Дом в разрезе – Дом в разрезе

Ярославский художественный музей: «Дом в разрезе»

О чем рассказывает необычная картина Татьяны Глебовой и Алисы Порет и кто на ней изображен.

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

В коллекции Ярославского художественного музея есть удивительная работа: документальное свидетельство того, как жили люди творческих профессий в 1920–30-х годах. Этому пестрому, насыщенному героями полотну авторства Татьяны Глебовой и Алисы Порет посвящен и спецпроект — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Рассмотрим картину и узнаем, какие истории в ней скрыты.

Ученица Петрова-Водкина и Павла Филонова, художница Алиса Порет входила в объединение Мастеров аналитического искусства, задачей которого было показывать социальную жизнь отдельно взятого человека. Вместе с другими последователями Филонова художница работала над оформлением ленинградского Дома печати. В том числе вместе с Татьяной Глебовой она написала двухчастное панно «Нищие и беспризорники / Тюрьма». В конце 1920-х художницы стали работать вместе над иллюстрациями к книгам — они создавали оформление для сборников Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. Вместе Порет и Глебова проработали до 1934 года и наиболее значительным их совместным детищем стало полотно «Дом в разрезе».

Его нашли почти случайно — разбирая другие работы Татьяны Глебовой. Большое полотно было разрезано на несколько частей, обнаруженные три показывали, что нижняя часть утеряна. Дом, на нем изображенный, — не придумка художниц, а самый что ни на есть настоящий, расположенный неподалеку от Сенной площади. Здесь, в квартире Алисы Порет, в 1920–30-е годы собиралась творческая богема города: сюда захаживали Даниил Хармс, Александр Введенский, Михаил Зощенко, Борис Житков, Евгений Шварц, Самуил Маршак, Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Иван Соллертинский и многие другие.

Все люди, изображенные на картине, — реальны. Павел Филонов писал, что «Дом» «представляет чуть не все квартиры… и характеристику их жильцов, живущих как в норах». Музицирует пианистка Мария Юдина. А вот сестры-художницы Алфераки — Мария и Магна — одна играет на кастаньетах, а другая возлежит с кошками. Тут же вздымает руку в дирижерском жесте сам Филонов. За обедом в кругу семьи запечатлены на картине сестра Глебовой, Тамара, и ее муж Александр Авербах в пестром зеленом халате. Тут же — и собака Алисы Порет, Хокусава. А в левом верхнем углу изображены парочки, сидящие на лавках в парке: вид на Юсуповский сад открывался из окон дома Порет.

Удивительно, что картина, столь полная жизни и столь важная для истории российского искусства, практически не выставлялась: публике ее представили лишь в 2003 году. Сейчас же она стала больше, чем художественным произведением, — путеводителем. Рассматривая ее, можно отправиться в путешествие: перенестись из современного Санкт-Петербурга в Ленинград 1920-х, окунуться в бурную художественную жизнь того времени с ее музыкой, новаторскими идеями в живописи и литературе, прочувствовать, как творится история современного искусства.

В коллекции Ярославского художественного музея — около 80 тысяч произведений изобразительного искусства: от древнерусских икон до классиков XIX века Брюллова, Репина, Саврасова, Шишкина, Левитана, а также работ художников-авангардистов и даже живописной анимации лауреата премии «Оскар» Александра Петрова.

Приглашаем совершить виртуальный тур по музею.

Подготовила Анна Попова

www.culture.ru

План и чертеж разреза фасада и стены жилого дома

Разрезом дома считают законченный чертёж, на котором изображается сооружение и все внутренние особенности, а также составляющие каркасной конструкции дома. На таком плане можно увидеть расположение различных элементов здания: окна, двери или даже предметы интерьера. Такая планировка поможет заранее определить, что необходимо для обустройства помещения.

Чертеж двухэтажного дома для создания проекта

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Правила создания чертежа с разрезом дома

Главной особенностью такого чертежа является возможность указания размеров различных нюансов строения. Для того чтобы такая планировка была эффективной, необходимо расположить плоскость сечения правильным образом.

Особенность данного вида документа – это вертикальная плоскость сечения, которая передаёт точную информацию о размерах того или иного элемента. Одними из основных отметок на таком чертеже считается указание расстояния от потолка до пола:

  1. Обычные жилые дома, как правило, имеют высоту потолков не более 3 метров.
  2. Расстояние от пола до потолка общественного или промышленного каркасного сооружения несколько выше – от 3,3 метров и выше.
  3. Кроме стен и отверстий в них, чертёж в разрезе также указывает наличие перил и расположение лестниц в доме и их высоту.
  4. При наличии окон в стене, указанной на чертеже, может быть описана высота подоконника. Например, для дома с мансардой расстояние от пола до подоконника равняется 80 см, а от потолка до окна – не более 30 см.

Такая информация будет полезна как самим рабочим, которые получат все необходимые данные и план для проведения работ, так и будущим жильцам, которые получат возможность спланировать обустройство здания, используя информацию, переданную чертежом в разрезе.

Вернуться к оглавлению

Проектирование дома по чертежу в разрезе

Составление чертежа в разрезе является приоритетом в современном строительстве. На такую планировку в основном влияют размеры будущего помещения, а также количество людей, который будут проживать в данном здании. Таким образом, можно получить проект небольшого дома, но с множеством малых комнат или парой больших, которые предоставят максимум простора в помещении.

Создание проекта дома по чертежу в разрезе

Кроме того, подбирается минимально необходимый размер для кухни, санузла в доме или кладовки.

Чтобы создать такую удобную планировку, необходимо составить чертёж дома в разрезе, что значительно упростит и удешевит дальнейшие работы по монтажу помещения.

Имея чертеж в разрезе для проекта вашего дома, вы сможете подобрать правильное расположение будущего строения на участке.

Вернуться к оглавлению

Чертёж в разрезе для дачных помещений

Двухэтажный дом, как правило, имеет не много пространства, но при хорошей планировке его будет достаточно для реализации всего необходимого.

При составлении чертежа в разрезе для каркасного здания стоит обратить внимание на то, где какую комнату необходимо разместить:

  • спальные помещения лучше всего размещать так, чтобы их окна смотрели в юго-восточном или восточном направлении;
  • интерьер и план кухни, ванна в доме и прихожая должны быть на западе;
  • детскую комнату или помещения для гостей стоит расположить в юго-восточной или южной стороне дома.

Чертежи с размерами всех этажей дома

Правильное расположение жилых помещений позволит не только получить большое количество света в нужном месте, но также создать правильный воздухообмен между помещениями.

Чертёж в разрезе будет достаточно продуманным, но в то же время простым. Именно простота является гарантом качества и удобства использования чертежа строителями или конструкторами.

Вернуться к оглавлению

Планировка небольшого помещения по чертежу в разрезе

Ограниченные возможности при постройке не всегда означают невозможность хорошо обустроить своё жилищное пространство. Даже если в вашем расположении всего несколько квадратных метров, а достраивать дополнительные этажи или мансарду нет возможности, то всё равно можно грамотно распределить пространство.

В отличие от проектирования квартирных помещений, расположение дома на частном участке имеет свои особенности:

  1. Планировать обустройства такого жилого помещения нужно довольно тщательно, так как теплоотдача обычного дома значительно выше квартирных сооружений из-за того, что все наружные стены сообщаются с улицей, а также отсутствует подъезд и другие отапливаемые помещения общего назначения. Поэтому расположению комнат в доме стоит уделить особое внимание при разработке чертежей.
  2. Чертёж в разрезе должен учитывать необходимость тамбура для большинства видов жилых помещений в независимости от планировки. Так в доме будет меньше убывать тепла через стены, двери и окна.
  3. В некоторых случаях на чертеже нужно будет указать устройство веранды. Она может быть как открытого типа, так и застеклённая. Если планируется постройка веранды в доме, то наличие тамбура не является обязательным.

Сделав чертёж в разрезе для своего жилища, хозяин дома обеспечит себя комфортом и уютом.

Вернуться к оглавлению

Самостоятельное черчения разреза дома

Если хозяин участка решил самостоятельно изготовить чертёж, на котором будет изображен разрез здания, то ему не обязательно иметь глубоких познаний в чертёжном деле, так как данный вид планировки довольно прост в исполнении.

Для создания такого чертежа можно следовать следующему плану:

  1. В начале необходимо указать координационные оси на листе будущего чертежа. Это поможет более качественно воссоздать планировку жилого помещения в программе.
  2. Чтобы чертёж получился максимально достоверным, для переноса всех пропорций помещения следует воспользоваться линией в 45 градусов, которую нужно разместить с правой стороны плана.
  3. Все дополнительные элементы в выбранном деревянном доме из сруба можно просто перенести с других аналогичных чертежей фасада сооружения.

    Чертеж разреза дома

  4. Теперь можно переходить к черчению самих стен в здании. Если используются компьютерные программы для создания чертежа в разрезе, то в них можно воспользоваться функцией параллельного переноса, что значительно упростит нанесение изображения всех перегородок в частном доме.

Эти советы помогут облегчить процедуру самостоятельного изготовления чертежа жилого дома в разрезе.

planvsem.ru

О проекте

ДОМ В РАЗРЕЗЕ — проект Ярославского художественного музея. Проект-победитель X грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музей и новые образовательные программы».

ДОМ В РАЗРЕЗЕ — полотно филоновской школы и самое загадочное произведение в коллекции русского авангарда Ярославского художественного музея. Написано в 1931 г. Татьяной Глебовой и Алисой Порет. Художники, показав свой реальный дом и его обитателей, предъявили срез истории, культуры и искусства. Полифонизм картины отсылает к искусству авангарда, литературе обэриутов, музыкальной культуре и реалиям жизни 1920-х—1930-х гг. Это своеобразный «портал» и актуальный ресурс для познания XX века.

ДОМ В РАЗРЕЗЕ — это новая оригинальная программа в формате сериала музейных встреч, а также впервые созданное музеем приложение и сайт, посвященные одному произведению и культуре 1920-х—1930-х гг. Сюжет каждой «серии» посвящён историям реальным и легендарным, имеющим документальные и художественные свидетельства. В основе проекта — оригинальное живописное полотно «Дом в разрезе» и свидетельства авторов и их современников о своем времени и его культуре, сохраненные в литературных, музыкальных и художественных произведениях, а также в мемуарах, дневниковых записях и эпистолярном наследии.

ДОМ В РАЗРЕЗЕ — диалог во времени и пространстве, диалог разных видов искусств, диалог поколений. Диалог во имя открытия «симфонического многообразия жизни».

Партнеры проекта:
• Государственный Русский музей;
• Государственный Эрмитаж;
• Государственный музей политической истории России;
• Государственный музей истории Санкт-Петербурга;
• Музей изобразительных искусств республики Карелия;
• Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
• Государственный литературный музей «XX век»;
• Музей истории г. Невеля;
• Витебская областная филармония
• Ярославская областная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Творческая группа проекта

  • Марина Полывяная
  • Нина Голенкевич
  • Татьяна Лебедева
  • Екатерина Ермолова
  • Геннадий Ершов
  • Ольга Волкова
  • Валентина Новожилова
  • Анна Герасина

 Творческие партнеры проекта

  • Евгений Головин. ИП Головин, старший дизайнер компании «Punkdesign», г. Ярославль
  • Татьяна Окружнова. Художник-аниматор «Мастерской Александра Петрова», г. Ярославль
  • Гарри Аминов. Фотограф (Санкт-Петербург)

Творческая группа проекта выражает благодарность:
• ГАЛЕЕВУ Ильдару Ибрагимовичу, директору «Галеев-Галерея», коллекционеру, члену Ассоциации искусствоведов, председателю Московского клуба коллекционеров;

• ДРОЗДОВОЙ Марине Анатольевне, пианисту, музыковеду, профессору Российской Академии музыки имени Гнесиных, ученице Марии Вениаминовны Юдиной;

• ЕЛАГИНОЙ Елене Владимировне, художнику, участнику группы «Коллективные действия», ученице Алисы Ивановны Порет;

• ЗЛОТНИКОВОЙ Татьяне Семёновне, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, академику РАЕН, доктору искусствоведения, профессору кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, директору научно-образовательного центра «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности»;

• ИЗВОЛОВУ Николаю Анатольевичу, кандидату искусствоведения, киноведу, заведующему историко-теоретическим отделом НИИ киноискусства;

• МАКСИМОВСКОЙ Людмиле Мироновне, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, директору музея истории г. Невеля, организатору Невельских Бахтинских чтений;

• МАЦАБЕРИДЗЕ Нелли Вячеславовне, кандидату искусствоведения, художественному руководителю Витебской областной филармонии;

• МАКАРЕВИЧУ Игорю Глебовичу, художнику, участнику группы «Коллективные действия», Заслуженному художнику России;

• МАКАРОВОЙ Татьяне Васильевна, члену Союза художников России, инициатору mail art акции проекта «Адрес: Дом в разрезе»;

• НАЗАРОВУ Якову Сергеевичу, режиссеру документального кино, автора галереи фильмов-портретов о деятелях русской культуры, художнику, члену союза кинематографистов и союза фотохудожников России, племяннику Марии Вениаминовны Юдиной;

• НОСКОВУ Александру Ивановичу, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, председателю совета директоров компании «Раритет»;

• ПРЯМИКОВОЙ Вере Павловне, директору Муниципальной художественной галереи г. Костромы

• СОЛЛЕРТИНСКОМУ Дмитрию Ивановичу, председателю Санкт-Петербургского общества Д.Д. Шостаковича, заместителю председателя Санкт-Петербургского музыкального общества, сыну ученого, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского;

• СТЕРЛИГОВОЙ Ирине Анатольевне, кандидату искусствоведения, ведущему научному сотруднику Музеев Московского Кремля;

• ЯКУБСОН (ТАРХАНОВОЙ) Ирине Владимировне, издателю, художнику, генеральному директору издательства «Барбарис»

© Ярославский художественный музей, 2014
© Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2014
©Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014
© Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург, 2014
© Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2014
© Музей изобразительных искусств республики Карелия, 2014
© Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2014
© И.И. Галлеев, 2014
© Наследники Т.Н. Глебовой, 2014
© Наследники А.И. Порет, 2014
© Наследники В.И. Глоцера, 2014
© Наследники М.В. Юдиной, 2014
© Наследники И.И. Соллертинского, 2014
© Наследники Д.Д. Шостаковича, 2014

domvrazreze.ru

чертежи двухэтажных, одноэтажных и многоэтажных домов, строительные рисунки, поперечные разрезы жилых строений и фасада

Разрез здания считается важной частью проектных документов. Чертеж обозначает направления и локализацию лестниц, пролетов, их размеры. Такие схемы обычно строят архитекторы, но можно изучить основные моменты самостоятельно.

Общие принципы построения

Для постройки панельного, деревянного дома и любых других зданий важна разработка проекта. В типовом проекте немало документов, но будущих хозяев обычно интересуют чертежи многоэтажных и одноэтажных жилых зданий в разрезах, где можно увидеть результат процесса постройки.

В чертежи обычно входят фасады и разрезы:

  • Фасад представляет собой изображение внешнего вида дома. В основном в таком чертеже присутствуют несущие элементы и детали отделки, воссоздающие точный вид здания;
  • Разрез здания – графическое изображение коттеджа с рассечением по плану секущими плоскостями. На нем зафиксированы объекты, сквозь которые проходит секущая площадь и располагающиеся за ней.

Чертеж фасада позволяет представить, как дом будет смотреться внешне, здание в разрезе показывает внутреннее устройство комнат.

В проектных документах должно быть минимум два чертежа. В одном представлен поперечный разрез, в другом – продольный разрез. При сложной конфигурации постройки документов больше.

При создании чертежей высотных построек, частных домов, производственных и административных зданий требуется обозначить разрезы. Для этого применяются тонкие вертикальные и горизонтальные линии. Чаще всего их делают по стенам лестничной клетки. Алгоритм вычерчивания разреза:

  1. Вначале для главных несущих панелей и колонн (если они есть) нанести и указать вертикальные координационные оси;
  2. После сделать горизонтальные линии уровней, находящиеся перпендикулярно с координационными осями. Это линии тротуара или земли, примерного верха карниза, перекрытия чердака, полов на каждом этаже;
  3. Затем тонкими линями нанести контуры внутренних и наружных стен, перегородок. Зафиксировать высоту конька крыши, перекрытий между этажами и чердаком. Нужно нарисовать карниз стены, скат крыши, выносы цокольного этажа;
  4. Наметить дверные и оконные проемы в перегородках, наружных и внутренних стенах, остальные элементы постройки;
  5. Далее наносят необходимые размеры и отметки. Нужно начертить размерные и выносные линии и знаки, которые позволят сделать простановку высотных отметок, провести маркировку координационной оси;
  6. Сделать завершающее обведение сечей, поставить высотные отметки и разрезы, записать разъясняющие слова, названия, убрать ненужные линии.

Нормативные документы

Разрез дома, планы и чертежи фасадов создаются в общей система ЕКСД (Единой системы конструкторской документации), стандарты которой определены ГОСТом 1.0. 7.2. Регламент включает форматы листов, масштабный ряд изображений, шрифты, графические обозначения, способы изображения предметов, их названия, толщину линий. При выполнении разрезов здании важно обязательно их учитывать.

Требования к чертежам

Вертикальная плоскость сечения передает точные сведения о размерах элемента. Важными отметками являются указания расстояния от потолка до пола.

  • Высота потолков стандартных жилых помещений – не больше 3 м;
  • Промышленного каркасного здания будет выше – от 3,3 м;
  • Помимо стен и их отверстий на чертеже есть перила, локализация лестниц, их высота;
  • Для окон в стене указывается высота подоконника. Для здания с мансардой она равна 80 см, от потолка до окна – не больше 30 см.

Эти сведения пригодятся специалистам и будущим хозяевам. Благодаря этой информации у владельцев будет возможность спланировать обустройство всех конструкций здания, опираясь на чертеж разреза здания.

Дом в разрезе по лестнице чертится после осуществления всех расчетов при проектировании. Сначала при построении и вычерчивании разреза здания нужно проведение координационных осей, после вычерчивания стен, отметка уровней лестничных площадок горизонтальными линиями.

После этого следует от любой горизонтальной линии отложить размер ширины площадки (1410 мм), через каждые 300 мм отметить точки, провести сквозь них вертикальные линии для разбивки ступеней. Затем к площадке нижнего этажа отложить 300 мм (это ширина ступени), соединить точку с последней точкой уровня промежуточной площадки, находящейся выше. Линия нужно чертить наклонную прямую.

Прямая пересечется с вертикальными линиями несколько раз. Сквозь них чертятся горизонтальные (проступи) и вертикальные (подступенки) линии. Остальные ступени и марши разбиваются по такому же алгоритму.

После на разрезе чертят лестничные площадки, марши, контуры сечений ступеней, стен, площадок. Происходит их обводка основными линиями. Важно понимать, что по лестнице плоскость чертится по маршам, располагающимся к смотрящему чертеж человеку ближе других.

Проекты одноэтажных домов

Работы по строительству одноэтажных домов проводятся достаточно быстро. Монтажные работы стоят недорого. Следует позаботиться на этапе проектирования, чтобы проходных помещений было меньше. При создании чертежа важно определить количество жильцов.

Планировка жилых домов должна быть тщательной. Их теплоотдача гораздо выше, чем в многоквартирных зданиях. Причина в том, что все наружные стены сообщаются с улицей, к тому же нет подъезда. Локализации помещению в здании важно уделить особое внимание.

Планировку для одноэтажного дома можно сделать самостоятельно двумя способами:

  1. Нарисовать вручную. Тогда потребуется миллиметровая бумага. При ее отсутствии подойдет лист с клетчатой разлиновкой. Этот метод подходит для людей, опытных в черчении. Иначе в чертеже будет много неточностей;
  2. Применить проектировочную компьютерную программу. Таким образом, удастся создать не только главные наброски, а полный чертеж дома по всем нормам строительства. Чтобы не возникло ошибок, стоит покупать лицензионные программы;
  3. Воспользоваться 3D-редактором. Это выбор для творческих людей. Создается трехмерный проект, прекрасно передающий размеры и локализацию помещений, дизайнерские идеи. Таким образом, удастся создать разрез промышленного здания или жилого дома.

Даже если дом небольшой, распределение пространства можно сделать грамотно. При создании чертежа важно учесть следующие нюансы:

  • Количество комнат с учетом их назначения, их локализацию. Важно учесть не только главные помещения, созданные для каждого жильца и функциональные комнаты (санузел, обеденная зона), но и гостиную, кладовку, прихожую;
  • Спальни следует создавать маленькими, а гостиную – просторной;
  • Увлечения жильцов тоже следует учесть. Некоторым хозяевам важно предусмотреть баню, тренажерный или читальный зал;
  • Спальню детей стоит планировать возле комнаты родителей;
  • Чтобы водопровод и канализационная система не занимали много места, обеденную зону, санузел и бойлер лучше планировать в одной линии;
  • Сохранению тепла будет способствовать тамбур или утепленная веранда;
  • При расчете стоит принять во внимание, что на каждого взрослого выделяется 8 кв. м. пространства;
  • Можно построить цоколь, чтобы увеличить полезное пространство.

Молодым семьям стоит учесть возможность пополнения в семье при проектировании.

Проекты двухэтажных коттеджей

В двухэтажном доме будет достаточно пространства для реализации всех идей. При планировке дома с двумя этажами следует учесть, где будет находиться каждое помещение:

  • Спальни лучше спланировать таким образом, чтобы оконные проемы выходили на юго-восток или восток;
  • Обеденную зону, прихожую и санузел лучше располагать на западной стороне;
  • Окна в комнатах для гостей выходят на юг или юго-восток.

С помощью продуманного расположения жилых комнат можно получить много света там, где это необходимо и образовать воздухообмен. Чертеж в разрезе получится доступным, не усложненным лишними деталями. Простота будет гарантировать качество. Такой чертеж станет удобным для дальнейшей работы профессионалов. Внутреннее пространство помещений обустраивается по своему вкусу.

Заключение

Чертеж разреза здания – очень ответственный этап. Неподготовленным людям разобраться в нем будет достаточно сложно. При возникновении трудностей лучше обратиться к специалистам. В этом случае гарантированно не будет ошибок, которые особенно сложно исправлять, когда дом уже построен.

skedraft.ru

Алиса Порет «Дом в разрезе» — часть 1

Меньше месяца назад, 15 апреля 2012г  исполнилось 110 лет со дня рождения художницы и иллюстратора Алисы Ивановны Порет. 

Её друг поэт Введенский почему-то упорно писал Порэт. 

Этот юбилей я ознаменовал посещением галереи современного искусства Ярославского Художественного Музея, где хранится одна (но зато какая!) картина художницы «Дом в разрезе» 1931г., которую она создала в соавторстве со своей подругой, тоже ученицей Филонова Татьяной Глебовой. 

В альбоме есть возможность посмотреть полотно в очень большом разрешении, со всеми деталямиздесь  
Дом в разрезе — реальный Питерский дом на углу Набережной Фонтанки /№ 110/ и Московского (бывш. Международного) проспекта /№ 16/. Картина интересна потому, что уже много лет позволяет искусствоведам строить догадки о запечатленных на полотне знакомых художниц. 
К слову сказать, дуэтом Порет-Глебова создано не одна картина и проиллюстрирована далеко не одна книжка. Википедия выдает следующий список книг, созданных в соавторстве: 

Жаль, что вторая художница оказалась совершенно в тени своей более востребованной во всех отношениях подруги.
Но вернемся к «Дому в разрезе». Это произведение было обнаружено искусствоведом ЯХМ Ниной Павловной Голенкевич в 1988 году при просмотре наследия Т.Н. Глебовой в Петергофе, в ее последней квартире. Среди папок с графическими работами, холстами на подрамниках, в завале вещей в кладовке был обнаружен рулон с холстами. Наследницу, Л.Н. Глебову, пришлось уговаривать, чтобы она позволила его развернуть в тесном пространстве комнаты на полу. Как оказалось, в нем были полотна раннего периода творчества, а точнее, филоновского, в том числе знаменитый «Групповой портрет» 1930-х гг., поступивший позднее в собрание ГМИСПб.

Внимание ярославского искусствоведа привлек холст с многочисленными утратами, разрезанный на четыре части неправильной формы, однако четвертая часть (левый нижний угол) отсутствовала. Из-за утраченного фрагмента композиция не имела логического завершения. При соединении трех частей, размер картины – 153х197 см., а позже по следам от подрамника реставраторы и исследователи установят первоначальный размер полотна – приблизительно 200х200 см. На обороте большого фрагмента – надпись: «Т. Глебова и А. Порет. «Дом в разрезе». 1931 г.»

В 1989 году картины была приобретена ЯХМ, и начался долгий путь к возрождению уникального полотна, имеющего полное право стать эталонным образцом искусства мастеров петербургского авангарда.

Произведение не выставлялось до 2003 года. Возможно, видели его только друзья авторов, бывавшие в доме на Фонтанке. Но работа ни у кого из них в записках, ни в воспоминаниях художниц не упоминается, за исключением дневника П.Н. Филонова…

22 октября 1932 года он записывает: «На юбилейную выставку /“Художники РСФСР за 15 лет”. 1932-1933./ будут приняты работы лишь тех художников, кто получит от музея /ГРМ/ приглашение принять в ней участие. Это приглашение из многих десятков моих товарищей — учеников получили только Миша /М.П. Цыбасов/ и Порет с Глебовой. … 22-го вечером я уговорил также Порет и Глебову дать их вещи, и мы отобрали 6 работ; одна вещь – «Разрез нашего дома», — писанная ими обеими, представляет чуть не все квартиры их дома и характеристику их жильцов, живущих как в норах. По улице перед домом везут красный гроб».

Фрагмент с «красным гробом» утрачен, но частичное изображение похоронной процессии сохранилось. Неоспоримое доказательство, что это то полотно, о котором пишет П.Н. Филонов. Подтверждений экспонирования произведения на выставке нет. В дневнике Филонова есть записи о «проволочных заграждениях», о цензуре, которую проходили работы. Но было ли привезено это произведение для отбора? Только ли из-за размеров или сцены похорон полотно могли отстранить от участия в юбилейной выставке? Эти вопросы остаются открытыми. Впервые произведение было включено в каталог выставки Т.Н. Глебовой в Государственном Русском музее в 1995 году. Но, к сожалению, на экспозиции оно вновь отсутствовало: восстановление требовало больших средств. В 1999 году ЯХМ представил полотно на комплексное исследование и реставрацию в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. В отделе экспертизы был проведен целый комплекс исследований, а практическую, можно сказать ювелирную, реставрацию более трех лет осуществляла М.С. Чуракова, Впервые полотно было показано в выставочном зале ГосНИИРа в апреле 2003 года, затем в 2004 – в ЯХМ, где состоялся круглый стол «Загадки «Дома в разрезе»: от культуры провинции до авангарда».

Алиса Порет в одном из своих альбомов – воспоминаний воспроизводит разговор и Филоновым, очень показательный для понимания «Дома в разрезе»: — Какой-то портретик рисуете? Опять поклонник? — Да, нет. Павел Николаевич, это мой друг ученик Петрова-Водкина, Петр Соколов. Я начала, глаз похож, а лица как-то не вижу, не помню. — Если не помните, рисуйте пелену забвения, выдумывать и врать не надо, рисуйте «симфоническое разнообразие жизни»!!!

Вот это «симфоническое разнообразие жизни» и предстоит еще увидеть нашим современникам в полотне Татьяны Глебовой и Алисы Порет.

«Дом в разрезе» – живописные мемуары о жизни дома на набережной Фонтанки, 110 – Московском проспекте в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Подтверждение этому цитата из Дневника П.Н. Филонова и комментарии сестры Глебовой. Вспоминает ярославский искусствовед Н.П. Голенкевич: «Рассматривая изображение, Людмила Николаевна ряд сюжетов смогла прокомментировать, в частности, обед в семье А. Порет. Она узнала себя в детском возрасте и служанку на заднем плане. Показала в правой нижней части холста Марию Вениаминовну Юдину. Свою сестру Татьяну, сидящую за мольбертом спиной к зрителю. В изображении домашнего концерта она обратила внимание на комод и диван. Эти вещи принадлежали их семье и находились в те годы в квартире родителей. Остальные сюжеты практически остались без комментариев. На вопросы, почему работа так варварски разрезана, куда пропали другие фрагменты холста, Людмила Николаевна ответа дать не смогла».

В это время Татьяна Глебова жила у своей подруги Алисы Порет, дом молодых художниц на набережной Фонтанки был своеобразным литературно-музыкальным и художественным салоном. Алиса Порет вспоминала: «… Днем мы всегда писали маслом, потом обедали и гуляли, а по вечерам, если не было интересного концерта, принимали гостей. Народу у нас бывало много, подавали мы к столу только чай с очень вкусными бутербродами и сладким, а водки у нас не было никогда, и с этим все мирились. Д.И. Хармс и А.И. Введенский были нашими основными подругами. Больше всего мы любили делать с ними фильмы. Киноаппарата у нас не было, мы делали просто отдельные кадры из серий: «Люди на фоне картин», «Неудачные браки», «Семейные портреты» или снимки «на чистую красоту». Мы брали историю искусств и ставили живые картины, с большим тщанием, а потом это все снимал наш друг П.П. Мокиевский”.

«Порет эти годы называла «эпохой Хармса» в своей жизни и признавалась: «Он открыл мне веселье, смех, игру, юмор – то, чего мне так долго не доставало. С Хармсом в наш дом пришли крупные специалисты – Введенский, Е. Шварц, Олейников, Зощенко, Маршак, Житков и другие. Они соревновались, как мейстерзингеры, — смеяться было не принято, говорили как будто всерьез, от этого было еще веселее». Атмосферой игры, остроумных розыгрышей, мистификаций был пронизан этот 1931 «обериутов год», год создания «Дома в разрезе».

baxmyp-ka.livejournal.com

1.Введение в Дом

Добро пожаловать в наш необычный «Дом в разрезе»!

Сайт посвящен загадочному полотну «Дом в разрезе», которое написано в 1931 году Татьяной Глебовой и Алисой Порет и хранится в собрании Ярославского художественного музея.

Судьба полотна, его сюжет и сама жизнь авторов и персонажей картины неординарны и интересны. Мы посвятили этой картине музейный проект (проект – победитель X грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, признан одним из лучших реализованных проектов 2013 года).

Художники, показав свой реальный дом и населив его друзьями, предъявили срез истории, культуры и искусства. Полифонизм картины отсылает к искусству авангарда, литературе обэриутов, музыкальной культуре и реалиям жизни 1920-х–1930-х гг. Это своеобразный «портал» в XX век.

В основе проекта – оригинальное живописное полотно «Дом в разрезе» и свидетельства авторов и их современников о своем времени и его культуре, сохраненные в литературных, музыкальных и художественных произведениях.

Путешествуя по сайту, вы станете гостем Дома, где бывали легендарные фигуры культурной жизни Ленинграда 1920-х–1930-х годов – поэты, музыканты, художники. Вы познакомитесь с ними, прочитав разные истории, описанные ими в дневниках и воспоминаниях, узнаете адреса их домов и мест, где они часто бывали, поиграете в те же игры, в которые играли они, услышите музыку, которую они любили.

Предлагаем скачать приложение «Дом в разрезе» на свой планшетный компьютер, чтобы вы всегда могли познакомить друзей с жизнью одного Дома, воспользоваться картой Санкт-Петербурга для новых путешествий, а также, играя, создать свою версию утраченного низа картины.

Приглашаем вас стать участником сериала музейных встреч «Дом в разрезе». Сюжет каждой «серии» образуют истории реальные и легендарные, имеющие документальные и художественные свидетельства. Расписание встреч в Ярославском художественном музее мы публикуем на сайте в разделе «Новости».

Проект «Дом в разрезе» открыт для художников. Он дарит возможность интерпретации классического полотна средствами современного искусства (анимация, видео-арт, мэйл-арт, перформанс). Все посвящения произведению мы публикуем на сайте.

Дом в разрезе – диалог во времени и пространстве, диалог разных видов искусств, диалог поколений. Диалог во имя открытия «симфонического многообразия жизни».

Добро пожаловать!

domvrazreze.ru

Проект «Дом в разрезе» рассказал ярославцам о своих успехах (ФОТО)

Участники проекта «Дом в разрезе» Ярославского художественного музея 21 марта собрали гостей.

Сенсационных поводов сразу несколько. Во-первых, в минувшем году проект стал победителем X грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музей и новые образовательные программы». Во-вторых, в прошлом же году, благодаря дружбе искусствоведа Нины Голенкевич с зарубежными коллекционерами и исследователями русского авангарда, Ярославский художественный получил 20 работ Павла Кондратьева, одного из художников филоновской школы, ученика и Павла Филонова и Казимира Малевича. Две из них, сделанные в 1920-е годы, сегодня представили гостям музея. А это уже событие не только для Ярославского художественного музея, но и для всего музейного сообщества страны, для всех ценителей русского авангарда. Наконец, в-третьих, Татьяна Окружнова – художник-аниматор «Мастерской Александра Петрова» — создала свою версию утраченной части полотна картины «Дом в разрезе» художниц Татьяны Глебовой и Алисы Порет, написанной ими в 1931 году.

Собственно картина Глебовой и Порет – зерно всего проекта. Еще в 1980 году Нина Голенкевич, познакомилась с Татьяной Глебовой, а в 1988-м после ее кончины получила право первой осмотреть наследие и обнаружила это полотно «Дом в разрезе». Вернее три его куска – когда-то давно картину разрезали на четыре части. За символические средства это полотно было приобретено ЯХМ в 1989 году. Начался длительный процесс реставрации и, главное, изучения картины в контексте искусства того времени.

Картина носит автобиографический характер – на ней символически отражены фрагменты жизни дома Глебовой и Порет, в гостях у которых часто бывал и их учитель Филонов, и поэты Даниил Хармс и Александр Введенский, музыковед Иван Соллертинский, пианистка Мария Юдина и другие яркие представители культуры того времени. Полифонизм картины навел сотрудницу ярославского музея Марину Полывяную на мысль, что это срез жизни не только одного дома, но и жизни поколения творческой интеллигенции первой половины XX века, и в целом культуры этого времени. Интересно ведь, что они тогда читали, какую музыку слушали, в какие игры играли, кого любили, что происходило в их быту… Словом, исследования пошли вширь.

Сейчас партнёрами проекта ЯХМ «Дом в разрезе» стали Эрмитаж, Русский музей, Музей политической истории России, Музей истории Санкт-Петербурга и другие уважаемые музеи. В ближайших планах создание приложения для планшетного компьютера и сайта «Дом в разрезе», посетители (пользователи) которых смогут погрузиться в атмосферу жизни и искусства той эпохи, причем разных жанров. С массой интересной информации.

 

Фоторепортаж Маргариты Белозёровой

imenno.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о