История точечной росписи: Точечная роспись – какие нужны материалы, инструменты, краска и трафареты?

Точечная роспись – какие нужны материалы, инструменты, краска и трафареты?

Одной из необычных и древних художественных техник является точечная роспись. С ее помощью даже начинающие рукодельницы могут создавать шедевры на самых разных поверхностях от стекла и керамики до дерева и металла. Для работы понадобятся специальные краски и инструменты, воображение и хорошо освещенное рабочее место.

Что такое точечная роспись?

По-английски технология называется point-to-point, что дословно и переводится «точка к точке». Особенностью этого направления является то, что художники не используют мазки и штрихи. Изображение наносится с помощью плоских или объемных цветных точек, расположенных близко друг к другу и образующих линии и геометрические фигуры. Создается очень необычный визуальный эффект, схожий с бисероплетением, использованием страз и вышивкой.

Наносить точечную роспись можно на любую гладкую, ровную и обезжиренную поверхность. Начинающие мастера тренируются при созданию монохромных контуров, тогда как с опытом можно создавать более сложные многоцветные узоры. Чаще техника используется для украшения повседневной и праздничной посуды, предметов интерьера, зеркал и даже создания картин.

Точечная роспись – история

Рисовать точками люди стали несколько тысячелетий назад, и сейчас точечная роспись тарелок является востребованной художественной техникой:

  1. Ученые нашли древнейшие точечные изображения в нескольких странах: Китае, Индии, Индонезии, Таиланде, древней Персии.
  2. Однако самыми старыми считаются рисунки, найденные археологами на австралийском материке. Точечные орнаменты местных аборигенов по разным оценкам имеют возраст 38-40 тыс. лет.
  3. От древних людей техника перешла в традиционные для многих регионов мира ремесла, многие такие изделия сохранились и до наших дней.
  4. На Руси технику называли «капелькой» из-за того, что краситель капался на поверхность соломинкой.
  5. Некоторые европейские художники стали создавать картины в технике поинт-ту-поинт. Так родилось новое направление в живописи – пуантилизм. Самые известные работы принадлежат Жорж-Пьеру Сера, Полю Синьяк и Люсьену Писарро. В этой технике в определенный период писал свои картины и знаменитый Камиль Писарро.

Правила точечной росписи

Чтобы любая точечная роспись контурами эффектно смотрелась на поверхности, как на работах именитых мастеров, важно соблюдать несколько правил:

  1. Выбранная для нанесения поверхность должна быть гладкой, чистой и ровной.
  2. Изделие обязательно нужно обезжирить, чтобы предотвратить растекание красителя.
  3. Точечная роспись бутылок, как и других предметов, может наноситься самыми разными красителями и инструментами. Некоторые подходят для большинства материалов, тогда как другие являются узкоспециализированными.
  4. Для создания красивых узоров можно пользоваться трафаретами либо самостоятельно рисовать эскизы.
  5. Начинать работу принято с середины узора.
  6. В некоторых техниках используются только основные цвета – красный, желтый и синий. Человеческий глаз оптически смешивает, находящиеся рядом, точки, поэтому визуально картина имеет множество оттенков.

Что нужно для точечной росписи?

Рисовать точками могут как взрослые, так и дети. Точечная роспись для начинающих предполагает подготовку нужных материалов и инструментов:

  • хорошо освещенное и удобное рабочее место;
  • саму поверхность для нанесения узора;
  • составы для грунтования;
  • лаки;
  • специализированные краски или их заменители;
  • инструменты для нанесения красок;
  • растворители, например, уайт-спирит;
  • салфетки для промакивания;
  • трафареты или нарисованные самостоятельно эскизы.

Материалы для точечной росписи

При правильной подготовке точечная роспись может наноситься на любую ровную поверхность:

  • дерево;
  • керамику;
  • стекло;
  • ткань.

Разница будет в технологии подготовки поверхности перед работой:

  1. Гладкие материалы, такие как стекло, кафельная плитка и покрытая глазурью керамика, обязательно сначала обезжириваются, а затем покрываются специальным праймером для гладких поверхностей.
    Он улучшает сцепление краски и не позволяет ей откалываться при малейшем повреждении.
  2. Металлические изделия покрываются специальными цветными грунтами с антикоррозийной составляющей.
  3. На пористые поверхности, такие как дерево, картон, керамику без глазури, листы МДФ И ДВП наносятся специальные грунты на основе акриловой дисперсии, которые выравнивают поверхность и снижают расход краски при работе.
  4. Точечная роспись по ткани тоже требует предварительной подготовки. Материал нужно постирать и отгладить. Грунтовать можно специальными промышленными составами для ткани или слабым раствором желатина.

Инструменты для точечной росписи

Основными инструментами, которые всегда должны быть под рукой у мастера, являются:

  1. Тонкий карандаш или специальный исчезающий маркер для разметки пространства и нанесения основных элементов контура.
  2. Дотсы для точечной росписи – это специальные металлические или пластиковые палочки, наконечниками которой являются металлические шарики разного диаметра. Его обмакивают в краску и ставят ровную точку на поверхности. Мастера точечной росписи стараются обходиться без такого инструмента, нанося узор специальным тюбиком с краской – контуром.
  3. Влажные салфетки и губки для промакивания инструментов, удаления неудачного элемента.

Краски для точечной росписи

Профессиональная точечная роспись вазы или других предметов наносится специальными красками – контурами. Это акриловый состав определенной густоты, который находится в тюбике с длинным заостренным носиком. Рисуют мастера непосредственно им. Большинство составов делятся на:

  1. Акриловые краски-контуры для стекла и керамики. Однако мастера используют их для рисования на любой твердой поверхности.
  2. Эмалевые красящие составы для металлических предметов.
  3. Тканевый акрил. Он более жидкий и менее устойчив к истиранию.

Качественные контуры от известных импортных производителей стоят относительно дорого, поэтому начинающие мастера могут заменить их на:

  1. Обычные акриловые краски, которые доводятся до нужной консистенции. Некоторые умелицы помещают их в старые тюбики от контуров или пластиковые конусы с отверстием нужного диаметра.
  2. Детям для обучения азам точечной росписи в художественных школах сначала выдаются обычные маркеры или фломастеры. С их помощью можно научиться силе нажима и методике построения точечного рисунка.
  3. Жемчужные краски в тюбиках или так называемые 3D-гели, позволяющие ставить объемные точки.

Трафареты для точечной росписи

Не каждый мастер способен импровизировать в процессе работы, создавая рисунок, отталкиваясь от формы изделия. Если трудно самостоятельно определиться с узором, то можно воспользоваться специальными трафаретами:

  1. Для непрозрачных изделий их изготавливают самостоятельно из канцелярского пластика, вырезая нужный контур. В художественных магазинах можно приобрести такой трафарет за вполне скромную цену.
  2. Точечная роспись по стеклу может проводиться по любому орнаменту, закрепленному с задней стороны изделия.

Как научиться точечной росписи?

Если сначала роспись точками выглядит трудным занятием, то в процессе первой работы становятся понятны все нюансы:

  1. Начинать всегда нужно с обезжиривания и грунтования поверхности, подготовки всех нужных материалов.
  2. После того, как грунт полностью просох, точечная роспись кружки или другого предмета начинается с пробы краски на черновой поверхности. Для этого выбранным инструментом или самим контуром нужно попробовать ставить точки одинакового диаметра так, чтобы краска не расплывалась.
  3. После некоторой тренировки на поверхность наносится контур будущего изображения или закрепляется трафарет.
  4. Краски нужно наносить аккуратно, периодически давая подсохнуть участку, переворачивая рисунок и работая на другой его стороне.
  5. Если узор начинает смазываться, то дефект устраняется салфеткой или ватной палочкой, смоченной в растворителе.
  6. После нанесения узора краскам нужно время для полного высыхания. Завершается все нанесением лака.

Узоры для точечной росписи

Черпать вдохновение и подсматривать красивые узоры для росписи тарелок точечной техникой можно:

  • изучая схемы вышивки крестиком, вязания или мозаичного бисероплетения;
  • копируя красивые орнаменты на тканях или кружевных вязаных салфетках;
  • рассматривая этнические мотивы на изделиях народных промыслов;
  • приобретя декупажные карты.

 

Школа Декора: История точечной росписи

История точечной росписи. Современная техника росписи «Point-to-Point» (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись пике» (ПИКЕ́- франц. piqué, букв. «стеганый»). Прежде всего, что такое «точечная роспись» или «point-to-point»?



Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древне-восточной росписи, например, «точечная» чеканка. Или «капельная» роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из древних времен благодаря искусству австралийских аборигенов, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания.

В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свое послание, свои неповторимые узоры и рисунки, передать настроение и ощущения, декорируя любые поверхности.

          

Рассказывает заслуженная художница Реброва А.Ю. Позади те времена, когда коренное аборигенское население Австралии считалось примитивным, а их материальная культура — убогой. Сейчас, в начале двадцать первого века, искусство аборигенов во всех своих стилях и проявлениях и со всех частей континента признается как жизненное и динамичное выражение современного мира. Более того, искусство аборигенов стало модным и коммерчески успешным. Ведущие банки мира украшают работами коренных австралийцев свои офисы. Ведущие музеи с удовольствием предоставляют свои залы под выставки. Московском художественном институте им.В.Сурикова на втором-третьем курсе преподают технику точечной росписи разными способами.

Это и использование натуральных красок в этой технике — она преобладала и в Персии и в Индии.

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера.

Все указанные виды росписи подвигли когда-то голландских художников-дизайнеров на новое перевоплощение – точечная роспись стала акриловой, и можно считать, что точечная акриловая роспись появилась вместе с первыми тюбиками акриловых контуров. Обычно в высших школах искусств, художественных вузах есть занятия, где учащиеся получают небольшой исторический экскурс с проведением или показом небольших мастер-классов данной росписи.

Пуантилизм — живопись на пуантах. Термин «пуантилизм» происходит от французского слова point — точка. Другой термин, принятый для обозначения этого художественного направления,— дивизионизм, что по-французски означает «разделять». Любителям балета известно слово «пуанты» — балерина передвигается по сцене привстав на кончики пальцев. Такими точками-пуантами передавали свое видение действительности пуантилисты: Жорж Сера, Поль Синь-як и Анри Эдмон Кросс (вторая половина 19 века). 

Импрессионисты руководствовались в своей работе прежде всего интуицией. Пуантилисты же основывали свою живопись на научной физико-математической базе. Они отказались от смешения красок на холсте. Крошечные точки-мазки разных цветов наносились раздельно — по методу одновременного контраста. Они должны были давать оптический эффект, равносильный для воспринимающего тому же смешению красок, но не на полотне, а в глазу. Такая дробная передача фактуры напоминает мозаику. Работу на пленэре пуантилисты считали своего рода «рабством». Они предпочитали создавать свои шедевры в мастерской, удерживая в памяти увиденные пейзажи и разлагая их на составляющие цвета. 

Процесс создания рисунка, выполненного техникой пуантилизм, чем-то напоминает порхание бабочки. Нежные осторожные касания полотна самым кончиком кисти создает своеобразную рябь, похожую на дымку. Изображение, в целом вполне четкое, как бы уходит, прячется за мозаикой цветов, уходит и растворяется в глубине при попытке присмотреться к нему. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. Поэтому вода на таких рисунках не просто оживает, а словно вообще живет своей жизнью, независимо от сюжета. Разноцветная рябь добавляет изображению жизни и естественности. Point-to-pointили «пике» живописное, орнаментальное, графическое, этно – все это подвиды точечной акриловой росписи.

В нынешнее время, когда многие увлеклись различными видами ручного творчества, данная техника развивается и совершенствуется.

Информация взяла вот здесь. (Сайт наш тёзка)

За точками искусства аборигенов

Точечные рисунки признаны во всем мире уникальными и неотъемлемой частью искусства австралийских аборигенов.

Простой точечный стиль, а также штриховка могут быть красивыми для глаз, но имеют гораздо более скрытый смысл и более глубокую цель; чтобы замаскировать сакральные смыслы историй в картинах.

 

До того, как искусство коренных народов Австралии было перенесено на холст, аборигены разглаживали землю, чтобы нарисовать священные узоры, относящиеся к этой конкретной церемонии.

Также применялась краска для тела, которая имела значение, связанное со священными ритуалами. Эти рисунки были обведены кругами и обведены точками.
 
Непосвященным людям никогда не доводилось видеть эти священные узоры, так как земля снова разглаживалась, а раскрашенные тела отмывались. Это было невозможно с картинами.

Художники-аборигены абстрагировали свои картины, чтобы замаскировать священные узоры, чтобы жители Запада не могли понять их истинное значение.

 

Точечная живопись возникла 40 лет назад, в 1971 году. Джеффри Бардон был назначен учителем рисования для детей аборигенов в Папунье, недалеко от Алис-Спрингс. Он заметил, что, когда мужчины-аборигены рассказывали истории, они рисовали символы на песке.
 
Бардон призвал своих учеников нарисовать фреску, основанную на традиционных снах, на школьных стенах. Фрески вызвали невероятный интерес в обществе. Он подстрекал их рисовать рассказы на холсте и доске. Вскоре многие мужчины тоже начали рисовать.

 

 

Сначала использовали картон или деревяшки, которые позже заменили холстом.

 

 
Так началось известное художественное движение Папуня Тула.
 
Бардон помог художникам-аборигенам перенести изображения их историй с песка пустыни на холст.
 
Художники-аборигены вскоре забеспокоились о том, что нарисованные ими священно-тайные объекты были замечены не только жителями Запада, но и аборигенами из других регионов, которые не были посвящены в их племенные истории.

Они не хотели, чтобы они понимали или изучали священные, ограниченные части своих историй, поэтому художники решили исключить священные элементы и разбить рисунок на точки, чтобы скрыть их священное значение.

 

 

На ранних картинах Папуньи ярко представлены артефакты, ритуальные предметы и духовные церемонии. Этот стиль исчез через несколько лет.
 
Первые картины Тульской школы живописи имени Папуни никогда не предназначались для продажи. Они были созданы исключительно аборигенами, которые были перемещены и жили далеко от своей родной страны.

Работы были визуальным напоминанием о себе. Они рисовали землю, которой принадлежали, и истории, связанные с этими местами. По сути, они рисовали свою личность на досках, как визуальное подтверждение своей личности и происхождения.

Первоначально цвета были ограничены вариациями красного, желтого, черного и белого цветов, полученных из охры, древесного угля и трубочной глины. Позже были введены акриловые среды, позволяющие создавать более яркие красочные картины.

 

 

Эти произведения искусства могут изображать точки, штриховку, карты кругов, спиралей, линий и штрихов, что является давно установленным изобразительным языком аборигенов Западной пустыни.
 
Произведения аборигенов, написанные акрилом, представляют собой прекрасное сочетание традиционного и современного. Точечная техника придает картине почти трехмерный эффект, ощущение движения и ритма.

Многие отмечают, что картины выглядят живыми и буквально выпрыгивают из головы. Плоский холст оживает с энергией и живостью, как мечты и ритуалы, которые их вдохновляли.

 

 

Назад в художественную библиотеку Dreamtime

 

Точечная живопись Происхождение и причины

Теперь читаю: Точечная роспись Происхождение и причины

PrevNext

Точечные рисунки в настоящее время признаны во всем мире уникальными и неотъемлемой частью искусства австралийских аборигенов. Простой точечный стиль, а также перекрестная штриховка могут быть красивыми для глаз, но имеют гораздо более скрытый смысл и более глубокую цель; чтобы замаскировать сакральные смыслы историй в картинах. Еще до того, как искусство коренных австралийцев было перенесено на холст, аборигены разглаживали землю, чтобы нарисовать священные узоры, относящиеся к этой конкретной церемонии.

Также применялась краска для тела, которая имела значение, связанное со священными ритуалами. Эти рисунки были обведены кругами и обведены точками.

Непосвященным людям никогда не доводилось видеть эти священные узоры, так как земля снова разглаживалась, а окрашенные тела отмывались. Это было невозможно с картинами.

Художники-аборигены абстрагировали свои картины, чтобы замаскировать священные узоры, чтобы жители Запада не могли понять их истинное значение. Точечная живопись зародилась почти 50 лет назад в 1971. Джеффри Бардон был назначен учителем рисования для детей аборигенов в Папунье, недалеко от Алис-Спрингс. Он заметил, что, когда мужчины-аборигены рассказывали истории, они рисовали символы на песке. Бардон призвал своих учеников нарисовать на стенах школы фреску, основанную на традиционных снах. Фрески вызвали невероятный интерес в обществе. Он подстрекал их рисовать рассказы на холсте и доске. Вскоре многие мужчины тоже начали рисовать.

Сначала использовали картон или деревяшки, которые позже заменили холстом.

Так началось известное художественное движение Папуня Тула.

Бардон помог художникам-аборигенам перенести изображения их историй с песка пустыни на холст. Художники-аборигены вскоре забеспокоились о том, что нарисованные ими священно-секретные предметы видят не только жители Запада, но и аборигены из разных регионов, которые не были посвящены в их племенные истории.

Они не хотели, чтобы они понимали или изучали священные, ограниченные части своих историй, поэтому художники решили исключить священные элементы и абстрагировать узоры в точки, чтобы скрыть их священное значение.

Ранние картины Папуньи содержат яркое изображение артефактов, ритуальных предметов и духовных церемоний. Этот стиль исчез через несколько лет.

Первые картины Тульской школы живописи имени Папуня никогда не предназначались для продажи. Они были созданы исключительно аборигенами, которые были перемещены и жили далеко от своей родной страны.

Работы были визуальным напоминанием о себе. Они рисовали землю, которой принадлежали, и истории, связанные с этими местами. По сути, они рисовали свою личность на досках, как визуальное подтверждение своей личности и происхождения.

Первоначально цвета были ограничены вариациями красного, желтого, черного и белого цветов, полученных из охры, древесного угля и трубочной глины. Позже были введены акриловые среды, позволяющие создавать более яркие красочные картины.

Эти произведения искусства могут изображать точки, штриховку, карты кругов, спиралей, линий и штрихов, что является давно установленным изобразительным языком аборигенов Западной пустыни.

Произведения аборигенов, написанные акрилом, представляют собой прекрасное сочетание традиционного и современного. Точечная техника придает картине почти трехмерный эффект, ощущение движения и ритма.

Многие отмечают, что картины выглядят живыми и буквально выпрыгивают из головы. Плоский холст оживает с энергией и живостью, как мечты и ритуалы, которые их вдохновляли.

Точечные картины варьируются от мельчайших меток, аккуратно расположенных на холсте, до диких многоцветных крупных точек некоторых женщин пустыни. Некоторые художники объединяют свои точки в линии или даже в широкие области соединяющихся точек, которые имеют скорее пунктирный эффект, чем «точечный» вид. Определяющим критерием для точечной росписи является используемая техника — то, что она производится путем повторных отпечатков покрытой краской кисти, точечной палочки или другого инструмента на поверхности картины, и что при этом на поверхности картины остаются узнаваемые «точечные» отметки. холст.

В точечном стиле художники-аборигены могут перекрывать или «заключать» точки в другие более крупные точки, или они могут быть тесно соединены, чтобы создать видимость линий, и даже расставлены так плотно, что создают плоскую цветную область — однако быть «точечной» окраской, метод точечной печати должен быть виден.

Картины аборигенов в точках обычно выполняются как красками охры, так и акриловыми красками, однако акриловая краска чаще используется для этих работ. Используемая краска может быть сильно текстурированной с очень рельефной поверхностью или плоской. Возможно, наиболее искусная точечная работа выполняется с использованием хорошо смешанной акриловой краски с высоким уровнем вязкости (толщиной и связностью) — когда она высыхает, она образует выпуклый профиль — сбоку это создает изогнутую форму на холсте, с центр точки самый высокий и эффект сужения к краям.

Точки варьируются от чрезвычайно тонкой работы, выполненной очень тонкими палочками, до крупных точек до четырех сантиметров в диаметре. Узоры могут быть очень аккуратными, традиционными, некоторые с использованием красок охры, а некоторые с использованием акрила. Или это могут быть дикие, перекрывающиеся, неструктурированные работы, где художник-абориген очень экспрессионистичен в исполнении работы. Одни из самых захватывающих в художественном отношении точечных рисунков принадлежат художникам-аборигенам старшего поколения. Эти произведения искусства не только представляют собой древние сюжеты и иконографию, но и в силу преклонного возраста художников, которым часто за семьдесят, восемьдесят или даже больше, менее точны и устойчивы, чем работы более молодых поколений. Это придает работам красивый, живописный вид и свободный, непринужденный стиль, который не только эстетически приятен, но и часто может быть визитной карточкой творчества художника-аборигена.

Например, работы Вилли Тюнгаррайи последних лет можно сразу узнать по случайным точкам-головастикам, когда он отрывает палку от холста, создается короткий хвостик свисающей краски. Некоторые из работ Валангкуры Напанангки также приобрели неустойчивое и менее точное качество в более поздние годы ее рисования. Работы других художников-аборигенов, таких как Нингура Напуррула и Митджили Напуррула, также прошли этапы все более и более неуправляемой точечной работы из-за проблем со зрением или других проблем со здоровьем, а затем позже, после успешного лечения своих состояний, художники начали создавать работы, которые были удивительно аккуратный, наоборот. Сопоставление года, когда художник-абориген нарисовал произведение, с уникальным качеством их точечной работы — один из важных (но не единственный) способов убедиться в его подлинности. Точно так же то, как художник размещает свои точки, и качество их точечной работы и нанесения краски, так же узнаваемо, как подпись того, кто знает их работу, и относительно легко узнать художника-аборигена, просто взглянув на его точечный рисунок.

Существует несколько теорий относительно того, где и как возникли точечные рисунки, и вполне вероятно, что все они сыграли свою роль в работах различных художников-аборигенов. Одна определенная причина заключается в том, что в начале движения искусства аборигенов люди были обеспокоены тем, что непосвященные могут понять или узнать священные, секретные или ограниченные части их историй. Раньше рисование на песке не представляло проблемы, потому что его обычно сглаживали после рассказа или, если оставляли на земле, то делали это только на их собственных землях, в безопасности от посторонних глаз. Но постоянное качество акриловых красок породило опасения по поводу ненадлежащего раскрытия секретной информации, а последующая практика «нанесения чрезмерных точек» служила для сокрытия священной или «секретной» информации под ней. Второй источник точечного стиля заключается в том, что образовательные рисунки на песке, выполненные в основном народами Центральной пустыни, по своей сути состояли как из линий, так и из жестов. Точечный стиль многих художников-аборигенов из этого региона был естественной эволюцией их рисунков на песке, когда они переводили истории на современные материалы краски и холста. Третье, не совсем отдельное от второго, заключается в том, что сама земля, являющаяся предметом многих произведений искусства аборигенов, часто полностью усеяна точечными камнями, растениями спинифекс, цветами и далекими деревьями. «Точечный пейзаж» вдохновил его на точечное изображение. Как и любой художественный стиль, особенно успешный, точечная живопись вдохновила других художников-аборигенов на разработку собственных стилей точечной живописи. Последующие поколения, учась у своих семей, развили стиль еще дальше. Сейчас искусство аборигенов наиболее известно благодаря точечным рисункам (хотя, когда вы узнаете больше, вы поймете, что точечные рисунки — это еще не все).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *