Как сделать коврик из полосок бумаги
Как сделать коврик из полосок бумаги?
Коврики из нарезанной на полосы бумаги дети плетут на занятиях в детском саду – и в старшей группе и в подготовительной. Поэтому я считала, что идея уже насквозь заезжена, мне тут вроде ничего нового не найти, и раньше я эту тему в свою программу не включала. Но вот однажды прихожу вести свой кружок («Развитие рук и глазомера у детей» – если кто не знает))) в первый класс. И вдруг обнаруживаю, что папки с раскрасками по сегодняшней теме нет, где-то я её посеяла… Ой, что делать? Уже и звонок. И тут учительница этого класса находчиво предлагает: возьмите цветную бумагу и плетите коврики из полосок. Что ж, от безысходности я ухватилась за эту идею. И вот, с бухты-барахты провела занятие по теме «Как сплести коврик из полосок бумаги». Тут-то и выяснилось, что дети почти ничего с детсадовских времён не помнят, а сама тема – просто клад в смысле развития мелкой моторики рук, да и всего остального, сообразительности, например.
Так что теперь Бумажный Коврик из полосок у меня на почётном месте в программе для школьников.
Хотя практически все взрослые знают как его сделать, я расскажу об этапах изготовления, чтобы вы прочувствовали всю пользу.
Итак, сообщаю детям, что сегодня плетём коврики, для вдохновения показываю пару образцов. Ученики сразу оживляются – это они с садика помнят, и им кажется – дело несложное!
Порадовались? Ну, а теперь приступаем к делу. Берём лист цветной бумаги — не надо большой – пусть будет пол-альбомного листа(А5). Его мы нарежем на полоски шириной один сантиметр. Конечно, сначала расчертим. Вот тут-то и выясняется, что дети не знают как это самое сделать. Поэтому вам придётся объяснять все этапы подробно и с многочисленными повторами.
Итак. Берём лист и прикладываем вдоль одного края линейку так, чтобы «ноль» пришёлся на срез бумаги.
Обратите внимание где ноль.
А дальше отмечаем карандашом все сантиметры – то есть наносим засечки(они же риски — маленькие чёрточки.)
Не надо ставить просто точки – они малозаметны, но и не стоит давить на карандаш и рисовать большие отрезки. Когда эта сантиметровая разметка сделана по одному краю, передвигаем линейку на противоположный край и опять – точно прикладываем к срезу листа. С той же самой стороны! Тут очень важно, чтобы дети не повернули лист или линейку и не начали новый отсчёт так сказать «вверх тормашками».
Размечаем будущий чертёж
Теперь на листе нанесены нужные нам риски. По ходу вам придётся объяснить, что слово « риска» не связано с риском, это отметка (но не школьная пятёрка) или засечка (сечёте?). Пришла пора разлиновывать.
Самое удивительное для меня то, что примерно треть детей линуют наобум – без привязки к имеющимся засечкам. Так что и тут надо детально объяснить, что линейку прикладываем к двум противолежащим рискам и проводим соединяющую их линию.
Расчертили?
МО-ЛОД-ЦЫ!
Теперь надо разрезать очень точно по прямым линиям.
Это сложно, потому что однообразная работа утомляет, и качество быстро падает. Это одна из причин, почему не стоит замахиваться на большие ковры в целый альбомный лист. Но, ладно, с половиной-то можно справиться.
Полоски нарезаны. Теперь нам нужна «основа». Берём лист бумаги А5 контрастного цвета. Сгибаем пополам и от сгиба чертим вдоль срезов (это три стороны) рамку тоже примерно сантиметр шириной.
Тут самое сложное для детей — понять, что не надо автоматически чертить рамку везде. И дальше наносим риски на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба (что? — какой сгиб? — ой, вспомнили – точно ведь, у нас тут бумага-то согнута!) и на противоположной ему стороне. Расчерчиваем
и, не разгибая, делаем надрезы вдоль.
Вот и наша основа готова. Теперь плетём. Первую полоску вплетают все правильно.
Тут самое хитрое — придвинуть её вплотную к краю и закрепить концы клеем так, чтобы нигде не «тянуло» и не коробило. А вот вторая-то полоска вдевается в ПРОТИВОФАЗЕ – честное слово – половина детей не понимает такое с первого раза. Про то, как чередовать полоски для получения шахматного рисунка, надо каждому показывать лично – слова тут бессильны.
При вплетании каждой очередной полоски нужно постараться придвинуть её как можно ближе к уже сплетённым рядам и не забыть закрепить концы.
Вот так и сплетёте коврик.
Коврик из бумажных полосок — работа ученика
А куда вы его потом денете? В быту эта штука не пригодится — бумага быстро истрёпывается. Поэтому вклейте в альбом, и пусть хранится невредимый в назидание предкам и потомкам.
Как сплести коврик из бумажных полосок вам рассказала Марина Новикова.
Метки: поделки из бумаги, поделки из полосок бумаги
Читайте также:
Google+
Марина НовиковаКоврик из цветной бумаги: плетеный
Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.
Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.
Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.
Для коврика понадобится:
- Цветная бумага
- Ножницы
- Клей
- Линейка
- Карандаш
Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:
1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.
2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.
3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.
4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.
5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.
7. Его можно делать разных размеров и цветов.
8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.
Цвета и узоры при плетении могут быть различны.
Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.
do-by-hands.ru
мастер класс по изготовлению корзины, книжной закладки и коврика.
Предлагаем использовать не нужную бумагу (газеты, оберточную бумагу, журналы и т.д.) для изготовления полезных изделий – корзин из бумаги. В этой статье мы покажем 5 простых способов плетения корзин. Мы использовали немного полос и попытались как можно больше упростить процесс.
Материалы, необходимые для изготовления корзин из бумаги:
- бумага (газеты, оберточная бумага, цветная бумага, старые журналы)
- Ножницы
- Скотч
- Картон или плотная бумага.
Я использовал коричневую бумагу для изготовления корзин. Нарежьте полоски длиной 30 см и шириной 4 см. Сложите каждую полоску пополам по ширине, сохраняя длину. Количество должно быть не менее 50 штук.
Шаг 2. Корзина 1.
Возьмите 16 полос и разделите их пополам. Выложите 8 полос по вертикали и 8 полос по горизонтали, как показано на рисунке. Плетите аккуратно. Когда дно корзины будет готово, займитесь сторонами. Возьмите полоску и идите по бокам, как показано на рисунке. Вплетите последнюю полосу, загните и приклейте оставшиеся концы лент вовнутрь корзины. Таким образом квадратная корзина готова!
Шаг 3. Корзина 2.
Вам понадобится картон или плотная бумага, чтобы сделать основание корзины — 8 полос бумаги. Вначале возьмите две полоски и склейте их посередине, образуя крест. Теперь сделайте то же самое с остальными полосами и убедитесь, что они хорошо склеены между собой. После соединения всех 8 полос вместе они должны выглядеть как звезда (как показано на рисунке). Приклейте круглую пластину картона в середину звезды. Возьмите несколько полос, как показано на рисунке и вплетите в них отдельно взятую полосу. Процесс плетения нужно выполнять по кругу. Так, постепенно вплетая полоску за полоской, вы будете формировать корзину. Не доплетайте до конца лент примерно 2,5 см. Сложите оставшиеся части полос внутрь и склейте их, как показано на рисунке.
Шаг 4. Корзина 3.
Чтобы сделать эту корзину Вам необходимо взять круглый кусок вырезанного картона и полоски по 0,5 см шириной. Используйте супер клей и приклейте 12 полос к круглому куску картона. Возьмите другую полосу и начните плетение вокруг склеенных полос. Продолжайте, вплетая поочередно приготовленные полоски бумаги. Продолжайте до тех пор, пока не останутся концы полос примерно 2,5 см длины. Сложите остальные части полос внутрь и склейте их. Вы только посмотрите, какая милая получается корзина!
Шаг 5. Корзина 4
Возьмите 8 полосю Выложите 4 полосы по вертикали и 4 полосы по горизонтали. Затяните переплетения. Линии сгиба указаны на рисунке. Сложите полосы с одной стороны и начните плетение, накидывая одну полосу на другую (как показано на рисунке). Образуйте на краях угол, как на втором рисунке. Продолжайте и через несколько шагов получится фигура, как на 4 картинке. Вы можете сложить оставшиеся полоски внутрь или обрезать, а затем согнуть внутрь. Используйте клей. Согласитесь, что это наиболее легкий способ изготовления корзин. Надеюсь, что вам понравиться их делать.
Шаг 6. Корзина 5.
Для изготовления этой корзины вам нужны полоски одинаковой длины, или отрезки полос от вышеприведенных корзин. Склейте клеем или скотчем все собранные полосы. Вырежьте картон или плотную бумагу в виде овала. Затем приклейте полоску к овалу и аккуратно начните делать намотку по краю, как показано на рисунке. Во время намотки аккуратно склеивайте полоску и делайте это, пока не сформируете корзину нужного размера. Когда полоса будет заканчиваться, то сложите ее внутрь и используя клей прикрепите, чтобы спрятать ее конец.
Для выполнения этой корзины вам понадобиться швейная машинка, листы упаковочной бумаги и нить.
Сделайте полоски, как показано на рисунке. Прострочите их на швейной машине. Затем выложите 3 полосы по вертикали и 3 полосы по горизонтали. Соедините их сшитой в кольцо полоской, как показано на рисунке. Затем продевайте следующее сшитое кольцо и т.д. Продолжайте плести и формировать корзину. Когда корзина будет сделана, прикрепите к ней ручку из прошитой полосы. Посмотрите, какая красивая получается !
Плетение — древнейшее ремесло, которое не утратило популярности в настоящее время. Сейчас широко распространён метод плетения поделок из бумаги. Этот метод примечателен тем, что он не требует каких-либо специальных приспособлений. Для творчества подойдёт бумага любого качества, к примеру, газетная или журнальная. Техника плетения позволяет делать красивые и разнообразные изделия, такие, как шкатулки, корзины, закладки для книг и коврики. Освоить плетение из бумаги для начинающих поможет мастер-класс, представленный в этой статье!
Если вы никогда раньше не занимались сборкой плетёных поделок, сейчас самое время начать!
Плетём книжные закладки из бумаги
Закладки для книг — красивый и очень полезный для книголюбов и учащихся аксессуар. Сделать его своими руками совсем несложно.
Такую закладку лучше сделать из цветной бумаги, однако, если такой не найдётся, можно использовать любую. Сначала вырежьте из бумажного листа широкую полоску и сложите её вдвое. На месте сгиба начертите ровные треугольники, располагая их через 1 см таким образом, чтобы их вершины не доставали до противоположного края полоски.
Дальше надрежьте полосу, не затрагивая треугольников. Разверните получившуюся заготовку, а затем сделайте ещё одну полосу из бу
kulart.ru
Плетеные коврики и закладки из бумаги
Как сделать плетенные коврики и закладки из полосок бумаги. Пошаговый мастер-класс с фото.
Плетение из полосок бумаги
Коврик, сплетенный ребенком из полосок бумаги своими руками, может служить красивым фоном для открытки, панно или аппликации. В процессе работы развиваются важные умения и навыки, тренируется мелкая моторика.
Такие коврики из полосок бумаги дети делают в детском саду и в начальной школе на уроках технологии. Кроме цветной бумаги из наборов для детского творчества, для плетения можно использовать бросовый материал: старые журналы, остатки обоев и т.д.
Кроме коврика, из полосок бумаги тем же способом можно плести закладки для книг, картинки-панно с определенным узором или изображением, похожим на пиксельные рисунки и схемы для вышивки крестиком (подробнее об этом — в статье «Плетенные картинки и коврики из бумажных полосок»), а еще можно украшать этим способом плетения основные элементы аппликаций.
Коврик из полосок бумаги
Размер коврика и ширину бумажных полосок можно выбрать по желанию. Но обязательно учитывать возраст и возможности детей, которые будут плести коврик. Дошкольникам будет легче делать эту поделку, если полосы будут достаточно широкими, около 2 — 3 см. А это значит, что и коврик должен быть побольше — величиной с весь лист цветной бумаги или его половину. Дети младшего школьного возраста смогут плести из полосок 1 — 2 см. Мы с дочерью делали коврик из полосок шириной 1 см, поэтому описание плетения коврика будет дано для полосок такого размера.
Как плести коврик из полосок бумаги. Плоское прямое плетение
- Основой коврика может служить квадратный или прямоугольный лист бумаги. Его нужно сложить пополам.
- Начертить линию на расстоянии 1 см от края, противоположного сгибу. Это нужно для того, чтобы все разрезы были расположены на одинаковом расстоянии от края.
- На этой линии сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
- На сгибе сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
- Соединить соответствующие отметки и сделать по ним разрезы.
- Развернуть основу.
- Из цветной бумаги одного или нескольких цветов вырезать полоски шириной 1 см и такой же длиной, как длина основы.
- Вплести полоски в основу в шахматном порядке.
- Концы полосок приклеить к основе.
Разрезы могут быть не только прямыми (они могут идти под углом, зигзагом, быть волнистыми) и не обязательно на одном и том же расстоянии друг от друга.
Закладка из полосок бумаги
Закладка плетется точно так же, как и коврик, только на прямоугольной основе. Размер основы и количество полосок — по желанию.
Как плести закладку из полосок бумаги
- Вырезать из бумаги основу — прямоугольник 16 х 5,5 см.
- Основу согнуть пополам по длине.
- На расстоянии 1,7 см от сгиба провести линию.
- На этой линии сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
- На сгибе сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
- Соединить отметки и сделать по ним разрезы (прямо или под углом).
- Развернуть основу.
- Из цветной бумаги одного или нескольких цветов вырезать полоски 16 х 1 см.
- Вплести полоски в основу в шахматном порядке.
- Концы полосок приклеить к основе.
Если для закладки использовалась плотная двусторонняя бумага, закладка готова. Если нет, то с обратной стороны приклеить бумажный или картонный прямоугольник такого же размера, как основа. Или сделать таким образом две закладки и склеить их друг с другом лицевыми сторонами наружу.
Предлагаю посмотреть другие статьи о книжных закладках.
© Юлия Шерстюк, https://moreidey.ru
Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
moreidey.ru
Мастер-класс: плетение сервировочных ковриков из бумажных трубочек
Сегодня я предлагаю мастер-класс по плетению сервировочных ковриков для начинающих. В основе которого лежит плетение овального дна.
Когда мы смотрим на какие-то вещи , нам кажется все легко и просто. А когда беремся за дело, оказывается, важна каждая мелочь. Я тоже испробовала много приемов плетения овального дна, училась у других мастеров и пока остановилась на этом. Надеюсь, этот способ будет вам полезен, и вы легко его освоите и примените в других изделиях.
Нам понадобятся трубочки трех цветов, рабочие бежевые и коричневые из бумажных полосок шириной 7 см, и голубые трубочки , для стоячков, из бумажек шириной 10 см. Стоячки хорошо просушиваем, а рабочие пару часов сушим и заворачиваем в пакет, и я перевязываю резинкой и оставляю кончики открытые, чтобы они подсыхали, а то влажные плохо входят друг в друга.
Я плела коврик размером 30 на 40 см. Расчет трубочек производила таким образом.
Сначала нужно посчитать периметр нашей салфетки, это периметр круга с радиусом 15 см и плюс 2*10 по длине, получилось 94+20=114см — периметр нашего коврика. Делим на расстояние между стоячками (от 1.5 до 2), я делила на 1.5, получается 76 стоячков. Полтора беру, потом,у что так аккуратнее выходит и малозаметны места соединения трубочек, так как они попадают в плетении между стоячками, и к тому же, есть возможность при необходимости уменьшить количество стоячков.
76 стоячков изначально брать очень много, поэтому делим пополам (для дальнейшего удвоения) получаем 38. Теперь можно рассчитать, как мы их будем проплетать. Сначала берем прямую серединку 10 см, делим на 1.5, получаем около 7 плюс 2 крайние, то есть, 9 трубочек. 9 умножаем на 2 конца, получаем 18. 38-18=20 и 20/2=10 еще нужно добавить 10 трубочек, по 5 с каждого конца, прибавляя через каждые 1.5 – 2 см. Но я решила сократить 2 стоячка, чтобы не растягивать сильно по длине, ведь у нас остался запас на сокращение. Для горизонтального стоячка берем 3 короткие трубочки, а для вертикальных по две, чтобы остались длинные концы на загибку.
Всего получается 73 голубые трубочки на стоячки и плюс 12 трубочек для плетения серединки.
Можно приблизительно посчитать количество рабочих трубочек. Для этого измеряем длину плетения. Нам необходимо проплести 30 рядов (2 ряда на 1 см плетения) по кругу. Средняя длина плетения от 20 до 114 см равна 67 см. Таким образом, 67*30=1910 см делим на длину трубочек 30 см получаем 70шт. Но, так как мы плетем двумя трубочками сразу, то умножаем на 2, и выходит всего 140 шт обоих цветов. Бежевого выходит т слегка поменьше и приблизительно делим на 60 шт бежевого и 80 коричневого. Можно взять и поровну, и плести пока не закончится.
Самое сложное – математика, позади, трубочки покрашены, и готовы для плетения, можно приступать. Делаем раскладку как на картинке выше и оплетаем.
После двух рядов начинаем добавлять стоячки.
Трубочку в руках сминаем и подкладываем под горизонтальный стоячек и оплетаем эти два конца, не трогая горизонтальный. А в следующем ряду торчащие подложенные стоячки отгибаем и проплетаем через все голубые трубочки.
С другой стороны:
Так делаем с обоих сторон. И добавляем стоячки через ряд или два. Если через два, то салфеточка получается более вытянутая.
Я проплела 16 рядов и теперь вставила дополнительные стоячки, чтобы их получилось в два раза больше.
Доходим до начала ряда и можно переходить на голубой цвет, сплетем косичку. Для этого отрезаем наискосок кусачками бежевые трубочки и наставляем голубыми, которые предварительно сделаем влажными.
Проплетаем один ряд, а дальше плетем в другом направлении еще ряд, можно даже перевернуть нашу салфетку.
Доходим до начала нашей косички и опять меняем цвета . И плести можно уже на изнанке.
Если вам так не удобно, можно и не менять второй раз направление, просто получится еще одна косичка.
Затем проплетаем 3 ряда коричневым и начинаем раздвигать стойки по одной.
Плетем еще 9 рядов, заканчиваем ряд и переходим к загибке.
Смачиваем стоячки как следует. И на лицевой стороне заводим за два стоячка и выводим вперед, и так по кругу. Последний вставляем в полученные петли. Перед первыми двумя стоячками я поставила ненужные трубочки, чтобы осталось место для продевания последних двух стоячков.
Картинка с изнаночной стороны, вставляю последниие стоячки.
Дальше на лицевой стороне беру один стоячёк и вставляю в отверстие за следующими.
И так по кругу до последнего. Все стоячки оказываются на изнаночной стороне.
Теперь их заправляем с изнанки. Опять -таки заводим за два стоячка, но уже спереди.
И тоже по кругу до последнего. Аккуратно загибаем, придавливаем плотно пальцами и поправляем где необходимо, чтобы трубочки ложились ровненько.
Оставшиеся концы срезаем бокорезами и можно нанести клей ПВА между рядами, а можно сразу покрыть разбавленным клеем ПВА и после просыхания покрыть лаком.
Вот и результат наших трудов. Приятного вам творчества и аппетита!
www.livemaster.ru
Как делать плетёный коврик из полосок цветной бумаги — мастер-класс от Детского Сайтика!
Плетёный коврик из полосок цветной бумаги
Помните такие плетёные коврики из цветной бумаги?
Поделка простая, но очень эффектная! Коврики можно делать какой угодно формы, сочетать разные цвета! А как делать плетёный коврик из полосок бумаги – сейчас Вам расскажу.
Нам нужны:
- Двусторонний цветной картон или бумага разных цветов. Коврик из картона будет плотнее и прочнее.
- Простой карандаш;
- Линейка;
- Ножницы;
- Клей.
Как сплести коврик из бумаги:
Выбираем основной цвет картона и вырезаем из него основу для коврика. Она может быть разной формы: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, в виде сердечка; можно сделать плетёные фрукты – яблоки, груши и сливы, домики… Главное, выбирайте не слишком замысловатую форму: например, плетёную кляксу или звёздочку сделать будет довольно сложно.
Вырезав заготовку, чётко разметим её с помощью линейки и карандаша на продольные полоски – по вертикали, шириной 1 см.
Теперь сделаем надрезы по намеченным полоскам, не дорезая до конца примерно 1,5 см, чтобы заготовка осталась целой.
Далее нам нужно нарезать из картона другого цвета полоски такой же ширины – 1 см.
А теперь – самое увлекательное! Берём по одной полоски и переплетаем её с заготовкой, по тому же принципу, как ткацкий станок ткёт ткань. Продольные полоски переплетаются с поперечными в шахматном порядке. Края полосок обрезаем и закрепляем капелькой клея.
Таким образом плетём весь коврик. А когда он будет готов, можно прикрепить с обратной стороны петельку. Из плетёных бумажных ковриков различной формы и цвета получатся замечательные новогодние игрушки на ёлку, или декор к другому празднику – Дню Влюблённых или 6 Марта!
И просто так деткам понравится плести коврики из бумаги – это интересно, а кроме того, развивает усидчивость, художественный вкус и мелкую моторику (это примечание уже для родителей) 😀
(Прочитано 1 раз, 1 визитов сегодня)
detskiy-saytik.ru
Урок технологии во 2-м классе «Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги. Коврик» (система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Цель: выполнение работы в технике прямого плетения.
Задачи: воспитывать у детей интерес к народному творчеству, культуре и традициям России, учить пользоваться учебным пособием - учебником, упражняться в прямом плетении, знакомить с соответствующей терминологией, развивать умение составлять план предстоящей работы, формировать художественно-творческую личность, развивать наблюдательность, внимание, пространственное воображение, расширять кругозор, учить работать самостоятельно, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества в коллективе, применять полученные знания.
Планируемый результат: создание коллективной работы (проект) в технике прямого плетения.
Оборудование: музык. запись «Звуки ярмарки», интерактивная доска, презентация Power Point (приложение), учебник Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», конверты для индивидуальной работы, клей, ножницы, покрывало, выполненное в технике пэчворк.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Звучат звуки ярмарки, в это время на экране интерактивной доски появляются фрагменты ярмарки (Слайд №2).
II. Подготовка к восприятию.
Во время музыкального сопровождения учитель надевает фартук и произносит, выступая в роли зазывалы ярмарки, следующие слова:
— Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые:
Милости просим,
Будьте, как дома,
Знакомьтесь совсем,
Что ещё незнакомо.
— Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны? (Да)
— А еще в нашем краю говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!» Согласны ли вы с такими правилами? (Согласны)
— Ребята, сегодня я вас и наших гостей приглашаю на ярмарку. Кстати, а что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары)
— Давайте, сравним свои догадки с определением, которое я нашла в словаре у С. И. Ожегова (определение на слайде №3):
— Не зря говорят в народе: «Шум, как на ярмарке!»
-Ребята, зачем на уроке труда вдруг возникло это понятие?
Предположения детей:
На ярмарку люди со всех концов везли то, что вырастили. Наверное, будем что-то продавать.
Люди издавна не только сочиняли, но и творили своими руками. Многие народные промыслы дошли и до нашего времени. Мы тоже многому учимся и можем представить свои умения на ярмарке
III. Введение в новый материал. Определение критерий оценки.
— А что вы могли бы показать? (Дети перечисляют возможные варианты)
— А я знаю ещё одно занятие, которым люди занимались с давних-давних времён. Эту технику мы и будем осваивать сегодня в нашей мастерской.
— Предлагаю поиграть.
Игра «Пятый лишний».
Прочитайте ряд слов (Слайд №4), обозначающих предметы. Найдите «лишнее» слово. Если есть затруднения, то обратитесь за помощью к учебнику на странице 58-59.
Лукошко, лапти, сапоги, соломенная шляпа, плетень.
— Назовите общий признак, который объединяет оставшиеся предметы. (Лишнее — сапоги. Все оставшиеся предметы выполнены в технике плетения, с которым мы знакомились на прошлом уроке). На доске дети проверяют (правильно, здесь спрятаны сапоги).
— С каким плетением вы познакомились на прошлом уроке? (С косым плетением)
— Какой материал вы использовали в работе? (Тесьма, шпагат, бельевая верёвка) Что у вас получилось? (Плетёные человечки) Где их можно использовать? (В качестве подарка, игрушки)
IV. Работа с учебником
— Но раз мы уже знакомы с этой техникой, то, что же нового предстоит нам узнать? Откройте учебник на странице 61. Исследуйте представленный материал и попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Дети в паре обсуждают материал учебника)
Возможные варианты ответов детей:
— Мы будем продолжать работать в этой технике, только нам предстоит познакомиться с прямым плетением.
— Мы будем плести из полосок бумаги.
— Какой материал будет использован в нашей работе? (Цветная бумага) Только ли цветную бумагу можно использовать для этой техники? (газетную, журнальную, обёрточную, обойную) Что будем выполнять? (Коврик)
На доске появляется тема урока (Слайд №5): «Работа с бумагой. Прямое плетение из полосок бумаги. Коврик».
— Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Учиться выполнять прямое плетение. Выполнить плетёный коврик.)
На доске учитель фиксирует (Слайд №5): цель - выполнить плетёный коврик.
V. Практическая работа.
Учитель:
— Рассмотрите, пожалуйста, образцы и попытайтесь, понять, как выполняется прямое плетение (Слайд №6).
Дети:
— Прямое плетение — простое переплетение уложенных крест-накрест лент между собой. Оно может быть исполнено шахматным рисунком или фигурным.
Учитель:
-Как вы думаете, почему плетения получили такие названия? (Шахматным, потому что напоминает шахматную доску, а фигурным — похоже на какую-нибудь фигуру)
Дети:
-Узор можно плести в полосе, прямоугольнике, квадрате.
-Повторяющийся фрагмент узора называется мотив.
Учитель:
-Найдите мотивы на этих образцах (Слайд №7).
На доске представлены образцы узоров с повторяющимися фрагментами и образцы шахматного плетения. Дети подходят к доске и показывают те, где есть мотивы.
Учитель:
— Перед вами в конвертах необходимые ресурсы (полоски цветной бумаги, эскиз, полотно для плетения в форме квадрата), которые вы приготовили на прошлом уроке и эскиз, которым вы можете воспользоваться при работе. Достаньте, посмотрите.
— Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свой коврик. Узор выбираете из учебника, выполняете по эскизу или придумываете свой. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.
На партах карточки, где хаотично расположены следующие шаги:
Концы каждой полоски закрепляй на основании клеем.
Выполни плетение по образцу или придуманному рисунку.
Выбери узор для коврика.
Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивай и не допускай больших просветов и перекосов в плетении.
Дети определяют план своей работы, одновременно с этим учитель отрывает поочерёдно план на доске (Слайд №8).
— План намечен. Можно приступать к работе. По окончании необходимо будет выбрать лучшие коврики от группы (дети объединяются в четвёрки). Значит, необходимо определить критерии оценки (Дети предлагают: аккуратность, правильность, оригинальность)
VI. Самостоятельная работа.
Дети самостоятельно выбирают узор плетения или придумывают свой рисунок. Работу выполняют согласно намеченному плану.
VII. Контроль за выполнением работы
Учитель в ходе самостоятельной работы осуществляет индивидуальный подход (наблюдение, помощь).
VIII. Рефлексия. Практическая значимость
Учитель:
— Ребята, обсудите в группе, у кого получился коврик в соответствии с нашими критериями. Выберите, пожалуйста, поместите их на доске.
Дети по мере выполнения выходят к доске со своими ковриками.
— Чему научились на уроке? Понравилось? Где можно использовать нашу работу? (В качестве салфетки)
— А можно ли использовать одновременно все коврики? Что бы вы сделали? (Собрали все сделанные коврики в один) Попробуем?
Дети составляют на доске из своих ковриков большой ковёр.
— Красота! Наша ярмарка просто преобразилась. Знаете ли вы, как называется народное ремесло, где используются лоскутки ткани, которые очень сейчас напоминают наши коврики? (???)
— Сейчас я вам кое-что покажу (учитель показывает покрывало, выполненное в технике пэчворк, слайд №9). Сравните с нашим ковром, похоже, по внешним признакам?
— Да, это выполнено из лоскутов ткани и называется пэчворк. Этому ремеслу мы научимся тоже, только немного позднее. Нам необходимо для этого ещё многое освоить. Недаром говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит».
— Спасибо за работу. Сегодня вы на славу потрудились. У вас всё получилось благодаря вашему терпению, вниманию и умению сотрудничать друг с другом.
— «Мы — хранители своих традиций!» И не только на словах, но и на деле. Какая ярмарка без песен?! Настя приготовила для наших гостей подарок - песню в собственном исполнении (исполнение песни, слайд №10).
urok.1sept.ru