Глиняные фигурки: В Польше нашли древние глиняные фигурки в виде свиней

Содержание

Визитная карточка России-матушки — дымковская игрушка: история промысла, технология изготовления фигурок


Дымковская игрушка – один из старейших промыслов России. Ремесло существует более четырехсот лет, но до сих пор не утратило популярности. Напротив, пользуется продукция из глины пользуется спросом у потребителей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Искусство зародилось в Дымковской слободе, которая впоследствии вошла в состав города Киров.

История промысла

Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.

В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.

Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.

К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка.

Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.

Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.

Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.

Виды дымковской игрушки

Основные образы, которые воплощают мастера в своих работах – это барыня, домашние животные, индюки. Все фигурки отличаются яркой и насыщенной расцветкой, призывающей показать радость жизни.

Особой ценностью у коллекционеров пользуются игрушки, с помощью которых можно создать сюжетную композицию. Несмотря на каноничность, продукция из Дымково является эксклюзивной. Поскольку каждая мастерица старается внести в фигурку свои авторские наработки. По этой причине практически нереально отыскать две идентичные игрушки.

Самые популярные образы, воплощенные в глиняных фигурках:

  • Индюк. Красочный, по внешнему виду напоминает павлина. Имеет отличительные черты: небольшая бородка, декорированная золотой поталью. Размеры изделия разнообразны, от миниатюрных (около пяти сантиметров) до внушительных (примерно сорок сантиметров).
  • Барыня. Элегантная городская дама и одновременно русская баба в кокошнике. Иногда рядом располагаются детки. Отдельные элементы украшены золотой поталью.
  • Барашек. Фигурка животного отличается по размеру рожек. Характерная черта изделий – позолота. Барашек может быть обычным или обряжен в праздничный наряд.
  • Дымковская игрушка лошадка. Традиционно коня изображают в ярко-голубой расцветке или в «яблочко».
Мужские образы, как правило, воплощены в виде всадника, который сидит верхом на лошади или гуляет по городской площади. Большой популярностью пользуются фигурки деревенского «кавалера», свинок и птичек.

Вернуться к оглавлению 

Технология изготовления

Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

  • Лепка.
  • Сушка.
  • Обжиг.
  • Побелка.
  • Роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка.

Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д.) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски.

Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку.

Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки.

Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После завершения лепки изделие сушат. Длительность процедуры зависит от размера фигурки и климатических особенностей помещения. В обязательном порядке учитывают влажность, температуру и прочие параметры. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.

После сушки статуэтку обжигают. Ранее для этого использовали деревенскую печь. Игрушки выкладывали на противень из металла и устанавливали его на дрова. После того как фигурка накалялась, в этой же печке ее остужали.

В наши дни используют инновационную аппаратуру, которая не только экономит время, но и делает процесс прокаливания безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига статуэтка приобретает красно-коричневый оттенок. Поэтому прежде чем наносить роспись, ее отбеливают. Фигурку покрывают специальным составом из мелового порошка и молока.

После того как напиток закиснет, раствор становится твердым и на изделии образуется равномерный слой белого цвета. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.

Много раз предпринимались попытки изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался провалом. В результате статуэтка становилась желтой или приобретала неровную поверхность. По этой причине и в наши дни побелка проводится по старинной рецептуре.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Вернуться к оглавлению 

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания глиняных фигурок живы до сих пор. В мир современных технологий этот промысел так и не стал автоматизированным. Статуэтки по-прежнему создают вручную, придерживаясь правил, зародившихся четыреста лет назад.

К сожалению, юным мастерам порой не хватает усидчивости и терпения, чтобы пройти полный курс обучения. Но тот, кто постигнет эти азы, становится настоящим профессионалом. Руками умельцы создают шедевры, каждая игрушка индивидуальная и неповторима.

Чаще всего на производстве заняты женщины. Полет фантазии и знание старинных традиций помогает девушкам создавать уникальные образы и максимально достоверно их передавать.

Заключение

Что такое дымковская игрушка? Это отражение истории русского народа и его культурное наследие. Яркие и самобытные фигурки радуют глаз и улучшают настроение. Изделия погружают человека в мир сказок. В современности глиняные статуэтки утратили ритуальную подоплеку, но по-прежнему символизируют щедрость и безграничную доброту русской души.

Из видеоролика вы узнаете, как проходит создание дымковской игрушки из обычного куска глины.

Вернуться к оглавлению 

виды глины и полезные советы

Бывает, смотришь на какую-нибудь брошку, фигурку или значок и думаешь, что хочется сделать что-то подобное своими руками. Но лепить из глины слишком хлопотно и сложно, а штампованные пластиковые аксессуары массового производства давно считаются дурным тоном. В этом случае выручит полимерная глина. Из этого удивительного материала вы сможете вылепить все что угодно: забавные фигурки любимых персонажей, украшения, необычный декор для интерьера и одежды, аксессуары и многое-многое другое. После обработки полимерная глина становится очень твердой и напоминает пластик.

Что такое полимерная глина, и какой она бывает

Полимерная глина – это материал на основе поливинилхлорида. Своей пластичностью он напоминает пластилин, а после застывания становится очень твердым, как пластик. Другие названия – термопластика, пластика. В зависимости от технических особенностей обработки и состава выделяют следующие виды полимерной глины.

Самоотвердевающая полимерная глина

Из названия ясно, что пластика отвердевает при нахождении на воздухе в течение нескольких часов. Именно поэтому такую глину хранят в герметичной упаковке. Выпускается нескольких разновидностей самоотвердевающей глины:

  • тяжелая глина по своим свойствам сходна с природной. Для ее размягчения добавляют воду. После застывания края изделия могут крошиться, а его поверхность – пойти трещинками;
  • легкая глина быстро раскатывается до тонкого пласта и хорошо тянется;
  • холодный фарфор белого цвета очень пластичный, его можно окрасить в различные оттенки;
  • жидкая самоотвердевающая глина представляет собой густой белый или полупрозрачный гель, который нужен для создания одежды на глиняных фигурах. Лоскут ткани пропитывают жидкой глиной и формируют на фигурке нужные предметы одежды. После застывания она принимает твердость пластика.

Плюсы самоотвердевающей глины:

  • если вы передумали и решили внести изменения в работу, то это можно сделать в течение нескольких часов, пока она застывает;
  • поверхность изделия легко очищается от прилипших соринок в любой момент;
  • размягчить пластику можно обычной водой;
  • подходит для лепки крупных элементов.

Недостатком самоотвердевающей глины является ее свойство при высыхании слегка бледнеть, то есть цвет изделия меняется. Кроме того, она не подходит для мелких деталей.

Запекаемая полимерная глина

Запекаемая глина отвердевает при высокой температуре, более 100°C, поэтому для финишной обработки потребуется хорошая духовка. Изделие получается очень прочным, с ровной плотной поверхностью.

Плюсы:

  • можно покрасить в любой цвет, краска отлично наносится и крепко держится;
  • при высыхании цветная глина сохраняет сочность красок;
  • подходит для лепки мелких и сложных элементов.

К недостаткам относят ее свойство отвердевания, при этом мелкие недочеты в работе исправить уже нельзя. На запекаемую глину легко садятся соринки и пыль, поэтому лепить можно только в перчатках и на чистой рабочей поверхности.

Инструменты и материалы

Для комфортной и продуктивной работы с полимерной глиной необходимо обзавестись некоторыми специальными инструментами, которые станут вашими верными помощниками на разных этапах.

Для лепки и декора

Например, для изготовления самой фигурки и ее украшения потребуются:

  • силиконовая подложка с разметкой, которая служит и трафаретом для создания одинаковых элементов нужной формы, и помогает защитить стол от частичек глины и порезов. Если подложка жароустойчивая, то на ней можно запекать изделие;
  • набор стеков. Ими вы будете выравнивать поверхность изделия, соединять детали, наносить узоры и выполнять многие другие манипуляции, где нужна точность движений;
  • лезвия для резки глины, их может заменить прочный острый канцелярский нож;
  • акриловая скалка для раскатывания пластов глины, не прилипающих к ее поверхности. Благодаря этому они получаются ровными и гладкими. Кроме того, такая скалка помогает быстро смешать глину разных цветов и получить плавные переходы;
  • экструдер. Он представляет собой шприц с набором насадок, как у одноименного кондитерского инструмента. Через него выдавливают колбаски глины нужной формы и размера;
  • паста-машина сэкономит немало времени и поможет быстро сделать идеально ровный тонкий пласт глины;
  • деревянные зубочистки, незаменимые для запекания бусин (сохраняют отверстие полым и ровным) и придания изделию нужной текстуры;
  • формы для пластики. Они обычно продаются наборами, где есть самые популярные конфигурации. С их помощью вырезают различные фигурки из пласта для украшений, панно и других работ;
  • штампы и текстурные листы используются для создания определенной текстуры;
  • силиконовые молды – благодаря им можно быстро получить практически готовую деталь или создать любое количество одинаковых элементов, например, бусин.

Работать с формами, штампами, текстурными листами, молдами, совершенно несложно. Подготовьте пласт глины нужной толщины, прижмите к листу или молду, обрежьте стеком лишнее, если необходимо. Деталь готова. Во время лепки может потребоваться специальный размягчитель, который необходим для глины, которая произведена относительно давно и может крошиться в руках. Если полимерная глина свежая и липнет к пальцам, смочите ее водой.

Для запекания

Для запекаемой глины нужна духовка с точным регулятором температуры. Приготовьте и таймер: за временем придется следить очень внимательно.

Многие мастера советуют помещать подложку с фигурками в кулинарный рукав для запекания. Во время нагрева из глины испаряются пластификаторы, которые оседают на стенках духового шкафа. Так вы избавите себя от лишней уборки.

В качестве основы для запекания пластики часто используют пергамент или фольгу. Изделие не прилипает к ним и не подгорает. Если нужно запечь детали круглой формы, то из фольги делают подставку в виде буквы W. Бусины из нее не выкатятся и не сплющатся под собственным весом.

Для шлифовки

Если нужно снять шероховатость с поверхности «испеченного» изделия, то лучше всего использовать наждачную бумагу зернистостью 600, 800, 1000, 1250 или многостороннюю шлифовальную пилочку для ногтей.

Для сборки изделия

Если изделие состоит из деталей, соединенных проволокой или леской, потребуется набор из трех инструментов:

  • плоскогубцы – для фурнитуры и проволочных соединений;
  • кусачки – для резки лески и проволоки;
  • круглогубцы – для скручивания проволоки;

Иногда для фурнитуры нужно проделать отверстие. В этом случае выручит машинка с набором минисверл. Кроме того, детали из пластики можно соединять в единое целое при помощи следующих видов клея:

  • полимерный гель – это специальный жидкий клей для полимерной глины, который запекается в духовке;
  • латексный клей на водной основе – хорош тем, что после полного высыхания становится прозрачным и практически незаметным;
  • эпоксидный клей компаунд – применяется в украшениях, очень прочный и прозрачный;
  • суперклей на основе цианакрилата – склеивает детали моментально, поэтому исправить ошибки, если вы что-то сделали не так, невозможно.

Для защиты готового изделия

С этой целью изделие покрывают специальными лаками для полимерной глины. Наилучшим образом для этого подойдет прозрачный полиуретаново-акриловый лак на водной основе, так как он быстро сохнет и образует плотное прочное покрытие.

Внимание! Лаки для ногтей и волос, а также обычный акриловый лак для изделий из пластики, использовать нельзя ни в коем случае!

Для нанесения лака приготовьте несколько кисточек разной толщины с синтетическим ворсом. Они понадобятся и для окрашивания глины и готовых скульптур.

Как обрабатывают запекаемую полимерную глину?

Если с самоотвердевающей глиной все понятно, то обработка запекаемой глины требует строгого соблюдения ряда правил и рекомендаций производителя. Большинство мастеров использует для обработки обычный духовой шкаф. Микроволновки для этого не подходят..

  • Нагрейте духовку до 110-130°C, ориентируйтесь на инструкцию производителя глины.
  • Поместите изделие на подложку (керамическую форму или противень, застеленные пергаментом, фольгой) и поставьте в духовку.
  • Время запекания напрямую зависит от размеров изделия. Чем толще пласт глины, тем больше времени это займет – до 40 минут.
  • Дайте изделию полностью остыть, не доставая его из духового шкафа.

Следите за временем и температурой, иначе ваша скульптура подгорит, пересохнет, потеряет форму или пойдет трещинами.

Именно поэтому некоторые мастера предпочитают варить термопластику в кипятке.

  • Возьмите старую кастрюлю. Налейте в нее воды.
  • Дайте воде покипеть несколько минут.
  • На шумовке осторожно опустите фигурку в воду.
  • Варите 3-4 минуты + 1 минуту на каждый миллиметр толщины. Если получится чуть дольше, ничего страшного.
  • Выньте фигурку и остудите под проточной холодной водой.

Единственный минус этого способа заключается в том, что после остывания на фигурке образуется белый налет. Но он легко счищается наждачной бумагой. Кроме того, если вы предварительно склеили детали, то кипятить такую фигурку нельзя.

Внимание! После запекания тщательно вымойте духовку и только потом готовьте в ней. Кастрюлю, в которой вы варили глину, использовать для приготовления пищи НЕЛЬЗЯ.

Техники лепки

Существует множество разнообразных техник лепки, и здесь мы опишем самые популярные и наиболее подходящие для начинающих мастеров.

Соляная техника

Скатайте из глины бусины и обваляйте их в соли (подойдет любая), старательно вдавливая кристаллы. Запеките или сварите бусины. Затем опустите их в воду, чтобы кристаллы растворились. В результате получится красивая, как бы пузырчатая текстура, напоминающая губку или пемзу. Подробнее смотрите на видео 

Миллефиори

Эту технику также называют тростью или колбаской. Это довольно сложная и кропотливая техника, но ваши старания обязательно будут вознаграждены отличным результатом. Нарежьте пласты нужных цветов, форм, толщины. Наложите их друг на друга в определенном порядке. Оберните получившийся батончик тонким пластом глины, сожмите и нарежьте ломтиками. На срезе вы увидите рисунок. Подробнее показано на видео


Акварельная техника

Возьмите три кусочка глины: основной цветной, базовый светлый и базовый темный (например, черный и белый, разные оттенки одного цвета). Положите их друг на друга в такой последовательности: цветной, светлый, темный и скатайте в одно целое, пока не образуются плавные акварельные переходы. Как все сделать правильно, показано здесь 

Филигрань

Если вы решили создать имитацию этой легендарной ювелирной техники, пропустите глину через экструдер, чтобы получились тоненькие полоски, не более 1 мм толщиной. Из этих «ниточек» и их кусочков выложите узор на любой основе. Филигрань пошагово показана на этом видео:


Мокумеганег

Эта техника немного напоминает акварельную. Возьмите от 2 до 6 пластов глины, наложите друг на друга. Проштампуйте их, хорошенько надавливая, так, чтобы слои смешались друг с другом. Сделайте срез: на нем проявится необычный уникальный узор. Как все сделать правильно, показано вот здесь https://youtu.be/yaKwxQ_Cy9g

Мы перечислили только основные техники, благодаря которым вы сможете создать свои первые украшения и фигурки, получая море удовольствия от творческого процесса.

С чего начать?

Для начала давайте попробуем слепить аленький цветочек.

  1. Возьмите кусочки глины трех цветов – красного, желтого и зеленого.
  2. Хорошенько разогрейте и разомните глину. Если крошится, используйте размягчитель. Следите, чтобы на поверхности глины не было воздушных пузырьков, она должна быть плотной и эластичной, как крутое тесто.
  3. Из зеленой глины скатайте колбаску и сверните ее капелькой. Это будет наш листочек.
  4. Острым концом зубочистки нарисуйте прожилки.
  5. Из красной глины скатайте несколько маленьких шариков.
  6. Придавите их так, чтобы получились круглые лепешки. Это будущие лепестки.
  7. Помогая лезвием канцелярского ножа, уложите заготовки в форме цветка. Их края должны чуточку заходить друг на друга.
  8. Из желтой пластики скатайте серединку цветка в виде приплюснутого шарика.
  9. Соедините все детали, чтобы получился цветок.
  10. Отправьте фигурку в духовку и запекайте согласно инструкции производителя.
  11. Остудите в духовке и достаньте.
  12. Теперь цветочек нужно отшлифовать наждачкой и покрыть лаком.

Готово!

Полезные советы новичкам

  • Во время лепки берите ровно столько глины, сколько необходимо.
  • Перед работой обязательно наденьте хозяйственные или медицинские перчатки, чтобы не оставлять на изделии отпечатки пальцев.
  • Следите за чистотой рабочего места: на глину легко налипает пыль, волоски и мелкие соринки.
  • Важная вещь для работы: большая упаковка влажных салфеток, ими вы будете протирать формы и инструменты, пласты глины перед работой.
  • Всегда работайте в хорошо проветриваемом помещении, так как при испарении пластификаторов во время нагревания часто появляется резкий неприятный запах.
  • Перед запеканием положите в духовку маленький кусочек глины на пробу, чтобы убедиться в правильном выборе температуры.
  • Не ленитесь, разминайте глину как следует, иначе готовое изделие получится некрасивым и хрупким.

Можно ли детям работать с полимерной глиной?

Это нежелательно, так как в глине содержатся пластификаторы, которые детям вдыхать нельзя. По этой же причине работа с полимерной глиной не рекомендуется людям, склонным к аллергии.

Готовые изделия из пластики безопасны?

Да, после запекания фигурки полностью безопасны и нетоксичны. Их можно спокойно давать играть детям и носить в соприкосновении с кожей.

Как хранить глину в открытом пакете, чтобы она не засохла?

Куски глины следует хранить в холодильнике, плотно завернутыми в пищевую пленку. Так она дольше сохранит свои свойства.

Чем покрасить фигурку из полимерной глины?

Цветные кусочки пластики отлично смешиваются между собой, образуя новые оттенки и плавные цветовые переходы. Если у вас белая глина, ее можно окрасить в любой оттенок с помощью акриловых красок, гуаши, пастели, специальной цветной пудры. Масляные краски лучше не использовать, так как они очень долго сохнут. Как придать пластике желаемый цвет, вы можете увидеть здесь


Идеи для творчества и мастер-классы

Если вы не знаете, что слепить, советуем внимательно изучить мастер-классы и создать свои первые работы, опираясь именно на них. Специально для вас мы подобрали несколько интересных творческих идей:

Главное, не бойтесь экспериментировать! Желаем творческих успехов!

«Глина, как материал для изготовления фигурок

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Глава I. Теоретическая часть 4

1.1. Встреча со скульптором 4

1.2. Понятие и свойства глины 5

1.3.История использования глины в народном прикладном искусстве 6

Глава II. Практическая часть 8

2.1.Проведение опытов и изготовление фигур из глины 8

2.2. Проведение анкетирования и мастер-класса 9

Заключение 10

Библиографический список 11

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Недавно у моей мамы был день рождения. На свой праздник мама пригласила одноклассника – Ибрагима, который принёс маме в подарок статуэтку. Чуть позже я узнала, что он сделал её своими руками из обычной глины. Этот факт меня очень заинтересовал, и я решила провести исследование и узнать секреты мастерства изготовления фигур из глины.

Цель моего исследования:узнать, как из обычной глины создаются различные фигурки

Предмет: глина, как материал для изготовления фигурок

Гипотеза: возможно ли из обычной глиныизготовить различные красочныефигурки

Задачи:

  • Посетить мастерскую Хаева Ибрагима

  • Провести беседу с Хаевым Ибрагимом и узнать о том, почему для создания фигур используют именно глину

  • Изучить историю и свойства глины, провести опыты

  • Рассмотреть историю использования глины в народном прикладном искусстве

  • Изготовить фигурку из глины

  • Провести опрос среди одноклассников по теме исследования

  • Провести мастер-класс для одноклассников и поделиться полученной информацией

Методы исследования:

  • Теоретические

  • Социологические (интервью, анкетирование)

  • Практические (изготовление статуэтки, проведение Мастер-класса)

ГЛАВА I

    1. ВСТРЕЧА СО СКУЛЬПТОРОМ

Итак, мы начали наше исследование. Для начала мы отправились в мастерскую Хаева Ибрагима и взяли у него интервью по интересующим нас вопросам. Результаты были зафиксированы в таблице (см. Приложение 1, Таблица 1).

Благодаря проведенной встрече мы узнали ответ на главный вопрос, который нас интересовал: «Почему для создания своих фигур скульптор использует именно глину?»

Оказывается, что влажная глина на ощупь вязкая. Она хорошо разминается, как пластилин. Если её долго месить, затем раскатывать, а потом мять, можно добиться получения настоящего глиняного теста для лепки. Такое тесто не липнет к рукам и легко принимает желаемую форму.

Тогда я решила проверить эти данные и узнать как можно больше о свойствах глины и о ней самой.

    1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГЛИНЫ

Глина — это полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек горных пород. Глина образуется при разрушении гор под воздействием погодных условий. Она залегает на небольшой глубине от поверхности. Всё это делает глину дешёвым видом минерального сырья. Глина в природе встречается самых разных цветов: светло-серая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками.

Участок, где добывают глину, называют карьером. Карьер должен быть расположен на сухом месте. Добыча глины может быть ручной или механизированной. При ручной добыче глины пользуются обыкновенными лопатами, а механизированной — экскаваторами.

Я рассмотрела различные источники, из которых узнала о том, что глина обладает следующими свойствами:

  1. Если глину залить водой, то она придаёт воде мутный оттенок и образует вязкое тесто. Это тесто способно принимать любую форму и сохранять её даже в сыром виде.

  2. После высыхания глина уменьшается в объёме.

  3. Глина обладает устойчивостью к высокой температуре, т.е. не горит, не имеет запаха.

  4. Глина обладает способностью не пропускать через себя воду, но только после насыщения определенным количеством воды.

  5. Сухая глина бывает твёрдая, как камень, но если по ней ударить, или потереть сильно в руке — она крошится.

Таким образом, глина – очень полезное ископаемое, которое можно использовать при необходимости в различных сферах деятельности человека.

    1. ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛИНЫ В НАРОДНОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Искусство лепки из глины, это древнее народное искусство нашей страны, в качестве материала используется глина. Благодаря её свойству пластичности, с помощью рук, глине придаётся любая форма, не имеющая цвета или покрашенная. Изделия из глины в народе называют «окрашенная лепка», «игра с глиной».

Раньше люди огромное значение придавали гончарному ремеслу. Одной из наиболее древних отраслей народного искусства работы с глиной считается — керамика. Народная керамика – часто несложные, немного грубоватые посуда и фигурки, а нередко – строгие, поражающие своей красотой и точностью выполнения изделия. Изделия каждого из многочисленных центров изготовления народной керамики имеют свои характерные черты: посуда глубоко иссиня-чёрного цвета, полученного от воздействия коптящего пламени, оформляется разным орнаментом. Миски, кувшины, рукомои напоминают дорогие металлические сосуды. Простые формы посудырасписывают зелёными, красно-коричневыми цветами, которые при обжиге растекаются.

Самая большая и сложная история, у художественной керамики подмосковной Гжели. Гжель была крупнейшим в России районом керамического производства. Многие мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки, такие как: изображение коня, медведя,скоморохов. Позже они научились технике росписи по сырой эмали белой, и синей красками.

Исстари известны русские глиняные игрушки. Когда-то это были ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождавшихся громким свистом.Поэтому не случайно преобладали фигурки-свистульки. Служили они и талисманами-оберегами.

Один из оригинальных художественных промыслов лепной с росписью дымковской глиняной игрушки в наше время получил всемирную известность. Отличительные особенности дымковской игрушки – это забавные фигурки, разукрашенные геометрическим орнаментом на белом фоне.

Таким образом, можно сделать вывод, что глина ещё с давних времен использовалась во многих видах прикладного искусства.

ГЛАВА II

2.1. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФИГУР ИЗ ГЛИНЫ

В практической части своего исследования я решила проверить свойства глины, которые были изучены мною ранее. Для этого мне понадобилась сухая и влажная глина. Результаты опытов (см.Приложение 2)

Следующим этапом практической части было изготовление фигур кота и козлика из глины. Для этого мне понадобились:

  • Глина

  • Вода

  • Шпатель

Работа с глиной подразделяется на несколько этапов:

  • Первый этап: определение предмета, который надо вылепить из глины

  • Второй этап: подготовка эскиза

  • Третий этап: подготовка глины для лепки (помять глину, затем раскатать, посмотреть, нет ли на месте сгиба трещин, если есть – добавить воды и замесить тесто, если трещины не образовались — можно приступить к изготовлению отдельных деталей).

  • Четвёртый этап: изготовление деталей фигуры

  • Пятый этап: соединение деталей в единое целое

  • Шестой этап: дать время глине высохнуть (1-2 дня)

При создании фигуры Кота мне помог Хаев Ибрагим. Результаты работы (см. Приложение 3)

2.2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА И МАСТЕР- КЛАССА

Следующим этапом практической части было — проведение анкетирования среди одноклассников, с целью выяснить их знания о глине, её истории, свойствах и использовании в различных сферах деятельности человека.

Для этого я составила ряд вопросов:

  1. Знаете ли вы, что такое глина?

  2. Знаете ли вы, где можно встретить глину?

  3. Знаете ли вы, как называется место, где добывают глину?

  4. Знаете ли вы, что глина обладает следующими свойствами: не горит; не имеет запаха;при соединении с водой не растворяется, но делает воду мутной, однако вскоре оседает; обладает пластичностью, благодаря чему её используют в самых разных сферах деятельности человека.

  5. Знаете ли вы, что глина является первоначальным источником при создании фигур, статуэток, скульптур?

  6. Хотели бы вы научиться изготавливать фигурки из глины своими руками?

Результаты анкетирования были занесены в таблицу (см. Приложение 4, Таблица 2)

Проанализировав результаты анкетирования, я решила поделиться полученной информацией с одноклассниками и провести Мастер-класс по изготовлению поделок из глины. Для этого я принесла глину и на уроке художественного труда наглядно показала этапы создания поделки из глины. Затем ребята попытались самостоятельно поработать над созданием поделок из глины. Результаты (см. Приложение 5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате своей работы по теме исследования, я добилась поставленной мною цели и доказала гипотезу о том, что на самом деле из обычной глины можно создать разнообразные красочные фигурки. Я рассмотрела свойства глины и проверила их при проведении опытов. Затем я поделились полученной информацией со своими одноклассниками и, проведя Мастер-класс, научила ребят создавать свои интересные фигурки из глины.

Я считаю, что полученные знания полезны как мне, так и моим одноклассникам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. А.М. Прохоров. Большая советская энциклопедия.- Москва: издательство «Советская энциклопедия», 1979 г. – С. 534

  2. А.Д. Чирков . Народные промыслы. – Москва: Просвещение, 1985 г.

Интернет ресурсы:

  1. О.С. Попов. Народные художественные промыслы. – Москва «Легкая и пищевая промышленниость», 1984 г.- С. 54

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%

  3. http://yandex.ru/yandsearch?text=гончарное+дело&clid

Изделия из глины, керамические статуэтки, керамика СССР

Продажа керамики в антикварном магазине

Гжельский экспериментальный керамический завод находится в Гжели, в селе Речицы Раменского района. Керамика завода на сегодняшний день завоевала мировую популярность среди ценителей этого материала. В отличие от Императорского фарфорового завода и завода Гарднера, которые ориентировались на аристократию, Гжельский завод выпускал продукцию для широких слоёв населения. Так в Гжели выпускали фаянс около 30 фабрик. Самые крупные из них – Тереховых и Киселёва, Храпуновы, Евстигнеева, Кудиновы, братьев Самсоновых, Новых, Барминых. Но из всех фабрик завод Тереховых и Киселёва был единственным, которые допускались к участию во Всероссийских промышленных выставках. О керамике завода заговорили, и изделия были награждены серебряными медалями «За полезное».

 

В середине 19 века некоторые фабриканты Гжели освоили выпуск высшего сорта фаянса-опак. Гжель в 19 веке стала одним из главных поставщиков трактирной посуды. Не меньшей популярностью, чем посуда, пользовалась и гжельская скульптура, которая выпускалась на всех гжельских заводах. Чаще выпускались фарфоровые фигурки бытового характера, своеобразные и необычайно жизненные.

 

В 60-х годах 19 века количество фаянсовых фабрик стало заметно уменьшаться, многие гжельские заводы, занимающиеся керамикой, приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы, и был создан Гжельский керамический завод «Всекохудожник», который просуществовал до 50-х годов. На заводе выпускались облицовочные керамические материалы, используемые в новой архитектуре и метро, а также скульптура из майолики и терракота, которая шла на экспорт. В довоенные годы здесь работали известные скульпторы-анималисты И. Ефимов, В. Ватагин, Д. Горлов, А. Сотников, П. Кожин и другие. А в послевоенные годы с приходом таких художников как Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова, Н. Б. Квитницкая на заводе Гжели начался период формирования нового направления.

 

Ассортимент нашей керамики сможет удовлетворить спрос даже самого взыскательного клиента. Судите сами, прекрасным подарком к любому празднику могут послужить оригинальные керамические статуэтки, которые воспевают сказочные образы. Мини-скульптура «Аленушка с козленком» была сделана руками мастеров Скульптурно-художественной фабрики №1 в 50-60 годы прошлого столетия. Здесь совмещены филигранное искусство и нежная цветовая гамма, которые в совокупности способны перенести обладателя сего подарка в настоящую сказку. Если же вам необходим более солидный презент, можно отдать предпочтение бюстам с изображением Ворошилова, Ленина и так далее.

 

Подарки из керамики в магазине «Лавка старины»

 

Если вас интересует подарок, наш интернет-магазин «Лавка старины» готов предложить вашему вниманию оригинального слона, симпатичных птичек или же спящего малыша, — эти презенты не только поднимут настроение, но и останутся на память на долгие годы. Также вызывают интерес у клиентов нашего магазина и керамические декоративные тарелки, которые прекрасно впишутся в интерьер дома, офиса, кафе, а также послужат незаменимым подарком для близких и родных вам людей. Согласитесь, купить сувенир, который изготовили в середине прошлого столетия, будет приятно не только истинному коллекционеру предметов антиквариата, но и человеку, знающему толк в таком тонком деле как керамика, в её качестве и особой эстетики.

Сайты Top Clay Figures — Top20Sites.com

Jon Stuart Anderson, Fimo, Polymer Clay Официальный сайт художника

Известный во всем мире своими скульптурами животных фимо, мастер полимера глина Художник Джон Андерсон открывает свою студию, чтобы взглянуть на 25 лет иконоборческой работы, включая его искусство, методы, техники и постоянные инновации полимера глина .Эта искусно собранная полимерная глина марки известна во всем мире за то, что …

Голос

Глина Фигурки

Создаю из проволоки жесткий каркас будущей фигуры, на которую накладываю слои полимера , глины или пластика.Осмотритесь, и если вам это понравится — не стесняйтесь обращаться ко мне и рассказывать об этом. На первом этапе рисую эскизы и макет, а затем составляю план работы. Готовая форма тогда …

Голос

Полимер Глина Персонажи Статуэтки Скульптуры Симпатичные причудливые пушистики Кимс

Kimmie’s Clay Kreations Милый причудливый полимер Clay Торт Топпер, персонажи, фигурки, скульптуры, ювелирные подвески, украшения.Заходите и познакомьтесь со всеми моими новейшими творениями. Симпатичные и причудливые творения, созданные с большой любовью. Некоторые из них мягкие и нечеткие, называемые FuzzyKim, а некоторые …

Голос

План урока по фигуркам из глины — Форма

Название урока: «Фигурки из глины»

Clay — отличное средство для знакомства учащихся с формой.Большинство студентов могут просто взять пластилин и начать делать крутые вещи. Этот урок может быть немного сложным для некоторых учеников, потому что он требует, чтобы ученик имел некоторое представление о характеристиках глины. Но изготовление глиняных фигурок дает ученикам возможность проявить себя в увлекательной игровой форме. Этот урок действительно может быть адаптирован и для учеников средней школы. Я добился больших успехов с этим уроком на начальных уроках рисования.

Класс Уровень: Art 1

Обзор и цель: Познакомить студентов с техникой ручного лепки из глины, а также с работой в форме.Студенты также получат понимание различий между формой и формой.

Материалы: Глина глиняная белая, летучие мыши, вода, печь

Задачи: Учащийся узнает разницу между формой и формой и создаст фигурку из глины, которая может стоять или существовать на ней без дополнительной поддержки.

Передача информации: Учитель будет использовать документ-камеру, чтобы показать демонстрацию техники подсчета очков и скольжения глины для прикрепления.Студенты должны быть полностью осведомлены о правильной технике соединения кусочков глины.

Практика под руководством: Ученики будут строить свои работы в классе, пока учитель ходит и следит за успеваемостью. Убедитесь, что у вас есть хорошее место для хранения глиняных скульптур. Лучше всего использовать влажный шкаф, хотя они дорогие. Хорошая альтернатива — полка. Чтобы кусочки оставались влажными и не высыхали слишком быстро, заверните их в полиэтиленовые пакеты. Когда фигурки смогут стоять сами по себе, вы можете взять пакет для сэндвичей и положить его сверху, чтобы кусок был покрыт сверху, но начал медленно сохнуть снизу.Убедитесь, что ученики создали основу для глиняных фигурок, на которой они могут стоять. Поощряйте учеников творчески подходить к использованию глиняной основы. Также неплохо, чтобы они сначала построили основу, а затем приступили к созданию самой глиняной фигурки.

Обзор : Форма — органическая и геометрическая

Приблизительная продолжительность : 5 дней

Вернуться к планам уроков искусства

Более 300 глиняных фигурок найдены на древнем месте

Археологи в поселении эпохи неолита в Греции обнаружили более 300 глиняных фигурок — некоторые из них похожи на людей, другие — на гибриды человека и животных, возраст которых превышает 7000 лет.

Маленькие статуэтки были разбросаны по всей территории Кутроулу-Магула, местности примерно в 160 милях (257 км) от Афин, которая была заселена в период среднего неолита (ок. 5800 — 5300 до н. Э.). Исследователи говорят, что в Кутроулу Магула когда-то жили несколько сотен человек, которые строили дома из камня и глиняных кирпичей и занимались сельским хозяйством и содержанием домашних животных. Археологи до сих пор исследуют, что артефакты говорят о культуре древнего поселения.

«Считалось, что фигурки, как правило, изображают женскую форму, но наша находка не только необычна по количеству, но и весьма разнообразна: были найдены мужские, женские и не связанные с полом фигурки, а на некоторых изображен гибрид человека и птицы. фигура «, — говорится в заявлении Янниса Гамилакиса, содиректора проекта археологии и археологической этнографии Кутроулу Магула.

«У нас еще много работы по изучению фигурок, но они должны быть в состоянии дать нам огромное количество информации о том, как люди неолита интерпретировали человеческое тело, свой собственный пол, социальную идентичность и опыт».

Площадка примерно в четыре раза больше футбольного поля и представляет собой насыпь высотой до 18 футов (5,5 метра) с как минимум тремя террасами, окруженными канавами. По словам Гамилакиса, данные с этого места свидетельствуют о том, что некоторые стены домов были построены полностью из камня, что не было типичным для того периода.«Это были фермеры, которые держали домашних животных, использовали кремневые или обсидиановые инструменты и имели связи с поселениями в близлежащих районах», — добавил исследователь. «Строительство частей поселения предполагает, что они работали сообща, например, чтобы построить концентрические канавы вокруг своих домов». Раскопки в Кутроулу-Магула начались в 2001 году, а последний проект — в 2010 году. Недавние находки не были описаны в рецензируемых научных журналах, и команда проекта, в которую входят археологи из Саутгемптонского университета, Греческой археологической службы и Британская школа в Афинах — проведет два учебных сезона в 2013 и 2014 годах.

Следите за LiveScience в Twitter @livescience . Мы также на Facebook и Google+ .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *