцию кадрирования.

Окно кадририрования фотографий

Воспользовавшись функцией добавления текста, вы сможете дополнить композицию креативным комментарием или добавить подписи к любым снимкам. Если и этого покажется недостаточно, то украсьте коллаж клипартом из встроенного каталога и работа заиграет новыми красками.

Выбор стиля для текста

Печать и сохранение

Отлично! Коллаж готов, а это значит, что вы можете его вывести на бумагу. В фоторедакторе для создания коллажей присутствует удобный модуль печати, поэтому вы быстро сделаете это. Также коллаж можно сохранить на компьютере, а позже установить в качестве заставки на рабочем столе или же поделиться в социальных сетях с друзьями.

что такое коллаж, его виды, история развития. Известные художники, работавшие в технике коллажа и многочисленные примеры их произведений

Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии.

Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  • В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  • В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  • В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  • В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

История коллажа

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией.

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи:

Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки;
  • фотографии;
  • деревянные палочки и стружка.

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.

Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа.

С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  • Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  • Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  • Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  • Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

На портале Very Important Lot любой посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины в технике коллаж у современных художников.

О фотоколлажах и коллажах

Стараясь сделать свой дом более уютным и самобытным, мы прибегаем к разнообразным приемам украшения окружающего нас пространства, и одним из них является фотоколлаж. Единое полотно, творчески сотканное из нескольких фото — фотоколлаж собирает по крупицам яркие моменты прошедшего дня рождения, новогоднего праздника, свадьбы или другого памятного события — становится неким порталом в счастливые мгновенья каждой семьи.

Что такое коллаж?

Согласно словарному определению, «коллаж» или «papier collee», в переводе с французского означает «приклеенная бумага» – это один из технических приемов изобразительного искусства, основанный на создании единой стилевой композиции из наклеенных на бумагу или холст элементов, отличных от фона по цвету и фактуре. Схожий с аппликацией, данный прием оригинален тем, что в качестве исходного материала могут выступать и объемные фигуры.

Пабло Пикассо. Натюрморт со сломанным стулом. Still Life with Chair Caning. 1912. Источник:  Khanacademy.org

В частности, Пабло Пикассо в своей знаменитой работе за основу взял стул. Гранью между коллажем и инкрустацией выступает фактор композиции произведения. Если в коллаже элементы составляют единое целое, то в случае инкрустации один элемент выступает «инструментом» декорирования поверхности другого (например, инкрустация ювелирного украшения драгоценными камнями).

История популяризации коллажа весьма неоднозначна. Эта техника стала использоваться с тех пор, как в Китае была изобретена бумага, но общественное признание и терминологическое выражение он получил много позже во Франции благодаря творчеству мэтров художественной живописи Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Анри Матисса.

Жорж Брак в качестве основы коллажа использовал газетные вырезки. Покрывая их краской, он стремился к достижению эффекта живописи.

Жорж Брак. Блюдо с фруктами и стакан. Fruit dish and Glass, 1912. Источник:  Wikipedia

Что касается Анри Матисса, то его техника была несколько отличной – он разрывал кусочки цветной бумаги и создавал из них цельную композицию.

Анри Матисс. Улитка. The Snail. 1953. Источник:  Wikipedia

Так как все трое известных художников дружили, сегодня сложно сказать наверняка, кто является автором этого популярного термина. Тем не менее уже одно его появление стало началом нового этапа развития этого удивительного творческого приема.

Позже в Европе коллаж стал толчком к развитию поп-арта (переходным звеном от коллажа к поп-арту считается картина Ричарда Гамильтона «Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?»).

Ричард Гамильтон. Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?. Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing? 1956. Источник:  Wikipedia

В России одним из первооткрывателей этого приема стал Аристарх Васильевич Лентулов и его картина «Василий Блаженный». Он красочно насытил свое произведение вкраплением кусочков позолоченной и серебряной фольги.

А.В. Лентулов. Василий Блаженный. 1913. Источник:  Wikipedia

Говоря о советской школе, то нужно отметить, что коллаж и фотомонтаж широко использовался в плакатах той эпохи.

А. М. Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знания. 1925. Источник:  ГМИИ им. А.С. Пушкина

Что такое фотоколлаж?

Испокон веков принято считать, что художественная фотография – это отдельный вид изобразительного искусства. В 1843 году рамки этого понятия были несколько раздвинуты, Д.Хилл и Р.Адамсон придумали создать композицию — фотомонтаж из 500 фотографий. На свет появился первый в мире фотоколлаж и фотомонтаж, который получил название «Заседание Свободной церкви в Шотландии».

Д. Хилл и Р. Адамсон. Заседание Свободной церкви в Шотландии. 1843. Источник:  Wikimedia

Сегодня трактовка определения «фотоколлаж» имеет несколько вариаций.
В этой статье мы будем отталкиваться от определения фотоколлажа как произведения, объединяющего несколько схожих по смыслу и тематике фотографий.

Итак, как можно сделать фотоколлаж из фото? Рассмотрим следующие варианты:

Традиционный фотоколлаж

Традиционный фотоколлаж. Пример.

Идеальная «модель», предполагающая фокусировку внимания на каждом изображении в равной мере. Отличный выбор вне зависимости от тематики. Своеобразная дань традициям, в которой центром дизайнерской композиции является изображение, а не макет.

Тематический фотоколлаж

Тематический фотоколлаж. Пример.

Все элементы коллажа связывает один общий сюжет. Именно поэтому данному варианту отдают предпочтение, когда конечной целью творческого процесса является создание композиции, отражающей динамику: путешествия, дня рождения или свадьбы. Изюминкой этого жанра является фотоколлаж с надписями, иллюстрациями или рисунками.

Модный фотоколлаж

Модный фотоколлаж. Пример.

Здесь акцент ставится именно на макете. Шаблон фотоколлажа тонко подчёркивает тематику собранных вместе фото, с легкостью оживляет статические изображения и создает эффект удивления и восторга.

Силуэтный фотоколлаж

Силуэтный фотоколлаж. Пример.

Оригинальная композиция фотографий, представляющая собой силуэт. Такая композиция оказывает на зрителя двойное воздействие – как самими фотографиями, так и силуэтом, в который они заключены. Свадьба, Новый год, фотоколлаж на юбилей, фотоколлаж детский — любое праздничное событие, освещенное таким креативным способом, станет приятным воспоминанием на долгие годы.

Правила подборки фотографий для коллажа

Тема и настроение

Прежде чем с головой окунуться в создание фотоколлажа, необходимо определиться с тематикой. Если за основу будет взята свадьба, то фотографий со дня рождения бабушки в принципе быть не может. Нужно выбрать только те фото, которые бы максимально отображали тот памятный день.

Композиция

Помимо тематики, тщательным образом должна быть продумана общая композиция художественного произведения. Это может быть фотоколлаж из фото, а можно и добавить разнообразные надписи, зеркала или клипарт, главное, чтобы все смотрелось гармонично, а их интеграция в общий сюжет была оправданной.

Разрешение фотографий

Снимки, которые будут взяты за основу фотоколлажа, непременно должны быть качественными. В особенности если ваше будущее творение будет иметь большой формат. Качество при увеличении размеров исходного фото может страдать, поэтому следует исключить все возможные риски заранее.

Соответствие размеров

Сделать коллаж геометрически ровным легче при выборе фотографий одного формата. В случае с макетом неправильной формы или необычного фотоколлажа выбор фото менее притязательный. Однако в этом случае нужно изначально выбрать главное изображение (центр коллажа), которое в дальнейшем будет задавать основной тон композиции.

Свет и тень

Обратите внимание на угол света и тени на предметах и лицах ваших фото. Если получится подобрать памятные снимки с одинаковыми характеристиками, композиция обязательно получается эффектной и привлекательной.

Яркость и контрастность

Современные фоторедакторы творят настоящие чудеса. Хотите сделать фотоколлаж из фотографий «ровным» и выдержанным в одних тонах, просто воспользуйтесь новинками в мире программного обеспечения. Тусклые фотографии, вообще, желательно из коллажа исключить. Однако если они особо вам дороги, попробуйте их поместить в левом верхнем углу, и вы увидите, что они не будут так выделяться.

Общий интерьер помещения

Немаловажную роль играет интерьер. Продумайте заранее место для фотоколлажа на стене, и тогда шансов на успех будет намного больше. В качестве инструмента единения фона и интерьерного решения можно использовать фон для фотоколлажа.

Создавать удивительные композиции, сотканные из множества разнообразных элементов, любят художники и дети – истинные ценители многогранности современной жизни.

Попробуйте сделать, и вы!

В сервисе Muse вы всегда можете заказать фотоколлаж на холсте и классический фотоколлаж с оформлением в багет и стекло.

Анна

Коллаж — это искусство / Все о дизайне / Pollskill

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912  

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914 

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Дада

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм. 

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920 

Макс Эрнст. «За облаками» 1920 

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe. 

Баухаус

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Поп Арт

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Концептуальное искусство Джон Стезакер 

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII» 

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

Коллаж

Коллаж в истории искусства XX века занимает особое место. Он принадлежит к тем явлениям, которые, всегда оставаясь на периферии, тем не менее участвовали в формировании магистральных тенденций культуры. Коллаж и его история подвергают сомнению традиционную линейную схему развития искусства, предлагая вместо неё калейдоскопическую картину постоянных взаимодействий, отражений, мерцаний. Картину, в которой границы между направлениями и стилистическими тенденциями оказываются прозрачны. В культуре XX века с коллажем связаны поистине революционные преобразования. Именно коллаж самым решительным образом отвергает идею, что подражание природе является единственным фундаментом для существования искусства. Коллаж не только уводит искусство от проблем отражения, репрезентации реальности, но создаёт особое пространство игры с самыми разными языками культуры, прививает искусству любовь к этой игре. Коллажное пространство состоит из демонстративных стыков разных реальностей, из никак не замаскированных швов между текстом и изображением, между изображениями разной природы или разного стиля, между фотографией и рисунком, тиражным и уникальным материалом, между материалом разных фактур и разной плотности. Многослойность, калейдоскоп разбегающихся контекстов, к которым отсылает каждый коллажный элемент, – всё это формирует особую систему коллажного видения, коллажного мышления. В коллажном пространстве может существовать всё. Формы и образы, не имеющие никаких аналогий в реальности, в коллаже могут жить с абсолютной достоверностью, подкреплённой конкретностью и реальностью их материала. Открытие возможностей соединения в пространстве коллажа реальности как таковой с «реальностью», созданной воображением, сделало коллаж наиболее привлекательным инструментом творчества в тех направлениях искусства, которые в той или иной мере были увлечены поисками непосредственных контактов между искусством и жизнью. Именно в коллаже реальность и воображение художника вступили в новый парадоксальный союз.

В искусстве 1910-х коллаж возникает не столько в качестве абсолютно новой техники или открытия. Скорее о нём вспоминают как о наиболее подходящем средстве для воплощения определённого состояния сознания, определённого модуса мышления. Коллаж считается открытием кубистов. Первые коллажи Пабло Пикассо и Жоржа Брака появляются в 1912. В их практике коллаж, как правило, остаётся дополнительным элементом живописных произведений, не обретая самостоятельного значения. В том же качестве (хотя, конечно, с учётом различных эстетических установок) коллаж использовался и футуристами. Только к концу 1910-х появляются самостоятельные, не связанные с живописью коллажи. Особое пристрастие к этой технике питали художники, близкие к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма.

А.В.Куприн. Храм с колокольней у моста. 1922. Бумага, гуашь, бумага цветная, коллаж. 61х87,2. ГТГ

Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. 99х85. ГТГ

0 / 0

Конечно, существуют бесспорные различия между коллажем кубистов или футуристов и дадаистским коллажем или коллажем и фотомонтажом конструктивистов. Хотя надо отметить, что в исследованиях кубистического коллажа последних лет его уже не рассматривают исключительно с точки зрения формальных экспериментов. Фрагменты газет и журналов, использовавшиеся, например, Пикассо и Браком, как правило, не просто дают фактурный эффект, эффект реальности, но осознанно отсылают к определённым смысловым контекстам. Их выбор оказывается отнюдь не случайным и направлен на создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства. Именно это новое пространство множественных смыслов, взаимоисключающих способов видеть, совмещённых тем не менее в пространстве одного произведения, возникающее уже в кубистическом коллаже, и позволяет говорить об «изобретении» коллажа кубистами.

В русском искусстве использование коллажа в живописных произведениях начинается с художников группы «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский. «Палитра и краски». 1912; А.В.Лентулов. «Москва». 1913, «Автопортрет». 1915), далее разрабатывается в кубофутуристических (К.С.Малевич. «Дама у афишного столба». 1914; «Частичное затмение». 1914; Л.С.Попова. «Итальянский натюрморт». 1914; «Часы». 1914) и кубистических работах (Н.А.Удальцова. «Синий кувшин». 1915; «Музыкальные инструменты». 1915). Существовали и маргинальные версии «коллажа», которые точнее было бы назвать аппликациями. Такие работы делали Н.И.Кульбин («Женский портрет». 1913. Аппликация из шёлка), М.Ф.Ларионов («Портрет Н.С.Гончаровой». 1915). В той же технике выполнены и некоторые городские пейзажи А.В.Куприна в начале 1920-х («Храм с колокольней у моста». 1922; «Городской архитектурный мотив». 1922).

Особый тип коллажа, существовавший довольно небольшой промежуток времени и не получивший широкого распространения, – это абстрактный коллаж. В основе его лежит структурирование из «чистых», беспредметных элементов – плоскость, цвет, линия – тех или иных композиций. Абстрактный коллаж работает с однопорядковыми элементами, его композиции строятся не на столкновении разных реальностей, а на комбинировании однородных модулей. Дистанция между беспредметным коллажем и беспредметной живописью иногда оказывается почти нечитаемой. Коллаж в данном случае выступает скорее в качестве своеобразной этюдной техники, позволяющей исследовать соотношения формы и цвета и затем переносить их в живопись. Абстрактные коллажи ещё в середине 1910-х привлекали внимание Сони Делоне и Джакомо Балла. Однако чаще всего к абстрактному коллажу обращались художники, так или иначе связанные с дадаизмом и конструктивизмом. В русском искусстве примеров абстрактных коллажей немного. Прежде всего здесь должны быть названы имена О.В.Розановой, Поповой, А.Е.Кручёных и с определёнными оговорками – В.Ф.Степановой. Беспредметный коллаж (как в творчестве Розановой и Кручёных) возникает как параллельное супрематизму Малевича начинание. Беспредметные коллажи Розановой (над которыми она работала во второй половине 1915 и в 1916) строятся на парадоксальном сочетании строгих геометрических плоскостей и не поддающейся оформлению стихии света. В своих работах Розанова использует прозрачную бумагу, создающую эффект просвечивания, проницаемости материи потоками света. Одна плоскость просвечивает сквозь другую, и это движение света сквозь геометрические цветные формы создаёт ощущение светоцветовой пространственной среды.

В русском искусстве, пожалуй, именно Кручёных первым уловил совершенно особую философию коллажного образа, основной эффект которого состоит в соположении, пересечении реальностей самого разного порядка, что даёт иногда самые парадоксальные визионерские эффекты. В коллажах Кручёных всегда есть элемент случая, нарочитой невыстроенности, небрежности, незаконченности композиции. Всегда есть элемент автоматизма, механического (а порой и демонстративно «наобумного») ­соединения различных образов. Их хаотическая структура близка классическим дадаистским коллажам. Эти «случайно» пойманные, хаотичные сочетания образов рассчитаны на то, чтобы их столкновения создавали своеобразные смысловые пустоты, позволяющие освободить работу бессознательного.

Коллаж можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как определённую технику искусства. И во‑вторых, как специфический язык искусства, не всегда реализующийся в коллажной технике. Коллажное мышление может встречаться и в живописи, и в графике. Таковы, например, живописные работы Макса Эрнста («Слон из Целебеса». 1921; «Царь Эдип». 1922), Ханны Хёх («Механический сад». 1920), Джино Северини («Воспоминание об одном путешествии». 1913). В русском искусстве коллажное мышление появилось первоначально именно в живописи. Коллажная структура пространства присутствует в ряде кубофутуристических работ, связанных с алогизмом, – у Малевича («Корова и скрипка». 1913; «Авиатор». 1914; «Англичанин в Москве». 1914), И.А.Пуни («Мытьё окон». 1915; «Парикмахерская». 1915). Немотивированное выделение отдельных предметов и их парадоксальные совмещения, фрагментированность предметов, игра масштабов, создающая впечатление разорванности, неоднородности пространства, стилистический разнобой, текстовые вставки и в более широком смысле – читаемость изобразительных рядов (их текстовая природа) – все эти традиционные коллажные приёмы присутствуют в алогичных произведениях живописи.

Рядом с коллажем, и часто непосредственно пересекаясь и взаимодействуя с ним, развивался фотомонтаж. По сути дела (и в силу технических особенностей, и в своих эстетических позициях) фотомонтаж можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа. Хотя, бесспорно, существуют между ними и определённые различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает даже позже, чем коллаж. Как подчёркивают многие исследователи, включение фотомонтажа в сферу профессионального искусства во многом было связано с усвоением принципов, разработанных в коллаже.

В русском искусстве фотомонтаж возникает одновременно с европейскими экспериментами в этой области, а в некоторых версиях и опережает их. Фотомонтаж Г.Г.Клуциса «Динамический город» (1919) представляет, как принято считать, первый образец использования этой техники в станковом произведении искусства. В 20-е фотомонтаж окажется в центре внимания и художников, и теоретиков искусства, постепенно вытесняя на периферию собственно коллажную технику.

Исчезновение или деформация границ реальности и искусства, которые привнёс с собой коллаж, по сути дела, были связаны с ещё одной вариацией жизнестроительных концепций, которыми была полна культура первых десятилетий прошлого столетия. Коллаж и фотомонтаж представляли собой идеальные техники для создания зрительно достоверной, узнаваемой и в то же время абсолютно новой реальности. Это были техники, с помощью которых при желании можно было подобрать ключ к продлению сновиденческой реальности в реальность повседневной жизни. Не случайно и коллаж, и фотомонтаж часто привлекались для создания разнообразной продукции, призванной воздействовать прежде всего на бессознательное зрителя – в рекламе и в политической пропаганде.

КОЛЛАЖ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КОЛЛАЖ (франц. collage — при­клеи­ва­ние, на­клей­ка) — при­ём в ис­кус­ст­ве XX века, со­еди­не­ние в од­ном про­из­ве­де­нии под­чёрк­ну­то раз­но­род­ных эле­мен­тов (раз­лич­ных по про­ис­хо­ж­де­нию, ма­те­ри­аль­ной при­ро­де, кон­тра­ст­ных по стилю и т.п.).

Тех­ни­ка коллаж воз­ник­ла в пла­сти­че­ских ис­кус­ст­вах; впер­вые при­ме­не­на П. Пи­кас­со в 1912 году, с это­го вре­ме­ни коллаж стал ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью син­те­тического ку­биз­ма (в твор­че­ст­ве Пи­кас­со, Ж. Бра­ка, Х. Гри­са и их по­сле­до­ва­те­лей). Ху­дож­ни­ки вво­ди­ли в свои кар­ти­ны пло­ские на­клей­ки из фраг­мен­тов га­зет, пе­чат­ных объ­яв­ле­ний, кле­ён­ки, цвет­ной бу­ма­ги, обо­ев с изо­бра­зительным ри­сун­ком, ор­на­мен­том или ими­та­ци­ей тек­стур де­ре­ва, пле­те­ния, тек­сти­ля. Брак ча­ще об­ра­щал­ся к гра­фической вер­сии коллажа, де­лая на­клей­ки на лис­тах бу­ма­ги и до­пол­няя их бег­лым ри­сун­ком (так называемые pa­pie­rs collés – «скле­ен­ные бу­маж­ки»). Про­стран­ст­вен­ный коллаж реа­ли­зо­вал­ся в ку­би­стических скульп­ту­рах Пи­кас­со, смон­ти­ро­ван­ных из об­рез­ков кар­то­на, де­ре­ва, ме­тал­ла, ве­рё­вок. Вы­хва­чен­ные из ок­ру­жаю­щей сре­ды зна­ко­вые эле­мен­ты обо­га­ща­ли ху­дожественный об­раз иг­рой смы­сло­вых ал­лю­зий и раз­но­об­ра­зи­ем фак­тур.

Сход­ным об­ра­зом ис­поль­зо­вал­ся коллаж ху­дож­ни­ка­ми фу­ту­риз­ма (У. Боч­чо­ни, К. Кар­ра, Дж. Се­ве­ри­ни). Мас­те­ра да­да­из­ма раз­ви­ва­ли идею коллажа в раз­ных на­прав­ле­ни­ях. Ж. Арп соз­да­вал аб­ст­ракт­ные коллажи из клоч­ков ра­зо­рван­ной бу­ма­ги; К. Швит­терс вво­дил в свои так называемые мерц-кар­ти­ны не толь­ко пло­ские, но и объ­ём­ные пред­ме­ты, по­доб­ран­ные на ули­це. Ро­ма­ны-кол­ла­жи М. Эрн­ста пред­став­ля­ют со­бой аль­бо­мы с аб­сур­ди­ст­ски­ми кар­тин­ка­ми, ском­по­но­ван­ны­ми из фраг­мен­тов ста­рых ил­лю­ст­ра­тив­ных гра­вюр. Ху­дож­ни­ки из груп­пы бер­лин­ских да­даи­стов (Г. Грос, Дж. Харт­филд, Р. Ха­ус­ман, Х. Хёх) ра­бо­та­ли в жан­ре фо­то­мон­та­жа (коллаж из фо­то­гра­фий и пе­чат­ных тек­стов, ча­ще все­го со­ци­аль­но-кри­тического со­дер­жа­ния). Ши­ро­ко при­ме­ня­ли в сво­ей прак­ти­ке коллажи ху­дож­ни­ки русского аван­гар­диз­ма (К.С. Ма­ле­вич, А.В. Лен­ту­лов, П.П. Кон­ча­лов­ский, В.Е. Тат­лин, В.Ф. Сте­па­но­ва, О.В. Ро­за­но­ва, Л.М. Ли­сиц­кий, И.В. Клюн). На­прав­ле­ние сюр­реа­лиз­ма по­ро­ди­ло про­из­вод­ную от коллажа фор­му «най­ден­но­го объ­ек­та» (objet trouv ́e). В даль­ней­шем коллаж стал ка­но­нич­ным приё­мом, к ко­то­ро­му по­сто­ян­но при­бе­га­ли ху­дож­ни­ки различных те­че­ний аб­ст­рак­ци­о­низ­ма и осо­бен­но поп-ар­та (Р. Га­миль­тон, Р. Рау­шен­берг, Т. Вес­сель­ман). С подъё­мом но­вой вол­ны аван­гар­диз­ма 1960-1970-х годов в прак­ти­ку во­шли та­кие мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные вер­сии коллажа, как ас­сам­б­лаж и де­кол­лаж. Ху­дож­ни­ки, прак­ти­ко­вав­шие де­кол­лаж (Ф. Дюф­рен, М. Ро­тел­ла, Р. Эн, Ж. Вил­лег­ле), от­ры­ва­ли по­лос­ки с на­кле­ен­ных слоя­ми городских афиш, по­лу­чая та­ким об­ра­зом ком­по­зи­цию из фраг­мен­тов различных изо­бра­же­ний и тек­стов (смотри так­же Ак­ку­му­ля­ция).

В ли­те­ра­ту­ре коллаж по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в на­прав­ле­ни­ях, ис­поль­зо­вав­ших тех­ни­ку фраг­мен­та­ции тек­ста, «скле­ен­но­го» из не свя­зан­ных внеш­ней по­ве­ст­во­ва­тель­ной ло­ги­кой эпи­зо­дов, в том числе ци­тат, до­ку­мен­тов и т.п. (фу­ту­ризм, мо­дер­низм, сюр­реа­лизм и др.). На­шёл во­пло­ще­ние в твор­че­ст­ве Дж. Джой­са, Э. Па­ун­да, Т. С. Элио­та, М. Бю­то­ра, Л. Ара­го­на, Дж. Дос Пас­со­са (ро­ман «Ман­хэт­тен», 1925 год), А. Дё­бли­на (ро­ман «Бер­лин — Алек­сан­дер­плац», 1929 год) и др. В коллажах фу­ту­ри­стов вер­баль­ные эле­мен­ты мог­ли со­еди­нять­ся с эле­мен­та­ми жи­во­пи­си («сти­хо­кар­ти­ны» В.В. Ка­мен­ско­го).

В му­зы­ке XX века коллаж — тех­ни­ка ком­пози­ции, при ко­то­рой в со­чи­не­нии ци­ти­ру­ют­ся раз­но­стиль­ные фраг­мен­ты из других про­из­ве­де­ний (не­обя­за­тель­но других ком­по­зи­то­ров). Сти­ли­сти­че­ски раз­но­род­ные эле­мен­ты со­еди­ня­ют­ся (не­ред­ко в од­но­вре­мен­ном зву­ча­нии) у Ч. Айв­за (с 1910-х годов), позд­нее эту тех­ни­ку ис­поль­зо­ва­ли Д.Д. Шос­та­ко­вич, Р.К. Щед­рин, Л. Бе­рио, А. Пярт и др. Иг­ра со сти­ля­ми в бо­лее ши­ро­ком пла­не (в том числе без обя­за­тель­но­го ци­ти­ро­ва­ния) реа­ли­зу­ет­ся в по­ли­сти­ли­сти­ке.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Что такое коллаж? | Меган Койл: художник и иллюстратор

Меган Койл. День в парке.

Коллаж — это форма художественного произведения, которое создается путем сборки различных частей для создания нового законченного произведения искусства. Коллажи можно делать из самых разных материалов, таких как бумага и ткань.

Существует так много разных стилей коллажа. Некоторые коллажисты создают абстрактных иллюстраций , в то время как другие создают произведения, которые рассказывают историю с людьми в разных условиях.Также существует множество различных техник коллажа. Техника — это способ, которым художник собирает произведение искусства. Сюда входят использованные материалы, способ их склейки и способ вырезания деталей.

Распространенный способ создания коллажей — вырезать различные объекты из фотографий и журналов, чтобы склеить их вместе, чтобы получилась законченная сцена. Взгляните на этот коллаж . Вы когда-нибудь делали такой коллаж?

Вы также можете создавать абстрактные коллажи, разрывая и разрезая бумагу.Меган Койл создала несколько абстрактных пейзажных коллажей. Взгляните на этот . Вы можете сказать, какие клочки бумаги были оторваны? Какие цвета ты видишь? Художники-абстракционисты любят больше сосредотачиваться на цветах и ​​формах в своей работе.

Некоторые художники также делают коллажи из разных материалов. Коллажи можно делать из бумаги, краски, ниток и природных объектов, таких как листья, и это лишь некоторые из них. Некоторые художники ищут материалы, которые были выброшены, например, картон и газеты. Взгляните на на один из коллажей, которые Меган Койл сделала из разных материалов.

Меган Койл. Осенние цветы.

Меган Койл в основном делает коллажей из журнальных страниц . Чем ее коллажи отличаются от других коллажей, которые вы видели на этой странице? Койл любит думать о своих коллажах как о картинах, сделанных из бумаги. Она вырезает из бумаги разные формы и склеивает их, чтобы сделать коллажи. Когда она просматривает журналы, она сосредотачивается на цвете, пытаясь найти определенные цвета для своих работ.

Есть много разных способов сделать коллаж. Какая техника коллажа вам больше всего нравится? В этом уроке вы познакомитесь с другими коллажами Меган Койл в стиле «рисование бумагой» . После этого урока попробуйте один из стилей коллажа, перечисленных выше. Узнайте, какой из них вам больше нравится.

Следующая деятельность »

Как коллаж используется в изобразительном искусстве?

Коллаж — это произведение искусства, в котором используются самые разные материалы.Это часто включает в себя приклеивание таких вещей, как бумага, ткань или найденные предметы, на холст или доску и включение их в картину или композицию. Эксклюзивное использование фотографий в коллаже называется фотомонтажом.

Что такое коллаж?

Произведенный от французского глагола coller , что означает «склеивать», коллаж (произносится как ko · laje ) — это произведение искусства, созданное путем приклеивания вещей к поверхности. Он похож на декупаж , французскую практику 17-го века украшения мебели картинами.

Коллаж иногда называют смешанной техникой, хотя этот термин может иметь значение, выходящее за рамки коллажа. Правильнее было бы сказать, что коллаж — это одна из форм смешанной техники.

Довольно часто коллаж рассматривается как смесь «высокого» и «низкого» искусства. Высокое искусство означает наше традиционное определение изобразительного искусства, а низкое искусство относится к произведению, предназначенному для массового производства или рекламы. Это новая форма современного искусства, популярная техника, которую используют многие художники.

Начало коллажа в искусстве

Коллаж стал формой искусства в период синтетического кубизма Пикассо и Брака. Этот период длился с 1912 по 1914 год.

Сначала Пабло Пикассо приклеил клеенку к поверхности «Натюрморта с плетением стула» в мае 1912 года. Также он обмотал веревку по краю овального холста. Затем Жорж Брак наклеил обои с имитацией древесины на свою «Фруктовую тарелку и бокал» (сентябрь 1912 г.). Работа Брака называется papier collé (склеенная или наклеенная бумага), это особый тип коллажа.

Коллаж в стиле Дада и сюрреализм

Во время движения Дада с 1916 по 1923 год коллаж снова появился. Ханна Хёх (нем., 1889–1978) склеивала обрывки фотографий из журналов и рекламы в таких работах, как «Вырезать кухонным ножом » (1919-20).

Товарищ-дадаист Курт Швиттерс (немец, 1887–1948) также склеивал кусочки бумаги, которые он находил в газетах, рекламных объявлениях и других отброшенных материалах, начиная с 1919 года. Швиттерс называл свои коллажи и сборки «Merzbilder».«Слово было получено путем объединения немецкого слова« Kommerz »(коммерция, как в банковском деле), которое было на фрагменте рекламы в его первой работе, и bilder (немецкий язык для« картинок »).

Многие ранние сюрреалисты также использовали коллаж в свои работы. Процесс сборки предметов идеально вписывается в часто ироничную работу этих художников. Среди лучших примеров — искусство одной из немногих женщин-сюрреалистов, Эйлин Агар. Ее работа «Драгоценные камни» (1936) представляет собой страницу каталога антикварных ювелирных изделий с вырезанной фигурой человека, наложенной на разноцветную бумагу.

Все эти работы первой половины 20 века вдохновляли новые поколения художников. Многие продолжают использовать коллаж в своей работе.

Коллаж как комментарий

Коллаж предлагает художникам, чего нельзя найти в одних только плоских работах, — это возможность добавлять комментарии через знакомые образы и объекты. Это увеличивает размер частей и может дополнительно проиллюстрировать точку зрения. Мы часто видели это в современном искусстве.

Многие художники считают, что вырезки из журналов и газет, фотографии, напечатанные слова и даже ржавый металл или грязная ткань — отличные средства для передачи сообщения.Это может быть невозможно с одной лишь краской. Например, сплющенная пачка сигарет, наклеенная на холст, оказывает более сильное воздействие, чем просто раскрашивание сигареты.

Возможности использования коллажа для решения самых разных задач безграничны. Довольно часто художник оставляет подсказки в элементах произведения, чтобы отсылать к чему угодно, от социальных и политических до личных и глобальных проблем. Сообщение может быть не откровенным, но его часто можно найти в контексте.

Что такое коллаж? — Определение, известные художники и примеры — Видео и стенограмма урока

Как художники использовали коллаж

Процесс прикрепления объектов к поверхности, вероятно, так же стара, как сама бумага, но он не стал популярным в мире искусства примерно до 1920-х годов.Художники, в том числе Пабло Пикассо, Ханна Хёх, Анри Матисс и Ромар Бирден, реализовали этот метод. Они начали использовать коллаж как более современный подход к созданию искусства. Путем вырезания и вставки они смогли деконструировать объект, который они изображали. Затем они могли собрать и снова склеить его совершенно новым способом.

Кубизм , стиль искусства, возникший в начале 20-го века, исследовал основные формы, лежащие в основе объекта, часто деконструируя его на базовые и абстрактные структуры.Коллаж хорошо проявил себя, чтобы выразить геометрию произведения искусства. Когда художник вырезал простые формы из бумаги или журналистских вырезок, он или она накладывались друг на друга, создавая композиции из склеенных элементов. Коллаж объединил живопись и скульптуру, плоское и трехмерное в одно целостное изображение.

Одним из первых поборников кубизма был знаменитый Пабло Пикассо, чьи коллажные работы включают «Гитара», «Ноты» и «Бокал для вина » 1912 года. В этом коллаже Пикассо использовал семь разных листов бумаги с разными узорами и текстурами. фон обоев, чтобы предложить грубые формы и размеры этих трех объектов.

Ханна Хёх, немецкая художница, использовала коллаж для критики своего правительства. Хёх был членом влиятельного движения Дада. Движение дадаистов отреагировало на возникающие политические идеи после Первой мировой войны. Создавая авангардные произведения искусства, в которых использовался юмор, игривый тон и ирония, художники Дада ставили под сомнение свое общество и пересматривали искусство.

Форма коллажа

Хёх также называлась фотомонтажом , потому что она часто использовала вырезки из газет и фотографии. В качестве тихого протеста она использовала изображения реальных людей во время реальных событий.Есть много реальных людей, в том числе политиков, чьи фотографии появляются в книге Cut with the Dada Kitchen Knife через последнюю веймарскую эпоху культуры пивного живота в Германии , созданной в 1919 году. Путем наклеивания вырезанных голов известных правительственных чиновников на тела из немецких балерин, Хёх бросила вызов статус-кво и высмеяла то, что она считала репрессивным лидером той эпохи.

Французский художник Анри Матисс известен своими яркими коллажами. Хотя он был в первую очередь художником, Маттис начал создавать коллажи во второй половине своей жизни.После того, как он заболел, физические силы художника пошли на убыль. Коллаж стал способом «рисования ножницами», как описал это сам Матисс. Получились масштабные коллажи с крупными образцами жизнерадостных, насыщенных цветов. Он часто вырезал абстрактные и естественные формы произвольной формы, создавая радостные произведения искусства в период личных трудностей.

Коллаж стал важным движением в Соединенных Штатах благодаря таким художникам, как Ромаре Бирден, чьи коллажи отражали опыт афроамериканцев во время движения за гражданские права.Берден приклеивал глянцевые журналы на поверхности, чтобы создавать свои коллажи. Художник принял процесс создания коллажа, потому что считал его метафорой объединения сообществ, способной способствовать социальному прогрессу. Подобно тому, как общество построено из множества уникальных людей, коллажи Бирдена состояли из отдельных форм и текстур, объединенных в единое целое.

Краткое содержание урока

Коллаж — это слово происходит от французского глагола coller , что означает «склеивать».«Это относится к художественному процессу склеивания и сборки различных материалов на плоской поверхности. Хотя коллажи создавались веками, популярность этой техники не росла до 1920-х годов. Благодаря таким художникам, как Пабло Пикассо, Ханна Хёх, Анри Матисс и Ромаре Бирден, коллаж заслужил уважение как художественное средство и стал новой формой выражения творческих идей и политических посланий. Его популярность привела к важному использованию в кубизме и движении Дада и его вариациях, таких как фотомонтаж , в котором использовались вырезки из газет и фотографии, а в работах Ханны Хёх были представлены фотографии важных политических и общественных деятелей.

Коллаж — Термины и концепции современного искусства

Краткое изложение коллажа

Коллаж, который часто используют декораторы, рекламные агентства и любители, перевернул мир изобразительного искусства, когда кубисты Жорж Брак и Пабло Пикассо включили кусочки газет и печатные обои в свои картины, подрывая традиционные определения важности искусства. Объединяя живопись, объекты реального мира, изображения и эфемеры в одну работу, коллаж напрямую ставит под сомнение тенденцию отделять изобразительное искусство от повседневных предметов, разграничение так называемой высокой и низкой культуры и статус художника.

Коллаж, принятый последующими художниками, стал доминирующей техникой в ​​движениях дадаизма, сюрреализма, поп-арта и нео-дада, каждое из которых использует эту технику для исследования различных предметов. Поскольку коллаж часто включает в себя изображения массового производства, практика часто неотделима от ее исторического и политического контекста, что делает ее способом мощного социального комментария. Современные художники продолжают исследовать богатство коллажа, пытаясь подвергнуть сомнению предположения, предубеждения и насущные политические кризисы.

Ключевые идеи и достижения

  • Составленные намеренно или произвольно, сопоставления изображений и объектов, созданных с помощью техники коллажа, долгое время интересовали художников. Поскольку изображения могут обретать новые значения в новых контекстах, коллаж может ниспровергать традиционные значения и в то же время умножать значения, создавая работы, которые нелегко укладываются в единый фиксированный анализ.
  • Коллаж от французского, означающего «склеивать», описывает технику создания произведения искусства путем приклеивания к поверхности широкого спектра материалов, включая кусочки бумаги, ткани, вырезки из газет, а иногда и готовые предметы.Историки искусства проводят технические различия между техниками коллажа на основе материалов, которые использует художник. Papiers collés — коллажи, сделанные только из кусочков бумаги; декупаж, то есть вырезание, заключается в вырезании цветной бумаги или изображений с последующим приклеиванием их к объекту; фотомонтаж использует фотографии и изображения из СМИ, а сборка — это трехмерное скопление предметов.
  • Многие художники-авангардисты, от первых дней модернизма до современного постмодернизма, используют коллаж, чтобы подвергнуть сомнению традиционную роль художника.Используя найденные, часто выпускаемые серийно, изображения и предметы, которые сами художники не создают, коллаж подрывает традиционное значение, придаваемое присутствию руки художника в оригинальном произведении искусства. Кроме того, часто полагаясь на случайность при создании композиций, многие художники используют коллаж, чтобы подорвать то значение, которое придается творческому гению художника в создании произведений.

Обзор коллажа

К XII веку и китайцы, и японцы обычно приклеивали яркие листы бумаги к различным объектам, иногда нанося слой лака, чтобы запечатать поверхность для более стойкого эффекта.Техника распространилась в средневековую Европу, где в композиции включались дополнительные материалы, такие как ракушки, драгоценные камни или золотая фольга. К 18, и годам декупаж, от французского «вырезать», стал популярным развлечением среди европейской аристократии, в том числе мадам де Помпадур, Марии Антуанетты и Бо Браммеля. В письме 18-го века описывалась эта тенденция: «Мы здесь на пике новой страсти к вырезанию цветных гравюр … Эти вырезки наклеиваются на листы картона, а затем покрываются лаком.Мы производим из них стеновые панели, ширмы и пожарные щиты ».

Определение коллажа от Merriam-Webster

col · lage | \ kə-ˈläzh , kȯ-, kō- \

: художественная композиция из различных материалов (например, бумаги, ткани или дерева), наклеенных на поверхность. вырезать картинки из журналов, чтобы сделать коллаж

б : творческое произведение, напоминающее такую ​​композицию за счет включения различных материалов или элементов. альбом представляет собой коллаж нескольких музыкальных стилей

2 : искусство создания коллажей художник, известный своим использованием коллажей

4 : произведение (например, фильм), имеющее разрозненные сцены в быстрой последовательности без переходов.

История современного искусства Коллаж Практика

На протяжении 20-го века творческие работники многих направлений, сред и стилей начали изучать практику искусства коллажа.Изобретательный и новаторский подход к искусству привлекал художников благодаря уникальному эстетическому и уникальному процессу сборки.

Начиная с модернистского периода и переходя в мир современного искусства, искусство коллажа претерпело ряд изменений, поскольку все больше и больше художников предпочитают его исследовать. Здесь мы смотрим на новейшую историю и постоянно меняющуюся эволюцию этого ремесла, уделяя особое внимание движениям и художникам, которые его сформировали.

Что такое коллаж?

Термин «коллаж», изобретенный художниками-кубистами Браком и Пикассо, происходит от французского слова coller , или «склеивать».”Само движение возникло при этой паре художников, которые начали работать с различными средами для создания авангардных сборок примерно в 1910 году.

Коллажи можно создавать из различных материалов, хотя большинство из них сделаны из бумаги или дерева и часто содержат вырезанные и наклеенные фотографии, нарисованные формы или даже трехмерные объекты. По мере того, как все больше и больше современных художников начали исследовать эту практику на протяжении 20-го века, эти среды становились все более разнообразными и все более экспериментальными.

Ассоциированные движения

Кубизм

Хотя кубизм чаще всего ассоциируется с живописью, его основоположники, Жорж Брак и Пабло Пикассо, также создавали коллажи в этом стиле.Определяемый раздробленными формами и деконструированным предметом, кубизм идеально сочетался с подходом коллажа, поскольку он позволял художникам буквально собирать воедино изображение из разнородных компонентов. .

Кроме того, в отличие от живописи, коллажи не могли выглядеть плоскими. Этот факт, по словам уважаемого искусствоведа Клемента Гринберга, привлекал таких художников, как Пикассо и Брак, которые сосредоточились на пробуждении размерности в своих работах. «Плоскость не только вторглась, но и угрожала затопить кубистскую картину», — объяснил Гринберг в выпуске журнала Art and Culture за 1958 год.

Помимо раскрашенных вырезов, кубисты часто использовали газетную бумагу и узорчатую бумагу, как видно из «Бутылки старого Марка, стекла, гитары и газеты » Пикассо и «Скрипка и трубка» Брака .

Пикассо, «Бутылка старого Марка, стекло, гитара и газета» (1913)

Жорж Брак, «Скрипка и трубка» (1913)

Дада

Вдохновленные передовыми работами Пикассо и Брака, художники-дадаисты также начали экспериментировать с коллажем в 1920-х годах.В отличие от кубистов, которые предпочитали аранжировки натюрморта, дадаисты создавали коллажи, которые включали в себя широкий спектр иконографии, от переосмысленных портретов до фигур, основанных на фэнтези.

Дадаисты также творчески включили в свои коллажи больше материалов, чем их кубистские коллеги. Члены движения особенно известны своим новаторским использованием кажущихся бесполезными или часто упускаемых из виду предметов, таких как билеты, вырезки из журналов, фантики и даже трехмерные безделушки.Превращая эфемеры в изысканные изделия, дадаисты бросили вызов традиционным представлениям об искусстве.

Фрэнсис Пикабиа, Tableau Rastadada (1920)

Курт Швиттерс, Мерц Картинка 46 A. Картинка кегли (1921)

Ханна Хёх, «Полет» (1931)

Сюрреализм

Вслед за дадаизмом сюрреалисты переняли и адаптировали эту технику вырезания и вставки. Подобно своему «автоматическому» подходу к живописи, эти художники полагались на подсознание для создания единственных в своем роде сборок, состоящих из фотографий, иллюстраций, цветной бумаги и красок.

Отказавшись от сосредоточенности кубистов на натюрмортах, они приняли и расширили стремление дадаистов к необычным предметам для создания произведений, напоминающих сон. Эта направленность особенно очевидна в работах Джозефа Корнелла и Андре Бретона, которые оба использовали этот метод как средство для создания связных, но полностью выдуманных сцен.

Джозеф Корнелл, «Без названия (Небесная фантазия с Тамарой Тумановой)» (1940)

Андре Бретон, «Яйцо в церкви или Змея» (дата неизвестна)

Руководство по коллажу | Rise Art

Коллаж — это вид искусства, состоящий из перекрывающихся частей материала, таких как фотографии, ткань, цветная и текстурированная бумага и другие типы смешанной техники.Мы составили это краткое вводное руководство по коллажу, ответив на три наиболее часто задаваемых вопроса.

По Rise Art

Это краткое руководство познакомит вас с коллажем и ответит на три наиболее часто задаваемых вопроса. Если вы ищете коллаж для продажи, взгляните на нашу коллекцию здесь.

Что такое коллаж?

Коллаж — это вид искусства, который состоит из перекрывающихся частей материала, таких как фотографии, ткань, цветная и текстурированная бумага и другие типы смешанной техники.Процесс фокусируется на выборе материалов и нарезке их на желаемую форму перед их расположением и наклеиванием на выбранную поверхность. В отличие от других видов искусства, которые могут полагаться на профессиональные технические навыки, для овладения которыми может потребоваться больше времени, таких как живопись и скульптура, художественный опыт коллажа заключается в выборе, расположении и прикреплении. Таким образом, термин «коллаж» происходит от французского слова coller, что означает «склеивать».

Измененная природа Бенджамина Уэста

Кто изобрел коллаж?

Термин коллаж был придуман примерно в 1910 году двумя пионерами кубистского движения, Жоржем Браком и Пабло Пикассо.Изучая свой новый живописный язык, который сортирует и искажает их сюжеты, Брак и Пикассо начали экспериментировать с различными материалами, такими как набивная клеенка, вырезки из газет и узорчатая бумага. Наклеивая эти элементы на плоские поверхности, они смогли вызвать многомерность и исследовать фрагментацию и разрушение объектов.

Одним из самых первых примеров коллажа является «Натюрморт со стулом трости» Пикассо (1912).В этот коллаж Пикассо включил нарисованные элементы, клеенку с рисунком стула и кусок веревки в качестве рамки. Использование этих повседневных предметов в произведении искусства означало резкий отход от традиционных ограничений художественной практики в сторону размытия искусства и повседневной культуры. Этот шаг определил предшествующие авангардные движения и, в свою очередь, изменил мир искусства.

Синий от Ryszard Wasko

Какие бывают виды коллажей?

Есть шесть других различных форм искусства и техник, связанных с коллажем.Несмотря на их различия, в каждом стиле присутствует повторяющаяся тема — антиэстетизм и чувство вознесения повседневности в сферу высокого искусства, которое определяло многие авангардные движения начала 20 века. Коллаж во всех его формах выступал в качестве революционной среды, которая бросает вызов высоким художественным стандартам и отвергает буржуазную культуру.

  • Papier collé переводится как «наклеенная бумага» и относится к исключительному использованию бумаги, наклеенной на плоскую поверхность, в отличие от коллажей, в котором используются разные материалы.Пикассо и Брак в конце 1912 — начале 1913 годов делали колле из папье, часто добавляя вырезки из газет, чтобы стереть различие между высоким искусством и повседневностью.
  • Сборки найденных объектов в трехмерных композициях. Первоначально этот процесс был вдохновлен сюрреалистами, которые создавали абсурдные объекты на основе работ Зигмунда Фрейда о снах и бессознательном. Первым примером этого метода является «Натюрморт» Пикассо, который расширил традицию рисования натюрмортов в трехмерное пространство.Метод сборки продолжал вдохновлять художников Дада, таких как Курт Швиттерс, которые создавали крупномасштабные композиции из найденных предметов и материалов в неиерархической и бессмысленной аранжировке.
  • Деколлаж — это французское слово, означающее «отклеивать», что подразумевает отрывание рекламных плакатов, чтобы показать изображения и слова ниже. Этот термин во многом ассоциируется с движением «нуворизм», основанным в 1960 году.
  • Последние два термина — монтаж и фотомонтаж.Монтаж — это процесс сборки связанных друг с другом изображений в композиции. Фотомонтаж — это тот же процесс, но с фотографиями. Фотомонтаж может быть мощным инструментом для социальных комментариев, поскольку художники манипулируют изображениями из средств массовой информации и редактируют их, чтобы поиграть или воссоздать их смысл.

MAPA HOLOGRÁFICO DE ROTA DE FUGA, автор Густаво Амарал

Современный коллаж

В стиле фотомонтажа работает много опытных художников-коллажистов.Бенджамин Уэст вдохновлен отношениями между деятельностью человека и природой. Он использует фотомонтажи, чтобы продемонстрировать, как природные и искусственные элементы взаимодействуют и часто сопоставляются.

В серии «Обработка» Уэста он пересекает природные элементы, такие как цветок, с механическими или промышленными частями. Этот процесс отдает дань уважения Джону Хартфилду, художнику из берлинского дадаизма, основавшему процесс фотомонтажа. Хартфилда прозвали Дада Монтер — Дада Механик — чтобы отразить его использование ножниц и клея для создания коллажей, сборок и фотомонтажей вместо рисования кистями, как акт восстания.

Также нельзя пропустить ностальгическую работу уроженца Австралии Карима Ризка. Ризк получил международное признание за свой совершенно особый стиль коллажа как художника смешанной техники. Ностальгия играет ключевую роль в его красиво оформленных работах в теплых тонах, в которых использованы винтажные материалы, такие как открытки и вырезки из книг, которые перенесут вас в прошлое.

Уникальные работы Роберта Перейры Хинда меняют внешний вид по мере взросления. Его серия смешанной техники «Из рая» меняет цвет по мере того, как со временем окисляется.

Желтая роза от Карима Ризка

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *