Как делают скрипки: Из чего делают скрипки — Анна Благая

Правнук Страдивари. Как делают скрипки в Италии

Небольшой итальянский город Кремона в Ломбардии. Именно здесь проживает самое большое количество мастеров по изготовлению скрипок на планете. Славу этому месту принёс знакомый вам понаслышке Антонио Страдивари, наверное, самый знаменитый в мире лютье, задавший мировой стандарт скрипки, какой мы её видим сегодня.

В наш век больших заводов и автоматизированных конвееров скрипки продолжают делать вручную, каждый инструмент неповторим и уникален. В Кремоне живёт три сотни скрипичных дел мастеров, и я побывал в гостях у одного из них, у потомственного лютье Стефано Кониа.

1 Если гулять по центру Кремоны (а здесь есть, что посмотреть), на каждом шагу вы будете встречать скрипки. В витринах магазинов, на стенах домов, на памятниках и вывесках кафе. Музей музыки, музей Страдивари, музей скрипки — всё это превосходно, но туда вы сходите без меня. Не отходите далеко, я уже звоню в домофон, дверь в арке открывается, и мы оказываемся во дворе.

2 Утопающий в зелени небольшой сад, почти грузинские балконы, и в глубине дворика мастерская с окнами во весь этаж.

3 Дверь открывает сам Стефано: внизу у него лишь мастерская, а дом этажом выше, где он живёт вместе с родителями. За окном проливной дождь, а здесь тепло. Отдышаться после мокрой пробежки, согреться, и начать осматриваться. Где мы очутились?

4 Почти так же выглядел рабочий стол трудовика в школе, не находите?

5 Чтобы стать мастером, нужно хорошо знать множество наук, кроме столярного и плотницкого дела. Химия и математика среди их числа.

6

7 Скрипка и гитара — почти родные братья, несмотря на принципиально разные принципы игры на этих инструментах. Как правило, мастера-скрипичники иногда делают и гитары, хотя лютье-гитаристы вряд ли смогут сразу сделать хорошую скрипку. Но принцип клейки корпуса похож и у тех, и у других. Всё начинается с дерева. Именно от правильного выбора материала в большей степени зависит звук будущей скрипки. Самый распространённый среди кремонских скрипок — клён. Мастер клеит обечайку, боковую поверхность корпуса скрипки (или гитары).

8 Самое большое различие в процессе изготовления в том, что обечайка скрипки “собирается” внутри распорок, а у гитары строится вокруг этой распорки.

9 Со стороны кажется, что мастер просто «стругает фанерку»? Верхняя дека скрипки изготавливается из резонансной ели, специальной акустической древесины. Удивитесь, но люди выращивают специальные леса с музыкальными ёлками! Остальная часть инструмента изготовлена из клёна. Каждое движение рубанком меняет звук будущей скрипки. Грубая столярная работа в исполнении лютье становится почти ювелирным делом.

10

11 Стефано Кониа потомственный мастер, его отец тоже занимается скрипками, как и его дед. Кстати, наш герой — Степан Степанович, папу зовут так же, и сначала, найдя сайт мастера в интернете, я думал, что встречу Конио-старшего. Такая уж это профессия, династическая.

12 Хотя сам Страдивари не оставил своим сыновьям секретов мастерства, они давно разгаданы, и сегодня каждый старается следовать его традициям. Посмотрите, форма у всех скрипов абсолютно идентична, всё делается по канонам, давно закреплённым в этом мире, отступить нельзя ни на миллиметр. Где творчество в такой работе? В звуке!

13 Различаются между собой инструменты, в первую очередь, по звуковым качествам, здесь двух равных уже не найти. Можно придумать разные декоративные элементы и рисунки, но такая работа будет не фантазией изготовителя, а заказом клиента. Создатель скрипки в Кремоне никогда не ставит своего клейма на инструмент, но в очень узком кругу местных мастеров всегда безошибочно определят, кто её делал. Три сотни человек, давно и плотно знакомых друг с другом — не так уж много.

14 Конечно же, скрипки делают во многих странах мира, в Китае их отчаянно клепают на заводах, но всё равно, серьёзные музыканты со всей планеты заказывают скрипку здесь, в Кремоне. Кроме всего прочего, это ещё и статус.

15 Скрипка работы Конио-сына стоит десять тысяч евро. Стефано-старший успешно продаёт свои инструменты по цене от двадцати тысяч. Заказы штучные, но расписаны на полгода вперёд. Очень много музыкантов лично приезжает в Кремону, чтобы выбрать лучшего мастера.

16 Стефано рассказал, что в их городе живут и работают два русских скрипичных мастера. И тоже продолжают дело великого “дедушки” Страдивари.

Другие фоторепортажи о стране Италия:


—————————————-—————————————-—————

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Подписывайтесь на обновления блога!

Кроме ЖЖ, я есть в социальных сетях:  Фейсбук | Инстаграм | ВКонтакте | Одноклассники

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www. macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: [email protected]

© 2014-2016 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге (на платформе LiveJournal) или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

Tags: Европа, Италия, Люди, Промышленный репортаж, Фото, Фотопоездки, Человеческий фактор, музыка

Как делают скрипки. Изготовление скрипки. Вот так вот просто делать гвоздевую скрипку

Как делают скрипки.

Изготовление скрипки. Вот так вот просто делать гвоздевую скрипку

Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса интересного и познавательного. Развлекательная программа «Конвейер МК» раскроет секреты изготовления самых простых на первый взгляд вещей. Сегодня в программе: .

Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов.

По сути – это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели.

Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т.е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.

Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А.Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка «давит» на верхнюю деку с силой 30 кг.). Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.

Часто публикуемые карты толщин уникальных инструментов (Витачек) не несут в себе никакой информации, если в руках нет деки, с которой эта карта сделана.

Огромное значение имеет пластичность сводов, а не их высота. Все остальные части скрипки (голова, шейка, обечайки) тоже резонируют, а стало быть, участвуют в формировании звука. Дерево, являясь органическим, дисперсным материалом, может вбирать в себя и отдавать влагу, таким образом, меняя свою массу, а стало быть, и резонансную частоту. Это свойство хорошо знакомо скрипачам, когда в дождливую погоду инструменты меняют своё звучание. Поэтому так важен грунт, о котором ходит много легенд. Грунтование дек очень похоже на бальзамирование египетских мумий. Очень похожи материалы и абсолютно те же цели — сохранить материал в первозданном виде, не допустить попадания влаги и гниения. В скрипке этот процесс более сложный, так как, внедряя в дерево грунт, мы меняем его массу, а значит и качество звучания. К тому же, меняя что-то на одном участке деки, автоматически нарушается его соотношение с другими.

Существует много легенд о секрете звучания старинных инструментов. Есть утверждение, что секрет заложен в лаке. Это не верно. Назначение лака — защитить инструмент от внешнего воздействия, подчеркнуть красоту дерева и не сковывать звучания. Когда с одного из инструментов Страдивари смыли лак, он стал звучать хуже. Дело в том, что лак смыли, а не счистили механически. То есть воздействовали жидким растворителем, который, конечно же, впитался в дерево и изменил его массу и плотность.

Но и это ещё не всё. В те времена, когда были созданы скрипки, восхищающие весь мир, были другие требования к звуку, другие струны (жильные), шейка была короче, шире и под другим углом к корпусу, другая подставка и эталон камертона «ля» был на полтона ниже. То есть сейчас мы слышим совершенно не тот звук, который был заложен в них при изготовлении. С точки зрения акустики форма скрипки не идеальна. Уже в наше время проводились исследования в этой области, и выяснилось, что идеальная форма для звучания — трапециевидная (в форме маленького гробика).

Но играть на подобных скрипках желающих не нашлось. Больше всего на скрипке «страдает» третья струна. Даже на самых лучших итальянских инструментах она немного слабее остальных. Современные фирмы — изготовители струн, это учитывают. Сейчас возрождается аутентичная манера игры и строение скрипки. И это гораздо ближе к тому, зачем создавался этот инструмент.

По сути, все дошедшие до наших дней старинные инструменты работают на пределе своих возможностей и поэтому требуют особого внимания.

У музыкантов и мастеров есть понятие «разыграть инструмент». Это относится к новым, давно не звучавшим и отреставрированным инструментам. Даже простое отпускание всех струн с последующим натяжением меняет звуковую картину и требует разыгрывания. В инструменте взаимосвязано огромное количество напряжений. Дерево — органический материал, который может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и способ звукоизвлечения музыканта, и даже вес подбородника. При разыгрывании, инструмент как бы привыкает к манере исполнителя.

Хороший музыкант может извлечь весьма неплохой звук из посредственного инструмента. Но вот на хорошем, дорогом инструменте не каждому удаётся добиться всего спектра звучания. Для этого требуется высокий исполнительский уровень, иначе инструмент привыкнет к тому, что вы умеете.

В идео:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

This error message is only visible to WordPress admins

Error: API requests are being delayed for this account. New posts will not be retrieved.

There may be an issue with the Instagram Access Token that you are using. Your server might also be unable to connect to Instagram at this time.

Из чего делают классические скрипки продвинутые скрипичные мастера

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал, создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки, секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку.

В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари. Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве. Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших исследованиях и их результатах.

Скрипичные мастера задавались вопросом из чего делали скрипки великие мастера, из какого дерева делали скрипки, и в чем секрет уникального звука изготовленных скрипок руками Страдивари.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается:

В удалении смолы из ели:

В резонансе ели:

В породе древесины;

В почве, на которой росло дерево;

Во времени года спиливания дерева;

В сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая — обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала, который характерен данной области — отражает характер народа. Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка. А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки. Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Мастера фирмы pBone и пластмасса

Более богатым, чем дерево или пенопласт, диапазоном и спектром частот обладает пластик — пластмасса. Ей можно придать различную цветовую окраску музыкального инструмента и звучания, объем и прозрачность. Начало положено музыка становится пластиковой.


Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.

Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.

Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.


Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.

Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.

Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом — таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией — методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.

Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.

Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.

Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.

В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.

P.S. Известный французский скрипичный мастер вновь посетит российскую столицу и примет участие во Втором Фестивале «Мастера Музыки». На протяжении всей недели с 10 по 16 ноября в здании Архиповского музыкального салона (основной площадке мастер-классов) он ежедневно будет доступен для всех ребят на случай каких- либо поломок или проблем с инструментами и смычками.

.
Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Юрий Журавков — мастер-резчик по дереву из Пушкино. Юрия разносторонний и увлеченный человек. Сменив немало увлечений, он остановился на резьбе по дереву. Теперь Юрий делает не только предметы декора, но и музыкальные инструменты: настоящие и декоративные.

Вы можете посмотреть мастер-класс Юрия по изготовлению гитары «Чужой» , а гитары «Дракон» .

Мастер-класс по изготовлению декоративной скрипки

Скрипка — тоже из берёзы, но она бутафорская. Купил обычную скрипку и сделал по её образцу. Склеил берёзовый щит, вырезал форму, прошёлся ручным фрезером, чтобы создать иллюзию приклеенных верхней и нижней деки и вырезал череп. Но больше всего провозился с завитком на головке грифа. Чтобы подчеркнуть структуру дерева, почесал скрипку железной щёткой. Мягкие волокна вычёсываются и, если после покраски зачистить наждачкой, текстура дерева как бы прорисовывается.

Сначала я задумал сделать две скрипки. После того как выпилил, прошёлся ручным фрезером, чтобы было похоже, что верхняя и нижняя деки приклеены. А потом долго и упорно вручную сошкуривал края крупной наждачкой.

Примерно набросал череп и вырезал всё свободное время.

После того как вырезал, зачистил наждачной бумагой все неровности.

Потом вычесал железной щёткой мягкие ткани в древесине и вырезал имитацию рассохшихся досок. Потом покрыл морилкой и снова зачистил.

Вот с грифом пришлось повозиться. Не думал, что завиток займёт столько времени.

Затем приклеил гриф, для прочности закрепил саморезом, покрасил чёрной акриловой краской из баллончика.
Когда краска высохла, снова зачистил наждачной бумагой, чтобы текстура дерева была немного прорисована.
Прежде чем красить, на гриф, где должна быть приклеена накладка, наклеил бумажный молярный скотч. Это для того, чтобы дерево осталось чистым, иначе накладка не приклеится.

Поверх краски наложил несколько слоёв акрилового лака (8 или 10). И, хотя на баллончике написано, что следующий слой можно накладывать через 10 минут, лучше подождать сутки. Да и полное становление лака не через день, а через пару месяцев. Если готовое изделие положить на неровную поверхность, то неровности могут отпечататься на лаке. Поэтому скрипка у меня просто висела на металлическом прутике (вставленном в отверстия вместо колков) месяца три.

После того как лак полностью кристаллизовался, приклеил накладку на гриф, вставил колки, вклеил пуговицу, на которой крепится струнодержатель и натянул струны.

Небольшой итальянский город Кремона в Ломбардии. Именно здесь проживает самое большое количество мастеров по изготовлению скрипок на планете. Славу этому месту принёс знакомый вам понаслышке Антонио Страдивари, наверное, самый знаменитый в мире лютье , задавший мировой стандарт скрипки, какой мы её видим сегодня.

В наш век больших заводов и автоматизированных конвееров скрипки продолжают делать вручную, каждый инструмент неповторим и уникален. В Кремоне живёт три сотни скрипичных дел мастеров, и я побывал в гостях у одного из них, у потомственного лютье Стефано Кониа.

1 Если гулять по центру Кремоны (а здесь есть, что посмотреть), на каждом шагу вы будете встречать скрипки. В витринах магазинов, на стенах домов, на памятниках и вывесках кафе. Музей музыки, музей Страдивари, музей скрипки — всё это превосходно, но туда вы сходите без меня. Не отходите далеко, я уже звоню в домофон, дверь в арке открывается, и мы оказываемся во дворе.

2 Утопающий в зелени небольшой сад, почти балконы, и в глубине дворика мастерская с окнами во весь этаж.

3 Дверь открывает сам Стефано: внизу у него лишь мастерская, а дом этажом выше, где он живёт вместе с родителями. За окном проливной дождь, а здесь тепло. Отдышаться после мокрой пробежки, согреться, и начать осматриваться. Где мы очутились?

4 Почти так же выглядел рабочий стол трудовика в школе, не находите?

5 Чтобы стать мастером, нужно хорошо знать множество наук, кроме столярного и плотницкого дела. Химия и математика среди их числа.

7 Скрипка и гитара — почти родные братья, несмотря на принципиально разные принципы игры на этих инструментах. Как правило, мастера-скрипичники иногда делают и гитары, хотя лютье-гитаристы вряд ли смогут сразу сделать хорошую скрипку. Но принцип клейки корпуса похож и у тех, и у других. Всё начинается с дерева. Именно от правильного выбора материала в большей степени зависит звук будущей скрипки. Самый распространённый среди кремонских скрипок — клён. Мастер клеит обечайку , боковую поверхность корпуса скрипки (или гитары).

8 Самое большое различие в процессе изготовления в том, что обечайка скрипки “собирается” внутри распорок, а у гитары строится вокруг этой распорки.

9 Со стороны кажется, что мастер просто «стругает фанерку»? Верхняя дека скрипки изготавливается из резонансной ели , специальной акустической древесины. Удивитесь, но люди выращивают специальные леса с музыкальными ёлками! Остальная часть инструмента изготовлена из клёна. Каждое движение рубанком меняет звук будущей скрипки. Грубая столярная работа в исполнении лютье становится почти ювелирным делом.

11 Стефано Кониа потомственный мастер, его отец тоже занимается скрипками, как и его дед. Кстати, наш герой — Степан Степанович, папу зовут так же, и сначала, найдя сайт мастера в интернете, я думал, что встречу Конио-старшего. Такая уж это профессия, династическая.

12 Хотя сам Страдивари не оставил своим сыновьям секретов мастерства, они давно разгаданы, и сегодня каждый старается следовать его традициям. Посмотрите, форма у всех скрипов абсолютно идентична, всё делается по канонам, давно закреплённым в этом мире, отступить нельзя ни на миллиметр. Где творчество в такой работе? В звуке!

13 Различаются между собой инструменты, в первую очередь, по звуковым качествам, здесь двух равных уже не найти. Можно придумать разные декоративные элементы и рисунки, но такая работа будет не фантазией изготовителя, а заказом клиента. Создатель скрипки в Кремоне никогда не ставит своего клейма на инструмент, но в очень узком кругу местных мастеров всегда безошибочно определят, кто её делал. Три сотни человек, давно и плотно знакомых друг с другом — не так уж много.

14 Конечно же, скрипки делают во многих странах мира, в Китае их отчаянно клепают на заводах, но всё равно, серьёзные музыканты со всей планеты заказывают скрипку здесь, в Кремоне. Кроме всего прочего, это ещё и статус.

15 Скрипка работы Конио-сына стоит десять тысяч евро. Стефано-старший успешно продаёт свои инструменты по цене от двадцати тысяч. Заказы штучные, но расписаны на полгода вперёд. Очень много музыкантов лично приезжает в Кремону, чтобы выбрать лучшего мастера.

16 Стефано рассказал, что в их городе живут и работают два русских скрипичных мастера. И тоже продолжают дело великого “дедушки” Страдивари.

Как делают скрипку – Просто для струнных

Создание скрипки требует большого количества времени, концентрации и многих лет мастерства.

Краткая история скрипки

Скрипка является потомком инструментов семейства Viol. Сюда входят любые струнные инструменты с ладами и/или смычком. Его предшественники включают средневековую скрипку, ребек и лиру да браччо. Судя по картинам той эпохи, мы можем предположить, что трехструнная скрипка существовала по крайней мере к 1520 году. К 1550 году была добавлена ​​верхняя струна ми, и альт и виолончель появились как часть семейства смычковых струнных инструментов, которые все еще существовали. использовать сегодня.

Многие считают, что скрипка, вероятно, претерпела наибольшую трансформацию в Италии с 1520 по 1650 год. Известные скрипичные мастера, такие как семья Амати, сыграли решающую роль в установлении основных пропорций скрипки, альта и виолончели. Вклад этой семьи в искусство изготовления скрипок проявился не только в улучшении самого инструмента, но и в обучении впоследствии одаренных мастеров, включая Андреа Гварнери, Франческо Руджери и Антонио Страдивари.

 

Как делается скрипка – каждая деталь вручную

Мастера по изготовлению скрипок называют мастерами. Мастер — это тот, кто строит, ремонтирует или восстанавливает струнные инструменты, такие как скрипка, альт, виолончель и контрабас. Слово luthier происходит от французского названия luth , , что означает лютня. Первоначально мастер был производителем лютней, но этот термин расширился и теперь включает производителей струнных инструментов, таких как скрипки и гитары.

Мастер, скорее всего, будет работать всего четыре-пять часов в день, чтобы поддерживать высокий уровень умственной концентрации. Мастер, скорее всего (но не всегда), будет работать на нескольких инструментах одновременно, вырезая одни инструменты, пока другие сохнут. Каждый инструмент требует около 150 контактных часов, прежде чем он будет готов к игре. Мастер-скрипичный мастер, используя традиционные методы, работая полный рабочий день в мастерской, изготавливает от десяти до пятнадцати скрипок в год. Антонио Страдивари произвел около 1116 инструментов за свою жизнь, в среднем 14,5 инструментов в год.

Скрипка начинает свою жизнь в виде клина из дерева, обычно ели или клена, который затем распиливают надвое. Затем эти две половинки склеиваются вместе, что известно как «бабочка». Этот процесс используется для задней и верхней частей скрипки. Затем задняя и верхняя части вырезаются по форме чертежа инструмента, который переносится на дерево. Эти фигурные кусочки бабочки затем бреют вручную, чтобы остались кусочки толщиной не более 3,5 мм. Ребра начинаются как прямые куски дерева, как показано на рисунке. Однако в ходе очень деликатного процесса, включающего увлажнение, пропаривание и сгибание древесины, они в конечном итоге совпадают с контуром плеч и стыка и приклеиваются к 6 конструктивным блокам внутри скрипки.

После того, как ребра приклеены к блокам, создаются верхняя и задняя части в соответствии с шаблоном, известным как «форма». Затем эти части приклеиваются к ребрам с помощью подкладки, которую вы можете видеть на представленной скрипке в разобранном виде. Концевые блоки и угловые блоки, расположенные в точках стыков, структурно являются неотъемлемой частью скрипки. Гриф без накладки на гриф установлен в верхнем концевом блоке. Звуковая стойка (вставленная после завершения) и бас-бар (прикрепленный во время строительства), которые действительно обеспечивают некоторую структурную поддержку, в первую очередь предназначены для создания звука. Звуковой столб часто называют «душой» скрипки.

Процесс лакирования скрипки требует много времени и сам по себе является искусством. У каждого мастера есть свой индивидуальный рецепт, который создает характерный цвет и отделку, по которым впоследствии можно идентифицировать производителя скрипки. Ингредиенты, такие как семялак, мастика камеди, лавандовое масло и специальный этиловый спирт, помещаются в стеклянную банку, перемешиваются два раза в день и растворяются примерно от одной до трех недель. После того, как этот процесс произойдет, лак необходимо дважды прокипятить и отфильтровать, прежде чем он будет готов к нанесению на скрипку. Лак наносится вручную на белую скрипку, и каждому слою требуется неделя, чтобы высохнуть и затвердеть, прежде чем можно будет добавить еще один слой. Лаки на основе льняного масла наносят не менее трех слоев, тогда как для лака на спиртовой основе требуется не менее шести слоев. Старые итальянские мастера вывешивали свои скрипки для сушки в окна, но в настоящее время некоторые мастера инвестируют в УФ-шкафы, чтобы ускорить процесс сушки.

После сборки скрипки, нанесения и сушки всех слоев лака скрипка готова к «установке». В комплектацию прибора входит; бридж, звуковая стойка, колышки, струнодержатель, торцевая кнопка, струны и отделка грифа/грифа. Это основные функциональные части инструмента, которые будет использовать скрипач, и они должны быть выполнены качественно, чтобы скрипка оставалась настроенной и звучала наилучшим образом. Мастера Simply for Strings комплектуют эту настройку на каждом проданном инструменте.

У каждого мастера свои особенности настройки. Бридж — одна из самых важных частей инструмента, и он вырезается / устанавливается таким образом, чтобы помочь воспроизвести тон инструмента. Мастера также добавляют художественное чутье к резьбе своих мостов. Некоторых мастеров можно узнать по тому, как вырезаны их мосты.

Большинство производителей размещают внутри скрипки этикетку с указанием марки, модели и мастера/мастерской, в которой была изготовлена ​​скрипка. Существует наука о настройке прибора, однако, в отличие от научных фактов, «наука о настройке» открыта для интерпретации. Например, расположение звукоснимателя отличается от мастера к мастеру. Хотя все мастера согласны с тем, что звуковая стойка находится в общей области, точное положение, с точностью до миллиметра, вызывает много споров. Если звуковую стойку расположить немного правее скрипки, инструмент может иметь более заметный тембр высоких частот. Если звуковую стойку расположить ближе к подставке, инструмент может стать более прямым и четким, но может потерять некоторые мягкие обертоны.

Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите узнать больше об этом увлекательном процессе, пообщайтесь с нашей командой дружелюбных игроков, создателей и преподавателей сегодня.

Чтобы просмотреть наш ассортимент скрипок, нажмите здесь.

НОВЫЙ

лидер продаж

Части плаката со скрипкой — формат А2

Обычная цена
€6,95
Цена продажи
$6,95 Распродажа

Части плаката со скрипкой — формат A2

Название по умолчанию — €6,95 EUR

Предыдущая статья

Справочник по ценам на контрабас (Что ожидать в любом ценовом диапазоне!)

Следующая статья

Как покупать современные инструменты

Как делают скрипки?

Многое из того, чем мы наслаждаемся сегодня, имеет древнее происхождение. Люди сбраживают виноград в вино уже 10 000 лет. Выпечка хлеба уходит своими корнями в далекое прошлое. То, как эти вещи изготавливаются вручную, сегодня мало чем отличается от древних методов. То же самое можно сказать и о скрипичных мастерах.

Кто создал первую скрипку, может быть предметом споров, но большинство ученых сходятся во мнении, что она была сделана в северной Италии в начале 16-го века и очень похожа на инструмент, который мы знаем сегодня. К 17 веку скрипки стали делать с немного более длинными грифами и грифами. Подставка для подбородка не добавлялась до 1800-х годов. Что остается относительно неизменным, так это материалы, инструменты и методы, используемые для изготовления скрипки.

Все о лесу

Тогда, как и сейчас, 9Скрипки 0074 изготавливаются в основном из дерева . Обычно это ель для верха и клен для низа и ребер. Оба типа древесины плотные, но легкие, и их можно строгать без ущерба для целостности. Гриф скрипки обычно изготавливается из клена, а для накладки грифа предпочтительнее черное дерево или другая твердая древесина.

Клен также используется для изготовления моста, упора для подбородка и ящика для прокрутки. Колышки изготавливаются из черного дерева или другой твердой древесины. В то время как хвостовая часть раньше была сделана из дерева, сегодня более распространен пластик.

Некоторые основные инструменты

Многие из тех же инструментов, которые используются в обычных столярных работах, входят в набор мастера : пилы, стамески, стамески, рубанки и зажимы являются наиболее распространенными. Инструменты, которые необходимы для изготовления скрипок и других струнных инструментов, включают гибочное железо и резак для пурфлинга. Клей для шкур используется для соединения частей вместе.

Одним из наиболее важных навыков, необходимых для изготовления скрипки с хорошим звуком, являются точные измерения. научное исследование , который сравнил скрипки Страдивари и Гварнери с современными скрипками, пришел к выводу, что постоянная плотность отдельных частей придает этим старинным скрипкам превосходный звук. Представьте себе уровень точного мастерства 500 лет назад!

Большая часть работы включает в себя тщательное строгание древесины до желаемой толщины и кропотливую прорезку пазов и канавок. Мы не будем вдаваться в подробности, а предоставим общий обзор того, как сделать скрипку. Тем не менее, давайте начнем!

Шаблоны направляют путь

После выбора или создания дизайна мастер делает шаблоны для различных деталей из фанеры. После того, как кусок клена нарезан на полоски, они используются для формирования ребер или сторон скрипки с помощью гибочного железа. Утюг использует пар, чтобы мягко сделать древесину гибкой. Согнутые в форму ребра затем приклеиваются к блокам на форме. Это используется, чтобы обвести контуры ели и клена, которые станут верхней и нижней частью корпуса.

Посмотрите, как изготавливается скрипка

 

Начнем резьбу

После того, как по шаблону выпилили верхнюю и нижнюю часть дерева, мастер скрипки использует долото большего размера. и постепенно переходите к более тонкому инструменту для вырезания кусочков. Рубанки и скребки используются для дальнейшего шлифования и сглаживания древесины. Затем тело округляют до формы, следуя указаниям с точными размерами.

Затем в верхней и нижней частях вырезаются швеллеры, после чего в швеллеры вкладывается пурфлинг (трехслойные деревянные планки). Как только пурфлинг на месте, дно практически готово.

Когда верхняя часть вырезана и сглажена, пришло время измерить и вырезать эфы. Далее добавляем бас-бар. Затем верх и низ можно соединить вместе и прикрепить мост.

Теперь нужно снова выдолбить и вырезать шею и завиток. Шаблона для свитка нет, он вырезан из воображения мастера. После того, как колышки вылеплены, их вставляют в горловину ниже завитка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *