Создаём картины в технике «ниткография и ниткопись»
Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!
В традиционной программе по изобразительному искусству мы стараемся выходить за рамки и периодически предлагаем дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.
В своей деятельности мы используем литературу Бекетова Г.П. «Ниткография для детей», Ленгина Ю.К. «Ниткография. Рисуем картины нитками».
Практиковать рисование нитками в детском саду мы начали со средней группы. Вначале это были совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Со временем работа усложнялась и появлялись более сложные контурные изображения.
Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду:
Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
- Совершенствование зрительного восприятия.
- Развитие мелкой моторики. Развитая же мелкая моторика — это залог умения правильно и красиво писать в школе.
- Развитие творчества и фантазии.
- Совершенствование внимания, усидчивости.
Ниткография — это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.
Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.
Ниткография привлекает к себе внимание тем, что она очень проста в исполнении. Для создания картин из нитей необходимы простые материалы и инструменты:
- Основа — любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.
- Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический. Нитка может быть заранее нарезана на кусочки. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.
- Клей ПВА.
- Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
- Тонкие деревянные палочки или зубочистки — для того, чтобы нить ложилась ровнее.
- Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.
Основные приёмы ниткографии:
Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. После этого контур изображения промазываем клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции. После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.
Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью. Она многократно и витиевато изгибается — в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи. При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.
Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы.
Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:
- Альбомный лист формата А5.
- Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
- Гуашь.
- Баночки для разведения краски с водой.
- Кисточки.
Проводили мастер – класс для педагогов детского сада и для родителей дошкольников.
Используемая литература:
1) https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/nitkografiya-v-detskom-sadu.html
2) https://paidagogos.com/nitkografiya-nitkopis-izonit-na-zanyatiyah-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-detskogo-sada.html
3) Бекетова Г.П. Ниткография для детей. Ростов — на – Дону: Феникс, 2015. 160с.,
4) Ленгина Ю.К. Ниткография. Рисуем картины нитками.
Авторы:
Попова Юлия Александровна, Чиквина Анастасия Андреевна,
воспитатели МАДОУ — центр развития ребенка детский сад № 176 города Тюмени
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008515 — 0008516
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2022/2023 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Поделиться
Мастер — класс по изготовлению картины в технике ниткографии | Материал:
Мастер- класс.
Тема:»Изготовление картины в технике «Ниткография».
Цель: познакомить педагогов с возможностями использования шерстяных ниток в творческих работах с дошкольниками, показать различные способы и варианты работ, развивать креативное мышление педагогов.
Задачи:
- Передача опыта путём прямо показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- популяризация инновационных технологий и находок педагогических работников:
– научить изготавливать картины в технике «Аппликация из шерстяных обрезков»;
– развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию эстетический вкус;
– воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к работе в технике «Аппликация из шерстяных ниток».
- повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Инструменты и материалы:
Шерстяные нитки, основа из плотной бумаги, тесьма, клей ПВА, контейнеры для нарезанных ниток, пинцет, ножницы , карандаш простой.
- Краткое описание технике «Ниткографии» и примеры ее применения.
- Аппликация нитками по шаблону.
- Оформление картины.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – информационная, продуктивная.
Используемые технологии: развивающие, информационные, личностно – ориентированные.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть!
Ниткография –это великолепная техника рукоделия. Она позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея.
Как вид искусства ниткография была перенята у народа Мексики. Картины в технике ниткография в основном выполняются из шерстяной пряжи и имеют весьма своеобразный вид. В наше время искусство ниточного дизайна находит свое применение в украшении интерьера жилых домов, оформления подарочных упаковок, открыток, изготовлении сувениров. Многие предпочитают оформлять в этой технике мелкие предметы быта – закладки, разнообразные картины, шкатулки.
Почему я выбрала эту тему? Потому что, «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Также развивает художественный вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, усидчивость и аккуратность. Такие работы не только красивы и увлекательны, они еще и невероятно просты. Не зря они любимы педагогами, ведь даже четырехлетним малышам под силу сделать настоящие шедевры. К плюсам подобной техники можно отнести также хорошую доступность всех материалов. Для работы нужны только различные нитки, клей, ножницы и бумага. Для работы вы можете выбрать любой понравившийся рисунок, но чем меньше ребенок, тем проще должен быть рисунок. Начинать следует с использования ниток одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно. Самыми легкими поделками своими руками в этой технике, это аппликация из резаных ниток. Она очень проста в исполнении, потребуется лишь шаблон, который вы будете обклеивать нитками.
Практическая часть.
Теперь мы с вами можем приступить к изготовлению картины. Мы с Вами будем «рисовать» утенка, способом нарезания ниток. Я уже приготовила Вам заготовки: нарезала шерстяные нитки на кусочки и нарисовала эскиз на основе.
1.Подготовка материала и инструментов.
- клей ПВА,
- хорошо заточенные ножницы,
- простой карандаш
- тонкую деревянную шпажку или спицу.
- Основу
- Шерстяные нитки
2.Рисуем эскиз карандашом на основе.
3.Наносим клей на основу по контуру рисунка.
4.Желтыми нитками клеем контур рисунка.
5. Затем заполняем середину рисунка измельченными нитками, предварительно смазав всю поверхность клеем.
6. Измельченными нитками посыпаем смазанный клеем рисунок. Насыпаем нитки плотным слоем, слегка придавливаем пальцем или противоположным концом кисти, даём просохнуть, а затем стряхиваем лишнее. Получилось объёмно, пушисто и симпатично.
6. Приклеиваем красной тесьмой клюв и лапки.
7. Приклеиваем глаз.
8.Вставляем в рамку. Картина готова.
Спасибо за внимание уважаемые коллеги. Мне было приятно с Вами работать.
Хочется пожелать вам творческих идей и пусть эта незатейливая картина согревает своим теплом вас и вашу группу, ведь то, что мы делаем своими руками, мы вкладываем частичку своей души.
Определение, история и искусство – Artlex
Что такое литография?
Литография — это процесс изготовления гравюр, восходящий к концу восемнадцатого века. Литографический процесс основан на химическом процессе и невозможности смешать воду и жир. Для создания литографии рисунок рисуется на плоской плите известняка или металлической пластине жирным карандашом и вытравливается на плоском камне с помощью химической смеси. Затем чернила наносятся на известняковую плиту. Рисунок переносится на бумагу путем пропускания окрашенной плиты известняка через печатный станок.
Известная литография
Уильям Блейк, Енох , 1806-7, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Винсент Ван Гог Музей Ван Гога, Амстердам.
https://www.vangoghmuseum.nl/en/collection/p0007V1962
Анри Тулуз-Лотрек, Мулен Руж: Ла Гулю , 1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/333990
Анри Тулуз-Лотрек, Джейн Аврил , 1893, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/333993
Мэйбл Дуайт, Houston Street Burlesque , 1929, Художественный музей Уитни, Нью-Йорк.
https://whitney. org/collection/works/10568
М.К. Эшер, Натюрморт со сферическим зеркалом, 1934, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. , My Blue Lake , 1995. Галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк.
https://www.albrightknox.org/artworks/p19963-my-blue-lake
История литографии
Литография — одна из самых ранних форм гравюры. Слово 9Литография 0011 основана на греческом lithos , означающем «камень», и graphein , «писать».
Изобретение процесса литографической печати обычно приписывают Алоису Сенефельдеру, баварскому драматургу. Широко известно, что открытие Сенефельдером литографического процесса в 1796 году было непреднамеренным. Сенефельдер случайно обнаружил, что может делать копии своих театральных произведений, делая надписи на плите баварского известняка масляным мелком, перекатывая чернила по написанному и прижимая бумагу к поверхности чернил. Возможность быстро печатать текст и изображения с помощью этого процесса печати произвела революцию в том, как создавалось искусство в двадцатом веке.
Благодаря долговечности известняка литографическая печать стала излюбленным процессом из-за возможности печатать в больших количествах и выдерживать сотни циклов печати с использованием одного и того же рисунка.
Первоначально литография использовалась для воспроизведения музыкальных партитур, карт и научных иллюстраций, но вскоре была адаптирована для коммерческого использования. Иллюстраторы и художники-графики были одними из первых, кто объединил искусство и массовые печатные издания в виде газет и других популярных печатных изданий, используя такие процессы печати, как литография.
Германия стала центром производства литографий в начале девятнадцатого века и быстро завоевала популярность в столичных городах, таких как Лондон, Англия и Париж, Франция. Литография использовалась как средство изобразительного искусства в течение нескольких лет, прежде чем технические трудности привели к падению популярности.
Примерно в 1820 году литография возродилась в контексте движения романтизма, когда такие художники, как французский художник Теодор Жерико и французский художник Эжен Делакруа, начали экспериментировать со сложной техникой печати. Вскоре после этого литография была принята художниками-импрессионистами, постимпрессионистами, реалистами и экспрессионистами.
Художники Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Жан-Франсуа Милле и Франсиско Гойя, более известные как художники, даже использовали литографический процесс. Многие художники были особенно заинтересованы в широком диапазоне тональных вариаций, которых могла достичь литография, что хорошо подходило для эмоциональной напряженности или атмосферного сюжета, который они стремились передать в своих работах.
Литография достигла пика статуса изобразительного искусства, когда художники бросили вызов воспроизводимости материала, напечатав ограниченные тиражи. Мастер-принтер M.C. Эшер часто печатал тиражи до десяти литографий, например, Натюрморт со сферическим зеркалом , 1934 год, для увеличения ценности гравюр. Печать ограниченным тиражом также создавала большее ощущение редкости, подобное уникальной ценности картины.
Литография и модернизм
В 1890-х годах литография, когда-то использовавшаяся только одним цветом или черными чернилами, стала включать несколько слоев и цветов. Французский художник Анри Тулуз-Лотрек использовал многоцветные литографии в таких работах, как Jane Avril , 1893 года.0011 Jane Avril , Тулуз-Лотрек изображает сцену ночной городской жизни, которую в то время делали многие художники. Тулуз-Лотрек создал множество литографий, используя тот же графический рекламный стиль Джейн Аврил , в котором очевидны живописный стиль Тулуз-Лотрека и его оценка цвета.
В начале двадцатого века литография как художественный процесс продолжала набирать обороты, особенно среди художников-авангардистов. Дадаисты, такие как Ман Рэй и Макс Эрнст, например, использовали воспроизводимость литографии для иллюстрации и распространения многих дадаистских публикаций. Коммерческое использование литографии и возможность массового производства дополняли мятежный, антихудожественный дух дадаизма.
После Первой мировой войны литографическая печать была популярна среди немецких экспрессионистов из-за ее доступности и возможности быстро распространять отпечатки. Немецкие экспрессионистские гравюры таких художников, как Кете Кольвиц и Отто Дикс, были вдохновлены зверствами, свидетелями которых были многие художники во время войны, и, как следствие, были очень политическими и эмоционально напряженными.
После Второй мировой войны литографические гравюры сохранили свою популярность и были восприняты художниками, работавшими в XIX веке.50-х и 1960-х годов. Художники-сюрреалисты, такие как Доротея Таннинг, Леонор Фини и Рене Магритт, создали множество цветных литографий. Знаменитый художник-кубист Пабло Пикассо даже экспериментировал с литографией, применяя свой фрагментарный стиль портретной живописи к печатным работам, таким как La Femme à la Fenêtre , 1952 года.
и движение, основанное на производительности. Различные техники печати, в том числе литография, поддерживали любовь Fluxus к предметам повседневного обихода и эфемерным печатным изданиям. Литографические плакаты, нечто среднее между рекламными материалами и произведениями искусства, часто распространялись перед мероприятиями Fluxus.
Современное использование литографии
Несмотря на то, что с появлением литографии в восемнадцатом веке появилось много процессов печати, литография по-прежнему остается популярным процессом коммерческой печати. Печатные материалы, такие как плакаты, книги и упаковка, обычно производятся серийно с использованием литографического процесса, в частности офсетной литографии. Офсетная литография стала популярной в 1980-х годах благодаря таким художникам, как Роберт Раушенберг.
Процесс печати с использованием офсетной литографии очень похож на оригинальный метод литографии. Наиболее существенным отличием является использование фотографических процессов для экспонирования и проявления желаемого изображения на металлической пластине вместо более традиционного изображения, нарисованного вручную на камне для литографии.
Офсетная литография устраняет необходимость в громоздкой плите из известняка и вместо этого использует металлические печатные формы. Популярные металлы включают алюминий и цинк, хотя в этом процессе также можно использовать некоторые гибкие пластмассы. Офсетная литография способна достигать высокого уровня детализации и позволяет производить высококачественную печать.
По этой причине многие современные художники, в том числе Кики Смит, Кара Уокер и Герхард Рихтер, часто используют процесс офсетной печати в своей художественной практике. Кики Смит My Blue Lake 1995 года является примером того, как литография хорошо подходит для мультимедийных работ, поскольку это раскрашенная вручную фотогравюра и литография.
Как работает литография?
Литография — это трудоемкий метод печати. Литографический отпечаток сначала создается путем рисования на каменной плите, обычно литографском известняке или металлической пластине с зернистой поверхностью, с помощью жирного карандаша, чернил на масляной основе или другого жирного носителя. Литографии могут быть нарисованы от руки или изображение может быть перенесено на камень с помощью растворителя. После того, как изображение нанесено непосредственно на литографический камень, на камень натирается слой порошкообразного талька, чтобы защитить его от чрезмерного травления.
Рисунок выгравирован с помощью комбинации гуммиарабика и азотной кислоты, которая наносится кистью на камень. Более темные области требуют более сильной формулы кислоты и гуммиарабика, тогда как более светлые области требуют более мягкого раствора. Смесь гуммиарабика и азотной кислоты также гарантирует, что пустые участки камня будут удерживать воду и отталкивать чернила. Только протравленные области принимают чернила.
Отдельный камень или алюминиевая пластина могут использоваться для печати нескольких слоев цвета. Возможность создания изображения с помощью литографического процесса во многом основана на химической реакции и на том факте, что вода и жир естественным образом отталкивают друг друга.
После завершения травления исходное изображение стирается, а печатная краска может быть нанесена на камень с помощью валика, напоминающего резиновый цилиндр. Важно, чтобы камень не был полностью сухим при прокатке чернил, иначе чернила прилипнут к нежелательным областям за пределами области изображения и перейдут на окончательный отпечаток.
После прокатки плита готова для размещения бумаги и проходит через печатный станок. Печатная поверхность известняковой плиты должна быть плоской и ровной, чтобы краска равномерно переносилась на чистый лист бумаги, создавая жизнеспособный отпечаток.
Затем литографский камень можно отшлифовать в шлифовальной мойке с использованием абразивного вещества, называемого карборундом, чтобы стереть первоначальный рисунок и поверхность камня была готова для нового рисунка.
Известные художники-литографы
- Одилон Редон, 1840–1916 гг., французский язык
- М.К. Эшер, 1898-1972, голландский
- Оноре Домье, 1808–1879 гг., французский язык
- Франсиско Гойя, 1746-1828, испанский
- Анри Матисс, 1869-1954, французский
- Жоан Миро, 1893-1983, испанский
- Пабло Пикассо, 1881-1973, испанский
- Мэйбл Дуайт, 1875-1955, американка
- Грант Вуд, 1891-1942, американец
- Жорж Брак, 1882–1963 гг. , французский язык
- Джордж Беллоуз, 1882-1925, американец
- Александр Колдер, 1898-1976, американец
- Марк Шагал, 1887-1985, русский-французский
Джаспер Джонс, р. 1930, американец- Роберт Раушенберг, 1925-2008, американец
Термины, относящиеся к данной области техники
- Печать на дереве
- Глубокая печать
- Травление
- Меццо-тинто
- Рельефная печать
- Акватинта
- Трафаретная печать
- Японизм
- Дадаизм
- Сюрреализм
- Модернизм
- Смешанная техника
- Поп-арт
Искусство литографии | История и процессы
Литография — это средство, которое доминировало в гравюре с 18-го века, но ее определяющий принцип довольно прост: масло отталкивает воду. Нанеся маслоотталкивающее изображение на плоский пористый камень, можно использовать камень для создания тысяч почти идентичных отпечатков и распространять их слова и изображения повсюду.
Но что такое литография в искусстве? Литография применяется в рекламе, производстве обоев, компьютерной печати и даже в нанотехнологиях, но она также является сложным художественным средством, если у вас есть терпение.
Узнайте, как работает искусство литографии, и оцените искусство в галерее Marcus Ashley.
Истоки искусства литографииПервое упоминание слова «литография» появилось в Германии в 1796 году, когда писатель и актер Алоис Сенефельдер пожелал найти недорогой метод печати своих театральных материалов. Литография происходит от древнегреческого литос , «камень» и графин , «писать». Немецкий известняк, известный своей твердостью, пористостью и мелкой зернистостью, был первым камнем, который использовался для создания гладкой поверхности, необходимой для идеальной печати.
Сенефельдер использовал карандаши, сделанные из жира или смолы, а затем обрабатывал их специальным химическим способом, который можно было мыть и использовать повторно большое количество раз без снижения качества рисунка, в отличие от громоздкого процесса ксилографии, принятого в то время.
По сути, искусство литографии — это процесс создания изображения, к которому могут прилипать чернила, чтобы сделать большое количество почти идентичных отпечатков. Литография была ранним методом гравюры, разработанным для простой цели, которая оказала монументальное влияние, которое сохраняется и по сей день.
Как работает литография?Процесс создания литографии может сильно различаться от художника к художнику, но обычно процесс создания литографии проходит следующим образом:
- Художник рисует рисунок на плоском камне (обычно известняке) масляными чернилами.
- Готовый дизайн затем обрабатывается или травится с использованием слоев талька и канифоли.
- Кислота и/или гуммиарабик, смешанный с кислотой, наносятся кистью на камень, чтобы вызвать химическую реакцию, фиксирующую рисунок масла в камне.
- Растворитель удаляет рисунок, и наносится материал, который протравливает камень на место.
Современная литография часто может пропустить часть этого процесса, используя полимерные покрытия и металлические или пластиковые пластины для достижения аналогичного результата. Кроме того, производный метод под названием 9Офсетная литография 0011 использует листы резины и ту же концепцию масла и воды для печати большого количества бумаги, и она остается самым популярным методом печати с 1960-х годов. Фотолитография также играет роль в массовом производстве электроники и других технологий.
Что такое литография в искусстве?Литография — это высокотехнологичная форма создания отпечатков, но она имеет не только техническое применение. Преодолев технические трудности на начальных этапах создания среды, изобретатели смогли разработать способ добавления художественных работ на бумагу и газетные отпечатки, что позволило организовать одно из первых в мире простых массовых производств произведений художников.
Вскоре литографию можно было производить и в цвете. Художник создает отдельный камень для каждого дополнительного цвета, и для каждого камня на бумагу наносится отдельный слой чернил. Художник должен тщательно выровнять офорты, чтобы цвета не перекрывались.
Художники начали использовать литографию примерно через столетие после того, как она стала популярным методом гравюры, а в середине 1800-х годов она стала тенденцией среди популярных художников, таких как Делакруа, Жерико и Гойя.
Литография позволила художникам достичь славы и узнаваемости, как никогда раньше. Впервые массы могли увидеть мастерские, великолепные произведения искусства в книгах или газетах, что сделало искусство гораздо более доступным для среднего человека и различных социальных слоев.
Литография на какое-то время потеряла популярность как художественное средство, но возродилась, когда новое поколение знаменитых художников, включая Пикассо, Матисса и Миро, было вдохновлено заниматься ею. В это время были усовершенствованы новые и более простые методы, что сделало литографию популярной для обоев, печати и, конечно же, искусства.
Майкл Паркс : Известный современный художник-литографМайкл Паркс достиг почти легендарного статуса в мире искусства благодаря своему мастерству в каменной литографии.