Гобелены что это такое: Гобелен: что такое гобелен?

виды ткани, описание, применение и уход

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

Содержание

  1. История
  2. Описание
  3. Видовое различие
  4. Стили
  5. Состав
  6. Плотность
  7. Производство
  8. Как выбрать гобелен
  9. Применение
  10. Уход
  11.  Как сделать гобелен своими руками

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

Интересный факт!

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен в интерьере

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити.

Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-,  двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Уход

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Важно!

Гобелены запрещено гладить.

Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

 Как сделать гобелен своими руками

Гобелен – что это за ткань

Главная » Ткани » Гобелен ткань: что это такое

Содержание

  1. Секреты производства
  2. Чем хорош или плох гобелен
  3. Сфера применения

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве.

И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

Плюсы:

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.

Минусы:

  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли гобеленовые шторы.

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.

Гобелен

Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты

La Dame à la licorne

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Питер Пауль Рубенс Рафаэль Франсиско Гойя Жоан Миро Шарль Ле Брун
Похожие темы:
гобелен из зелени Гобелен Бове кеси цузуре туалетная бумага

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гобелен тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.

Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или комплектов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканный из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.

На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.

Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.

Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока. Полностью льняные гобелены изготавливались в Древнем Египте, в то время как копты, или египетские христиане, и средневековые европейцы иногда использовали лен для основы. Хлопок и шерсть использовались для доколумбовых перуанских гобеленов, а также для некоторых гобеленов, сделанных в исламском мире в средние века. С 14 века европейские ткачи использовали золотые и серебряные уточные нити вместе с шерстью и шелком для получения роскошного эффекта. Эти нити изготавливались из простых или золоченых серебряных нитей, намотанных по спирали на шелковую нить.

Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты

La Dame à la licorne

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Питер Пауль Рубенс Рафаэль Франсиско Гойя Жоан Миро Шарль Ле Брун
Похожие темы:
гобелен из зелени Гобелен Бове кеси цузуре туалетная бумага

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гобелен тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.

Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или комплектов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по тематике, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканный из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.

На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.

Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.

Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *