Этапы рисования матрешки: Как нарисовать матрешку поэтапно? ♥ Рисунки карандашом поэтапно

Содержание

Мастер-класс смотреть онлайн: Мастер-класс «Роспись матрешки»

Матрешками приятно любоваться, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии.

Перед началом работы нужно приготовить рабочее место и материал, который нам понадобиться для работы.

— карандаш, ластик,кисть №0, №1, №3, №4,палитра,краски акриловые, либо темперные, ватные палочки, тряпочка,лак,клеёнка

Первый этап нашей работы – это карандашный эскиз на заготовке.

Проводим вертикальную линию от макушки до низа, она нам нужна для того чтобы симметрично нарисовать эскиз нашей будущей матрешки.

И начинаем с лица.

Нужно проверить правильность расположения лица, на матрешке: если контур лица находится выше «шеи» — сужения на заготовке, а сверху и с боков лица осталось место для будущего платка, то это правильно.

Потом намечаем линией контуры платка, верхний край платка совпадает с контурами лица, а нижний закрывает шею и спину.

Дальше намечаем руки матрешки, которые могут быть опушены вниз либо согнуты в локте и сарафан.

Когда эскиз готов, можно приступать к выполнению в цвете – это будет второй этап нашей матрешки.

Выбор цветов зависит от вашей фантазии, вкуса и наличия красок. Но в любом случае это должны быть яркие и сочные оттенки.

Теперь мы снова беремся за карандаш и намечаем остальные узоры на матрешке. Это цветочные мотивы для данной матрешки я за основу взяла городецкую роспись.

Чтобы со вкусом разместить цветы и листья на платке, сначала намечаем контуры карандашом тщательно продумав расположение каждого из элементов рисунка. И только после этого приступаем к росписи.

Роспись сарафана.

Чтобы заполнить фон, проще всего нарисовать у матрешки в руках букет цветов, корзину, самовар и т.д.

Оставшееся свободное пространство на сарафане заполним цветами и листьями все теми же мотивами городецкой росписи.

И теперь самое сложное в матрешке — это лицо матрешки. Лицо матрешки – это основная и главная работа. Матрешка должна улыбаться!!!

Это третий этап нашей работы.

Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесем карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец.

Прическа.

Традиционная прическа матрешки – прямой пробор. Волосы рисуем охрой краской, предварительно наметив их контур карандашом. После того как краска подсохнет, выделим отдельные пряди более темной краской.

Глаза.

На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки. Проведем линии века. Эти 2 линии, выходящие из одной точки, плавно расходятся, огибая глаза, постепенно переходят в параллельные линии. Тонкие линии бровей как бы повторяют линии века. Все линии выполняют мягким карандашом, едва касаясь поверхности.

Нос.

Не надо пытаться нарисовать реалистичный носик. Обозначим его 2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/З от нижнего контура лица. Вот и появился у нашей матрешки носик.

Губы.

Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем дугообразную линию. И матрешка сразу вам улыбнется. Остается только придать форму губам.

Румянец.

Для румянца нам понадобиться ватная палочка и красная краска, очень жидко разбавленная водой. Вы на палочку наносите немного краски и прежде чем наводить румянец должны убедиться, что на вашей палочке минимум краски. Румянец располагается на одном уровне с линией губ.

Но его мы наводим уже тогда, когда лицо полностью выполнено в цвете.

Четвертый этап работы- выполнения лица в цвете.

Для лица вам понадобиться охра и белила. Смешав эти два цвета, вы получите нужный вам оттенок для лица. Карандашный набросок лица стирать не нужно он будет просвечиваться через краску, которую вы нанесете.

И вы по этому наброску нарисуете лицо.

И остается самая легкая часть в нашей работе, оживка.

Это будет последний –пятый этап нашей работы.

Оживка- это прорисовывание самых мелких деталий.

И вот работа закончена.

Работу можно покрыть лаком. Я покрываю паркетным лаком в 3 слоя.

Надеюсь данный мастер-класс вам понравился и оставил в вашей душе, только положительные эмоции.

а Как | Как нарисовать матрёшку?

1 шаг


По центру листа рисуем тонкую вертикальную вспомогательную линию. Ориентируясь на эту линию, в верхней части листа рисуем круг – это будет лицо матрешки. Если круг выходит не очень круглым – не беда. Гораздо важнее, чтобы он получился симметричным.

2 шаг


Для того, чтобы определиться с высотой матрешки, дважды откладываем на вспомогательной линии расстояние, равное диаметру ее лица.

3 шаг


Рисуем голову.

4 шаг


Как бы продолжая линии головы, проводим вниз две вспомогательные вертикальные линии. Они помогут нам симметрично нарисовать тело куклы и узор на ее сарафане. Линии рисуем тонко, чтобы потом было легче их стереть.

5 шаг


По нижней отметке на центральной вспомогательной линии рисуем донышко матрешки.

6 шаг


Осталось нарисовать тело матрешки. Вот здесь нам и пригодятся боковые вспомогательные линии. Ориентируясь на них, соединяем симметричными выпуклыми дугами линии головы с донышком.

7 шаг


Контур матрешки готов, и мы приступаем к отрисовке внутренних элементов. Начнем с платочка. В первую очередь рисуем узелок по центру и отходящие вниз от него концы платка. Затем проводим линии влево и вправо. На концах платка и узелке отмечаем складки.

8 шаг


Рисуем верх сарафана – полосу-кокетку с лямками и проймы.

9 шаг


Теперь рисуем руки матрешки. Сначала – пышные рукава блузки, потом – кисти рук. На рукавах прорисовываем складки, на руках – все пальчики.

10 шаг


Начинаем расписывать сарафан. Для начала рисуем по центру неширокую вертикальную полосу.

11 шаг


Украшаем полосу орнаментом. Поскольку главный узор будет на самом сарафане, орнамент делаем неброским, чтобы он не отвлекал на себя внимание. Хорошо будут смотреться обычные треугольнички.

12 шаг


Точно такими же треугольничками украшаем и верхнюю полосу-кокетку сарафана.

13 шаг


Приступаем к рисованию основного орнамента на сарафане. На первый взгляд он кажется сложным, но на самом деле рисовать его очень легко. Фрагмент орнамента состоит из стилизованных цветка и ягодки земляники, которые соединены изогнутой веточкой. С каждой стороны сарафана фрагмент повторяется 2 раза по вертикали и размещается между центральной полосой и боковой вспомогательной линией. Рисуем орнамент сначала на одной стороне сарафана…

14 шаг


…а затем на другой. Сарафан матрешки готов.

15 шаг


Теперь украшаем платочек. Узор для него лучше тоже подобрать несложный и неброский. Например, редкий некрупный горошек такого же размера, что и серединки цветов в орнаменте сарафана.

16 шаг


Приступаем к заключительному этапу – рисованию лица матрешки. В первую очередь рисуем волосы, прорисовываем прядки.

17 шаг


Теперь рисуем глаза с ресничками и брови. При рисовании глаз необязательно добиваться полной идентичности с человеческим глазом. Главное, чтобы глаза получились выразительными. Рисуя брови, стараемся не располагать их слишком близко друг к другу, чтобы наша матрешка не хмурилась.

18 шаг


Чуть ниже середины лица двумя точками рисуем нос и тщательно прорисовываем улыбающийся рот. Тонкими линиями рисуем круги-щеки.

19 шаг


Осторожно ластиком стираем центральную и боковые вспомогательные линии. Наша матрешка готова.

Как нарисовать матрешку? Разбираем поэтапно

Главным символом России считается матрешка – смешная деревянная фигурка куклы, внутри которой одна в одной содержатся ее маленькие копии. Мировую известность она получила более 100 лет назад. Ее создателем стал русский токарь Василий Звездочкин, а прообразом явилась буддийская статуя. Как нарисовать матрешку, ставшую любимым сувениром из России среди иностранцев?

Основные детали фигуры

Чтобы понять, как нарисовать матрешку, нужно обратиться к фольклору. По одной из версий, русская куколка приходится младшей сестренкой японским куклам Фукуруме и Даруме, изображающих мудрецов или духов. В отличие от них, матрешка – нарядная девочка или кумушка, закутанная в расписной платок и румяная с мороза. Соответственно, главными деталями нашего рисунка будут лицо, косынка с затейливым узором, сарафан или передник. Примечательно, что у матрешки есть талия, в некоторых случаях изображаются руки и ноги.

С чего начать?

Решите для себя, каким будет ваш рисунок, представьте его в воображении. От этой картины и будет зависеть, как нарисовать матрешку. Какое содержание и смысловая нагрузка будут у вашей картины? Будет присутствовать одна кукла или целая семья? Может быть, это будут три подружки, идущие с корзинками в лес по грибы и ягоды? Популярным сюжетом для изображения матрешек является русская народная сказка «Репка», где наибольшая матрешка – Дед, затем идут Бабка, Внучка, Жучка и Кошка, а наименьшая фигурка – Мышка. Дайте простор вашему воображению, вспомните услышанные в детстве сказки, пофантазируйте.

Как нарисовать матрешку карандашом?

После обдумывания сюжета можно приступать к творчеству. Если рисуете впервые, наносите линии тонким карандашом, который можно стереть ластиком, не оставив следа. Нарисуйте 2 круга так, чтобы верхний меньший прилегал к нижнему внахлест. Если все прошло удачно, сотрите ненужные линии. Нижний край изображения сделайте плоским, чтобы матрешка «стояла».

Следующий этап – лицо. Внутри верхнего круга рисуем маленькую окружность, двумя линиями внутри обозначаем челку. Изображаем брови, глаза и нос, имитированный двумя точками. Чтобы нарисовать губы, делаем горизонтальную черточку, затем 2 волнистые линии снизу и одну сверху.

Затем от лица проводим линии в стороны – это будет платок. Рисуем рукава, ладошки. Затем снизу проводим горизонтальную полукруглую линию – край передника.

По краю косынки будет кайма, а на переднике – цветы и узоры. Раскрасьте матрешку по своему усмотрению, не забудьте нарумянить щечки.

Дополнительная информация

Шаблоны для рисования можно приобрести в магазине для детского творчества. Они могут пригодится в том случае, если вам до сих пор непонятно, как нарисовать матрешку поэтапно.

Если вы хотите изобразить фигуру мальчика, вместо платка можно нарисовать волосы с челкой или любой мужской головной убор. Традиционная одежда для куклы-парня – русская рубаха с пояском, обувь – лапти.

Перечисленные советы о том, как нарисовать матрешку, пригодятся и взрослым, и детям, поскольку все детали – простые фигуры, которые легко изобразить самостоятельно.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «В гости к нам пришла матрёшка»

1

Организационно-мотивационный этап

Положительно настроить детей на предстоящую деятельность

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки сегодня к нам в гости пришла Семеновская Матрёшка! Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на то, что русские люди всегда любили красоту и умели её творить, создавать. Обратите внимание экран.

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных умельцев, о красоте их творчества?

В народе говорили: «умелец да рукоделец и себе и людям радость принесёт».

Умелец это кто?

Про какого человека говорят, что он рукоделец?

Настоящие умельцы не только создавали, но и украшали настоящим искусством свой дом. Делали игрушки для своих детей, посуду для кухни и изделия для всей семьи.

Сюрпризный моменты.

Указание

Вопросы к детям

Приветствуют друг друга и гостей.

Дети рассматривают картинки матрёшек, высказывают свои мысли о том, кто такие умелец и рукоделец.

Да

Ответы детей

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

2.1.

2.2.

2.3.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Этап ознакомления с материалом

Этап практического решения проблемы

Создание проблемной ситуации

Решение поставленных задач.

Ребята давайте отгадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……(матрёшка).

Подлинным русским сувениром стали наши матрёшки. Очень нравятся они гостям из других стран, туристам и путешественникам. Как приезжают – так купить желают. Но в разных местах, в разных областях, деревнях и сёлах стали изготавливать матрёшек по-разному, по-своему. Сегодня мы с вами поговорим о Семёновских Матрёшках.

Семёновские матрёшки очень любят цветы. Посмотрите на нашу гостью, какая она красивая, нарядная. Весь фартучек в цветах. Цветы всегда украшали одежду матрёшек – это может быть большой букет или всего один цветок. Обратите внимание, сколько цветов на нашей гостье? Какие сочные краски присутствуют в узоре.

Ребята, а вы играть любите?

Есть у меня одна игра! Собирайся детвора.( Я беру в руки матрёшку, даю её вам в руки, дети её передают.)

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладоши.

Кто матрёшку в руки взял,

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, о том какие узоры бывают на фартучках Семёновской матрёшки. Чем украшены фартучки у матрёшки? Ребята, матрёшка просит нас расписать ей и её подружкам новые фартуки на праздник. Поможем ей?

Для того чтобы их украсить давайте рассмотрим способы, как это можно сделать.

Расположить узор можно по-разному. Посмотрите (воспитатель показывает различные варианты расположения цветов) в рядок как пуговки, как кружево, в центре крупный красивый цветок.

Нарисовать красивые цветы нам поможет волшебная палочка-тычок, он большой мастер рисовать узоры. Посмотрите. (возьмем наш тычок и поставим горошинку-сердцевину цветка. А вокруг рассыплем круглые лепесточки.

Чтоб цветок получился красивым как нужно расположить лепестки? (плотно друг к друг)

Вася хочешь попробовать? А кто ещё хочет попробовать?

Обратите внимание чтоб лепесточки не растекались палочку-тычок нужно держать вертикально щепоткой, и сразу же убирать после примакивания. А листочки нам поможет нарисовать наша балерина кисточка. Берем её за основание юбочки и с помощью примакивания кисти изображаем листочек.

Давайте вспомним как выполняется эта техника.

(листочки бывают разной формы и капелька, треугольником, сердечком)

Чтоб получилась капелька, наша балерина встала на носочки, шажочек прошла и на пяточку встала. А чтобы получился треугольник, балерина сразу на пяточках танцевать пошла.

Обратите внимание, что бы форма была красивая у листочков после того как кисточка на пяточки встала следочек цветной оставила сразу убираем её.

Теперь вы знаете, как сделать фартучек для нашей матрёшки и её подружек красивым, красочным, нарядным.

Посмотрите, ещё раз на нашу гостью. Вы готовы нарядить её подружек?

Ну тогда можете приступать к работе.

Художественное слово (проблемная ситуация)

Рассказ воспитателя

Физкультминутка

Беседа

Вопросы к детям

Игровая ситуация

Объяснение

Показ способа действия воспитателем.

Вопросы к детям

Указания

Показ и объяснение

Указания

Решают проблемную ситуацию.

Отгадывают загадку, и картинка с матрёшками появляется на выставке.

Дети выполняют физкультминутку

Ответы детей.

Да поможем.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети пробуют технику

Да готовы.

Самостоятельная деятельность детей.

 

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Посмотрите мы как будто на ярмарке умельцев очутились. Фартуки получились очень яркие, красочные, красивые.

Ребята, чем мы сегодня занимались? С кем познакомились? Что вам больше всего понравилось?

Ребята, вы большие молодцы, расписали фартучки матрёшке и её подружкам.

Вопросы к детям

Положительная оценка воспитателя.

Ответы детей.

Положительное подведение итогов.

Технология изготовления матрешки

Название русской деревянной куклы — матрешки известно во всем мире. Она является одним из самобытных символов России, ею восхищаются жители самых отдаленных континентов.

Многие из нас любуются расписными красавицами матрешками, но мало кто при этом задумывается, настолько трудоемким является процесс их создания. Давайте попробуем вместе разобраться в тонкостях технологии изготовления деревянных разъемных кукол, чтобы в полной мере оценить кропотливый труд мастеров.

 

Расписные красавицы — матрешки

 

Над созданием матрешки работает целая команда профессионалов. Первый этап — выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться обработке. Если взять сырое дерево, то после окончания работы на изделии могут появиться трещины и расколы, и жаль будет затраченных усилий и времени. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.

Для выполнения заготовок берут подходящий отрезок древесины округлой формы, вставляют его в станок и вытачивают плавные изгибы фигурки будущей матрешки. Деревянные заготовки мастер начинает точить с самой маленькой, неразъемной куклы. Затем вытачивает следующую фигурку чуть большего размера, уже складную, и так далее, до самой большой. Сначала вытачивают головку, затем — туловище, подрезают в нужных местах резцом, и заготовка для создания будущей расписной красавицы готова.

 

Работа токаря по созданию заготовки

 

После того, как токарь выточил фигурки матрешек, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности, шлифует шероховатости, делает поверхность гладкой и удобной для дальнейшей работы художника по росписи изделия.

 

Фигурки после шлифовки

 

Далее остается самый интересный этап создания деревянных кукол, когда художник берет в руки кисть и краски и начинает расписывать каждую фигурку вручную. Мотивы рисунка повторяются, но тем не менее, каждая матрешка получается удивительно красивой и непохожей на остальных. Знатоки народного искусства говорят: это происходит потому, что в каждое изделие мастер вкладывает свою душу.

 

Комплект матрешек из 28 фигурок.

 

Все изготовленные на сегодняшний день матрешки делятся на две группы:

  • Традиционные — разъемные деревянные куклы — сувениры
  • Нетрадиционные — матрешки — пеналы, сундучки, магниты, неваляшки, предметы декора интерьера, броши, брелоки и многое другое.

При рассмотрении традиционных изделий народного промысла можно заметить, что они отличаются друг от друга формой. Одни бывают широкими, приземистыми, слегка сужающимися книзу. Другие же — несколько вытянутые с резкой сужающейся нижней частью. Третьи — более вытянутые с узкой уплощенной кверху головкой.

Причина подобного разнообразия форм заключается в различии стилей декоративной росписи, которую используют художники. На разных матрешках сарафаны, фартуки и платочки изображают в различной манере. По этой причине на токарном станке изделиям придают такие разнообразные формы.

 

Форма изделий зависит от особенностей росписи

 

Названия видов матрешек зависят от места их изготовления. Выделяют несколько наиболее известных и характерных разновидностей:

  • Загорская матрешка

 

Загорская матрешка

 

  • Семеновская матрешка

 

Семеновская матрешка

 

  • Полхов — майданская матрешка

 

Полхов — майданская матрешка

 

  • Вятская матрешка

 

Вятские матрешки, инкрустированные соломкой.

 

  • Тверская матрешка

 

Тверские матрешки

 

  • Авторская матрешка

 

Авторская работа мастера Андреева ( 1980 год, Сергиев — Посад).

 

  • Сюжетная матрешка

 

Сюжетная матрешка по сказке » Колобок».

 

Кроме этого, расписных красавиц делали мастера из Уфы, Йошкар — Олы, белорусских городов Брест и Жлобин. Матрешки поразительно отличаются друг от друга, так как мастера каждого центра кустарного производства использовали собственную технологию изготовления игрушек и их росписи.

Трудно переоценить роль матрешки в создании интерьера в русском стиле. Расписные куклы придадут уют и особую атмосферу народной стилистики. К этому можно добавить люстру, декорированную фигурками матрешек, светильники, вазоны и другие интересные детали, которые сделают оформление комнаты неотразимым.

 

Люстра с матрешками

 

Урок изобразительного искусства «красавица матрешка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Номинация «Урок года»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«КРАСАВИЦА МАТРЕШКА»

Холоденко Екатерина Петровна

учитель начальных классов

педстаж – 7 лет

Квалификационная категория – II

п.г.т. Ноглики

2012 год

Урок изобразительного искусства

Тема: «Красавица матрёшка».

Пояснительная записка

Дерзкими усильями

Устремляясь к высоте,

Дальше, прочь от грани теней,

Мы домчимся в мир чудесный

К неизвестной к р а с о т е !

Красота – это понятие не умозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.

Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем написанный текст. В силу свой образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.

Великому французскому энциклопедисту и просветителю Денни Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Для многих детей уроки изобразительного искусства являются возможностью приобщиться к видам изобразительного искусства, раскрыть их экологические и этнографические составляющие. Дети в процессе занятий могут под руководством педагога увидеть то, что самостоятельно, скорее всего, не заметили бы. «Необязательность», свобода выбора гарантируют непринужденную, приятную атмосферу занятий, обеспечивают заинтересованное продуктивное общение детей в процессе совместного творчества, результатом которого можно поделиться с друзьями и, что немаловажно, удивить своих родителей.

Тема: «Красавица матрешка»

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: Воспитание любви к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубление знаний о русской народной деревянной игрушке, знакомство с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Задачи:

Образовательная: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

Оборудование:

Для учащихся: листы бумаги с изображением силуэта матрешки, технологическая последовательность рисования лица матрешки, тонкая и широкая кисти, гуашь.

Для учителя: матрешки, презентации: «Это все о ней, о красавице моей!», «Технологическая последовательность рисования матрешки».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа. 20 мин.

8. Подведение итогов.

Ход урока:

Этапы урока

Методы и формы обучения

Содержание урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

(мотивация на урок)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют наличие перечисленных предметов.

2.Вводная беседа

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Сегодня на уроке вас ждет увлекательная работа, а какая – вы узнаете позже. Вначале отгадайте загадку, чтобы познакомиться с нашей сегодняшней гостьей.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

(Показ матрешки в собранном и разобранном виде. Дать минуту на рассмотрение игрушки.)

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

Рассматривают матрешку, выделяют особые элементы.

3.Сообщение темы и цели урока.

Метод: эмоциональное стимулирование

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами матрешек, с техникой рисования матрешки, ее историей. Наша тема: «Красавица матрешка».

1 слайд:

— Посмотрите, какие красивые матрешки! Какие разные они бывают! Сколько их тут? Какие красочные они?

2 слайд:

Знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы.

4.Знакомство с новой темой.

Заинтересовать материалом урока.

Рассказ учителя по плану:

4.1. У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка.

4.2. Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки.

4.3. Матрешка – символ русского народного искусства.

4.4. Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

Технология изготовления и росписи матрешки

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Матрешка – символ русского народного искусства.

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.

1. Сергиевская (загорская) матрешка. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

3 слайд

2. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский — Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” — чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

4 слайд

3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет.

5 слайд

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности у разных видов матрешек.

5.Закрепление нового материала.

(создание мотивации, активизация мыслительных процессов)

форма: фронтальная работа

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравятся матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?

Что означает матрешка?

Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

Как украшены полхов-майданские матрешки?

Где расположен букет у семеновской матрешки? Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки? Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

6.Физ. минутка

Цель: отдых учащихся.

Форма: фронтальная.

Метод: эмоционального стимулирования

Встаньте на ноги, потянитесь – раз.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

«Гимнастика для глаз»

Учитель: Посмотрите вперед, теперь на свой нос. Вверх, снова на свой нос вниз, на нос, влево, вправо. Оглядитесь по сторонам, не двигая головой – только глазами. Молодцы.

Выполняют физические упражнения.

7.Самостоятельная работа

Цель: закрепление навыков рисования. Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный

Учитель: Теперь все внимание на меня.

У каждого из вас на парте лежит силуэт матрешки и карта технологической последовательности рисования лица матрешки.

Ваша задача – нарисовать матрешку, раскрасить ее по своему желанию.

Вспомните, пожалуйста, как и какие цвета мы смешиваем, чтобы получить: салатовый, сиреневый, малиновый, оранжевый и фиолетовый цвета. Молодцы!

А теперь посмотрите на доску. (Показ технологической последовательности рисования матрешки). Презентация №2

1. рисуете круг, будущее лицо вашей матрешки.

2. далее вы отмечаете линиями будущие глаза.

3. рисуете нос (две точки посередине лица). Линию рта.

4. теперь рисуете руки. Вы можете нарисовать, что ваша матрешка что-то держит в руках: корзину, букет цветов, петуха, самовар, яблоки.

5. отмечаете линией платок.

6. теперь можете прорисовывать все элементы четко, чтобы ваша матрешка была интересной.

У каждого из вас на парте есть данная карта. Узор на фартуке вы придумайте сами. Пусть ваша матрешка будет индивидуальной.

Итак, приступайте к работе.

(Помогать учащимся)

По ходу работы задавать вопросы:

  • Какую матрешку ты задумал?

  • Кому ее можно подарить?

  • Почему ты решил сделать так, а не иначе?

Слушают учителя, рассматривают схему, приступают к работе над рисунком.

8.Подведение итогов

Цель: обобщение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Метод: аналитико-синтетический, эмоционального стимулирования.

По окончании занятия, дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Список литературы

1) Житомирский В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. В. Шеврин. – М.: Педагогика, 1994. – 176 с.

2) Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир / Л. В. Тарасов. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

Электронные ресурсы

1) http://russia.rin.ru/guides/6762.html, 9.04.2012 г.

2) http://www.ooo-darina.ru/polhov_maidan.htm, 9.04.2012 г.

Русские поделки: Матрешка, матрешка

Матрешки или матрешки — один из самых известных символов России и любимый сувенир туристов. Кажется, что Матрешка существует с доисторических времен, поэтому становится неожиданностью узнать, что она довольно молодая женщина — ей всего около 100 лет.

Еще один шокирующий факт: матрешка родом не из России: идея кукол поменьше внутри больших пришла с Дальнего Востока.В 1890 году известный российский меценат Савва Мамонтов привез одну из них в Россию из Японии. Это была кукла Фукуруму, фигура бога с еще семью внутри. Мамонтов попросил местных художников Сергея Малютина и Василия Звездочкина сделать нечто подобное. По словам Елены Титовой из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, в конце XIX века в России была мода на все восточное: одежду, принты, статуэтки; однако она говорит, что нет никаких доказательств того, что русская матрешка была скопирована с какой-то конкретной японской «сестры».

В 1900 году игрушка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Красочная кукла была признана лучшей разборной игрушкой как с образовательной, так и с технической точки зрения, вызвав настоящий фурор среди публики и получив бронзовую медаль. До 1920-х годов расписные игрушки, как правило, создавались отдельными художниками. Деревянные фигурки расписывались не только художниками-мастерами, но и представителями русского авангарда.

Только в 1922 году в небольшом городке Семенов Нижегородской области была запущена фабрика по изготовлению матрешек, а также других выдающихся изделий, таких как Хохлома.Он разработал свой «семеновский» стиль оформления. Художница фабрики Тамара Корьева рассказывает, что изначально это была просто детская игрушка. Он был деревянным, дешевым и сложным по сравнению с фарфоровыми куклами. Дети не просто играют с ним, они узнают о формах и цветах и ​​развивают мелкую моторику. Дети это обожают. Тамара говорит: «Форма соответствует золотому сечению, пропорции совершенно правильные. Когда ребенок ее видит, он держит ее и не хочет отдавать. Матрешки — лучший подарок, который можно подарить.»

Сегодня в сувенирных магазинах можно найти миллионы разных матрешек. Общие темы включают Рождество, Пасху, коллекции цветов и животных, портреты и карикатуры на известных политиков, музыкантов, спортсменов, космонавтов, роботов и т. Д. Матрешки с изображением коммунистических лидеров стали очень популярны в России в начале 1990-х годов после распада Советского Союза. Но оригинальные матрешки можно найти только на Семейновской фабрике.

Семеновская фабрика принимает заказы со всего мира, в основном из Германии, Финляндии, Юга. Корея и, да, Япония.Можно сказать, что посеешь, то и пожнешь. Или, в данном случае, разваливается.

Нажмите, чтобы увидеть больше фотографий:

Кредит: Ютака Секи / Flickr (CC BY 2.0)

Все права принадлежат Российской газете.

Рисунки матрешек — DrawingNow

Авторизоваться Подписаться
  • Шаг за шагом
  • Легко рисовать
  • Для детей
  • Рисовать онлайн
  • DrawingNow Classic Как рисовать мультфильмы Как рисовать мангу Как рисовать людей Как рисовать животных Как нарисовать фэнтези Как рисовать природу Как рисовать 3D
  • Сообщество Конкурсы Группы Блоги Форум Опросы Рисунки Фотографий
Добавить Готово
  • Дом
  • Рисунки
  • Добавить новый чертеж

Обучение письму и рисованию • ОТ НУЛЯ ДО ТРЕХ

Как письмо и искусство вашего ребенка меняются со временем

Творчество — это мост к обучению.Когда ваш ребенок изобретателен и любопытен, он сможет придумать ответы на проблемы, с которыми он сталкивается, например, как предотвратить падение башни из блоков. Творчество помогает вашему ребенку стать вдумчивым, любознательным и уверенным в себе учеником позже, когда он пойдет в школу.

Один из самых важных способов настроить малыша на свои творческие способности — это экспериментировать с художественными материалами. Когда она возьмет этот толстый мелок и приступит к работе, вы увидите, как ее искусство и письмо меняются и становятся более управляемыми и сложными по мере того, как она растет.

Для очень маленьких детей искусство и раннее письмо — одно и то же. Сначала нужно просто выяснить, на что способны эти классные штучки, называемые цветными карандашами. Затем ваш ребенок обнаруживает связь между своей рукой, держащей карандаш, и линией, которую она нарисовала на странице: Presto! Она испытывает силу причины и следствия. Представьте, как это должно быть для нее захватывающе! Теперь она может оставить настоящий «след» в мире. Этому скачку в навыках мышления помогает ее новая способность держать вещи в руках и пальцах.Растущий контроль над мышцами рук вашего ребенка позволяет ему перемещать маркер или кисть целенаправленно и с определенной целью.

Для очень маленьких детей есть четыре этапа рисования и письма, которые вы можете увидеть, когда ваш ребенок вырастет от 15 месяцев до 3 лет. Обратите внимание, что расписания, указанные ниже, являются приблизительными; ваш ребенок может овладевать этими навыками быстрее или медленнее и при этом нормально развиваться. Не все дети развиваются с одинаковой скоростью, но, предлагая повторяющиеся забавные опыты с использованием разнообразных художественных и письменных принадлежностей, вы со временем увидите поступательный прогресс.

Этап 1: Случайная наброска (от 15 месяцев до 2,5 лет)

Это период, когда маленькие дети только начинают понимать, что их движения приводят к появлению линий и каракулей, которые они видят на странице. Эти каракули обычно являются результатом больших движений плеча, когда ребенок держит карандаш или маркер в кулаке. Создавать искусство доставляет радость в любом возрасте, но особенно на этом этапе многим детям нравится обратная связь, которую они получают от своих органов чувств: ощущения от карандаша, запах краски, мягкость глины.

Для других детей этой сенсорной информации может быть слишком много, и они могут не получать удовольствия от некоторых занятий искусством (например, рисования пальцами). По мере того, как они растут и начинают терпеть больше сенсорных входов, вы можете постепенно возвращать искусство в их распорядок.

Этап 2: Контролируемое рисование (от 2 до 3 лет)

По мере того, как дети начинают лучше контролировать мышцы рук и пальцев, их каракули начинают меняться и становятся более управляемыми.Малыши могут делать повторяющиеся отметки на странице — открытые кружки, диагональные, изогнутые, горизонтальные или вертикальные линии. Со временем дети переходят к тому, чтобы держать карандаш или маркер между большим и указательным пальцами.

Этап 3: Линии и узоры (от 2½ лет до 3,5 лет)

Дети теперь понимают, что письмо состоит из линий, кривых и повторяющихся узоров. Они пытаются имитировать это в собственном письме. Таким образом, хотя они могут и не писать настоящие буквы, вы можете видеть компоненты букв на их рисунках.Это могут быть линии, точки и кривые. Это захватывающее время, когда ваш малыш понимает, что его рисунок передает смысл! Например, он может что-то записать, а затем сказать вам, какое слово в нем говорится. Это важный шаг к чтению и письму.

Этап 4: изображения предметов или людей (от 3 до 5 лет)

Многие взрослые думают, что «картинки» — это изображение чего-то. Эта способность удерживать изображение в уме, а затем представлять его на странице — это навык мышления, который требует времени для развития.Сначала дети называют свои незапланированные творения. Это означает, что они завершают картину, а затем маркируют свой шедевр именами людей, животных или предметов, с которыми они знакомы. Это меняется со временем.

Скоро вы увидите, как ваш ребенок четко планирует, прежде чем рисовать, что он будет создавать. Вы также увидите больше деталей на картинках, больший контроль над тем, как ваш ребенок обращается с мелком или маркером, и использование большего количества цветов. Что еще нужно искать? Первые детские картинки часто строятся из кружков.Итак, вы можете увидеть солнце — неправильный круг с большим количеством падающих «лучей» из палочек — или человека (обычно круг с примерно узнаваемыми человеческими чертами).

Когда ваш ребенок начал целенаправленно рисовать изображения, он овладел символическим мышлением. Эта важная веха в развитии навыков мышления означает, что ваш ребенок понимает, что линии на бумаге могут быть символом чего-то еще, например, дома, кошки или человека. На этом этапе ваш ребенок также начинает понимать разницу между картинками и письмом.Таким образом, вы можете увидеть, как он рисует картинку, а затем набрасывает под ней несколько «слов», чтобы описать то, что он нарисовал, или рассказать историю. Когда ваш ребенок сможет поделиться с вами своей историей, он будет мотивирован «писать» все больше и больше работ по мере его роста.

Этап 5: Практика письма и слова (от 3 до 5 лет)

Дети имеют опыт работы с буквами и печатными буквами в течение нескольких лет и начинают использовать буквы в своем собственном письме. Обычно дети начинают с экспериментов с буквами в своих именах, поскольку они наиболее им знакомы.Они также создают «притворные буквы», копируя знакомые формы букв, и часто предполагают, что созданное ими письмо должно быть настоящим, потому что оно похоже на другие буквы, которые они видели (Робертсон, 2007).

В это время дети также начинают понимать, что некоторые слова состоят из более коротких символов, а некоторые слова состоят из более длинных символов. В результате их каракули меняются. Вместо одной длинной цепочки букв или букв в форме письма ваш ребенок теперь имеет короткие и длинные узоры, похожие на слова или предложения.Хотя эти буквы и слова, вероятно, не являются технически правильными, это не имеет значения. Эта захватывающая веха означает, что ваш ребенок начинает понимать, что текст и шрифт имеют значение.

Что вы можете сделать для развития навыков рисования и письма

Сделайте искусство неотъемлемой частью игрового времени.

Предлагайте короткие, удобные для захвата мелки, толстые карандаши и моющиеся маркеры. Разрежьте бумажные пакеты, чтобы рисовать на них. Иногда маленьким детям помогает, если приклеить бумагу на стол, чтобы она не двигалась во время рисования.По мере того, как ваш ребенок подрастет, вы можете использовать моющиеся краски, безопасные для детей ножницы и клей, а также домашнее соленое тесто как часть творческого времени вашего ребенка. (Рецепты соленого теста можно найти в Интернете или в местной библиотеке.) Пусть ваш ребенок наденет вашу старую рубашку (с обрезанными рукавами) в качестве халата и положите на стол газету или старую занавеску для душа, чтобы она оставалась чистой.

Нет необходимости в инструкциях.

Позвольте вашему ребенку экспериментировать и исследовать. Творчество означает способность выражать себя по-своему (Лагони и др., 1989). Эта независимость — именно то, что ищет растущий малыш, чтобы чувствовать себя уверенным, компетентным и умным. Сидя рядом, наблюдая за творениями своего ребенка и получая удовольствие от него, вы обеспечиваете все необходимое ему руководство.

Обратите внимание на процесс, а не только на продукт.

Как родители, мы часто хвалим детей за их успехи: Что это за фотография? Дом? Замечательно! И иногда мы зацикливаемся на том, что деревья должны быть зелеными, а не фиолетовыми.Иногда мы задаем вопрос: Как называется этот цвет? Но дети узнают больше, когда мы не уделяем столько внимания тому, что они рисуют, а тому, что они думают о своем рисунке. Выделите немного времени, чтобы понаблюдать за работой вашего ребенка: Посмотрите на линии, которые вы проводите — их так много! Или Картина действительно интересная. Эти цвета делают меня счастливым. Или Я вижу, вы очень много работаете над своим рисунком. Или просто: Расскажите мне о своей фотографии. Тогда посмотрите, не хочет ли ваш ребенок больше делиться.

Поэкспериментируйте с различными художественными материалами, когда вашему ребенку будет около 3 лет.

Пусть дети рисуют ватными шариками, ватными палочками, губками, нитками — назовите это. Дайте ребенку цветные карандаши и потрите текстурированную поверхность (например, монету или ширму). Нарисуйте мелом снаружи на тротуаре; посмотрите, как вода меняет цвет мела. Добавьте порошковую краску или блестки в песочную игру вашего ребенка. Или добавьте новое измерение в игру с водой, добавив в воду капли моющегося пищевого красителя.Что происходит, когда вы смешиваете воду двух разных цветов?

Используйте искусство, чтобы помочь ребенку выразить сильные чувства.

У вашего ребенка истерика? Предложите пластилина или разложите маркеры и бумагу и предложите ей сделать очень, очень сердитый рисунок. Творческая деятельность иногда может помочь детям выразить и осмыслить чувства, которые слишком сильны, чтобы их можно было передать словами.

Поощряйте попытки вашего ребенка писать.

Если ваш ребенок что-то пишет, а затем говорит вам, что он «написал», отнеситесь к этому серьезно.Пусть он отнесет свой «список покупок» в супермаркет или отправит (нацарапанное) письмо бабушке. Так дети узнают, что слова сильны и имеют значение.

Покажите рисунки и письма вашего ребенка.

Так ваш ребенок знает, что его работа ценится и важна.

Творческие занятия помогают детям научиться решать проблемы, придумывать собственные ответы, открывать причинно-следственные связи своих действий и чувствовать себя уверенно в том выборе, который они делают.Художественный опыт помогает детям развивать независимость в определенных пределах и дает им возможность излагать свои идеи на бумаге или в других форматах. Самое главное, творческое самовыражение позволяет детям задействовать магию своего собственного воображения — в этом и заключается суть ребенка.

Ресурсы и ссылки

Фаррелл-Кирк Р. (2007 февраль). Советы по пониманию и поощрению художественного развития вашего ребенка. Загружено 10 июня 2008 г.

Гейбл, С. (2000). Творчество у детей раннего возраста. Расширение Университета Миссури. Скачан 10 июня 2008 г.

Кооперативная служба расширения штата Кентукки. (нет данных). Мой ребенок художник! Этапы художественного развития. Загружено 10 июня 2008 г.

Лагони, Л. С., Мартин, Д. Х., Маслин-Коул, К., Кук, А., МакИсаак, К., Паррилл, Г., Бигнер, Дж., Кокер, Э., и Шей, С. (1989). Хорошие времена для творчества. В Хорошие времена с уходом за детьми (стр.239–253). Форт Коллинз, Колорадо: Расширение кооперативов Университета штата Колорадо. Скачан 10 июня 2008 г.

Левингер, Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *