Клей ножницы бумага: Клей, ножницы, бумага

Клей, ножницы, бумага

5 — 2004

Марго Григорян

Джон Хартфилд

Рауль Хаусманн

Фотомонтажные композиции можно по праву отнести к одним из первых опытов графического дизайна. Такие композиции создавались людьми творческими, полными идей и наделенными немалым талантом. В этой статье мы расскажем о двух мастерах фотомонтажа, ставших основоположниками этого жанра.

Споры по поводу того, кто изобрел жанр фотомонтажа, продолжаются и по сей день. Однако никто не оспаривает того факта, что авторство принадлежит одному из участников извест-ной берлинской группы графиков первой половины ХХ века «Dada». Эта группа создавала фотомонтажные иллюстрации для различного рода публикаций и изданий, а также пропагандистские плакаты и манифесты, в большинстве своем выступающие против нацизма. Стиль работ, созданных членами «Dada», для своего времени был революционным во всех смыслах: анархичные, хаотично объединяющие в себе множество разнородных элементов, включая фотоснимки, вырезки текста из газетных статей и т. п. Со временем отдельные участники группы стали выходить за рамки этого стиля, создавая работы в индивидуальной манере.

Джон Хартфилд

Джон Хартфилд — один из самых известных и почитаемых мастеров фотомонтажа. Его творчество известно более широко, чем многих других членов «Dada», вследствие его активной борьбы с нацистским режимом. После Первой мировой войны график англизировал свое немецкое имя Хельмут Херцфельд, превратившись в Джона Хартфилда.

Для Хартфилда в фотомонтажных композициях главной целью было послание, заключенное в образы. Большинство его работ изобилуют газетными фотографиями или их фрагментами. График собирал все фотографии политических лидеров того времени, которые только мог отыскать, а затем использовал в своих коллажах с минимальной художественной эстетикой, но с удивительной точностью и техничностью. Часто Хартфилд выступал как руководитель работ и создатель идей и подобно режиссеру фильма организовывал работу своих штатных фотографов.

Для Хартфилда фотомонтаж был чем-то большим, нежели для его коллег.

График считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой, и с другими элементами композиции. Во множестве своих работ Хартфилд использовал печатные цитаты известных нацистских деятелей, иногда нарочито подчеркивая некоторые их фрагменты, а иногда представляя сказанное в совсем ином свете. Однако подобная свобода творчества вызвала недовольство со стороны властей, и все политически ориентированные работы Хартфилда были запрещены на территории Германии при гитлеровском режиме. И только в конце 1950-х творчество Хартфилда снова обрело свободу, а его работы оказали значительное влияние на графических дизайнеров не только того времени, но и последующих лет.

Жизнь Хартфилда была непроста и полна испытаний. В возрасте восьми лет Хартфилда (тогда еще Херцфельда), его двоих сестер и брата вынуждены были оставить родители, спасавшиеся от тюремного заключения. Некоторое время дети жили у дяди, а потом мальчик был отправлен на воспитание в монастырь, и именно в этот период раскрылись художественные способности будущего графика.

Позже он учился в Мюнхене в Королевском Баварском художественном колледже, где и познакомился с коммерческими дизайнерами Альбертом Вайсгербером и Людвигом Холвайном, которые оказали немалое влияние на его художественное развитие. После окончания колледжа Хартфилд начал работать в области коммерческого дизайна, в основном придумывая обложки для книг. По прошествии года он переехал в Берлин, где продолжил свое художественное образование.

В сентябре 1914 года Хартфилда призвали в армию. Чтобы избавиться от воинской повинности, он симулировал умственное расстройство и был освобожден от службы.

С этого времени Хартфилд полностью посвятил себя дизайну. Вместе с братом он выпускал свой журнал, а в 1918 году принял решение, которое повлияло на всю его дальнейшую карьеру, — вступил в клуб «Dada».

С приходом к власти Адольфа Гитлера Хартфилд был вынужден эмигрировать в Чехословакию, чтобы иметь возможность продолжать заниматься любимым делом. В 1934 году он принял участие в международной выставке карикатуры, которая повлекла за собой дипломатические разногласия между Чехословакией и Германией. Опасаясь последствий этой напряженной ситуации, Хартфилд вскоре переехал в Англию. В 1939 году он организовал выставку своих антифашистских работ под названием «Война одного человека против Гитлера» в галерее Arcade в Лондоне.

Возвратиться на родину Хартфилд смог только в 1948 году, когда получил предложение Гумбольдтского университета занять должность преподавателя сатирической графики. В этот же период он вместе с братом открыл свое издательское дело. После долгих скитаний по миру из-за своих политических взглядов график наконец-то обрел признание в родной Германии. Дальнейшая его жизнь была спокойной и наполненной творчеством. Не стало Хартфилда в 1968 году.

   

Рауль Хаусманн

Рауль Хаусманн был одним из основателей и вдохновителей берлинского клуба «Dada». В своих творческих исканиях этот человек был неутомим — ему нравилось пробовать себя в самых различных сферах искусства. За свою жизнь Хаусманн успел побывать и художником, и дизайнером одежды, и поэтом, и издателем, и, конечно, мастером фотомонтажа. ч ем бы ни занимался Хаусманн, он все делал с энтузиазмом и увлеченностью.

Не удивительно, что столь разносторонний и весьма амбициозный человек утверждал, что именно он изобрел жанр фотомонтажа. Его перу принадлежит статья «Определение фотомонтажа», в которой дается довольно точная характеристика работ этого жанра. Хаусманн писал, что в фотомонтаже возможно гармоничное сочетание самых разнородных элементов и фотографий, что неизменно подтверждали его собственные работы. Он полагал, что талантливый фотомонтажер должен уметь собирать в единую сбалансированную композицию совершенно несовместимые между собой фотографии.

Фотомонтажи Хаусманна были одними из самых выразительных и артистичных работ раннего периода творчества членов клуба «Dada». Создаваемые графиком образы отражали его свободолюбивый нрав и огромный творческий потенциал. Хаусманн никогда не боялся использовать в одной композиции самые разные художественные средства — в своих лучших произведениях он даже сочетал краску с фотографиями. Но несмотря на это, все его работы считаются именно фотомонтажами, поскольку они отвечают его методологическому взгляду на этот жанр. По мнению Хаусманна (которое совпадало с убеждениями многих членов клуба), в фотомонтаже очень важно было отрешиться от роли художника и ощутить себя в какой-то мере инженером, а свои работы считать своеобразными конструкциями. Он полагал, что все виды искусства нуждаются в фундаментальной революции — только так искусство может сохранить связь с жизнью в рамках той или иной эпохи.

  

Все фотомонтажные композиции Хаусманна выполнены в ярких, насыщенных цветах. Кроме того, создавая свои работы, он придавал очень большое значение перспективе, в результате чего произведения получались невероятно живыми, словно находящимися в движении. В своих фотоколлажах Хаусманн умел создать странные, немного пугающие гротеск-ные образы, и это делало его работы не похожими ни на что другое, придавало фотоколлажам энергетику и силу, четко формулировало заключенные в них идейные послания.

К искусству Хаусманн во многом приобщился благодаря стараниям его отца, стремившегося воспитать в сыне любовь к академическому художественному стилю. Однако своенравный Хаусманн-младший воспротивился такому подходу, покинул отчий дом в Вене, переехал в Берлин и начал свою деятельность в клубе «Dada».

Начиная с 30-ых годов Хаусманн все больше внимания уделял искусству фотографии. Особенно его вдохновляли морские пейзажи, и в 1933 году он жил на острове Ибица. в 1937 году график приехал в Чехию, где углубился в изучение фотоискусства. Во время войны Хаусманн сначала проживал в маленькой деревушке во Франции, а в 1944 году переехал в Лимож и благодаря поссланной его другом по почте пачке фотобумаги вернулся к творчеству. До конца своих дней Хаусманн жил в Лиможе, продолжая неутомимо работать. В 1971 году мир лишился одного из самых талантливых и ярких мастеров фотомонтажа ХХ века.

КомпьюАрт 5’2004

Клей, ножницы, бумага… Как выбирать материалы для детского творчества?

Делаем с батей

За годы работы в школе, затем няней и занятий с собственными детьми, через мои руки прошли многие виды бумаги, ножниц, клея и прочих инструментов и материалов. Вот несколько советов, как выбирать товары для творчества, чтобы получать удовольствие от процесса и радость от результата.

Бумага

 

1. Односторонняя цветная бумага. Сейчас можно найти наборы довольно хорошего качества: плотные, красивые, не маркие. Но детям односторонняя бумага не очень нравится, ведь тогда у поделок появляется некрасивая изнаночная сторона.

 

2. Двухсторонняя глянцевая. Очень красивая, яркая и… неудобная бумага. «Глянец» плохо склеивается, листы слишком грубые. Если сделать ошибочный сгиб, а затем расправить лист, остается слишком заметный «шрам», который портит всякую эстетику. На «глянце» остаются следы от пальцев и клея, а карандаш рисует плохо. Впрочем, для ярких акцентов «глянец» хорош: глаза, клювы и всякие мелкие красоты получаются отменными!

 

3. Двухсторонняя матовая для творчества. Лучшая бумага, которая существует на рынке. Правда и тут существуют разновидности. Есть тонкая бумага наподобие газетной, она не выдерживает никакой критики: у листов странные унылые оттенки, бумага мнется, деформируется от клея, теряет цвет, пачкает краской руки и белый фон…

 

4. А вот двухсторонняя плотная бумага для творчества приятных цветов – отличное решение. Такие листы пластичны, послушны, хорошо впитывают клей. Работать с такой бумагой одно удовольствие, поделки получаются яркие и аккуратные.

 

5. Цветная для печати. Удивительно удобный и интересный вариант. Бумага для печати ничем не хуже (иногда даже лучше) наборов для творчества. К тому же тут можно встретить необычные цвета: розовый, салатовый, кремовый и т. д.

 

6. Глянцевый картон прочнее и ярче матового, но на нем здорово видны следы от клея и пальцев. К тому же, любой клей, высохнув, отслаивается от «глянца» и приклеенные детали отпадают.

 

Размер бумаги зависит от того, куда вы покупаете набор. Если для школы, то достаточно формата в половину альбомного листа (если учитель не порекомендовал другое). Если для домашних поделок, то возьмите формат альбомного листа – будет, где развернуться фантазии!

 

Клей

 

Откажитесь от силикатного клея и от клеящего карандаша. Силикатный клей оставляет следы, обесцвечивает бумагу, плохо держит детали – они просто отваливаются. Клеящий карандаш предназначен скорее для офисных работников, чем для детей: он быстро теряет свои свойства и тоже плохо держит детали.

 

Рекомендую обычный ПВА с отверстием в крышке. Такой формат флакончика позволяет обойтись без кисточки. Клей ПВА бывает двух видов: неоднородный, студенистый, слегка кремовый, похожий на крахмал – плохого качества. И белый, текучий, пластичный – то, что нам надо. Любой ПВА боится мороза. Если ПВА загустел, его можно разбавлять чистой водой.

 

Ножницы

 

Еще один важнейший инструмент – ножницы. Для безопасного и удобного детского творчества нужна модель с металлическими полотнами, закругленными кончиками и пластмассовыми насадками на кольцах. Размер ножниц средний. Одно из колец большое, оно предназначено для двух пальцев – указательного и среднего. В маленькое кольцо вставляют большой палец. Чтобы сделать аккуратный срез, ребенок должен следить, чтобы контур детали находился слева от ножниц.

 

Карандаш и точилка

 

Простой карандаш средней твердости (ТМ; НВ; F – маркировка разных стран) менее удобен, чем просто мягкий (В; М). Зато он не так сильно мажется, если что-то нужно вытереть ластиком. Карандаш должен быть острым. Подберите колпачок от старого фломастера, чтобы защитить кончик, или найдите в продаже карандаш с колпачком.

 

Выдвижные карандаши удобны, но не практичны: дети не в состоянии устоять перед искушением разобрать такое орудие труда на запчасти. Стерженьки ломаются или теряются. Словом, неудобно.

 

Точилка нужна с контейнером под стружки, хорошо зарекомендовали себя точилки немецкого производства.

 

Линейка

 

Хорошая прозрачная линейка длиной около 20-25 см, но она хрупкая и ломается в портфелях. Деревянная линейка чуть менее удобна, зато она более прочна. Выбирайте такую, где цифры выбиты в полотне и качественно прокрашены. Деревянная линейка имеет еще один недостаток: она почему-то вызывает творческие позывы и прямо-таки вынуждает маленького хозяина расписать рабочую поверхность ручкой. Металлические линейки не покупайте совсем: они гнутся, цифры стираются, через пару недель их остается только выбросить.

 

Ластик

 

Не покупайте красивый ластик фигурной формы – он просто размажет карандаш и испортит поделку окончательно. Тоже относится и к ластику-насадке на карандаш. Лучший ластик – белый или синий, он пластичен, мягок, вытирает карандаш, не оставляя никаких следов.

 

И еще…

 

Кроме того, ребенку понадобятся тканевые салфетки, чтобы промакивать остатки клея; искусственная кисточка для клея, если во флакончике нет отверстия; небольшой клеенчатый прямоугольник, чтобы на нем смазывать детали клеем. Не помешает и фартук.

 

 

Клей, бумага, ножницы — современный аналог

Спаси Сохрани

Спаси Сохрани родилась и выросла в Киеве, Украина, всегда боялась делать что-то странное, потому что стеснялась, что над ней будут смеяться. В возрасте 30 лет она начала прислушиваться к себе и владеть собой. Спаси всегда очень любила своих родителей, часто создавала для них забавные костюмы и ставила в неловкие ситуации. Шутка в душе, она любит прихоти жизни, фотографии и животных, и она стремится вызывать эмоции в своих фотографиях, чтобы отразить это. В своем творческом духе Спаси спроектировала лагерную студию, где люди собирались и наряжались, а она фотографировала.

Когда и как вы начали заниматься фотографией/искусством?

Два года назад, когда весь мир был на карантине из-за коронавируса, я, как и все, застрял дома, и поэтому начал фотографировать случайные предметы, которые находил дома. Вот тогда и начался мой путь фотографа.

Какие вещи вдохновляют вас в творчестве?

Все, что я вижу вокруг себя, — это вдохновение. Полиэтиленовый пакет, летящий по ветру, бомж, завернутый в одеяло, блики воды на стене, я пью чай на солнце…

О чем эта коллекция? Что это значит для вас?

Клей, бумага, ножницы — это то, что всегда можно найти в моей сумочке! Основная идея моей новой коллекции в том, что всегда и везде, в любой ситуации можно создать сногсшибательный образ и удивить соседей, фотографируясь на улице в костюме из полиэтиленовых пакетов. Нет сумок? Используйте картонные коробки! Используйте все, что видите! Два года назад я начал пробовать себя в качестве фотографа. Так как мне было стыдно просить мастеров работать со мной, молодым и неопытным фотографом, я поискал вещи для съемки из вторых рук и занялся изготовлением костюмов и масок. Первыми моделями были мои родители. Они честно терпели все мои идеи. Для них я создала лучшие наряды из всего, что нашла, а теперь они помогают создавать образы для себя. Не бойтесь быть забавным, делайте то, что вам нравится, верьте в то, что вы делаете, и будьте собой. Об этом моя коллекция.

Расскажите нам больше о своем процессе

Мои основные инструменты — клеевой пистолет, скотч и ножницы (они всегда в моей сумке). Иногда я что-то вижу и точно знаю, какой костюм я хочу сделать. Например, когда я увидела в секонд-хенде свадебное длинное платье, у меня возник образ кентавра, и я сфотографировалась в этом платье.

С какими трудностями вы сталкиваетесь при создании этих работ?

Самое сложное для меня — фотографировать себя. Когда на улице холодно, ветер срывает мой костюм, я ничего не вижу, когда фотографирую себя, потому что маска мешает… А еще, когда мама фотографировала меня ночью, меня укусило комары. Мой костюм кентавра имел очень тяжелую конструкцию на моей голове и мне было так тяжело двигаться, а когда его сняли у меня еще неделю 9 болела голова0005

Что вам нравится в пространстве NFT?

Поддержка, сообщество и встречи с великими художниками! Кроме того, НФТ дали мне возможность помогать родителям, что особенно важно сейчас, во время войны.

Каким вы видите свое будущее в пространстве NFT?

В Украине я организовал творческий лагерь Hooly Camp, где собирались творческие люди, сотрудничали друг с другом и делали фотографии. Я их там курировал, помогал им, а иногда и фотографировал, если нужно, но они все делали сами. Я думаю, что сделаю это снова, когда война закончится. Теперь я хочу представить свою новую коллекцию, я очень взволнован ею и надеюсь, что она понравится многим людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *