Что такое креативность в людях: Креативные люди — это какие люди? В чем проявляется креативность человека? Креативность и креативное мышление.

Содержание

Креативные люди — это какие люди? В чем проявляется креативность человека?

Креативный человек имеет отличные навыки развития собственного воображения, он выходит за рамки стереотипов, раскрывая границы фантазии и придумывая совершенно новые идеи. Что такое креативность, зачем она нужна и кто такие креативные люди – вы узнаете совсем скоро.

Что такое креативность?

Давайте разберемся, что значит креативный человек. Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.

Креативные люди – это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач. Они могут разглядеть проблему под разными углами, подчас увидеть ее так, как не видел раньше никто. Тем не менее креативность – это не только новаторство и творчество, это конструктивный способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.

Чем отличается креативность от творчества?

Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Способы развития креативности

Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых. В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность.

Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.

  • Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
  • Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
  • Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
  • Рекомендуется расширять свой кругозор – интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.

Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.

Самые креативные люди

С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину «креативность» стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.

По версии журнала Creativity самый креативный человек – это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.

Признаки креативного человека

И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.

По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?

  • Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
  • Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
  • У креативных людей отличное чувство юмора.
  • Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
  • Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
  • Им интересен сам процесс, а не только результат.
  • Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
  • Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
  • Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
  • Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
  • Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.

Мода на креативность

В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность. Креативный человек — это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода. В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.

Не креативный человек – это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.

Что такое креативный класс и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Для чего нужна креативность?

Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.

Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.

10 качеств креативной личности

Лидерство

Время на чтение: 6 минут

Что делает человека креативным? Это от рождения или приобретается? Рассмотрим, что думает об этом психолог Михай Чиксентмихайи.

Известный исследователь, психолог, автор «теории потока», Михай Чиксентмихайи в своей книге «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» размышляет о значении, происхождении и развитии креативности. Несмотря на то, что книга 1996 года, мысли актуальны как никогда. Давайте рассмотрим их.

Творчество дает полноту жизни


Если собрать все лучшие ожидания людей от жизни, окажется, что именно творчество способно дать то, что ближе всего к идеалу. Творчество расширяет мировоззрение, позволяет познавать увлекательнейшие вещи, раскрывает наш потенциал, что крайне важно для человека.

Креативность, творчество – это то, что мы получаем от природы или можем развить? На этот вопрос Чиксентмихайи дает ответ: творческие черты присутствуют от рождения, но потенциал креативности можно раскрывать. Чиксентмихайи исследовал качества, которые присущи творческим личностям и поддаются развитию. Берем на вооружение.

Энергичны, но сосредоточены


Креативные люди энергичны, но способны направлять свою энергию в нужное русло.

Энергия творческим людям нужна: как физическая, так и умственная. Это позволяет им часами работать над текущей задачей, которая их заинтересовала, не теряя при этом энтузиазма. Это не гиперактивность и не маниакальность – творческие люди могут проводить много времени и в спокойном состоянии, размышляя о предмете своего интереса и о своей идее.

Умны и наивны

Исследования не нашли связи между творчеством и IQ. Исследование, проводимое Льюисом Терманом, показало, что среди творческих гениев нет людей с очень высоким IQ. Это подтвердили и исследования Чиксентмихайи, который даже определил порог IQ творческого человека – ориентировочно 120.

Показатель интеллекта может приводить к увеличению креативности, пока он не выше 120, дальше зависимость увеличения IQ и креативности обнаружена не была. Чиксентмихайи предполагает, что креативность – это сочетание мудрости и детская наивность. Креативные люди немного дети – они сохранили наивность и свежий взгляд на вещи.

Игривы, но дисциплинированы


Креативные люди игривы. По мнению Чиксентмихайи, игривое поведение – один из отличительных признаков креативности, однако некоторая легкомысленность и быстрое возбуждение интереса удивительным образом сочетается с основательностью и настойчивостью. Легкость, но не легкомыслие – так можно сказать о творческих людях. При этом они достаточно дисциплинированы и трудоспособны.

Работая над проектом, креативные люди способны проявлять решительность и упорство – они способны работать по много часов в день, не переключаясь, сосредоточено и скрупулезно, до тех пор, пока не будут довольны сделанным.

Вам приходилось встречаться с творческим, креативным человеком? Первое впечатление – романтик, что-то волнующее. Часто быть артистом – это испытывать волнение. Но вместе с тем, успех артиста стоит огромного труда, тяжелого, для многих неподъемного, изматывающего. Каждый творческий человек понимает, что реальное творчество, а не пустое мечтательство – это сочетание удовольствия и труда.

Реалисты-мечтатели


Похоже, творческие люди – те, которые сочетают несочетаемое. Еще одна черта креативного человека – быть одновременно реалистом и мечтателем.

Творчества не может быть без мечты, без воображения и ощущения чудес. Мечты и фантазии – привычный мир для творческих людей. Но вместе с тем они умеют реализовать свою мечту, а для этого нужно не просто витать в облаках, но и уметь отличить реальное от нереального, реализуемое от фантазии. Искусство – это прыжок воображения в мир, отличающийся от настоящего. Важно уметь создавать новые идеи, выходящие за рамки постижимого, но способные создать новую реальность.

Экстравертированы и интровертированы


Людей принято делить на экстравертов и интровертов, однако творчество требует объединения обоих типов личности, считает Чиксентмихайи. Каждый творческий человек находит свое решение этой дилемме. Творческие личности демонстрируют признаки обоих типов одновременно. Их можно назвать в равной степени общительными и тихими, социализированными и скрытными.

Им необходимо взаимодействие с другими, чтобы черпать идеи и вдохновение, и вместе с тем им необходимо уединение, чтобы обдумать и реализовать свои творческие идеи.

Горды, но скромны

Креативные люди гордятся результатом своих трудов, но сами часто любят оставаться в тени. Они знают себе цену, но не переоценивают себя – они уважают коллег, которые трудятся в той же области, поэтому творческие люди любят объединяться и делиться идеями. Творческие люди обычно благодарны своим учителям и тем, кто помог им достичь успеха.

Чиксентмихайи обратил внимание также на то, что творческие личности иногда так сосредоточены на своей следующей идее, что могут забывать о своих предыдущих достижениях и не уделяют им значения, иногда даже смущаясь, когда их превозносят.

Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями


Творческих людей не волнуют стереотипы, связанные с общественными и другими ролями. Можно сказать, чти они не фокусируются на таких вопросах. Мужчины могут быть более ранимыми, чем принято в обществе, женщины более мужественными, чем общество ожидает от женщин – но это их не тяготит.

Консервативны, но мятежны


Творческий человек по определению «вне рамок». Такие часто выступают неконформистами или даже мятежниками. Но творческому человеку невозможно творить, не принимая текущих устоев и традиций. Поэтому они демонстрируют как консерватизм, так и выход «за рамки».

Взгляд без предрассудков помогает предложить традиционному миру новые свежие решения. Инновации – это выход за рамки и риск, но реализация нового происходит в текущем, а не в будущем мире.

Страстные и целеустремленные


Страстная натура – это обычно увлекающаяся личность, не чувствующая берегов и рамок, времени и обязанности. Но творческие люди способны увлекаться и при этом не уходить от ответственности и не отклоняться от цели. Страсть нужна, чтобы черпать эмоции и идеи, целеустремленность – чтобы воплотить их в жизнь.

Креативные люди не просто наслаждаются своей деятельностью, они горячо и страстно любят свое занятие. Но простое увлечение не всегда приводит к результатам, а творческий человек способен ответственно доводить дело до конца и готов к такой рутине в доведении до идеала своего детища, что позавидует любой представитель самой рутинной работы.

Чувствительны и открыты для нового опыта


Несмотря на постоянный опыт, чувствительность и впечатлительность, которые могут обычных людей приводить к грусти, унынию и боли, креативные люди счастливы и радостны.

Чиксентмихайи отмечает, что рождение нового может принести и критику, это может быть болезненным, даже разрушительным. Скорее всего каждый творческий человек переживал непринятие. Однако требуется мужество, чтобы решаться представлять свои произведения на суд общества, осознавая, что люди могут не понять, высмеять и отвергнуть, или просто проигнорировать их творчество.

И все же рождение нового сопряжено с таким мощным источником радости, что сам факт созидания приносит создателю счастье, которое стоит любой возможной боли.

Контакты

Телефон

+7 915 388 33 96

[email protected]

Оставить мне сообщение

Почему некоторые люди более креативны, чем другие?

  • Share на Facebook

  • Share в Twitter

  • Share на Reddit

  • Share на LinkedIn

  • Credite по электронной почте

  • Print

  • Credit. Изображения

    Следующее эссе перепечатано с разрешения The Conversation, интернет-издания, посвященного последним исследованиям.

    Креативность часто определяют как способность придумывать новые и полезные идеи. Как и интеллект, его можно считать чертой, которой в той или иной степени обладает каждый, а не только творческие «гении» вроде Пикассо и Стива Джобса.

    Это не просто ваша способность нарисовать картинку или разработать продукт. Нам всем нужно мыслить творчески в нашей повседневной жизни, будь то выяснение того, как приготовить ужин из остатков или создание костюма на Хэллоуин из одежды в вашем шкафу. Творческие задачи варьируются от того, что исследователи называют творчеством «маленького С» — создание веб-сайта, изготовление подарка на день рождения или придумывание забавной шутки — до творчества «большого С»: написание речи, сочинение стихотворения или планирование научного эксперимента. .

    Исследователи в области психологии и неврологии начали определять мыслительные процессы и области мозга, связанные с творчеством. Последние данные свидетельствуют о том, что креативность включает сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением – способность как спонтанно проводить мозговой штурм, так и преднамеренно оценивать их, чтобы определить, действительно ли они сработают.

    Несмотря на этот прогресс, ответ на один вопрос остается особенно неуловимым: что делает одних людей более творческими, чем других?

    В ходе нового исследования мы с коллегами выяснили, можно ли частично объяснить способность человека к творческому мышлению связью между тремя сетями мозга.

    Картирование мозга во время творческого мышления

    В ходе исследования 163 участника прошли классический тест на «дивергентное мышление», называемый заданием альтернативного использования, в ходе которого людей просили подумать о новых и необычных способах использования объектов. Когда они завершили тест, они прошли фМРТ-сканирование, которое измеряет приток крови к частям мозга.

    Задание оценивает способность людей  отклоняться  от обычных способов использования объекта. Например, в ходе исследования мы показывали участникам на экране различные объекты, такие как обертка от жвачки или носок, и просили придумать творческие способы их использования. Некоторые идеи были более творческими, чем другие. Что касается носка, один участник предложил использовать его для согревания ног — обычное использование носка, — а другой участник предложил использовать его в качестве системы фильтрации воды.

    Важно отметить, что мы обнаружили, что люди, которые лучше справились с этим заданием, также, как правило, сообщали о том, что у них больше творческих увлечений и достижений, что согласуется с предыдущими исследованиями, показавшими, что задание измеряет общую способность к творческому мышлению.

    После того, как участники выполнили эти задачи творческого мышления на фМРТ, мы измерили функциональную связь между всеми областями мозга — насколько активность в одной области коррелирует с активностью в другой области.

    Мы также ранжировали их идеи по оригинальности: обычные варианты использования получили более низкие баллы (использование носка для согревания ног), в то время как необычные варианты использования получили более высокие баллы (использование носка в качестве системы фильтрации воды).

    Затем мы сопоставили показатель креативности каждого человека со всеми возможными связями в мозгу (примерно 35 000) и удалили связи, которые, согласно нашему анализу, не коррелировали с показателями креативности. Остальные связи составляли «высокотворческую» сеть, набор связей, очень важных для генерации оригинальных идей.

    Определив сеть, мы хотели посмотреть, сможет ли кто-то с более прочными связями в этой творческой сети хорошо выполнить задания. Поэтому мы измерили силу связей человека в этой сети, а затем использовали прогнозное моделирование, чтобы проверить, можем ли мы оценить показатель креативности человека.

    Модели выявили значительную корреляцию между прогнозируемыми и наблюдаемыми показателями креативности. Другими словами, мы могли бы оценить, насколько творческими будут идеи человека, исходя из силы его связей в этой сети.

    Далее мы проверили, можем ли мы предсказать способность к творческому мышлению в трех новых выборках участников, чьи данные о мозге не использовались при построении сетевой модели. Во всех выборках мы обнаружили, что можем предсказать, хотя и скромно, творческие способности человека, основываясь на силе его связей в этой же сети.

    В целом, люди с более крепкими связями придумывали лучшие идеи.

    Что происходит в «высокотворческой» сети

    Мы обнаружили, что области мозга в «высокотворческой» сети принадлежат трем конкретным мозговым системам: сети по умолчанию, значимости и исполнительной сети.

     Сеть по умолчанию – это набор областей мозга, которые активируются, когда люди заняты спонтанным мышлением, таким как блуждание ума, мечтание и воображение. Эта сеть может играть ключевую роль в генерации идей или мозговом штурме — обдумывании нескольких возможных решений проблемы.

     Сеть исполнительного контроля – это набор областей, которые активируются, когда людям нужно сосредоточиться или контролировать свои мыслительные процессы. Эта сеть может играть ключевую роль в оценке идей или в определении того, действительно ли идеи, полученные в ходе мозгового штурма, будут работать, и в изменении их в соответствии с творческой целью.

    Сеть значимости — это набор регионов, который действует как механизм переключения между сетями по умолчанию и исполнительными сетями. Эта сеть может играть ключевую роль в чередовании генерации идей и их оценки.

    Интересной особенностью этих трех сетей является то, что они обычно не активируются одновременно. Например, при активации исполнительной сети сеть по умолчанию обычно деактивируется. Наши результаты показывают, что творческие люди лучше способны совместно активировать сети мозга, которые обычно работают по отдельности.

    Наши результаты показывают, что творческий мозг устроен иначе и что творческие люди лучше задействуют системы мозга, которые обычно не работают вместе. Интересно, что результаты согласуются с недавними исследованиями фМРТ профессиональных художников, в том числе джазовых музыкантов, импровизирующих мелодии, поэтов, пишущих новые стихи, и визуальных художников, рисующих идеи для обложки книги.

    Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, являются ли эти сети гибкими или относительно фиксированными. Например, приводит ли посещение уроков рисования к большей связности в этих мозговых сетях? Можно ли повысить общую способность к творческому мышлению, изменив сетевые подключения?

    Пока эти вопросы остаются без ответа. Как исследователям, нам просто нужно задействовать наши собственные творческие сети, чтобы выяснить, как на них ответить.

    Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочтите исходную статью.

    ОБ АВТОРЕ(АХ)

      Роджер Бити – научный сотрудник Гарвардского университета с докторской степенью в области когнитивной неврологии.

      Читать дальше

      Ваш мозг и творчество · Границы для молодых умов

      Abstract

      Пользовались ли вы когда-нибудь возможностью полюбоваться сложной картиной, расслабиться под тонкую музыку или обдумать сложное стихотворение? Люди стремятся к творческому самовыражению и каждый день наслаждаются творчески созданным материалом. Творчество необходимо для искусства, для новых изобретений и для человеческого самовыражения. Как мозг поддерживает творчество? Хотя творчество окружает нас повсюду и является фундаментальным аспектом нашей жизни, задавать научные вопросы о творчестве было сложно. Хотя мы можем идентифицировать творческие акты и процессы, были некоторые проблемы с тестированием и измерением креативности. Здесь мы исследуем научные исследования творчества. В частности, мы спрашиваем, что происходит в мозгу и в наших мыслях, чтобы заниматься творческой деятельностью. Наконец, мы исследуем некоторые мифы, окружающие мозг и креативность, а также преимущества творчества в вашей жизни.

      Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время им это показалось очевидным — Стив Джобс

      Что такое творчество?

      Творчество уже давно очаровывает всех, от художников до философов и психологов. Почему люди чувствуют необходимость быть творческими и получать удовольствие от творческих материалов? Хотя творчество является основной частью человеческого мышления, что считается творчеством и как мы его измеряем? Креативность часто рассматривается как субъективное поле , а это означает, что личное мнение о творчестве у всех разное, поэтому нам нужно иметь действительно четкое определение, чтобы понять, что такое творчество. Итак, что же такое творчество? Хотя существует множество компонентов творчества, включая оригинальность, удовольствие, ценность, процесс и воображение, определение, которое ученые используют для изучения творчества, объединяет эти компоненты, чтобы сказать, что творчество — это способность создавать что-то новое (или оригинальное) одновременно. и имеет полезность (ценен для кого-то). Это определение позволяет ученым разрабатывать проверяемые гипотезы о том, как творчество возникает в человеческом мозгу.

      Как мы определяем творчество?

      Мы все по-разному взаимодействуем, обрабатываем и производим креативность, что делает создание универсального определения креативности очень сложной задачей. Как напоминает нам Стив Джобс, даже творческим людям трудно воспринимать вещи, которые они думают и создают, как творческие! Трудности в распознавании и определении креативности могут быть связаны с различными формами творческой реализации (от исполнительских видов искусства, таких как танцы и музыка, до изобразительных искусств, таких как рисование, живопись, скульптура, дизайн, фотография и кинопроизводство). Трудность также может быть связана с различиями в том, как люди думают о процессах творческого мышления (вставка 1). Однако, какими бы разными ни были наши подходы к пониманию креативности, определение креативности поможет нам понять ее различные преимущества, процессы и выражения.

      Вставка 1. Творческий процесс

      Этапы творческого процесса, определенные ученым Валласом [1], следующие: на свой прошлый опыт и любую творческую работу, которую вы сделали ранее, чтобы подготовиться к использованию своего творчества по-новому.

    • Инкубация (или Дизайн и создание) — после некоторого времени работы над новым творческим проектом иногда бывает полезно сделать шаг назад и немного не работать над проектом. Уоллас и другие обнаружили, что многие идеи возникают по прошествии некоторого времени, когда проблема не решается. Эту фазу можно назвать фазой Архимеда или Ньютона, когда идеи приходят к вам в неожиданных местах, например, в ванне или под деревом.

    • Освещение (или Разработка и реализация) — вернувшись к идее, вы можете обнаружить, что проблема или творческий проект «щелкают», и части идеи складываются воедино. Это также время, чтобы продолжить работу над идеей или попробовать разные варианты.

    • Проверка (или развертывание и доставка) — наконец, проверьте и убедитесь, что идея нова и/или «хороша». Это может быть этап, когда писатель смотрит на написанную им страницу и комкает бумагу, прежде чем начать в новом направлении.

    Креативность может проявиться неожиданно

    У вас когда-нибудь была АГА! Момент — момент, когда идея или решение пришли к вам, казалось бы, из ниоткуда? Это чувство, определяемое как озарение и иногда называемое прозрением, является одной из форм творчества. Озарения также случаются как то, что мы называем «чувством эврики». «Чувство эврики» на самом деле относится к древнегреческому ученому по имени Архимед, которому было поручено выяснить, как определить, сделана ли корона из чистого золота или из золота, смешанного с другими металлами, не сломав корону. Он действительно нашел решение, когда принимал ванну! Архимед заметил, что уровень воды в ванне менялся, когда он входил и выходил из ванны. Он понял, что может вычислить объем объекта, погрузив его в воду (что особенно полезно для объектов неправильной формы, таких как короны). Когда масса короны уже была установлена, Архимед использовал метод воды в ванне и уравнение масса / объем = плотность, чтобы определить, была ли золотая корона чистым золотом или в нее были добавлены менее плотные (менее ценные) металлы.

    Как мыслят творческие люди?

    Творчество проявляется не только в случайных идеях и мыслях, которые, кажется, возникают из ниоткуда. Другие формы творческого мышления включают конвергентное и дивергентное мышление. В конвергентном мышлении вы комбинируете несколько, иногда очень разных, фрагментов информации и находите одно решение/вещь, которая их связывает. Тест креативности, наиболее известный для определения способностей к конвергентному мышлению, называется тестом отдаленных (или далеких) ассоциаций (или вещей, которые похожи) (сокращенно RAT).

    Во время теста вам дают три слова и просят придумать слово, связанное со всеми тремя. Например, вам будут даны слова синий, торт и коттедж. Можете ли вы придумать слово, которое связывает их всех? Был ли это сыр — например, сыр с плесенью, чизкейк и творог?

    Дивергентное мышление, с другой стороны, предполагает генерирование множества различных идей или решений из одной отправной точки. Примером теста на дивергентное мышление является тест креативности Торранса. В этом тесте вам предлагается выполнить ряд заданий как с картинками, так и со словами. Во всех задачах вас просят придумать как можно больше решений за отведенное время. В одном задании вам могут показать картинку (такую, как на рис. 1) и попросить придумать как можно больше ответов на вопрос «сколько вариантов использования вы можете придумать для этого объекта?»

    • Рисунок 1 – Тест на дивергентное мышление.
    • Сколькими способами можно использовать картонную коробку? Получено с: https://pixabay.
      com/p-152428/?no_redirect.

    Что происходит в мозгу во время творческого мышления?

    Итак, теперь, когда вы знаете о трех различных типах творчества, проницательности, конвергентном мышлении и дивергентном мышлении, вы можете подумать, что мозговые процессы должны быть сложными. Предыдущие исследования показали, что несколько различных мыслительных процессов в мозгу, в том числе процессы, называемые 9.0108 рабочая память , абстракция , планирование и когнитивная гибкость , все они имеют решающее значение для творческого мышления. Это исследование также показало, что способность разрабатывать стратегии является ключевой частью творчества (например, думать о новых или необычных способах использования обычных предметов, таких как неароматизированная нить, чтобы разрезать торт или сыр, когда у вас нет ножа). Нейробиологи (ученые, изучающие мозг) в своей попытке установить связь между творческими мыслительными процессами и частями мозга, которые могут их обрабатывать, определили креативность как необходимость смешивания и повторного смешивания ментальных репрезентаций для создания новых идей и способов мышления [2] Если вы вернетесь к цитате Стива Джобса, вы увидите, что он описывает творчество аналогичным образом. Комбинирование и рекомбинация ментальных репрезентаций — это просто соединение вещей в мозгу таким же образом, как мозг хранит информацию.

    Чтобы понять, что означает комбинирование и рекомбинация мысленных представлений, вспомните свой собственный процесс при решении вопроса RAT. Как вы искали ответ — сыр? Вы пробовали несколько слов, которые сначала не работали? Что вы сделали дальше? Ваш процесс пробования одних слов, а затем других — это пример смешивания и повторного смешивания ментальных репрезентаций. Точно так же вспомните свой процесс решения вопроса о дивергентном мышлении. С картонной коробкой, показанной на рис. 1, вы подумали, как можно использовать картонную коробку? Вы можете построить крепость, или хранить вещи, или сделать знак, или сделать гигантского робота из картона, или сделать множество других вещей.

    Креативность в мозгу

    Недавно когнитивные нейробиологи заинтересовались тем, как мы думаем, и теми частями мозга, которые способствуют творчеству. Поскольку творчество является одним из самых сложных видов человеческого поведения, оно, вероятно, требует координации нескольких областей мозга и типов мышления. Поскольку креативность настолько сложна, кажется наивным полагать, что креативность может быть локализована в одной области мозга. На самом деле, лишь несколько исследований в области неврологии пытались исследовать области мозга, отвечающие за креативность. Долгое время ученые считали, что творчество обрабатывается только в правом полушарии (боке) мозга. Однако исследования, в которых изучалась активность мозга, когда люди выполняли творческие задачи, или у пациентов с повреждениями головного мозга, приведшими к трудностям с творчеством, показали, что область мозга, называемая лобной корой (вставка 2; рисунок 2), была нарушена. связанные с творчеством. Это казалось логичным, поскольку лобная кора обрабатывает ранее упомянутые когнитивные процессы (например, рабочую память, абстракцию, планирование и 9).0180 когнитивная гибкость ).

    Вставка 2. В человеческом мозге нет одного творческого центра

    Лобная кора — лобная кора долгое время считалась центром или центром творчества, поскольку она, по-видимому, отвечает за многие функции, которые способствуют к творческому мышлению (например, к рабочей (или кратковременной) памяти).

    Гиппокамп — гиппокамп лучше всего известен тем, что запоминает вещи, которые вы можете объявить, например факты и опыт. Процессы, которые выполняет гиппокамп для обработки этих воспоминаний, включают сохранение и извлечение фрагментов этих воспоминаний из того места, где они хранятся в коре. В творческом процессе, похожем на запоминание опыта путем объединения различных частей опыта, гиппокамп может использоваться в воображении для объединения идей способами, о которых вы не думали в прошлом.

    Базальные ганглии

    — базальные ганглии представляют собой структуру глубоко внутри головного мозга. Базальные ганглии обрабатывают память о навыках и о том, как что-то делать — часто о вещах, о которых нам не нужно думать напрямую, например о езде на велосипеде. Со временем и практикой выполнения творческих задач вы станете лучше справляться с ними.

    Белое вещество —белое вещество образует связи между различными структурами головного мозга. Чем лучше связаны области мозга, тем лучше и быстрее мозг может обрабатывать информацию. В творческом процессе наличие хорошо связанных мозгов может позволить вам быстрее собрать воедино больше идей.

    • Рисунок 2. Области мозга, участвующие в творчестве.
    • Для творческого мышления важен ряд различных частей мозга, включая лобную кору, гиппокамп и базальные ганглии. Получено с: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Gray739-emphasizing-hippocampus.png.

    Новое исследование показало, что гиппокамп (вставка 2; рис. 2) также имеет решающее значение для творчества. В одном исследовании было показано, что участники с повреждением гиппокампа имели более низкие показатели дивергентного мышления, измеренные с помощью теста креативности Торранса [2]. Во втором исследовании с помощью RAT было показано, что конвергентное мышление также нарушено у пациентов с повреждением гиппокампа (описано выше) [3]. Ранее мы упоминали, что нейробиологи могут определить креативность как смешивание и повторное смешивание ментальных представлений. Гиппокамп делает именно это в умственном процессе, которым он наиболее известен, — в памяти. Вспомните одно из ваших любимых воспоминаний. Может быть, это ваше последнее празднование дня рождения. Гиппокамп объединяет ваши чувства (радость и счастье от празднования с друзьями), сцену, где это происходило (музей науки в вашем родном городе), действия (задувание свечей, открытие подарков) и весь ваш опыт ( увидеть всех своих друзей, почувствовать запах горящих свечей, услышать пение Happy Birthday) в память о своем последнем дне рождения.

    Как ученые смотрят на творческие способности мозга?

    Ранее мы обсуждали исследования, в которых изучалось, что происходит, когда происходит повреждение определенной части мозга, и как это влияет на способности мозга. Эти исследования позволяют исследователям посмотреть на необходимость определенной области мозга для определенной способности. Другими словами, если часть мозга повреждена или отсутствует, может ли человек выполнять определенные действия? В другом методе исследования мозга используется так называемое функциональное картирование, которое предполагает использование технологий для измерения активности мозга. Две технологии функционального картирования называются функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), которая использует магнитные поля для наблюдения за движением крови, доставляющей топливные материалы к частям мозга, которые были активны, и электроэнцефалографией (ЭЭГ), которая измеряет электрическую активность мозга. .

    В одном исследовании ученые просматривали изображения фМРТ и ЭЭГ, сделанные участниками, когда они работали над различными задачами, связанными с творческими идеями [4]. Исследование ЭЭГ показало, что, когда у участников возникали творческие идеи, активность мозга в лобной коре и теменных долях синхронизировалась (срабатывала вместе). В исследовании фМРТ более творческие ответы были связаны с повышенной активацией (или использованием) лобной коры в левом полушарии. Объединив результаты исследований пациентов и исследований функциональной визуализации, мы видим, что есть много частей мозга, связанных с творческим мышлением.

    Мозговые мифы о творчестве №1: левое и правое полушарие?

    Вас когда-нибудь спрашивали, левополушарное у вас или правополушарное (рис. 3)? Этот вопрос относится к идее о том, что каждое полушарие мозга специализируется на различных способностях. В целом считалось, что левое полушарие специализируется на понимании слов, обработке математической информации и аналитическом мышлении («рациональный» мозг). С другой стороны, считалось, что правое полушарие специализируется на обработке невербальной информации, пространственной информации, музыки, эмоций и творчества. Как мы видим в творчестве и других сложных функциях, ряд специализированных структур мозга работают вместе, чтобы достичь чего-то.

    Локализация определенных способностей в той или иной части мозга была впервые обнаружена у некоторых лиц, у которых была основная связь между их полушариями, corpus callosum , вырезанный таким образом, чтобы каждое полушарие работало практически независимо. У большинства людей, однако, два полушария мозга способны общаться, поэтому, хотя структуры мозга могут иметь некоторую специализацию, самые сложные функции мозга требуют совместной работы многих частей мозга.

    • Рис. 3. Миф о левом и правом полушариях мозга.
    • Раньше считалось, что два полушария мозга специализируются на разных видах деятельности: логическое левое и творческое правое полушария. Получено с: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Right_brain.jpg.

    Мозг Мифы о творчестве #2: Креативность и интеллект несовместимы

    Подобно мифу о том, что вы можете быть либо левополушарным, либо правополушарным, некоторые думают, что вы можете быть только умным или творческим. Интеллект обычно определяют как способность получать и использовать знания. Хотя интеллект и креативность в чем-то связаны, это не одно и то же, и люди могут быть и творческими, и умными, или теми, и другими [5]. Важные факторы, которые делают людей очень творческими, вероятно, имеют какое-то отношение к личности — например, открытость к новому опыту.

    Мифы о творчестве мозга #3: Психическое заболевание делает людей творческими

    Некоторые люди предполагают, что существует связь между творчеством и психическим заболеванием. Лучше всего эту связь можно описать как «гипотеза безумного творчества» или «гипотеза безумного гения». Хотя может быть легко представить себе очень творческих исторических деятелей, которые, возможно, страдали психическим заболеванием, таких как художник Винсент Ван Гог (1853–1890, голландский художник Звездная ночь ), поэтесса Сильвия Плат (1932–1963, американский поэт, лауреат Пулитцеровской премии, автор книг «Собрание стихов», «Под стеклянным колпаком » и « Ариэль »), писатель Лев Толстой (1828–1910, русский писатель, считающийся одним из величайших авторов всех времен). , известные как Война и мир и Анна Каренина ), или другие, они представляют собой небольшой процент людей с психическими заболеваниями и небольшой процент творческих людей. Психические заболевания, такие как биполярное расстройство , шизофрения , депрессия и алкоголизм изучались на предмет их потенциальной связи с творчеством. Полученные данные свидетельствуют о том, что высокотворческие люди не обязательно психически больны, но часто могут думать так же, как люди с психическими заболеваниями. На самом деле, Нэнси Андреасен, ведущий специалист в области нейронауки творчества, которая работала с некоторыми из самых умных и творческих людей в современной науке и искусстве, предположила, что многие очень творческие люди, у которых были диагностированы психические заболевания, не были творческими. из-за психического заболевания , но были творческими , несмотря на то, что психическое заболевание работало против них [6].

    Будущее вашего мозга и творчества

    Хотя творчество может быть фундаментальной человеческой способностью и стремлением, изучение источника творчества в мозге только началось, поэтому нам еще многое предстоит узнать. Хотя ученые продолжают узнавать больше о креативности, мы уже знаем, что креативность имеет ряд преимуществ (вставка 3). Таким образом, даже если мы не знаем точно, какие психические процессы или части мозга связаны с творчеством, мы все равно можем предложить вам и вашим друзьям заняться творчеством, потому что это поможет вам и вашему мозгу.

    Вставка 3. Творчество имеет ряд преимуществ

    • Помогает снять стресс : занимаясь творческой практикой, вы можете войти в психическое состояние, называемое «поток» или «зона», которое может помочь уменьшить стресс уровни и оставить вас чувствовать себя спокойно. Возможно, вы испытывали состояние потока, если когда-либо теряли счет времени, занимаясь любимым делом.

    • Наполняет вас энергией : занимаясь тем, что вам нравится, творческий подход может помочь вам получить энергию, сосредоточив свое внимание на том, что вам нравится, а не зацикливаясь на заботах или заботах дня.

    • Помогает вашим эмоциям : ряд современных методов лечения, включая музыкальную терапию, танцевальную терапию и арт-терапию, используются для помощи пациентам с различными эмоциональными расстройствами, включая депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство. Проявляя творческий подход, вы можете работать со своими эмоциями и чувствами.

    • Повышает вашу эмпатию и терпимость : было показано, что просмотр произведений искусства повышает у людей чувство эмпатии и терпимости по отношению к другим людям, которые отличаются от них самих. Проявляя творческий подход и занимаясь творческой деятельностью, вы можете больше узнать о других людях и культурах.

    • Повышает пластичность мозга : ваш мозг создает связи и изменяется на протяжении всей жизни. Создание произведений искусства может стимулировать связь между различными частями мозга, и считается, что наличие хорошо связанных мозгов более важно для таких вещей, как интеллект, чем сам размер различных структур мозга.

    Итак, теперь, когда у вас есть вся эта информация о творчестве, отправляйтесь на тренировку и продемонстрируйте свое творчество! Многие из нас думают, что мы не креативны, потому что мы не умеем рисовать или не обладаем большими музыкальными способностями, но каждый обладает некоторой степенью творчества. По-настоящему творческих людей отличает то, как они решили продемонстрировать свое творчество. Некоторые могут иллюстрировать свое творчество в формах искусства, таких как письмо, музыка, танцы и рисование, другие могут по-новому думать о мире природы и задавать вопросы, но все творчество проистекает из определенного образа мышления. Заставьте свой мозг провести связи между, казалось бы, разными идеями, поскольку творчество — это просто нестандартное мышление — это может сделать каждый. Творческий подход к мышлению поможет вам вести более интересную, здоровую и счастливую жизнь.

    Глоссарий

    Субъективный : Основан на личных мнениях, интерпретациях, точках зрения, эмоциях и суждениях. Противоположностью субъективной информации является объективная информация — анализ, основанный на фактах, измеримый и наблюдаемый.

    Рабочая память : Система памяти в мозгу с ограниченными возможностями, которая отвечает за кратковременное хранение, обработку и манипулирование информацией.

    Абстракция : Мыслительный процесс, который характеризуется адаптивностью и гибкостью. Абстракция предполагает рассмотрение вещей, которые могут не иметь конкретных вещей или конкретных объектов. Примером абстрактного понятия являются «свобода» и «закон».

    Планирование : Набор функций мозга, необходимых для управления поведением. Планирование – это процесс обдумывания и организации действий, необходимых для достижения цели.

    Когнитивная гибкость : Позволяет легко переключаться между размышлениями о двух разных концепциях или думать о нескольких концепциях одновременно.

    Ментальные представления : Гипотетические символы в мозгу, которые представляют внешнюю реальность. Ментальные представления можно рассматривать как ментальные образы или способность представлять вещи в уме, например, путешествие в место, которое вы никогда не посещали, или делать то, чего вы никогда не делали, например летать как супергерой.

    Мозолистое тело : Пучок нервных клеток, соединяющий два полушария головного мозга.

    Биполярное расстройство : Психическое расстройство, при котором периоды депрессии сменяются периодами приподнятого настроения.

    Шизофрения : Психическое расстройство, которое имеет ряд различных симптомов, некоторые из которых включают ненормальное социальное поведение и проблемы с пониманием того, что реально.

    Депрессия : Расстройство настроения, которое включает в себя плохое настроение, которое влияет на поведение, мысли и чувства человека.

    Заявление о конфликте интересов

    Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


    Каталожные номера

    [1] Валлас, Г. 1926. Искусство мысли. Тернбридж-Уэллс: Solis Press.

    [2] Дафф, М. К., Курчек, Дж., Рубин, Р., Коэн, Н. Дж., и Транел, Д. 2013. Гиппокампальная амнезия нарушает творческое мышление. Гиппокамп 23 (12): 1143–1149. дои: 10.1002/hipo.22208

    [3] Уоррен, Д. Э., Курчек, Дж., и Дафф, М. К. 2016. Что относится к газете, определенному материалу и одежде? Статья, описывающая дефицит конвергентного решения проблем и творчества после повреждения гиппокампа. Гиппокамп 26 (7): 835–40. дои: 10.1002/hipo.22591

    [4] Финк А., Грабнер Р. Х., Бенедек М., Рейсхофер Г., Хаусвирт В., Фалли М. и др. 2009. Творческий мозг: исследование активности мозга при решении творческих задач с помощью ЭЭГ и фМРТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *