Фриволите что это: схемы. Техника фриволите для начинающих :: SYL.ru

Содержание

схемы. Техника фриволите для начинающих :: SYL.ru

На сегодняшний день существует множество различных техник плетения и вязания. Одна из них – фриволите – набирает всё большую популярность.

Что такое фриволите?

Фриволите – это техника узелкового плетения, которую в народе еще называют челночным кружевом. Выполненные таким образом изделия отличаются оригинальным рисунком, который состоит из дуг и колец. Эта технология плетения отличается особой экономичностью в плане расходования ниток. А еще она очень удобна тем, что для занятия рукоделием не требуется много места, и повязать можно в любую свободную минутку.

История техники

Пока о технике фриволите известно немного, что порождает множество споров между искусствоведами. Например, о том, где впервые появилось фриволите? В Италии или Азии? Но одно они знают наверняка – в Европе впервые узелковое кружево можно было увидеть в конце XVII века. Именно тогда стало очень модно украшать одежду плетением под золото и серебро. Кружево размещалось на манжетах, воротничках, чепцах, юбках, заколках, жабо и так далее.

Хотя особых изменений в технологии плетения фриволите на протяжении нескольких столетий не было, модернизация затронула используемые инструменты и материалы. А на сегодняшний день они стали не только удобнее, но значительно дешевле. Этот факт придал фриволите еще большей популярности среди рукодельниц.

Инструменты и материалы для фриволите

Перечень необходимых инструментов и материалов для плетения в технике фриволите (для начинающих):

1. Челнок. Специальное приспособление овальной формы. Некоторые модели оборудованы специальным движущимся колесиком внутри, при помощи которого можно быстро наматывать нить. Челноки могут быть изготовлены из разных материалов: дерева, металла, пластика, оргстекла, костяные. Для начинающих – две штуки, в дальнейшем под каждую нить разной толщины нужен свой.

2. Крючок. Необходим для соединения петелек во время работы. Крючок должен быть либо слишком тонким, либо пропорционален толщине пряжи, которая используется в данный момент. Чаще всего рукодельницы останавливают свой выбор на крючках под номером 8, 10 и 13.

3. Пряжа (нитки). Для плетения подойдут любые: из хлопка, шелка, льна, шерсти, синтетики и даже металлизированные. Единственное условие при их выборе – они должны быть хорошо скрученными, прочными и свободно скользить.

4. Ножницы. Могут быть как обычные, так и маникюрные.

5. Игла для вышивания. Нужна для распускания узелков при возможных ошибках в работе.

6. Дополнительная фурнитура для украшения (по желанию). Например, бисер и бусинки, специальные застежки для украшений и так далее.

Начало работы – заправка челнока

Челнок является основным инструментом в плетении фриволите. Если не научиться правильно его заправлять, то не получится хорошей работы.

Из чего состоит челнок? Его конструкция представляет собой две овальные пластины, почти соединяющиеся с обоих концов, внутрь которых закрыт центральный корпус.

Нить заправляется в отверстие центральной бобины и закрепляется узлом. Далее нить проводят через края двух пластин, стараясь намотать её таким образом, чтобы она была помещена внутрь челнока.

Если вы все сделаете правильно, то пряжа будет защищена от порчи и грязи.

Фриволите для начинающих – основы техники

Лучше всего обучаться этому плетению на специальных курсах либо просматривая мастер-классы. А самостоятельно можно ознакомиться с азами.

Техника фриволите для начинающих – первые шаги:

  1. Возьмите заправленный челнок в правую руку между большим и указательным пальцами и старайтесь его держать всегда параллельно им.
  2. Возьмите левыми большим и указательным пальцами пряжу, которая протягивается от челнока и сделайте свободный конец размером около пяти сантиметров.
  3. Обвейте пальцы левой руки нитью, после чего прижмите ее между указательным и большим. Перед вами оказывается «рабочая» пряжа.
  4. Снова в правую руку возьмите челнок. Та пряжа, которая ведет к нему слева, называется «ведущей».
  5. Начинайте плести изделие согласно выбранной схеме.

Встречающиеся на схемах основные термины:

1. Узел: главная составляющая фриволите – кружева. Его плетение подразумевает такие шаги:

  • один конец пряжи закрепляется между большим и указательным пальцами левой руки;
  • оставшаяся часть нити оборачивается вокруг остальных, немного раздвинутых, трех пальцев;
  • затем нить возвращается назад к большому и указательному пальцам и крепится таким образом, что получается колечко;
  • берется челнок в правую руку и проводится через колечко пряжи (которое образовалось на левой), при этом направление инструмента должно быть снизу вверх;
  • средний палец левой руки складывается пополам, благодаря чему нить кольца послабляется;
  • в результате на нити, образовывавшей круг, появляется первый узелок;
  • получившийся элемент крепко сжимается между большим и указательным пальцами левой руки;
  • делается вторая половину узла, которая будет отражаться зеркально от первой, при этом направление челнока должно меняться сверху вниз;
  • пряжа кольца послабляется, чтобы новый полуузел расположился ближе к первому;
  • делается необходимое количество узлов;
  • нить из челнока протягивается до тех пор, пока кольцо не замкнется.

2. Пико – декоративный элемент, предназначенный для соединения между собой колец, дуг, нескольких деталей изделия. Делается следующим образом:

  • перед тем как затянуть первую половинку узла, нить ослабляется;
  • делается вторая половинка узелка, которая образует небольшую петельку для соединения элементов, когда приближается к первой половинке.

3. Кольцо – фигура, которая является результатом соединения нескольких пико и узлов. Чтобы его получить, нужно протягивать пряжу в середину узлов из челнока.

4. Дуга – фигура, позволяющая продолжать плетение до образования еще одного кольца.

Фриволите для начинающих – схемы

Предлагаем схему серёг для начинающих.

Используемая пряжа: хлопковая нить.

Условные обозначения:

  • сплит кольцо — СК;
  • кольцо — К;
  • цепь — Ц;
  • пико – п.

Схема:

1. Кольцо — 4пЗпЗпЗпЗпЗп4.
2. Кольцо- 4пЗпЗпЗп4.
3. К— 4пЗпЗпЗпЗпЗп4.
4. СК— 4пЗпЗпЗп3 + 4.
5. Ц — ЗпЗпЗпЗп3.
6. Ц — ЗпЗпЗпЗпЗп3.
7. Ц — ЗпЗпЗп3.
8 Ц — ЗпЗпЗпЗпЗпЗп3.
9. Ц- ЗпЗпЗп3.
10. Ц — ЗпЗпЗпЗпЗпЗп3.
11. Ц — ЗпЗп3.
12. Ц — ЗпЗпЗпЗпЗп3.
13. Ц — ЗпЗп3.
14. Ц — ЗпЗпЗпЗпЗпЗп3.
15. Ц — Зп3.
16. Ц — ЗпЗпЗпЗп3.
17. Ц — Зп3.
18. Ц — ЗпЗпЗпЗп3.
19. Ц — ЗпЗпЗп3.
20. Ц — ЗпЗпЗп3.
21. Ц — ЗпЗпЗп3.

Фриволите. История возникновения. | Восточные хобби

Изысканное, нежнейшее, шикарное, искусное! Вот такие эпитеты приходят на ум, когда рассматриваешь работы мастериц, плетущих кружево в популярной ныне технике – фриволите. Сама техника основывается на двойных узелках и пике, образующие различные элементы: кольца, дуги и их всевозможные сочетания. Для его плетения используется челнок, который держат в правой руке; левой рукой держат нить, где вяжутся сами узелки.
Техника фриволите появилась в глубокой древности в странах Востока. Теперь уже сложно сказать какая страна стала колыбелью этого искусства. Мы находим упоминание об этом плетни и в памятниках Древнего Египта и Древнего Китая. Само слово «манук», что означает челнок, имеет арабское происхождение.

Большую популярность и развитие техника челночного кружева приобрела в Англии в Викторианскую эпоху. Благородные дамы блистали на балах в платьях, украшенных кружевами, выполненными в этой технике, называемой, по–английски теттинг (tatting). От глагола tat , означающего – плести кружево. Там же, в Англии и были разработаны схемы, по которым и сейчас работают кружевницы.

Из Англии челночное кружевоплетение распространилось во многие европейские страны. В Италии это рукоделие называют occhi, что в переводе означает « глаза». Может быть, это название возникло от того, что кружева, изготовленные таким способом, имели овальную форму, напоминающую человеческий глаз. В Германии эту технику называют шиффхен шпитцен ( schiffchenspitze), что дословно значит – челночное кружево.
Современное название этой техники, имеет французское происхождение. Слово фриволите (frivilite), от frivole, что означает пустой или легкомысленный, вероятно, подразумевает саму структуру неплотного кружева, имеющего относительно большие незаполненные участки.


В Европе этот вид рукоделия был, особенно, модным среди аристократок в XVII веке, так как считалось, что он не требует большого сосредоточения и позволяет вести светские беседы, не отвлекаясь от работы. В России фриволите стало популярно лишь в конце XIX века, где и по сей день находит своих поклонников и ценителей.

Техникой фриволите выполняются самые разнообразные изделия: салфетки, скатерти, покрывала, воротнички для одежды, накидки, перчатки. Очень изысканно смотрится бижутерия, выполненная техникой челночного кружевоплетения. Это серьги, колье, браслеты.
Изделиями в технике фриволите можно украсить интерьер, придав ему оригинальность и самобытность, раскрыв утонченный вкус хозяйки – ведь такие изделия есть далеко не в каждом доме. Это могут быть портьеры, украшенные плетеным кружевом, занавески, наволочки для подушек со вставками из кружев, декоративные игрушки, вазы и многое другое.


Фриволите – довольно увлекательное занятие. Оно не требует дорогих рабочих инструментов, особой организации рабочего места – заниматься плетением можно везде, дома или в дороге. При желании его можно сочетать с макраме, вязанием спицами, вышивкой или каким–либо другим видом рукоделия.

Энергетика изделий, сделанных своими руками, наделяет дом атмосферой особого тепла и уюта. Освоив технику фриволите, и проявив немного фантазии, вы без сомнения, создадите свои эксклюзивные, неподражаемые шедевры, которые порадуют вас и ваших близких.

 

Фриволите / Всё о рукоделии!

Автор: Игнатова Елена

Сайт: Украшения из кружева фриволите

История Фриволите

Высококачественные плетеные кружева в Европе известны уже с конца XV века. Тогда они изготавливались во Франции, Бельгии, Италии и Испании. Во Франции челночное кружево получило особое название «фриволите» («легкий», «пустой»). Его плели из более грубых нитей, чем другие виды кружева. Кружево фриволите использовалось для отделки верхней одежды, манжет, занавесей, портьер. Плетеное челночное кружево было особенно модно в Европе в XVII-XVIII веке.

В Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, потому и сохранилось его французское название. В отличие от коклюшечного, челночное кружево не стало предметом широкого народного промысла, не изготавливалось на кружевных мануфактурах и фабриках, а было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий и особым «ноу-хау» мастериц России того времени.

Народы Востока, откуда пришло фриволите в Европу в XV веке после крестовых походов, сохранили для него название «макук» (макук — это челнок, которым плетется челночное кружево). У ученых есть предположение, что челночное кружево было хорошо известно уже в древнем Египте. В Италии такое кружево именуют «occhi», что означает «глаз», и действительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза. В Германии его называют просто «Schiffchenspiize» (челночное кружево),

Челночное (узелковое) кружево — очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать, где именно оно зародилось. Выдвигаются различные версии. Не исключено, что челночное кружево изобрели различные народы независимо друг от друга намного раньше, чем принято предполагать исследователями.

Умение вязать узлы было высоко развито еще у древнего человека, вплоть до каменного века, просто такие изделия не могли сохраниться и дойти до наших дней со столь давних времен. Не исключено, что узлы фриволите (пусть и в измененном виде) вязали еще наши пра-пра-пращуры, умело соединяя ими кожу, камни, дерево, древние амулеты и элементы декора одежды. И сегодня в начале XXI века фриволите возвращает себе позиции уже в новом качестве, не только как элемент декора, но и как самостоятельные стильные и оригинальные украшения, соединяя воедино древние традиции и современные материалы.

Современное фриволите

Фриволите — это французское название особого вида кружев, сплетенного при помощи узелков вручную с помощью небольшого челночка. Автоматизации процесса плетения кружева фриволите пока не существует, поэтому это исключительно ручная индивидуальная работа мастера. Приобретая кружево фриволите, Вы имеете 100% гарантию ручной авторской работы.

Фриволите — кружево узелковое. Фриволите состоит из узлов и пико, которые образуют то круги, то полукруги (дуги). Из разнообразных комбинаций этих фигур и состоят различного рода рисунки и ажурные узоры узелкового кружева. Именно благодаря тому, что кружево фриволите состоит из узелков, оно является особо прочным, стойко сохраняет и не теряет свою форму. Фактически, это даже не кружево, а кружевное ажурное узелковое плетение.

Кружевоплетение — очень тонкое занятие. Ассортимент изделий, в которых можно использовать кружево фриволите, чрезвычайно велик. Это предметы интерьера, салфетки, скатерти, покрывала, елочные игрушки, а также воротнички, манжеты и вставки в одежду. Однако наиболее современным и актуальным видом кружевоплетения является изготовление всевозможных аксессуаров и украшений.

Для фриволите пригодны различные нити. Необходимое условие — нить должна быть крученой, хорошо скользящей и достаточно прочной. Нити должны быть очень высокого качества. Для салфеточек и воротничков обычно используют хлопчатобумажные нити, но для украшений наилучшим образом подходят именно качественные крученые синтетические нити. Мастеру с ними тяжелее работать, чем с хлопком, зато украшение получается намного красивее и долговечнее.

Изделия, выполненные в технике фриволите, очень изящны и разнообразны. Новацией XXI века является комбинирование кружева фриволите и современных элементов дизайна украшений, выполненных из кожи, металла, камней и других традиционных материалов. Умело, с фантазией можно использовать отдельные кружевные мотивы, выполненные в технике фриволите, для изготовления панно, картин и других композиций.

Техника плетения кружева «фриволите» очень древняя. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе. В России «фриволите» стало известно как французское кружево. Оно плетется с помощью одного или двух челноков и представляет собой систему туго завязанных узлов. Если кто занимался «макраме», тот знает, что там есть один узел, который так и называется «фриволите» или просто «фриволитка». Вот на основе этого узла и построено все кружево. Оно очень прочное и формостойкое, выдерживает большие нагрузки. Эти его свойства и позволили мастеру

применить его для украшений, в сочетании с кожей, металлом, самоцветами и пр.

схемы. Фриволите иглой для начинающих

Чем занять себя в свободное время? Можно увлечься чем-нибудь хорошо знакомым, а можно открыть для себя что-то новое. Как, например, фриволите. Схемы и описания работ помогут и наглядно покажут, что может получиться в итоге.

Виды рукоделия

Слово «рукоделие» означает «делать руками». Делать можно из разного материала: из ткани, ниток, природных материалов, бумаги, стекла… Тоже самое касается и способа выполнения работы: можно клеить, вязать, вышивать, плести, выжигать…

Есть занятия очень популярные, а есть не очень, есть сложные и простые, традиционные и современные… В любом случае, если есть желание что-то сделать своими руками, то из всего этого великого множества увлечений можно выбрать занятие по душе. В этой статье речь пойдёт о необычном хобби — фриволите.

Фриволите

Это плетение кружева при помощи челнока. В Россию пришло из Франции, поэтому с французского языка переводится как «легкомыслие». Модным фриволите было в семнадцатом веке. В этой технике тогда изготовлялись перчатки, сумочки, зонтики, а также шторы и салфетки. От таких вещей веяло какой-то особенной легкостью, и они являлись принадлежностью каждой женщины.

После революции фриволите было объявлено барской прихотью и незаслуженно забыто.

Сегодня на фоне увлечений разного рода рукоделием о фриволите вспомнили. Оно стало одним из видов хобби, при помощи которого можно украсить вещи и придать им индивидуальность.

Выполнение кружев челноком в технике фриволите несложно и очень увлекательно. Не требуется каких-то особенных дорогостоящих приспособлений. Выполнение плетения осваивается очень быстро, а конечный результат настолько красив, что хочется вновь и вновь совершенствовать свои умения.

Простое плетение

Кружево фриволите выполняется всего из одного узла, который чередуется с протяжками. Они называются «пико» и соединяются в круги и дуги. Различные комбинации этого дуэта и образуют рисунок. Если освоить выполнение этого узла при изготовлении кружева в технике фриволите, схемы узоров читать будет проще.

Узел выполняется при помощи иглы или челнока. Рассмотрим фриволите для начинающих иглой.

Вывязывание двойного узла выполняется следующим образом. Прижимаем нить при помощи иглы к пальцу, оставив небольшой конец. Рабочую нить берём на указательный палец, делаем перекрут и надеваем на иглу. Аккуратно затягиваем узелок. Снова берём рабочую нить на палец и делаем перекрут, как в первом случае, только в другую сторону. Скидываем на иглу, подтягиваем, и двойной узел готов.

Теперь посмотрим, как делается пико. Сначала выполним пять двойных узлов, как показано выше, потом оставим немного свободной нити и снова делаем двойной узел. Теперь подтягиваем его к плетению и получаем пико. Величина его будет зависеть от длины свободной нити, которую мы оставляем между узлами.

Продолжим плетение дальше до такой длины: на игле должно быть три пико и четыре отрезка по пять двойных узлов. Выполним кольцо, которое является основным элементом кружева фриволите. Для этого в ушко иглы вденем рабочую нить, стянем на неё плетение, протянем до конца и сделаем кольцо.

Теперь посмотрим, как эти кольца соединяются друг с другом. Оставляем немного нити, примерно, как на пико, и вяжем пять двойных узлов. Их соединяем с первым пико на сделанном ранее кольце, для этого нить проводим при помощи иглы. А дальше вяжем как первое кольцо.

Научившись делать эти простые элементы, можно переходить к более сложным узорам, которые выполняются при помощи челнока.

Фриволите крючком

Есть ещё один способ плетения – это фриволите крючком. Посмотрим, как выполняется цветок. Вместо иглы возьмём крючок, им очень удобно протаскивать нить в готовые кружочки.

Основной элемент цветка – круг, выполнение которого описано чуть выше. Будем выполнять его из четырёх двойных узлов. Когда первый круг готов, делаем соединение: набираем четыре двойных узла, четвёртый и третий провязываем вместе и набираем ещё один узел. Соединение готово. Дальше выполняем плетение подобным образом. Всего сделаем шесть кругов, соединив первый и последний. Получится замечательный цветок.

Его можно использовать как отдельную поделку, например серёжку. Также он может быть элементом более сложного плетения. К примеру, его можно увидеть в центре салфетки, изображённой на первом фото.

Мир фриволите

Замечательные получаются вещи, выполненные в технике фриволите. Фото таких изделий являются доказательством того, какая красота получается.

Такое украшение станет прекрасным дополнением к наряду и ещё больше оттенит индивидуальность его хозяина.

Кружева в технике фриволите, схемы которых представлены в статье, могут быть самостоятельным изделием и элементом декора как вещи, так и помещения. На данной схеме представлен элемент кружева, который может быть использован в любом изделии.

Примером первой группы могут быть шляпки, платья, жакеты, ажурные следочки, дамские сумочки, закладки для книг.

Декоративные прихватки, салфетки, скатерти, птицы и животные, вазы, снежинки призваны украсить помещение.

Как элемент могут использоваться воротнички, цветы на платье, манжеты. На схеме наглядно показано, как можно выполнить воротничок в технике фриволите.

И, конечно, можно сделать всевозможные украшения в виде серёжек, колец, браслетов, ожерелья, заколки для волос.

Мастера фриволите

Искусство плетения кружев в технике фриволите, схемы и фото готовых изделий настолько увлекательны, что, познакомившись с ними однажды всякий раз возвращаешься к этому рукоделию, совершенствуя свои навыки.

Для многих рукодельниц это хобби стало делом всей жизни, и они охотно делятся своими умениями.

В широких кругах известны такие мастера фриволите, как Елена Игнатова из Харькова, Ольга Мешкова из Абакана, Татьяна Романовская из Одессы, Эльмира Кухтиченко из Донецка. Их работы настолько эксклюзивны и великолепны, что, глядя на них, так и хочется попробовать себя в плетении этих кружочков. У многих из них есть свои сайты, где они делятся секретами мастерства или рассказывают о новых работах. Они креативны и предлагают нестандартные дизайнерские решения, воплощающиеся в оригинальных изделиях. Они являются постоянными участниками разных выставок, где можно приобрести их работы.

Ну и конечно, надо сказать о всемирно известном поляке Яне Ставаше, который много сделал для популяризации фриволите, он же развеял миф о том, что рукоделие не для мужчин.

Вот таким предстал перед нами этот необычный вид рукоделия.

Фриволите крючком и с бисером

Фриволите – особенная техника кружевоплетения. Его еще называют узелковым, челночным или французским кружевом. Почему узелковым? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков, завязанных различными способами. Почему челночное? Потому что основный инструмент фриволите – специальный челнок. Почему французское? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции.

Считается что фриволите – это самый простой способ изготовления кружева ручной работы, так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат. Что представляет собой эта техника изящного рукоделия? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться? Давайте подробнее узнаем обо всем этом.

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя. Настолько древняя, что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия. Лишь в одном у них нет разногласий – фриволите появилось на Востоке, а уже затем попало в Европу. На Востоке такое кружево называли «макук» (челнок), в Италии – «окко» (глазок), в Англии – «тетинг» (плетеное кружево), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен» тоже означал «плетение челноком», а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите» (легкомысленный).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием. Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла, как, например, коклюшечное кружевоплетение, но была популярным и распространенным женским рукоделием. Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды, а затем сумочки, шляпки, зонтики, перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси. Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием, недостойным «освобожденной» женщины. И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе!), а потом и в остальных частях СССР.

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел, завязанный с помощью специального челнока. Готовые изделия, выполненные в технике фриволите – это целая система туго завязанных узелков. Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам, так и начинающим рукодельницам.

Для начала обучения понадобится всего два челночка, а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры. Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции. Изготавливают их из дерева, пластика, кости, металла и оргстекла. Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно, например, из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки.

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты:

  • вязальные крючки, которым отдельные элементы соединяются между собой;
  • игла для того, чтобы распускать «бракованные» узелки;
  • ножницы для обрезания нити;
  • фурнитура в виде бусин, бисера, стразов, пайеток и застежек для украшений;
  • сами нити, из которых плетется кружево.

Для французского кружева подойдут разнообразные нити: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, синтетические. Главные качества нити для такого кружева – это ее хорошая скрученность, прочность и высокая степень скольжения. Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити, а для украшений – синтетические. Так, например, когда плетут фриволите с бисером или бусинками, то берут капроновую нить.

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном, главном узле, который так и называется «узел фриволите» и состоит из двух симметричных частей. Этот узел может быть прямым и обратным. Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева: кольцо, дуга, пико. Причем кольцо может быть также полукольцом, комбинированным кольцом, кольцом в кольце. В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов: прямую сцепку и обратную сцепку.

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса. Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны, что просто диву даешься. Кроме ажурных салфеток, воротничков, шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию, а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах. Этим кружевом украшают скатерти и покрывала, эксклюзивное постельное белье, свадебные платья и дизайнерскую одежду. Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл, кожа и камень. На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс», где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме.

Еще один приятный момент в возможностях узелкового кружевоплетения заключается в том, что фриволите можно плести не только с помощью челнока. Прекрасной альтернативой челночного кружева может стать фриволите крючком или на пальцах. Освоить все эти техники изготовления узелкового кружева можно не только на специальных курсах, но и самостоятельно. Воспользуетесь мастер-классами челночного кружевоплетения, посмотрите видеоуроки или приобретите специальные пособия. Найдите схемы и описания работы и вперед – покорять такое забытое и такое изящное рукоделие. Ведь известно, что все новое – это хорошо забытое старое. А фриволите (почти забытое искусство плетения французского кружева), возродившееся в наше время, еще раз подтвердило эту прописную истину.

Фриволите

Фриволите

По своей природе этот род работы составляет продолжение вязания крючком и в то же время служит приготовительным упражнением к работе, которую мы опишем в следующей главе.

Фриволите состоит из узлов и пико, которые образуют то круги, то полукруги; от разнообразного размещения этих фигур происходят различного рода рисунки.

Название «Фриволите», по существу, французское; оно принято почти во всех странах Европы. Однако итальянцы называют Фриволите «occhi», а восточные народы сохранили за ним древнее название «макук», термин, заимствованный от челноков, которые служат для исполнения Фриволите.

Работы из Фриволите должны быть причислены скорее к работам аграмантным, чем к кружевным работам.

Исполненный в один цвет, из шелковой нитки, этот род аграманта употребляют как отделку для платьев и манто; сделанная же в несколько цветов, из толстой бумажной или льняной нитки, тесьма Фриволите служит для обшивки чехлов для мебели, занавесей, портьер, подушек и проч.

Для детских платьев, передников, воротничков и манжет всякого рода употребляют преимущественно светлые цвета и нитку средней толщины.

Если Фриволите употребляется как кружева для отделки белья и постельного белья, берут всегда белую нитку известной толщины.

Челноки. Челнок для Фриволите состоит из двух пластин в виде маслины, заостренных на концах и соединенных посредине. Форма этой маленькой вещицы не безразлична, потому что хороший челнок много способствует быстрому и совершенному исполнению работы.

В XVIII веках, в эпоху, когда Фриволите было очень в моде, челноки, которые употреблялись тогда, были длиннее, чем челноки, которыми пользуются теперь, потому что Фриволите делалось тогда из более грубых материалов и очень часто из шелкового петличного шнурка.

Челнок не должен иметь более 7 см. в длину и 2 см. в ширину. Оба конца листков должны быть достаточно сближены, чтобы препятствовать нитке свободно выскользать между ними. Особенно следует обращать внимание на этот совет тогда, когда выполнение рисунка требует одновременного употребления двух челноков.

В плотной части, которая соединяет обе пластинки, должна быть пробита довольно большая дырка, чтобы в ней можно было укрепить нитку, которая наматывается на челнок. Нитка не должна выходить за края пластинок, потому что в этом случае она потеряет свою чистоту при беспрерывном проходе через руки работающей.


Рис.516. Первое положение рук

Материалы. В виду очень большого числа различных предметов, которые могут быть отделаны Фриволите, для изготовления его можно пользоваться самыми разнообразными материалами, выбирая однако всегда нитку достаточно крученую.

Этот род работы назначается главным образом для украшения белья и детских платьев; для этого употребления мы советуем специально Эльзасские нитки D.M.C. в клубках, кордонне 6 нит. D.M.C. и нитки для точек D.M.C.; для постельного белья употребляются преимущественно нитки для вязания D.M.C.

Употребляемое как аграмант, будет ли оно назначаться для отделки платьев и манто, или для предметов убранства комнат, Фриволите исполняется из бумаги перле D.M.C. или Альзация.

Случается часто, что работы из Фриволите оканчиваются и соединяются несколькими оборотами тамбура; в этом случае для тамбура пользуются теми же самыми материалами, как и для Фриволите. Однако для этого последнего нитка должна быть всегда несколькими номерами тоньше.


Рис.517. Второе положение рук

Узлы или двойные петли. Первое положение рук (Рис. 516).

Исполнение узлов или петель кажется на первый взгляд представляющим много трудностей. Однако наши читательницы легко преодолеют их, руководствуясь в своих первых опытах нашими указаниями. Точно так же они не , должны упускать из виду, когда начнут учиться Фриволите, что правая рука, пропустив челнок в петлю, удерживает и натягивает нитку, оставаясь неподвижной до тех пор, пока левая рука затянет узел.

Наполнив челнок необходимым количеством ниток, захватывают конец нитки между указательным и большим пальцами левой руки, берут челнок в правую руку, пропускают нитку, сверху третьего и четвертого пальцев левой руки, потом проводят нитку снова к большому пальцу и скрещивают обе нитки под пальцами, как показывает рис. 516.

Нитку, выходящую из челнока, обводят вокруг мизинца правой руки, потом придают челноку положение, указанное на рисунке.

Второе положение рук (Рис. 517 и 518).


Рис.518. Третье положение рук

Челнок проводят между указательным и третьим пальцами в направлении, указанном пунктиром на рис.517, и выпускают его позади петли. Вот здесь то и представляются первые трудности для начинающих, и для того чтобы не смешивать движения левой руки с движениями правой руки мы посоветуем делать следующее, до тех пор, пока не получится доста точной уверенности в движениях.

Сначала конец нитки, который находится между челноком и левой рукой не должен быть длиннее 20—25 см. Пропустив челнок в петлю, опираются правой рукой на стол и сильно натягивают нитку, удерживаясь в это время от малейшего движения левой рукой.

Когда правая рука приняла пассивное положение, третий и четвертый пальцы левой руки поднимаются вместе с петлей и затягивают ее, раздвигаясь в то же время настолько, чтобы натянуть нитку. Этим движением образуется первая часть «двойного узла», составляющая петлю Фриволите.


Рис. 519. Четвертое положение рук

Нужно стараться не забывать, что нитка в правой руке не должна никогда двигаться, пока действует еще левая рука; только та часть нитки, которая находится в левой руке, должна образовать узел.

Нитка правой руки всегда должна быть в состоянии пройти сквозь узлы; невозможно было бы продолжать работать ею, если бы она сама затянулась в узел, так как исчезла бы возможность удлинять или укорачивать петлю на левой руке.

Четвертое положение рук (рис. 519).

Вторая часть петли или узла образуется следующими движениями: пропускают челнок, как это представлено на рис. 519, слева направо между указательным и третьим пальцами под натянутую петлю; правая рука схватывает челнок перед свободной петлей и натягивает нитку; левая рука затягивает второй узел как первый.

Два соединенных узла образуют тогда двойной узел.

Простые узлы или пико Жозефин (рис. 520 и 521).



Рис. 520. Простые узлы.
Маленькое пико Жозефин


Рис.521. Простые узлы.
Большое пико Жозефин

Иногда делают также ряд простых узлов, состоящий единственно из первых узлов; этот ряд называется: пико Жозефин. Это пико можно делать только из 4 или 5 узлов, как это видно из рис. 520, или из 10-12 узлов, как на рис. 521.

Пятое положение рук (рис.522).


Рис.522. Пятое положение рук

Когда второй узел, образующий двойной узел, окончен, руки принимают положение, показанное на рис. 516. Рис. 522 повторяет это положение и показывает в то же время несколько законченных двойных узлов.

Положение рук для образования пико (рис.523).

Так же, как в вязании спицами и в вязании крючком, в рисунки Фриволите можно вставлять пико.

Это пико служит также для соединения различных частей работы и с его помощью возможно делать разнообразные и удачные сочетания.


Рис. 523. Положение рук для образования пико

Рис. 522 показывает способ образования пико.

Пико открытое и закрытое. (Рис. 524 и 525).

Это пико делают из полу-узла, оставляя на натянутой нитке такую петлю, как показано на рис. 524, и сохраняя между предыдущим и последующим узлом маленькое расстояние; заканчивают полу-узел и, затянув его, присоединяют к предыдущим узлам.

Тогда пико, представленное на рис. 525, образуется вполне естественно.

Во всех описаниях Фриволите, узел, который следует за пико, независим от петли.

Точно так же, если описание Фриволите предписывает: 2 петли или узла, 1 пико, 3 петли, 1 пико, 2 петли и т. д., считают всегда узлы, чтобы пользоваться ими для образования петли, а не делают: 2 петли, 1 пико, 4 петли и т. д.



Рис. 524. Пико открытое


Рис.525. Пико закрытое


Способ связывания посредством пико.

Чтобы связать посредством пико различные круги, ромбы и т. д., нитку, идущую в левой руке, захватывают крючком, которым и вводят ее в пико сверху вниз и выводят обратно; пропускают челнок в петлю, выходящую из пико и затягивают ее как и всякую другую петлю.

Навивка на руку ниток двух челноков. (Рис. 526).


Рис.526. Навивка на руку ниток двух челноков

Два челнока во Фриволите употребляются тогда, когда маленькие кружки должны быть соединены ниткой при их основании, или когда требуется маскировать переход нитки к другой группе петель, или же когда работают нитками различных цветов.

При работе двумя челноками концы обеих ниток связываются. Одна из них проходит на третий палец левой руки, навертывается дважды вокруг четвертого пальца, а челнок падает свободно.

Тогда второй челнок берется в правую руку, которая исполняет те же, движения, как при работе с одним челноком.

Примечание. Мы пользуемся и здесь так же, как в «Вязании спицами» и «Вязании крючком или тамбуром» сокращением п. вместо слова петля.

Отдельные зубцы. (Рис. 527).

Делать одним челноком: 12 двойных п., стянуть нитку таким образом, чтобы придать п. форму полукруга; первая п. следующего зубца должна быть приближена к последней п. предшествующего зубца так, чтобы коснулась его.

Материалы. Эльзасские нитки D.M.C. №№ 30-70, нитки для точек D.M.C. №20-30 или нитки для вязания D.M.C. №№12-45, белые или экрю.



Рис. 527. Отдельные зубцы


Рис. 528. Соединенные зубцы


Соединенные или сцепленные зубцы. (Рис. 528).

Делать одним челноком: 4 двойных п., 1 пико,* 8 двойных п., 1 пико, 4 двойных п., закрыть полукруг, 4 двойных п., пропустить нитку через 2-е пико предшествующего зубца и начинать опять (*).

Материалы. Эльзасские нитки D.M.C. №№ 30-70, кордонне 6 нит. D.M.C. № 25-60 или нитки для вязания D.M.C. №№ 12-45, белые или экрю.

Зубцы с пико. (Рис. 529).

Делают одним челноком: 4 двойных п., 1 пико,* 3 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, 3 двойных п., 1 пико, 4 двойных п., закрыть круг.

Прежде чем начать следующий круг, оставить достаточно длинную нитку, чтобы кружки не лежали друг на друге = сделать 4 двойных п., пропустить нитку левой руки через 5-е пико предыдущего круга и начинать снова потом.

Материалы. Эльзасские нитки D.M.C. №№ 30-70, кордонне 6 нит. D.M.C. № 25-60 или нитки для точек D.M.C. №№ 20-30, белые или экрю.

Тесьма из Фриволите. (Рис. 530).

Сделать одним челноком кружок, подобный кружкам на рис. 529, перевернуть работу = потом, оставив свободную нитку длиною от 5 до 10 мм., сделать второй кружок = перевернуть работу = снова оставить свободную нитку, начать третий кружок, который привязать после 4 двойной петли к 5-му пико 1-го кружка = перевертывать работу после каждого оконченного кружка таким образом, чтобы все верхние кружки представляли лицо, а все нижние изнанку работу.

Когда эта тесьма употребляется как прошивка для белья, пико укрепляют маленькой головкой тамбура, как это будет видно из следующих рисунков.



Рис. 529. Зубцы с пико


Рис. 530. Тесьма из Фриволите

Материалы. Эльзасские нитки D.M.C. №№ 30-70 или нитки для вязания D.M.C. №№ 12-45, белые или экрю.

Тесьма из Фриволите. (Рис. 531).

Делать двумя челноками. Связать оба конца нитки и начинать одной ниткой и одним челноком делать первый кружок на рис. 529 и 530 = перевернуть работу = делать вторым челноком второй кружок, подобный первому и совсем придвинутый к нему; потом, окончив этот второй кружок, пропустить нитку, которой работали до этого момента, сверху левой руки, взять в правую руку остававшийся свободным челнок и исполнить 6 двойных п. на 2-й нитке = перевернуть работу = после чего делать снова одним челноком один кружок вверх и один кружок вниз, стараясь соединять кружки посредством пико, как это указано на рис. 529 и 530.

Материалы. Эльзасские нитки D.M.C. №№ 30-70 или кордонне 6 нит. D.M.C. №№ 30-80, белые или экрю.



Рис.531.
Тесьма из Фриволите


Рис. 532. Кружево тамбуром с Фриволите


Кружево тамбуром с Фриволите. (Рис. 532).

Делать одним челноком: 1 двойную п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, вдвое длиннее других, 2 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 пико, 2 двойных п., 1 длинное пико, 1 двойную п. = закрыть кружок = закрепить оба конца ниток на изнанке несколькими стежками.

Продолжать как мы объяснили выше, но прежде чем делать последнюю двойную петлю, привязать начатый кружок к предыдущему, кружку посредством длинного пико, потом сделать последнюю петлю и закрепить нитки.

Когда будет закончен достаточный ряд кружков, поднять пико столбиками тамбура, разделенными между собою 3 воздушными п. На этом первом туре вяжут крючком второй тур, состоящий из: 1 плотной п. в столбике 1-го тура, 2 воздушных п., 1 пико, 2 воздушных п.

Чтобы кончить нижнюю часть работы, делают: 1 плотную п. в 1-е пико, 3 воздушных п., 1 плотную п. в 2-е пико, 3 воздушных п., 1 плотную п. в 3-е пико, 3 воздушных п., 1 плотное п. в 1-е пико следующего кружка. Тур плотных п. служит каймой кружева.

Материалы. Для Фриволите: Эльзасские нитки D.M.C. или кордонне 6 нит. D.M.C. № 50. Для крючка: Эльзасские нитки D.M.C. или кордонне 6 нит. D.M.C. № 80, белые или экрю.


Рис. 533. Кружево из Фриволите

Кружево из Фриволите. (Рис. 533).Делать двумя челноками.

Первый ряд делается по рис. 528 одним челноком.

2-й и 3-й ряды делаются двумя челноками.

Сплетают нитку челнока правой руки с первым пико и здесь привязывают ее; потом делают сверху этой нитки, ниткой левой руки то же самое число двойных п. и пико, как и на 1-м туре и привязывают каждый полукруг к пико предыдущего ряда.

При третьем туре оставляют 3 пико между 8 двойными п. сверху.

Материалы.

Эльзасские нитки В. М. С. №№ 30—70 или нитки для точек В. М. С. №№ 20—30, белые или экрю.

фриволите — WordReference.com Словарь английского языка


От глагола tat : (⇒ спрягать)
tatting : ⓘЩелкните инфинитив, чтобы увидеть все доступные склонения.
v pres p глагол, настоящее причастие : глагол -ing используется описательно или образует прогрессивный глагол — например, « поющая птица », «Это поющая ».

Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2020
tat • ting (tat ing), США произношение n.
  1. Одежда: Процесс или процесс изготовления завязанного узлом кружева из хлопковой или льняной нити с помощью челнока.
  2. Одежда такое кружево.
  • происхождение, изначально не определено 1835–45

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

фриволите / ˈtætɪŋ / n
  1. сложный тип кружева, сделанного путем наматывания хлопковой или льняной нити с помощью ручного челнока
  2. акт или работа по изготовлению этого
Этимология: XIX век: неизвестного происхождения
WordReference Random House Полный словарь американского английского языка © 2020
tat (tat), USA произношение v.i., v.t., tat • ted, tat • ting.
  1. Одежда для фриволите.
  • корешок от фриволите 1900–05

TAT,
  • См. Thematic Apperception Test.

  • Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

    tat / tæt / vb (tats, tatting, tatted)
    1. сделать (что-то) путем tatting
    Этимология: XIX век: неизвестного происхождения
    tat / tæt / n
    1. tatty items or a tatty condition
    2. безвкусных изделий
    3. запутанная масса
    Этимология: XX век: образование спинки из tatty
    tat / tæt / n
    1. См. Tit for tat

    tatting ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

    идиом по The Free Dictionary

    дать (одну) зуб за зуб

    Чтобы нанести ответный удар одному.Эта фраза, скорее всего, является изменением голландской фразы «наконечник за ударом», что означает «удар за ударом». A: «Шелли злится на тебя?» B: «Да, и она дает мне око за око, отказываясь помочь мне спланировать это мероприятие». Я знаю, что твой брат ударил тебя, но тебе не нужно давать ему око за око — найдите лучшее решение, чем это.

    temp tat

    неформальный Сокращение слова «временная татуировка». У всех нас есть временные тату в торговом центре. Моя мама испугалась, когда увидела картинку на моей лодыжке, пока я не показал ей, что это всего лишь временная татуировка.

    тит за зуб

    Описание акта возмездия. Эта фраза, скорее всего, является изменением голландской фразы «наконечник за ударом», что означает «удар за ударом». Она злится на меня, поэтому отказывается помочь мне спланировать это мероприятие — типичная «око за око».

    Словарь идиом Farlex. © 2015 Farlex, Inc, все права защищены.

    дать кому-то зуб за зуб

    Рис. , чтобы дать кому-то нечто равное тому, что было дано вам; обмениваться с кем-то серией очень похожих вещей одну за другой.Они доставили мне те же трудности, что и я. Они дали мне око за око. Он ударил меня, и я ударил его. Каждый раз, когда он бил меня, я бил его. Я просто дал ему око за око.

    Словарь американских идиом и фразовых глаголов Макгроу-Хилла. © 2002 McGraw-Hill Companies, Inc.

    око за око

    Возмещение натурой, возмездие, как в . Если он не поможет с уборкой пляжа, я не буду держать киоск на выпечке продажа; это око за око . Считается, что этот термин представляет собой повреждение наконечника на метчик , что означает «удар за ударом».«Его нынешняя форма датируется серединой 1500-х годов.

    Словарь идиом American Heritage®, составленный Кристин Аммер. Авторское право © 2003, 1997 — The Christine Ammer 1992 Trust. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    Око за око

    Око за око — это что-то, что кто-то делает, чтобы расстроить или причинить вред тому, кто расстроил или причинил им вред. Очевидно, око за око он объявил, что увольняет членов двух комитетов, ответственных за безопасность реакторов.Примечание: Тит вместо тат также используется перед существительными. Спор «око за око» привел к фактическому закрытию границы между двумя странами.

    Словарь идиом Collins COBUILD, 3-е изд. © HarperCollins Publishers, 2012

    зуб за зуб

    ситуация, при которой в ответ или в ответ наносится оскорбление или оскорбление.

    Словарь идиом партнеров Farlex © Farlex 2017

    tit for ˈtat

    ситуация, в которой вы делаете что-то неприятное кому-то, потому что они сделали что-то неприятное для вас: он ударил меня, и я ударил его — это было око за око.♢ рутина «око за око», когда страны высылают посланников друг друга

    Словарь идиом партнеров Farlex © Farlex 2017

    tat

    temp-tat

    n. временная татуировка. (Те, у кого есть настоящие чернила, смотрят на него как на слабого.) Мой отец чуть не прохрипел, пока я не убедил его, что они временщики.

    Словарь американского сленга и разговорных выражений МакГроу-Хилла Авторские права © 2006 McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены.

    око за око

    Натуральный платеж; точное возмездие.Большинство авторитетов считают, что это выражение было искажением наконечника на нажатие, означает «удар за ударом». В своем нынешнем виде он был уже в шестнадцатом веке. В книге «Притчи » Джона Хейвуда (1546) говорилось: «Сенс тайт для тат (молвил I) на euen hand установлен, Приставьте голову зайца к гусиной лебедке», а в его Spider and Flie (1556): «Это око за око в этом альтрикасионе.

    Словарь клише Кристин Аммер Авторские права © 2013, Кристин Аммер

    См. Также:

    Око за око — значение, происхождение, примеры и предложения

    Значения «око за око»

    Фраза «око за око» тат »означает добрый ответ или контратаку.Это также относится к акту возмездия.

    Происхождение слова «око за око»

    Фраза «око за око», возможно, произошла из притчи Паук и муха , опубликованной в 1556 году, где говорится: «Это око за око в этом altricacion [спор]. »

    Позже, в 20 веке, оно появилось как сленг в Songs & Slang of the British Soldier , написанном Эриком Партриджем, опубликованном в 1930 году, где оно используется как; «Око за око, око за око, то есть шляпа.С тех пор эта фраза используется разными авторами, передавая разные оттенки значений.

    Примеры из литературы

    Пример № 1

    Око за око Вальтера де ла Мара

    «Вы ловили рыбу, Том Нодди?
    Вы поймали плачущего зайца?
    Вы свистнули «No Nunny» и пристрелили бедного кролика?
    Или ослепили птицу в воздухе?

    Проходили ли вы, как убийца, через зеленый лес,
    Сквозь росистые глубокие трещины и мрак,
    В то время как каждое маленькое существо пронзительно кричало Даме Природе
    «Он идет — и он идет!»?

    Интересно, что я очень люблю, Том Нодди,
    Если когда-нибудь, когда ты будешь бродить,
    Огр из космоса наклонится с худым лицом,
    И утащит тебя домой:

    Утащит тебя домой через забор, Том Нодди,
    Из колючек высотой девять ярдов,
    С твоими согнутыми коленями обвитыми вокруг его старого железного ружья
    И твоя голова болтается, словно дань.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *