10 картин о Великой Отечественной войне – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Война навсегда остается в памяти народа, даже если с её окончания проходят годы и десятилетия. Долг памяти, долг помнить, несмотря ни на что, — то немногое, что действительно связывает нас, таких других и современных, с событиями прошлого столетия. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны позволяют нам проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых важных моментов истории.
В этом материале мы собрали 10 картин о Великой Отечественной войне. Некоторые из них не известны широко, но все так же отражают главную идею, пронизывающую все произведения искусства, посвященные этому событию — советских людей не сломить ужасами войны, а наша обязанность — помнить об их жертве и подвиге.
Отправьте этот материал ученикам, обсудите с ними сюжеты полотен и эмоции, которые возникают при их просмотре. Подберите стихотворения или отрывки прозы, которые подходят по смыслу и настроению к картине.
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942
Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей — моряков в ослепительно белой форме.
Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
— воспоминания художника.
Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944
В этой работе художник развивает замысел, использованный в картине «Новая Москва» (слева).
Художник с помощью композиции демонстрирует обширную панораму города, который был разграблен и разрушен захватчиками. Пименов позволяет зрителю ощутить вместе с героями картины атмосферу потери: некогда яркий город превратился в руины, а пустота и разруха пугают… пугают своей обыденностью, на фоне которой девушка за рулем ведет разговор со своим спутником.Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947
Картина, принёсшая художнику всесоветскую славу, а также Сталинскую премию, изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.
О чем же писали солдаты домой? Какие мысли заключали в строки на клочках бумаги, а иногда даже на полях газет? Об этом можно узнать в нашем материале «Ко Дню Победы: фронтовые письма, которые трогают до слез»
Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949
В сердце картины «Триумф победившей Родины» — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны.
Прозрачен трепещущий влагой прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня, и этот общий тон картины прекрасно вводит в основное настроение произведения. Левая часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа, оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии, начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и наконец разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ всенародного ликования победы.
— журнал «Искусство», 1951 год.
Федор Богородский, «Слава павшим героям», 1945
В сюжетной канве картины «Слава павшим героям» прослеживаются евангельские параллели снятия с креста и оплакивания. Основным мотивом становятся не ужасы войны, а смерть и прощание. Эту картину даже называют драматичным, торжественным «Реквиемом» войны.
Петр Кривоногов, «Защитники Брестской крепости», 1951
Одна из картин, прославляющих подвиг советских войск, — «Защитники Брестской крепости». Материал для отражения одного из самых трагических и ожесточенных сражений собирался тщательно, по крупицам, и требовал длительного изучения. Петр Александрович много времени проводил прямо на поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни эскизов.
Неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти…
— Писатель Константин Симонов о картине.
Петр Мальцев, «Штурм Сапун-Горы», 1957
Сапун-Гора была хорошо укрепленной оборонительной позицией Германии во время советского освобождения Севастополя в мае 1944 года. Потеряв этот ключевой форпост, немцы вскоре потеряли весь город.
Борис Неменский, «Безымянная высота», 1962
Сколько нужно сил, чтобы понять: там, внутри врага, тоже человек. Он смертен, он боится, он хочет вернуться домой. Но из двух сражающихся это удастся лишь одному.
«Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы…».
Константин Васильев, «Прощание Славянки», 1974
Картина, написанная в своеобразном «скандинавском» стиле автора, отсылает зрителя к известному маршу «Прощание Славянки», написанному в честь женщин, отправляющих своих мужей на войну. Марш остается одной из самых известных и популярных военных песен и по сей день, как гимн памяти и жизнеутверждающей веры в возвращение свободы и любви.
Ирина Балдина, «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская», 1984
Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла 20 раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной — дань памяти ее подвигу.
Запись из записной книжки Наташи:
«Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть:»Вперед!» Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую…».
Картины на тему война — K-S-ART.COM
Картины Сергея колесникова на тему война
Картины на тему «Война» Сергея Колесникова (KS) представляют достаточно разные образы, через которые он пытается коснуться самых глубин человеческой Души. В каждом из нас, кто видит эти картины, художник пробуждает сопереживание и боль утраты, заставляет пропустить через себя все эти непростые чувства и эмоции. Автор делает акценты именно на тех деталях и их символических связях, которые максимально сильно затрагивают душевные струны зрителя. Наиболее ярко такой подход проявляется в таких работах, как «Отец» и «Сыны». Улавливая лишь детали, намеки, каждый начинает понимать, что стоит за образами картины. А проникая в глубину произведения, зритель уже видит конкретного, реального человека, который на войне отдал свою жизнь за Родину.
В Магазин картин
Картина «Белое и чёрное» художник Сергей — Колесников (KS), холст, масло, 55х110 см 2022 год.
Картина «Блицкриг», автор Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 70×95 см, 2021 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Реквием», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 95×55 см, 2019 год. Живопись в стиле — интегральный реализм.
Картина «Pro patria mori», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 60×80 см, 2016 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «В небеса», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2016 год. Живопись в стиле — интегральный реализм.
Картина «Калинов мост», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 55×95 см, 2017 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Я против!», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 55×95 см, 2017 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Отец», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2014 год. Живопись в стиле — интегральный реализм.
Картина «С богом», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 80×60 см, 2014 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «В сердце», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2017 год. Живопись в стиле — интегральный реализм.
Картина «Летопись», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2015 год.
Живопись в стиле — интегральный реализм.Картина «Отец», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 80×60 см, 2017 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Сыны», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 55×100 см, 2015 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Душа солдата», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2016 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Ожидание», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 60×100 см, 2015 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
Картина «Турнир», художник Сергей Колесников (KS), холст, масло, 2016 год. Живопись в стиле — интегральный реализм.
Картина «Выбор», художник Сергей Колесников (KS), холст (лён, мелкое зерно), масло, 80×55 см, 2018 год. Живопись, авторский стиль — интегральный реализм.
В Магазин картин
Образы русских солдат в живописи
Реалистичные образы русских солдат предстают перед нами на полотнах «В небеса» и «Pro patria mori». Первая картина, на которой художнику удалось представить всю героическую, более чем тысячелетнюю, историю России, делает акцент на временных связях и духовной преемственности поколений. Русские воины, облаченные в одежды разных эпох, отдавшие свои жизни на войне за Отечество в самые разные времена, поднимаются по небесной тропе к облакам, исчезая из виду, но не исчезая из памяти русского народа.
Вторая картина «Pro patria mori», в переводе с латыни «Умереть за Родину», также несет в себе глубокий смысл. Древний девиз, поставленный в название картины, нарочито подчеркнут современным облачением воинов. Художник сделал акцент в ней сделан на яркий луч света вырывающий одного из солдат. Всё это добавляет нечто сакральное в произошедшее на поле битвы. Нам хватает взгляда, чтобы уловить смысл картины.
Читать далее ▽
Исторический экскурс, путешествие сквозь века предлагают нам картины «Летопись» и «В сердце». Работа «Калинов мост», в основу которой легли русские былины и предания, представляет значимое для каждого русского человека место – место перехода из мира живых в мир мертвых. В былинах и сказках, которые дошли до нас, именно на Калиновом мосту происходили сражения со Змеем Горынычем, и именно здесь богатыри сдерживали злые силы, угрожающие добру.
Современные события, произошедшие в Крыму, легли в основу картины «Ожидание». Автор выбрал необычный ракурс: мы как бы смотрим на всё глазами девушки, которая ждет своего возлюбленного – солдата. В отклик на это произведение было написано четверостишье, в котором неизвестный автор тонко уловил всю суть происходящего.
Фонарь. И вежливые люди
И Крым плывёт из мрака сна.
И девушка, что ждёт и любит.
Дождаться ведь должна она.
Абстрактные образы также не чужды автору. Хотя в отличие от многих современных художников пишущих абстрактные картины, Сергей Колесников (KS) и тут пытается донести свой посыл зрителю. Ярким примером служит картина «Душа солдата»: в абстрактном, на первый взгляд, образе четко просматривается воин. Акцент сделан на ярком пятне в центре, излучающем свет и энергию. Сначала мы замечаем только, как эта субстанция бьет потоком яркого, слепящего света, а потом начинаем различать три простреленных отверстия, через которые тоже выходит свет, а вместе с ним и жизнь. Более реальные объекты-символы – автомат, каска и контур самого солдата – для сюжета картины вторичны и добавляют лишь акценты для целостного понимания этой работы.
Современное геополитическое противостояние мы можем увидеть на картине «Турнир». За счет отдельных образов, старинных военных доспехов, нацеленных друг на друга копий, автор создает атмосферу напряжения. У зрителя возникает понимание, что это уже и не игра, и не турнир вовсе.
Что такое военное искусство | История военного искусства
Оставить комментарий / Блог, Без рубрики / Автор С Паттон
Военное искусство — вид искусства, использующий военную тематику, несмотря на его стиль или интерпретацию. Термин «Военное искусство» иногда используется, когда говорят о военном искусстве 20-го века, но искусство, представляющее военную тематику, существовало на протяжении всей истории.
Ранние образцы военного искусства
- Палитра Battlefield — это поверхность, созданная в протодинастический период Египта (3500–3000 лет до н. э.). Он фрагментирован, но показывает, что пленников уводят, а дикие животные поедают мертвых.
- Стела стервятников (2500 г. до н.э.) — одна из нескольких месопотамских «стел победы». Старинные греческие мраморные скульптуры Парфенона изображают длинные церемонии городской добровольческой армии, а многие греческие вазы изображают конфликты.
- В Китае во времена династии Хань популярный камень, сделанный между 150-170 годами нашей эры из семейных мемориалов Ву, изображает битву внутри армейских сил в битве против Дун Чжо.
- В древнеримском искусстве самые сложные римские знаменитые колонны изображали очень длинные украшения военных сражений. Самые впечатляющие из них – Траян и Марк Аврелий в Риме.
- Мозаика Александра представляет собой большую и драматическую сцену битвы, показывающую, как Александр Македонский побеждает Дария III из Персии;
Изменения в Ремесле
Искусство менялось со временем, например, В старые времена оно было более трагичным, а искусство было очень темным. Подводя итог, представления продемонстрировали эти трагические моменты. Насилие и изображения разрушения были более очевидны в произведениях искусства того периода.
Репрезентация других аспектов войны, особенно страданий от бедствий и мирных жителей, а также репрезентация армейских деятелей, заняла гораздо больше времени. Изображение неизвестных солдат вдали от поля боя стало очень популярным с момента появления военной формы.
Морские изображения популярны, а батальные изображения и «картины кораблей» часто относят к разделу морского искусства. Более того, рост числа других моделей крупных военных машин, таких как военные самолеты и танки, привел к появлению новых разновидностей работ, описывающих их в движении или в состоянии покоя.
Зачем художнику создавать военное искусство?
Правительства наняли официальных военных профессионалов, чтобы они представляли армию в действии. Правительства выбирали их для целей информирования или пропаганды, а также для регистрации событий, которые происходили на фронте.
Военные художники исследуют визуальные и сенсорные аспекты войны. Обычно они пережили событие, связанное с войной, например, гибель семьи, участие в войне и т. д. Безусловно, такие переживания меняют искусство и делают его уникальным.
Связь с войной может быть связана с наблюдателями на месте происшествия. Обычно такого рода ситуации исходят от военных с большим желанием представлять непосредственные военные действия или от профессионалов, которых официально просят присутствовать и представлять военные действия.
Военный художник создает визуальное представление о влиянии войны, регистрируя, как мужчины и женщины ждут, планируют, сражаются, страдают, празднуют, побеждают и проигрывают. Безусловно, акт военного представления повлияет на то, как последующие поколения будут смотреть на военные сражения.
Композиции, созданные военными художниками, представляют и сохраняют несколько аспектов войны. При этом нет разделения при представлении войны, военный опыт будет представлен так же, как он наблюдался, будь то союзный или вражеский, служебный или гражданский, военный или политический, социальный или культурный. Цель военного художника — охватить обстоятельства, развитие и результаты сражений.
Эти художники обладают даром запечатлевать военные действия способами, недоступными камерам и написанным словам. По сути, их искусство собирает и совершенствует борьбу мужчин и женщин, переживших тот период.
Военный художник или художник боевых искусств ловит мгновенные действия и объединяет их с другими начальными моментами одной и той же сцены в одной захватывающей картине. Таким образом, военные художники отличаются от фотоаппаратов тем, что могут показать всю ситуацию с широкой точки зрения, в отличие от фотографий, которые фиксируют только одно мгновение.
Военное искусство во времени
Первая мировая война положила начало изменениям в художественном стиле, и новые стили пришли на смену элегантной викторианской технике. Сюрреалисты и экспрессионисты рисовали неуравновешенные, нарезанные перспективы. Эти кошмарные видения часто изображали разбитые человеческие тела и разрушенные общества, движущиеся к моральному хаосу.
После возникновения этого типа «темного искусства» во время Первой мировой войны художники, чьи работы были сосредоточены на войне, создавали американские декорации. Этот стиль начался с подробного описания американской войны за независимость.
В 1917 году американские военные выбрали одобренных американцами военных художников. Эти артисты ездили в Европу, чтобы записывать действия американских экспедиционных войск.
Во время Второй мировой войны Программа боевых искусств ВМФ обеспечивала документирование всех аспектов войны.
Современное военное искусство
Поняв, насколько важны работы военных художников и могут ли они улучшить историю, официальное звание военного художника сохранялось в некоторых военных сражениях. Например, группы солдат-художников во время войны во Вьетнаме создавали графические описания и интерпретации военной истории американской армии.
В 1978 году ВМС США выбрали группу специалистов, состоящую из художников. Они пригласили Патрисию Япс и Уэйна Дина, чтобы они рассказали о спасательных операциях в воздухе и на море из Ки-Уэста. Впоследствии около 78 художников сформировали команду в том же году для создания картин, представляющих военно-морскую тематику.
Джордж Грей выбрал большинство художников-конфликтологов 1970-х годов. Он был директором NACAL, военно-морского авиационного сотрудничества и комитета по связи. Чарльз Лоуренс, куратор, выбрал некоторые из их композиций для Музея боевого искусства ВМФ в столице.
В 1992 году Отделение коллекций музейного отдела добавило программу армейских штабных художников к Центру военной истории армии США.
Майкл Фэй — официальный военный профессионал морской пехоты США и один из трех, чьи работы описывают сражения в Ираке и Афганистане в 2007 году.
Военных тем и образов в голландском искусстве Золотого века.
Просмотреть товар
-
Дом
Исследовательские коллекции
Диссертации и диссертации (кандидатские и магистерские)
Посмотреть товар
Показать запись простого элемента
dc. contributor.author | Де Бур, Лиза Джейн | |
dc.contributor.advisor | Брусати, Селеста | |
dc.date.accessioned | 2016-08-30T17:18:30Z | |
dc.дата.доступно | 2016-08-30T17:18:30Z | |
dc.дата.выдачи | 1996 | |
dc.identifier.uri | http://gateway.proquest.com/openurl?url_ver=Z39.88-2004&rft_val_fmt=info:ofi/fmt:kev:mtx:dissertation&res_dat=xri:pqm&rft_dat=xri:pqdiss: 9711948 | |
dc.identifier.uri | https://hdl.handle.net/2027.42/129970 | |
dc.description.abstract | Военные вопросы имели решающее значение для голландцев семнадцатого века. Столкнувшись с войной за независимость и ограниченными ресурсами для ее ведения, Соединенные провинции провели серию драматических и впечатляюще эффективных военных реформ. На местном уровне эти реформы реорганизовали старые средневековые гильдии ополченцев в современные гражданские ополчения, к которым принадлежали почти все трудоспособные голландские мужчины. На национальном уровне голландцы произвели то, что историки назвали военной революцией, превратив Нидерланды в тренировочную площадку для европейских военачальников. Несмотря на эту хорошо известную военную историю, наши представления двадцатого века о голландцах семнадцатого века решительно склоняются к бытовому, отчасти из-за множества образов домашнего уюта и буржуазной гордости, которые, кажется, характеризуют голландскую живопись. Тем не менее, даже беглый обзор изображений показывает, что военные темы многочисленны и принимают множество обличий во всем диапазоне голландской живописи. Они появляются в портретах морских сражений и ополченцев, в сценах и натюрмортах караульных, в гравюрах, в картинах, в витражах, в гобеленах. Почему военные темы ускользнули от внимания историков искусства и что эти образы могут рассказать нам о голландском искусстве и обществе? В диссертации эти вопросы рассматриваются в двух направлениях. Во-первых, рассматривается значение родовых категорий в искусствоведческом исследовании голландской живописи и их роль в маскировке повсеместного присутствия военных сюжетов и тем в голландском искусстве. Во-вторых, он исследует выборку боевых образов, чтобы выяснить, каким образом их боевые элементы были натурализованы, а также некоторые социальные и политические цели, для которых эти образы могут быть использованы. С этой целью он рассматривает, как популярные образы восстания, представленные в топографической форме и обнародованные как правдивые отчеты о важных событиях, стали мощными поставщиками исторической идентичности. Затем он исследует изображения мужчин в различных боевых ролях, исследуя различные изобразительные форматы, служащие для выявления и определения параметров мужского гражданского поведения. Наконец, он исследует резонанс боевых тропов в студии для художников, стремящихся представить цели и ценность искусства. Обращая внимание как на исторические, так и на историографические вопросы, поднятые этими изображениями, в этом исследовании утверждается, что разнообразные обличья голландских боевых образов подтверждают силу и универсальность нидерландского построения изобразительного жанра в голландском обществе золотого века. | |
dc.format.extent | 275 стр. | |
dc.language | Английский | |
dc.language.iso | EN | |
dc.subject | Возраст | |
dc.subject | Искусство | |
dc.subject | Искусство | |
dc.subject | Голландский | |
dc.subject | Золотой | |
dc.subject | Изображения | |
dc.subject | Военный | |
dc.subject | Военный | |
dc.subject | Живопись | |
dc.subject | Семнадцатый век | |
dc.subject | Темы | |
dc.title | Боевые искусства: Военная тематика и образы в голландском искусстве Золотого века. | |
тип постоянного тока | Диссертация | |
dc. description.thesis Degreename | Ph.D. | |
dc.description.thesisdegreediscipline | История искусства | |
dc.description.thesisdegreediscipline | Коммуникация и искусство | |
dc.description.thesis Degree Discipline | Европейская история | |
dc.description.thesisdegreediscipline | Социальные науки | |
dc.description.thesis Degree Grantor | Мичиганский университет, Школа последипломного образования Горация Х. Рэкхэма | |
dc.description.bitstreamurl | http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/2027.42/129970/2/9711948.pdf | |
dc.owningcollname | Диссертации и диссертации (кандидатские и магистерские) |
Файлы в этом элементе
- Имя: