Как устроен фонтан: Как устроены фонтаны — Москва 2023

Как устроены фонтаны — Москва 2023

Discover Moscow спустился в подземелье фонтана у Большого театра, чтобы узнать, как устроены и работают фонтаны в Москве.

Как устроены фонтаны

В Москве более 600 фонтанов и других водных устройств. В ведении столичного «Гормоста» находятся 97 самых знаковых из них.

Все фонтаны устроены одинаково, но различаются размерами, архитектурой, формами чаш, расположением струй и подсветки. Фонтан делится на наземную и подземную части. То, что находится на поверхности, — это его чаша, внутри нее — струеобразующие элементы, из которых и вытекает вода. Они могут располагаться вертикально, горизонтально, выдавать ровные, извилистые или пенообразующие потоки воды. Чаша фонтана ― резервуар, откуда воду забирают и куда ее отдают насосы. Эта система находится уже в подземной части фонтана.

Сначала вода попадает во всасывающий трубопровод, затем доходит до определенных показателей давления и скорости и переходит в напорный трубопровод, где распределяется по трубам и выходит в виде струй в чашу. Кроме системы насосов и трубопроводов, у фонтанов есть система подпитки и система слива. Также есть арматурная система: задвижки, поворотные затворы и клапаны регулируют высоту и наклон струй.

Все системы, как правило, располагаются в специальных помещениях под землей, где, кроме насосных, есть пространства для подсобных дел, хранения инвентаря и отдыха рабочих.

Откуда берется вода в фонтане

Вся вода для фонтанов берется из обычной системы московского водопровода. «Когда-то давно вставал вопрос, чтобы сделать для фонтанов отдельную систему технической воды. Но стало понятно, что это невыгодно экономически», — рассказывает заместитель начальника участка «Гормоста» Виталий Давыдов.

Но речь идет не о расточительности. Попадая в систему внутреннего водоснабжения фонтана, вода циркулирует в ней от недели до месяца. Находясь в чаше, вода постепенно «портится» — в нее попадают пыль, пыльца, листья, почки. Если фонтан построен в тихой парковой местности, к нему часто прилетают утки. Все это влияет на качество воды в фонтане: она может испариться, зацвести, помутнеть. Задача грамотного обслуживания — поддерживать необходимый уровень и цвет воды в фонтане. «Идеальная вода для нас ― прозрачная», — напоминает Давыдов.

Как устроен Театральный фонтан, один из старейших в Москве

Театральный фонтан состоит из трех чаш — центральной и двух боковых. «Центральная чаша ― это классический фонтан. Боковые сделаны в виде „рюмочек“, из них вода не спадает, а сразу же попадает в решетку. Если подойти, воды там не увидеть, получается условно „сухой“ фонтан», — поясняет Давыдов. Емкость всей чаши — 60 кубических метров, это почти 500 ванн воды или шесть поливальных машин. Фонтан обслуживают целых пять насосов.

Внутренний «офис» Театрального фонтана находится прямо под площадью у Большого театра. Но вход в «подземелье» не заметит даже самый внимательный турист. Наверху и внизу каждый день круглосуточно работают три человека — они отвечают не только за этот фонтан, но еще и за фонтан Витали напротив театра, и за фонтан на Биржевой площади.

Пространство фонтана соседствует и с подземными помещениями Большого театра, и с московским метро. Но такие разные соседи никак не мешают друг другу. Остается мифом и предположение о системе разветвленных ходов в подфонтанном пространстве.

Как фонтаны готовят к запуску

Старт сезона фонтанов в Москве приходится на конец апреля. А вот подготовку к сезону начинают задолго до этого, буквально на следующий день после окончания предыдущего сезона. «С ноября мы начинаем готовить фонтаны к пуску. Останавливаем оборудование, разбираем его и осматриваем. Что необходимо ― ремонтируем, что не подлежит ремонту ― меняем», — рассказывает Виталий Давыдов.

После окончания сезона статуям, скульптурам и прочим архитектурным элементам фонтана, в основном сделанным из гранита, устраивают «банный день». Их моют щетками и кистями со специальными моющими средствами — ведь за время ежедневной работы фонтана на его разных частях появляется ил, откладываются кальций, магний и другие вещества.

Если скульптуры нуждаются в мелком ремонте, его делают работники «Гормоста», а вот для большого обновления привлекают узких специалистов. Так, при обновлении фонтана «Дружба народов» на ВДНХ профессионалы реставрировали снопы и фигуры девушек, восстанавливали скульптуры рыб, делали покрытие сусальным золотом.

Обычно скульптуры зимуют на своих местах — для них делают зимние укрытия. Например, на фонтан Витали через дорогу от Большого театра «надевают» декоративный колпак из стекла.

Осенью воду из системы труб сливают, продувают их воздухом и консервируют на зиму. А весной начинается тестовый запуск: вода в системе меняется несколько раз, чтобы полностью прочистить системы.

Самый ответственный момент наступает в конце апреля. «Все фонтаны „Гормоста“ включаются одновременно. По традиции мэр города открывает сезон фонтанов на определенном объекте: ВДНХ, фонтаны „Пушкинский“, „Театральный“, „Новопушкинский“ и так далее. Это очень ответственное мероприятие, к которому мы готовимся неделями. Вся квинтэссенция нашего труда ― это сам момент запуска фонтанов», — делится Давыдов.

Кто работает с фонтанами

Для обслуживания фонтана требуется мини-жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь пригодятся практически все специальности: слесарь, электросварщик, электромонтер, дорожный рабочий, маляр, камнетес, водитель, штукатур, токарь, фрезеровщик, плотник и многие другие.

«Залог нашей работы ― ежедневный кропотливый труд. Стоит где-то ослабить внимание — и начинаются вопросы. Когда люди четко выполняют свои обязанности, фонтаны работают бесперебойно и радуют горожан», — говорит Виталий Давыдов. Он работает с фонтанами уже 29 лет. Начав с простого рабочего на Театральном фонтане, Давыдов стал замначальника участка и теперь отвечает за десятки объектов по всей Москве.

Оператор фонтана должен досконально знать устройство систем, чтобы ими управлять. Каждое утро нужно начинать с подготовки фонтана: проверить уровень воды в чаше, прочистить фильтр решетки, чтобы в систему водоснабжения не попало ничего постороннего, проверить воздушность, убрать мусор, осмотреть все элементы фонтана ― насадки, соединения, гранитную облицовку.

В обслуживании фонтанов необходимо не только техническое мастерство, но и творчество. Так, для светомузыкальных фонтанов работники пишут специальные программы: в них зашиваются мелодии и частотные преобразования струй фонтана. Программа управляет системой реле клапанов: подающий сигнал открывает или закрывает определенный трубопровод, на который подается вода. Так получаются танцующие струи, чутко реагирующие на звук.

Какое место занимают фонтаны в городе

Фонтаны работают с 7 утра и до полуночи без единого перерыва. В Москве еще остались фонтаны, которые включают вручную, но в основном пуск осуществляют автоматические системы.

Каждое водное произведение искусства складывается из водной пластики и каменной архитектуры. У каждого фонтана есть свой струйный дизайн. Это пропорции высоты водных потоков, их падение, угол наклона и многие другие параметры. На работников фонтанного дела специально нигде не учат, но сотрудники с многолетним опытом знают, как создавать гармоничные водные картины.

Самые «сложносочиненные» фонтаны в Москве ― это светодинамический в Царицыно, светомузыкальный в Парке Горького, а еще «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос» на ВДНХ. У каждого из них — огромные чаши, десятки и сотни струеобразующих элементов, фонарей подводной подсветки, а также системы автоматики, вентиляции, кондиционирования, электроники.

У фонтанов тоже существует своя мода: так, в городах становится все больше «сухих» фонтанов, без чаши. А современные системы становятся более умными и эргономичными. Например, фонтан на Биржевой площади появился совсем недавно, в рамках программы комплексного благоустройства «Моя улица», и принципиальное устройство у него то же, но к нему добавили современные системы автоматики и электроники, кондиционирования и видеонаблюдения. Есть и система мягкого пуска, которая бережет насосы, и система работы струй с музыкальным сопровождением.

У фонтанов по-прежнему часто назначают встречи и свидания, а вот традиция бросать монетки уходит в прошлое. Что же касается августовских «заплывов» в День ВДВ, то они еще живы. Основной приходится на Парк Горького.

Почему люди любят фонтаны? У Виталия Давыдова есть свой ответ: «Это пространство в большом городе, где можно послушать, как шумит вода. Посмотреть, как солнце играет на пленках и струях. Можно просто закрыть глаза, сесть на лавочку — и унестись от городских забот и бешеной гонки. Вот поэтому и любят».

Фото: пресс-служба Комплекса городского хозяйства Москвы, mos.ru

Как работает фонтан? — Aquabrand

Фонтаны – одно из главных украшений городского пейзажа. Мы часто видим эти водные сооружения на улицах, в прогулочных зонах, как часть ландшафтного дизайна загородных особняков и вилл. Визуально фонтаны выглядят очень просто – большой резервуар с водой и устройством для распыления. Но как же все это работает изнутри?

Система работы фонтана

Самое распространенное устройство фонтана основано на процессе круговорота воды. Под напором вода из источника распыляется наружу, далее потоки воды собираются в чаше. Из чаши вода поступает в резервуар, проходит очистку, чтобы потом вновь вернуться в источник. Чтобы создать фонтан, необходимо обустроить замкнутую систему круговорота воды в обрамлении декоративных элементов.

Менее распространенный вариант – это фонтан открытого типа, такое устройство работает на проточной воде. Сконструировать такой фонтан намного сложнее, к тому же, такие сооружения имеют значительный недостаток – слишком большой расход воды.

Сбор воды

Ключевым компонентом фонтана является резервуар для сбора воды. Резервуар может быть как искусственным, например, лепная чаша или бассейн, так и природным, например, озеро или пруд.

Таким образом, фонтан можно поставить фактически где угодно. Если в местности, где вы хотите построить фонтан, есть пруд, его можно задействовать в качестве резервуара. Если природного водоема на территории нет, можно создать искусственный аналог.

Напор

Для работы фонтана очень важное значение имеет насос, который отвечает за напор воды. Обойтись без насоса при постройке фонтана почти невозможно, так как придать напор струе воды иными способами будет очень сложно. Как правило, насос ставят на дно резервуара.

Водный рисунок

Воздушные узоры, создаваемые каплями воды, появляются благодаря работе форсунок. Расположение форсунок зависит от декоративного проекта фонтана и рисунка, который вы ходите получить. Форсунки могут располагаться как в резервуаре, так и в других частях фонтана. Например, в композициях с животными можно часто видеть, как вода извергается из их пасти – значит, форсунки были установлены именно там.

Форсунки можно передвигать или заменять, если вы захотите получить другой водный рисунок.

Очистка воды

Даже если фонтан не используется как источник питьевой воды, воду в нем нужно обязательно очищать. От чистоты воды зависит работа насоса. Для очистки воды в фонтанах устанавливаются фильтры. В процессе круговорота воды фильтры очищают струю от грязи, листьев, насекомых и других частиц, которые могут попасть в воду.

Световые эффекты

Днем струи воды красиво переливаются в лучах солнца, а вот для того чтобы фонтан впечатляюще смотрелся и вечером, нужно позаботиться о правильном освещении. Установка осветительных элементов для фонтана – дело очень тонкое, для этого нужно специальное оборудование, которое не пострадает от воздействия воды.

Эстетическая сторона

Мы рассмотрели главные технические составляющие фонтана, без которых он не будет работать. Но учитывая декоративную функцию фонтана, важно также учесть, как он будет выглядеть. Тут все зависит от вашей фантазии и места расположения фонтана, чтобы декоративные элементы органично вписывались в окружающую обстановку. Фонтаны часто украшаются скульптурами, лепными цветочными композициями, чашами и другими компонентами, вырезанными из твердого материала, например, мрамора или гранита.

Что было такого замечательного в фонтане Марселя Дюшана?

 

Марсель Дюшан был новаторским художником-концептуалистом, который высмеивал мир искусства спорными и провокационными художественными высказываниями. От переодевания в одежду другого пола до вращения велосипедных колес и игры со струной — ему нравилось переворачивать общепринятое с помощью бессмысленного дадаистского духа. Однако самым известным из всех является Фонтан Дюшана , 1917, переработанный писсуар, который он повернул на 90 градусов, подписанный странным псевдонимом «Р. Mutt» и выставлены на постаменте. Этот причудливый объект сейчас имеет большое историческое значение. Но что в нем было такого замечательного? Читайте дальше, чтобы узнать больше об этой иконе истории искусства.

 

1. Фонтан Дюшана был первым концептуальным произведением искусства

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917 г., через средства массовой информации WUSF

 

Фонтан Дюшана , , сделанный в 1917 году, вполне возможно, является первым концептуальным произведением искусства. В наши дни художественные галереи заполнены всевозможными странными и удивительными объектами, но во времена Дюшана это было гораздо более традиционным занятием. Дюшан был одним из первых, кто привнес промышленные объекты, которые он назвал «Readymades», в пространство галереи. Его Фонтан был особенно привлекателен для Редимейда, потому что это был такой грубый, грубый объект (даже если тот, который он купил, был совершенно новым). Это было также важно для Дюшана, потому что он хотел ниспровергнуть традиционный хороший вкус. Он утверждал, что произведением искусства может быть что угодно, хорошее, плохое или уродливое, если художник выбрал это и назвал искусством. При этом Дюшан продемонстрировал, что концепция арт-объекта важнее, чем сама вещь, и это стало краеугольным камнем концептуального искусства.

 

2. Фонтан Дюшана поставил под сомнение представления об оригинальности

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917 г., копия, 1964 г., через Тейт

 

Дюшан использовал свой Фонтан, чтобы перевернуть глубоко укоренившиеся представления об искусстве. Одной из наиболее важных идей, которые он подвергал сомнению, была концепция оригинальности. До Дюшана от художников ожидалось, что они будут создавать уникальные оригинальные произведения искусства, подписанные именем художника, чтобы доказать их подлинность. Но Дюшан и его коллеги-дадаисты поставили все это под сомнение частым использованием найденных объектов и кратных. На самом деле, при поддержке французских сюрреалистов, Дюшан сделал несколько версий

Фонтан в 1960-х годах, используя тот же тип писсуара и подписывая его тем же странным псевдонимом. Дюшан даже сделал миниатюрную версию! Хотя первоначальная версия Fountain сейчас утеряна, идея сохранилась благодаря этим более поздним множителям. В очередной раз Дюшан доказал, что идея или концепция важнее оригинального предмета, сделанного вручную.

 

3. Проверка границ свободы слова

Марсель Дюшан в фотосессии 19-летнего Ман Рэя64, через Christie’s

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Дюшан представил «Фонтан» для групповой выставки Общества независимых художников, членом правления которого он был.

Общество утверждало, что примет любое произведение искусства для показа, отвергая элитарный формализм душных художественных заведений Парижа. Но Дюшан хотел использовать это произведение искусства, чтобы увидеть, насколько они непредвзяты на самом деле, и действительно ли они верят в свободу выражения мнений, которую, по их утверждениям, продвигают. Чтобы скрыть свою личность, Дюшан представил работу под именем Р. Матт, грубо расписавшись на писсуаре черной краской.

 

Дюшан думал, что если он расскажет, что работа была написана им, другие члены совета примут ее без вопросов. Но под неизвестным именем обществу пришлось анализировать объект и идею. Когда они отвергли его как непристойный и аморальный, Дюшан бросил вызов принципам членов правления и их предполагаемой терпимости к смелым новым идеям. Дюшан был одним из первых, кто начал заниматься искусством под анонимным псевдонимом, но многие другие художники последовали его примеру.

 

4. Альфред Штиглиц сфотографировал фонтан Дюшана

Фонтан Марселя Дюшана, 1917 год, фотография Альфреда Штиглица для дадаистского журнала The Blindman, через C-File

 

После того, как Общество независимых художников отвергло работу Дюшана « Фонтан, », он договорился с уважаемым фотографом-документалистом Альфредом Стиглицем, чтобы тот сфотографировал его писсуар. Эта фотография сама по себе стала важным произведением искусства — Штиглиц, возможно, не осознавал этого в то время, но он документировал переломный момент, когда художественные ценности и традиции были поставлены под сомнение. Журнал Дада «Слепой» опубликовал фотографию Штиглица вместе с анонимным текстом, в котором утверждалось: Фонтан Матта не безнравственн, это абсурдно, как и ванна безнравственна… Он взял обычный предмет жизни… поместил его под новым названием и точкой зрения [и]… создал новую мысль для этого предмета».

Это не имеет ничего общего со временем

Я обожаю Даррена Аронофски Фонтан . Это один из моих самых любимых фильмов. Я получаю от него что-то новое каждый раз, когда смотрю его, и я смотрю его не реже одного раза в год. Я слушал музыку Клинта Мэнселла бесчисленное количество раз. В фильме Аронофски показан в его самом серьезном и оперном виде, и хотя фильм провалился, когда он был выпущен десять лет назад, он стал культовым.

Однако существует распространенное заблуждение относительно того, как фильм подходит к своему повествованию. Эта проблема, вероятно, началась с трейлера к фильму:

Как вы можете видеть из трейлера, в нем изложены три повествования, существующие в трех временных периодах: 1500, 2000 и 2500. Так что, если вы видели трейлер, вы бы предположим, именно так Аронофски построил свой фильм. Хотя ясно, что то, что происходит в «1500», — это история Изабель Крео (

Рэйчел Вайс ) «Фонтан» о конкистадоре, который путешествует, чтобы найти Фонтан Молодости, чтобы наделить силой свою Королеву, и что в 2000 году Томми Крео ( Хью Джекман ) — ученый, пытающийся найти лекарство от болезни своей жены, нам остается предположить, что в 2500 году «Том Крео» (как он упоминается в титрах) теперь путешествует на космическом корабле что-то с деревом, которое позволило ему продлить свою жизнь.

Но на самом деле это не то, что происходит, и «будущий» Том Крео вообще не в будущем. В самом фильме нет ничего, что указывало бы на 2500 год или какое-либо будущее. На самом деле все свидетельства указывают на нечто гораздо более богатое, но и более сложное: Том Крео, которого мы видим в пузыре, — это разум Томми Крео.

Вполне понятно, что некоторые люди думают, что Фонтан — это история о времени. Некоторые даже зашли так далеко, что создали «линейный» монтаж, который ставит фильм в «хронологическом» порядке. И я это понимаю. Если это история о Фонтане Молодости, то можно предположить, что персонаж, открывший Фонтан в образе Древа Жизни, будет жить в далеком будущем.

За исключением Фонтан не о Фонтане Молодости. Это о смерти и творении и примирении двух. В фильме даже требуется время, чтобы показать, как они переплетаются, когда Изабель говорит о Шибальбе:

Иззи: Это настоящая книга майя. Это объясняет миф о Сотворении. Вы видите, что это первый отец. Он самый первый человек.

Томми Крео: Хм. Он умер?

 

Иззи: Он пожертвовал собой, чтобы создать мир.

 

[пауза]

 

Иззи: Это дерево жизни вырывается из его желудка.

 

Томми Крео: Эй, пошли.

 

Иззи: Слушай. Его тело стало корнями деревьев. Они распространились и сформировали землю. Его душа стала ветвями, поднимающимися вверх, образуя небо. Все, что осталось, это голова первого отца. Его дети висели на небесах, создавая Шибальбу.

 

Томми Крео: Шибальба. Звезда, эх,

 

[поправляется]

 

Томми Крео: Туманность.

 

Иззи: А ты как думаешь?

 

Томми Крео: О?

 

Иззи: Эта идея. Смерть как акт творения.

Томми, врач, посвятивший себя остановке смерти, не может понять, как смерть может быть актом творения. После того, как Иззи умирает, он сердито говорит доктору Лилиан Гузетти ( Эллен Берстин ), «Смерть — это болезнь, такая же, как и любая другая. И есть лекарство. Лекарство — и я его найду».

Изображение через Warner Bros.

Арка Фонтан не о человеке, который нашел Фонтан Молодости или Древо Жизни, съел его кору и дожил до 500 лет, чтобы он мог омолодить Дерево в умирающей звезде. Предположение о том, что сцены в космическом пузыре происходят буквально, лишает Фонтан его центрального конфликта, который заключается в том, что Томми принимает смерть и использует ее, чтобы подпитывать творение для завершения романа Изабель.

Когда мы видим, как Том Крео в пузыре взаимодействует с Иззи, это не прелюдия к воспоминаниям. Это мысли, вмешивающиеся в разум Тома. Для Тома он не может закончить роман Изабель, потому что это означало бы смириться с ее смертью. «Закончи это» — худшие слова для него, потому что если роман незакончен, то работа Изабель, а по доверенности Изабель, продолжает жить. Он буквально не может закрыть книгу об их отношениях, хотя ее предсмертным желанием было, чтобы он закончил роман.

Кульминацией фильма является то, что Том учится принимать смерть, что он отказывался делать на протяжении всей истории, потому что это слишком болезненно. Когда он, наконец, принимает это, мы видим, как Том Крео взаимодействует с сюжетной линией Томаса в романе «Фонтан». В этой сцене Том не телепортируется назад во времени, чтобы показать себя «Первым отцом» вождю. То, что мы наблюдаем, является актом творения. Томми (в настоящем) заканчивает рассказ, а «будущий» Том — это его разум, сочиняющий это творение. Он меняет концовку Иззи, в которой Вождь убивает Томаса, а вместо этого Вождь приносит себя в жертву в присутствии фигуры, которую он считает «Первым отцом».

Изображение с Warner Bros.

То, что показывает нам Аронофски, — это не парень из далекого будущего, которого сбила взрывающаяся туманность. Он показывает нам абстрактно акт принятия смерти и то, как он может привести к творению. Сейчас Том пишет конец «Фонтана», где Томас достигает Древа Жизни, жадно пьет его сок, чтобы исцелить свои раны, а затем переполняется силой Фонтана и умирает в его рабстве. Как и история Изабель, она автобиографична. Она начала его как сказку о женщине, надеющейся, что ее любимый сможет ее спасти, но Томми заканчивает ее почти как моя вина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *