Гжель роспись рисунок: Рисунки гжель для срисовки (40 фото) • Прикольные картинки и позитив

сказочное искусство в народном стиле

Содержание

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали.

А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе.

Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями.

Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка гжель

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются.  Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
Чайник с красивой гжельской сеткой

 

Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

Гжельская роспись особенности, виды, цвета и элементы

Гжельская роспись – это настоящее творение искусства, которое известно не только в стране, но и за её пределами. Узоры на окне, нарисованные морозом, очаровательные пейзажи крестьянской культуры, замысловатые тончайшие узоры в стиле русского быта древней Руси – именно так можно описать роспись, зародившуюся в Гжели.

Развитие гжели проходило в несколько этапов. Многие её представляют в виде синей росписи на белом фоте – оказывается это лишь одна из разновидностей росписи.

Простому обывателю известен именно такой вариант рукописного творения, однако есть и другие, которые мы рассмотрим ниже.

Виды росписи гжель

Выделяют несколько видов гжельской росписи, среди которых:

  • Традиционная роспись. Это самый известный вид промысла, отличающийся бело голубым цветом.Нанесение рисунка осуществляется методом кистевого мазка. Изделие с узорам подвергают глазурованию и подвергают термической обработке в печи. В результате, рисунок получается более ярким, а глазурь прозрачной.
  • Белый и костяной фарфор. Характерна посуда белого цвета с позолоченным рисунком. Золотистый рисунок придает изделию роскошность и хрупкость.
  • Глухой кобальт. Здесь вся поверхность изделия покрывается кобальтом, после чего наносится глазурь. После обработке под воздействием высокой температуры наносится изображение золотом и белой краской.

Цвета гжельской росписи

Безусловно, самым распространенным вариантом гжельской росписи являются белые и синие цвета. И это вполне объяснимо – синий цвет наиболее выигрышно смотрится на фоне белой глазури.

Многие дизайнеры берут пример с гжельской рукописи и обыгрывают её в оформлении своих современных работах: оформляют стены, элементы текстиля в интерьере и т.д.

Элементы гжельской росписи

Существуют некоторые приемы и элементы гжельской росписи:

  • Мазок с тенью. При покраске используется кисть, на которую набирается краска синяя с белым.Количество краски регулируется на ворсе кисти. При движении кисти синяя краска насыщена и густа, а белая выполняет функцию ореола, которая рассеивает свет.
  • Ситчик. Используется кисть с длинным ворсом, где используется только её кончик. Затем аккуратно осуществляется нанесение рисунков, характерные для гжельской рукописи: волны, завитки и т.д.
  • Китайский мазок. Здесь можно брать на кисть, один или два цвета краски, с оттягиванием по ворсу. Изображения наносятся неотрывно от поверхности, поэтому постепенно насыщенность постепенно угасает.

Гжельская роспись пользуется большой популярностью и по сей день.

Её используют при украшении посуды, стен, различных предметов интерьера. При работе применяют различные техники, с нанесением определенных элементов.

Поделиться

Твитнуть

19.09.2021

Схемы гжельской росписи.

Элементы росписи Гжель

Город Гжель – центр одного из самых известных художественных промыслов России. Он расположен в Раменском районе Московской области. «Гжельский куст» раскинулся на огромной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью белого фаянса и фарфора. История появления гжельского искусства уходит своими корнями в XIV век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское месторождение глины. В верхних слоях находился шайр, простой красный материал, ниже лежали слои желтых «мехов» — глины среднего качества, и, наконец, в глубинах — нежное «мыло» — тонкая белая глина, незаменимый материал для производство высококачественного фаянса и фарфора.

Аптекарские нужды

Белая глина шла на изготовление посуды и прочей утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал всю добытую гжельскую глину доставлять в Москву для нужд аптечного приказа. Однако через некоторое время под землей было обнаружено несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех нужд российской столицы и ее окрестностей. Помимо аптечных сосудов и чайных сервизов мастера начали изготавливать художественные изделия. Так появился народный промысел гжели, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи представляют собой рисунок, выполненный ярко-синей кобальтовой краской на белоснежном фоне, традиционно — рукописные простые геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях могут быть и сюжетными, например женщина с ведрами или гармонизатор в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи – это, как правило, растительные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Атрибутом высокого мастерства художника является использование полутонов, когда центр картины заполняется бледно-голубыми мазками, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского узора — особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры настоящего растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебли и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

Технологии

Узоры гжельской росписи подчинены определенной системе узорчатости. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае образ выдерживается в рамках задуманного сюжета. На фабриках по производству посуды и изделий из фаянса и фарфора систематизируются образцы гжельской росписи. Имеется библиотека, в которой собраны многочисленные чертежи, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от простых картинок из деревенской жизни до сказочных историй с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и разнообразны. Хотя, казалось бы, монотонные рисунки сами по себе однообразны, а это значит, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойности красок тончайшими оттенками, творит чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один уникальный экземпляр.

Разновидности

Нанесение узоров гжельской росписи — искусство тонкое и ответственное. Основная задача мастера – равномерное распределение цвета и оттенков, чтобы рисунок был уравновешенным и гармоничным. Каждое произведение является условным центром композиции, от которого равномерно расходятся составные части сюжета или элементы растительного орнамента. В некоторых случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такую ​​окраску наносят на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт белой керамики с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка блестит, и этим его свойством пользуются художники при росписи. Рисунок располагают таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Затем чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветовым рисунком.

Элементы росписи под гжель

Рисунок на бело-голубых изделиях всегда стилизован. Это может быть гротескное изображение замечательных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре невозможно нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что этот вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем их многообразии достаточно строго засекречены. Спутать один вид народного творчества с другим практически невозможно.

Известные мастера Гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда или другие художественные изделия всегда интересны и неповторимы. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой фабриками и небольшими мастерскими, неограничен.

Мастер-класс «Гжельская роспись»

Искусство росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако овладеть искусством гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе учащиеся пытаются воспроизвести на бумаге простые изображения в стиле гжель. Для этого можно использовать обычную бумагу или плотные чертежные листы. Краска для начала должна быть акварельной. Если выкройка гжель на бумаге получилась, можно переходить к исходной основе – керамической заготовке. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, нужен настоящий синий кобальт.

Услуги

В 18-19 веках гжельская посуда пользовалась особым спросом. Многие продукты ушли за границу. Европейцы в огромных количествах закупали фаянс и фарфор русского производства с гжельской росписью. Так продолжалось до тех пор, пока Российский императорский двор не стал основным заказчиком всех фабрик, выпускающих бело-голубые сервизы.

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый «гурьевский» сервиз на 150 персон для больших застолий и застолий. Затем последовали «Мономах» и «Царь-батюшка» на 12 персон каждый. Наборов было 84 предмета, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярностью пользовались небольшие наборы «Тет-а-тет» на двоих и «Эгоист», рассчитанные на любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого века в Гжели наступил упадок. Первую тревогу подняли сами гончары, которые стали предупреждать, что если ее не исправить, то скоро горшки и миски придется покупать за границей. К счастью, их услышали, заводы заработали новой мощностью, и в 1933 крупные предприятия взяли на свой баланс государство, и так фаянс, фарфор и другие изделия гжельских кустов вновь хлынули на российский рынок, а затем и за границу.

Известные художники

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз не отвести, а другое не вызывает интереса. Почему это происходит? Главным критерием, определяющим качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем детальнее изображение, тем ценнее картина. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы тоже стараются получить эксклюзивные произведения искусства.

Среди самых известных мастеров — Денисов, Дунашов, Окулов, Азаров, Розанов и Царегородцев. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и Историческом музее в Москве. Бесчисленные шедевры разбросаны по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало доброй традицией открывать магазины по продаже произведений гжели на фабриках, производящих эти произведения искусства. Спрос на бело-голубую красавицу по-прежнему высок, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы сегодня кажутся неиссякаемыми.

Рисование на фарфоре Подмосковья — Учимся рисовать традиционные гжельские орнаменты в Селе Речицах на Гжельском фарфоровом заводе

Справочник Событие

ПРЕСС
  • Пресс-релизы
  • Медиа-центр
  • Информационные партнеры
  • Аккредитация прессы
EN Языки
  • Английский
  • итальянский
  • японский
Счет
  • Бронирование
  • Списки желаний
  • Закладки
  • Маршруты
  • Счет
  • Войти
Подпишитесь на нас Информационный бюллетень

Подпишитесь на нашу рассылку

|

Представлено Руководством

Событие

Ремесленники Музеи и галереи Опыт Идеи для подарка Маршруты Послы

  • Рядом
  • Секции
  • Ремесленники
  • Музеи и галереи
  • Опыт

                Исследуйте Ремесленники Музеи и галереи Опыт Маршруты О

                • с Гжельским фарфоровым заводом
                • Село Речицы, Россия
                • курсы

                Рисунок на фарфоре Подмосковья с Гжельским фарфоровым заводом

                Откройте для себя производителя

                © Гжельский фарфоровый завод и Россия Палитра

                45 минут Максимум 5 человек500 рублей с человека

                Перед вами чистые листы бумаги, краски, стеклянная палитра, пять беличьих кистей и немного воды, но это действительно не обычный урок рисования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *