Творческий беспорядок или бардак? Пара слов об окурках Марины Цветаевой
Приверженцы творческого беспорядка встречают рекомендации, данные для «перезагрузки мозга» в прошлом посте, в штыки. Они не позволяют даже убираться на своём рабочем столе или в кабинете, так как не могут ничего найти после чужой уборки.
Одним из главных аргументов выступают окурки Марины Цветаевой, с талантом которой не поспоришь. Если её творческому процессу беспорядок не мешал, то зачем «перезагружать мозг» погружённому в работу фрилансеру? Процитируем современников поэтессы:
Неряшливый деревянный стол, неубранная посуда. Табачный дым. И в нем тусклая электрическая лампочка. (Н. А. Еленев)
В доме у них грязь была ужасная, вонь и повсюду окурки. Среди комнаты стоял огромный мусорный ящик. (С. Н. Анронникова-Гальперн)
Вдоль обеих стен стояли запакованные тюки, оставляя узкий проход к окну, где стоял письменный стол. На нем вперемешку с книгами, бумагами, неизменным кофейником и папиросами лежали сковорода, немытая посуда и почему-то туфель.
(И. Б. Игнатова) На столе в беспорядке еда и посуда – чистая и грязная, книги, карандаши, как бывает на столах, за которыми и едят и работают. (Н. П. Гордон)
Марина сама ничего не умела делать. Почему-то в одной из квартир, в середине ее комнаты стояла огромная «poubelle» [помойное ведро]. (М. С. Булгакова)
Вообще она была удивительно неприспособленная. Дома у нее всегда был страшный бедлам…
Источник: П. Фокин. «Цветаева без глянца».
http://mreadz.com/new/index.php?id=330457&pages=32
Получается, творческий беспорядок всё-таки убирать не стоит? Стоп. Давайте внесём ясность в вопрос, проведя чёткую грань между творческим беспорядком и обыкновенным бардаком.
Стихи – налево, котлеты – направо, мухи – за окно…
На самом деле творческий беспорядок – это порядок, который привычен для конкретного человека. Это расположение предметов, к которому мозг уже привык. Подсознательно человек знает, что вон та бумажка-склерозка лежит под книгой, а ручка – за кипой журналов.
И уборка, понятное дело, вносит дисгармонию в привычную обстановку.Комната ее [Марины Цветаевой] поразила нас хаотическим беспорядком: все лежало вперемешку. Но и тут, в Голицыне, и особенно в Москве, скоро стало понятно, что в этом беспорядке есть свой порядок и смысл. Марина Ивановна прекрасно помнила, где что лежит, не тратила ни секунды, доставая нужное. А лежало все сверху, как я поняла, потому, что Марина Ивановна не желала тратить времени на открывание и закрывание ящиков и шкафов, на запоминание, что где: тут все было на виду. (Т. В. Кванина)
Но стали бы стихи Цветаевой хуже, если бы из «осмысленного беспорядка» были изъяты грязная посуда и мусор? Если бы у неё были деньги на домработницу?
Если честно, в предыдущем посте мы немного слукавили. Опасен не творческий беспорядок.
В интернете можно найти кучу фотографий из жилищ типичных интернет-домоседов, на которых компьютерный стол и кресло тонут в горах мусора. Какое отношение это всё имеет к творческому процессу? Помогает ли гора бытовых отходов интеллектуальной деятельности? Вопрос риторический.
Сейчас, когда работа студлансеров и других представителей фрилансерской братии сосредоточена в виртуальной реальности, на столе нужно держать не так уж много вещей. Ластики, линейки, тетрадки, бумаги, ручки, карандаши, калькуляторы, книги – все эти предметы, составлявшие творческий беспорядок интеллектуала прошлого, современному интеллектуалу в таком объёме уже не требуются. А куча старых чеков и стопка ненужных квитанций вполне могут отправиться в шредер. В большинстве случаев фрилансер может работать за девственно чистым столом!
Двадцать кружек на столе, пять банок энергетика по периметру рабочего места, завал упаковок от чипсов, шоколадок и печенек – это, господа фрилансеры, не творческий беспорядок. Это свинство и разруха в башке (при этих словах автор задумчиво косится на свой стол).
Кстати, любой психолог скажет, что бардак в квартире Цветаевой – психологическое отражение её трагического внутреннего мира. И все мы знаем, чем это закончилось. Но вас ведь не терроризирует кровавая ГэБня? Вы не вышвырнуты революцией в нищету, на чужбину, в безысходность? Значит, судьба Марины Цветаевой – не оправдание, а с личной бытовой разрухой надо что-то делать.
По крайней мере, если вы хотите повысить работоспособность и эффективность труда.
Что же делать шизоиду?!
Шизоиды крайне негативно относятся к попыткам призвать их к порядку. Для шизоида это очень болезненная процедура. И всё-таки выход есть.
Программа выхода из состояния бытовой разрухи для фрилансера-шизоида:
- Провести чёткую грань между творческим беспорядком и бардаком. Сделать это просто: нужно всего лишь отобрать нужные для работы вещи, которые имеют право находиться в вашей рабочей зоне.
- Навести порядок самостоятельно, относясь к этой задаче как к медитативному занятию, или делегировать эту обязанность наёмному работнику (запретив трогать и перекладывать то, что вам действительно нужно).
Возможно, кто-то захочет возразить: мол, у Марины Цветаевой окурки валялись по комнате, но она писала замечательные стихи! Так вот: если бы эти окурки чудесным образом из комнаты испарились, поэтесса не заметила бы их исчезновения. Просто потому, что окурки не являются частью творческого беспорядка.
Так что если вы не склонны отвлекаться на быт, наймите того, кто будет наводить порядок за вас, бережно отфильтровывая ваши листки с идеями (которые трогать ни в коем случае нельзя!) от конфетных обёрток (которые убирать нужно!). Если студлансер хорошо зарабатывает, он может себе это позволить.
Творческий беспорядок | Что такое Творческий беспорядок
Творческий беспорядок как качество личности – склонность во время творческого процесса игнорировать стерильную чистоту, пустоту стола, нахождение вещей на своих местах.
Творческий беспорядок – приверженность хаосу. Великий Эйнштейн говорил: «Порядок нужен дуракам, гений властвует над хаосом».
Жильё великого композитора Людвига ван Бетховена знакомые описывали так: “В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные и наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтрака…”
Сэр Александр Флеминг – баловень творческого беспорядка, британский бактериолог, открывший лизоцим и выделивший первый в мире антибиотик – пенициллин. Коллеги частенько посмеивались над Флемингом: ученый, а в лаборатории черт ногу сломит.
«Флеминг сохранял выделенные им культуры микроорганизмов по две-три недели и, прежде чем уничтожить, внимательно их изучал, чтобы проверить, не произошло ли случайно какого-нибудь неожиданного и интересного явления. Дальнейшая история показала, что, если бы он был таким же аккуратным, как я, он скорее всего не открыл бы ничего нового». Это отрывок из воспоминаний одного из сотрудников лаборатории ученого.
Удивительно, но именно творческий беспорядок помог Флемингу совершить 2 важнейших открытия.
В 1922 году сэр Флеминг простудился. Мучаясь от насморка, он занес в чашку Петри носовую слизь. В той части чашки, куда она попала, колонии бактерий погибли. Флеминг стал исследовать это явление. Оказалось, что такое же действие на раствор со множеством бактерий оказывают слезы, слюна, частицы живой ткани. Так Флеминг открыл лизоцим – антибактериальный фермент, вырабатываемый организмом человека.
Выделить пенициллин также помог случай и… творческий беспорядок в лаборатории. В 1928 году в кабинет к ученому заглянул коллега. Флеминг как раз перебирал заплесневевшие чашки Петри со старыми культурами. «Как только вы открываете чашку с культурой, вас ждут неприятности: обязательно что-нибудь попадёт из воздуха…» – пожаловался Флеминг коллеге. А потом внезапно замолчал и задумался… В одной из заплесневевших чашек Петри все бактерии погибли. Это положило начало флеминговским исследованиям плесени, завершившимся открытием пенициллина.
Если вам нужен современный пример, это — Стив Джобс. Не удивительно, что он изобрел интерактивные книги: обычные ему было очень тяжело хранить. Его стол всегда был словно после катастрофы. Есть основания предположить, что это тоже сыграло свою роль в его работе.
Психолог-ученый из Университета Миннесоты Кэтлин Вогс провела ряд экспериментов, доказывающих, что творческие, задумчивые люди действительно лучше работают, когда вокруг них беспорядок. Возникает справедливый вопрос: может, «творческое мышление» — это и есть свинарник в доме?
Творческий беспорядок – источник вдохновения. Он характерен людям творческих профессий творческих профессий – артистам, художникам, дизайнерам, писателям и прочим служителям искусства. Социологи утверждают: люди с высоким уровнем креативности сознательно дезорганизуют пространство вокруг себя. Это предположение выдвинул ещё Абрахам Маслоу, который в книге «Дальнейшие рубежи развития человека» советует руководителям компаний принимать как должное небрежность сотрудников, занятых выполнением творческих задач. Автор утверждает, что окружающий хаос позволяет сознательно перекладывать имеющиеся в распоряжении знания, пока они не соберутся в причудливое сочетание, являя миру новую идею.
По мнению психологов, творческие люди, живущие в состоянии хаоса, обычно легко в нём ориентируются, быстро находя нужные книги, черновики, макеты, технику и другие необходимые вещи. Однако у по-настоящему творческих людей периоды бардака обязательно сменяются периодами наведения порядка, классификации и избавления от ненужных вещей – это завершающий этап их трудов. Если же дома и на рабочем хаос царит постоянно, то, по мнению экспертов центра психических нарушений США, это может стать причиной нарушения психического здоровья. Они установили, что в мозгу тех людей, кто по тем или иным причинам постоянно живёт в окружении беспорядка, происходят заметные нарушения: область головного мозга, отвечающая за познавательные процессы, находится в хроническом напряжении. И потом, в разбросанных по дому вещах накапливается пыль и бактерии, которые вредят организму человека и могут привести к развитию аллергии, астмы, дерматита.
Как члены семьи должны относиться к творческому беспорядку? Психолог Марина Тумовская пишет: «Второй половине» творческой личности необходимо смириться с беспорядком, который царит в его кабинете, творческой мастерской и т.д. Потому как человек творческий не мыслит своей жизни без креатива, а значит, и без беспорядка. Любые выяснения отношений по этому поводу лишь сделают жизнь более напряженной, но ни к какому положительному результату не приведут.
«Второй половине» не стоит вторгаться в творческое пространство креативщика, и тем более пытаться навести там порядок. Любой клочок бумаги, который вы можете выбросить, по ошибке приняв за «мусор», может оказаться бесценной идеей для вашего любимого.
В мастерскую или кабинет нужно обязательно поставить мусорницу. Возможно, креативщик на каком-то этапе сам захочет немного «поразгребать» завалы бумаг, скопившиеся на столе и начавшие мешать работе.
Терпение, терпение и только терпение! Ведь творческий беспорядок заканчивается, когда завершается работа над проектом. И вы сможете ощутить гордость за человека, который столько дней или недель подряд «трепал вам нервы своим бардаком».
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Психология беспорядка и творчества: исследования показывают, как беспорядок на столе и творческая работа идут рука об руку
в Искусство, творчество, жизнь | 19 июня 2015 г. 9 комментариев
52.4k
АКЦИИ
В какой-то момент вы, возможно, соприкасались с «Моей кроватью» Трейси Эмин, художественной инсталляцией, которая воспроизводит ее личное пространство в то время, когда она провела четыре дня взаперти в 1998 году, «убитая горем»: кровать не заправлена, у кровати валяются сигареты, мокасины, бутылка выпивки, еда и «что-то похожее на презерватив шестнадцатилетней давности»…. Если бы вы были достаточно сообразительны, чтобы быть Трейси Эмин в 1998 — и никто из нас не был — вы бы продали эту грязную комнату более чем за четыре миллиона долларов в прошлом году на аукционе Christie’s.
Эти беспорядки, на самом деле, могут быть рассадниками творчества, подтверждая такое же живучее клише, как и клише о почерке врачей, и, возможно, столь же точное. Кажется, беспорядок на столе, в комнате или в студии может быть признаком гениальности в работе. Альберт Эйнштейн, например, пишет Elite Daily , у него был стол, который «выглядел так, будто у злобной бывшей девушки была миссия уничтожить его рабочее место». Эйнштейн ответил на критику своих рабочих привычек, задав вопрос: «Если беспорядок на столе — признак захламленности ума, то что мы должны думать о пустом столе?»
У Марка Твена тоже был беспорядок на столе, «возможно, даже более беспорядочный, чем у Альберта Эйнштейна». Чтобы выяснить, является ли отношение беспорядка к творчеству просто «городской легендой» или нет, Кэтлин Вос (исследователь из Школы менеджмента Карлсона Университета Миннесоты) и ее коллеги провели серию экспериментов как в опрятных, так и в неуправляемых помещениях с 188 взрослых получили задания на выбор.
Вос описывает свои открытия в
Связанный контент:
Альберт Эйнштейн говорит своему сыну, что ключ к обучению и счастью заключается в том, чтобы раствориться в творчестве (или «найти поток»)
Философия творчества Джона Клиза: создание оазисов для детских игр
Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина. Подпишитесь на него на @jdmagness
52,4k
АКЦИИ
Сообщение о творчестве | Творчество — это беспорядок
Прямо сейчас, когда вы читаете эту статью, многие люди и организации по всему миру стремятся превзойти потолок своего творчества. Они хотят инноваций. Им нужно внедрять инновации. Они понимают, что их будущее зависит от их способности придумывать что-то новое (или радикально отличное) и ценное. Будь то новый продукт или услуга, внутреннее изменение или вообще новое направление — люди и организации хотят формировать свое будущее. И многие из них ищут для этого старый добрый знакомый способ: они ищут процесс .
Внимание, спойлер: Творчество беспорядочно — процессы не
Почему так много людей и организаций ищут процесс, который поможет им управлять своим творчеством? Процессы не всегда просты. Их не всегда легко реализовать. На самом деле, многие организации изо всех сил пытаются внедрить процессы разных типов «как они определены». Так почему же многие из нас до сих пор полагаются на процесс, когда нам нужен творческий результат? Причина обещание .
Процессы по определению определяются на основе цепочки (или другой структуры) входов и выходов. На самом упрощенном уровне процессы обещают вам, что если у вас есть X на входе, вы получите Y на выходе. Конечно, добиться этого не всегда просто. Сам процесс может потребовать много тяжелой работы и необходимости преодолевать множество проблем на этом пути. Но на заднем плане всегда есть это обещание. Для многих людей и большинства организаций это обещание достаточно хорошо, поэтому они вкладывают в процесс все свои деньги (или энергию).
Креативность и новаторство также подразумевают принятие некоторых входных данных и получение результатов — творческих. Итак, сначала они кажутся идеальными для структуры процесса. Но эта линия мысли игнорирует природу творчества. Вкратце: креативность беспорядочна!
Начнем с ввода. Любой творческий акт опирается на сырье. Ничего нельзя создать из пустоты. Никогда не бывает чистого холста. «Проблема» в том, что для того, чтобы быть творческим, вы должны быть постоянно открыты для восприятия исходного материала. Вы никогда не знаете заранее, какое сырье и какие ресурсы будут использоваться сырье, необходимое для вашей следующей оригинальной мысли. И одного этого достаточно, чтобы разрушить предположение, на котором построены процессы: если у вас есть X в качестве входных данных, вы получите Y. Ну, мы на самом деле не знаем заранее, будет ли это X, Q, R, 4 или $ мы будем использовать в качестве входных данных. Все идет!
Чтобы сделать вещи еще менее управляемыми, акт выбора соответствующего сырья в основном бессознателен. Во многих случаях он основан не на каком-либо аналитическом подходе, а скорее на интуиции и воображении. Это не ограничено во времени — это фоновая деятельность, выполняемая глубоко в сознании творческого человека.
Во многих случаях вывод также неожиданный. Величайшие инновации не были намечены заранее как желаемый результат. Если бы мы могли определить результат заранее, нам не нужно было бы начинать с творческого процесса.
И затем у вас есть действительно грязная часть, которая находится между ними. Между сбором кажущихся произвольными входных данных (некоторые из них будут необходимы, а другие окажутся нерелевантными), отбором релевантных (вероятно, бессознательно) и получением неожиданных результатов лежит огромное облако итеративной мозговой работы, которую никто может захватить в процессе.
Если вы хотите, чтобы ваша организация была более творческой, вы должны быть готовы к тому, что «процесс» будет грязным. В данном контексте это не плохо. В случае инновационности это даже важно. А еще это может быть очень весело.
Все еще нет процесса?
Ну, не совсем. Хотя процесс никогда не является ядром творчества, хорошо структурированный процесс важен для управления двумя аспектами инноваций.
Во-первых, если у вас есть потенциально хорошая инновационная идея, путь к осознание может быть долгим и утомительным. Именно здесь важен процесс, если он оставляет много места для сюрпризов. По определению, инновационные проекты — это не «все то же самое», поэтому процессу присущи сюрпризы (хорошие и плохие). По этой причине ваши обычные процессы могут быть не в состоянии удовлетворить особые потребности такого проекта.
Но и задолго до этого процесс может помочь организации управлять потоком творческих идей и выбирать те из них, которые должны быть реализованы (по крайней мере, когда речь идет об идеях, которые требуют инвестиций и могут прийти за счет других проектов). Предполагая, что вам удалось создать как культуру, так и необходимый набор навыков для создания такого потока идей, вам понадобится четко определенный метод для управления ими.