Кракелюр | это… Что такое Кракелюр?
Сетка кракелюров на красочном слое — Джоконда
Кракелюры масляной живописи — Деталь портрета, Ян ван Эйк
Кракелю́р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.
Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.
Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв (например,когда в масляной живописи наносится новый слой по непросохшему внутри слою).
Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.
Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.
В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительная малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.
Искусственное состаривание
В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.
Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.
Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путём, часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.
Литература
- Киплик Д.И. Техника живописи. — М.-Л.: Искусство, 1950.
- Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В.В. Филатова — М.: Изобразительное искусство, 1986
Ссылки
- Создание одношагового и двухшагового кракелюра
- Описание современных материалов, подробные мастер-классы по кракелюру
- Пошаговые мастер-классы по применению различных кракелюрных лаков
- Мастер-классы по кракелюру с подробным описанием и фотографиями
Кракелюры 🔥 определение, отличия от цека, получение
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Содержание
- Общее значение термина
- Цек или кракелюр
- Как получить кракелюр
- Снежное кракле
- Глазурь ETSP-03 кракле
- Кракелюр на двухслойной глазури
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур. Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах. В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
- Кракелюром они называют декоративные трещинки, которые были сделаны специально, в качестве украшения.
- Цек – это брак керамики, а его трещины не были задуманы мастером.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури. Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле. Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким. Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга.
Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки. Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения. Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
- Сначала готовят глазури разных цветов (например, черного и белого) с влажностью 45%.
- В черную глазурь вводят древесную золу в указанных пропорциях.
- Поверхность черепка покрывается белой глазурью (нанесение поливом).
- Глазурь сушится (необходимость обжига определяется в зависимости от типа глазури).
- Черепок покрывается черной глазурью (напылением).
- Изделие обжигается при температуре 1100 градусов.
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.
Что такое кракелюрная глазурь (или кракелюр) в дизайне интерьера?
Глазурь кракелюр (или кракелюр) — особый вид глазури, используемый в дизайне интерьеров для создания уникального визуального эффекта. Обычно его наносят на поверхность мебели, стен или керамики, при этом на глазури образуются мелкие трещины. Эта техника использовалась на протяжении веков для придания текстуры, интереса и характера мебели, стенам и другим объектам. Эффект потрескивания создается, когда глазурь сжимается с разной скоростью по мере высыхания, создавая узор из перекрывающихся трещин. Размер трещин зависит от того, насколько толстым слоем нанесена глазурь и насколько она усядется при высыхании.
Техника глазури кракле особенно популярна при создании антикварной мебели и зеркал. Его также можно использовать для придания текстуры и интереса современным предметам или даже керамике. Варьируя толщину глазури, вы можете добиться самых разных эффектов, от тонких трещин до более крупных и эффектных узоров. При правильном нанесении и обработке кракле глазурь может придать привлекательный и уникальный вид любому предмету мебели или стене.
Глазурь «кракле» — популярный выбор многих дизайнеров интерьеров и домовладельцев, так как она придает текстуру и интерес пространству, но не перегружает его. Его также можно использовать в сочетании с другими техниками, такими как рисование или окрашивание, для создания еще более интересных эффектов. Если вы хотите придать своему дому неповторимый и привлекательный вид, глазурь с кракле — отличный вариант.
Этот контент предназначен только для информационных целей и не является профессиональным советом. Мы не даем никаких гарантий относительно точности или полноты этой информации. Пожалуйста, проконсультируйтесь с квалифицированным дизайнером интерьеров для получения дополнительной информации о том, как правильно наносить глазурь кракле.
Как получить кракелюрную глазурь?
Глазурь с кракле можно легко приобрести в различных розничных магазинах, магазинах товаров для рукоделия и в интернет-магазинах. Его также можно приготовить дома, используя такие ингредиенты, как школьный клей, белая латексная краска, пищевая сода и вода. Для достижения наилучших результатов важно внимательно следовать инструкциям и убедиться, что вы используете только высококачественные материалы. Если вы не знаете, как сделать глазурь своими руками, обратитесь за советом к профессионалу.
Какую краску ты используешь для кракле?
Тип краски, используемой для кракелюр, зависит от желаемого эффекта. Для тонкого, нежного рисунка кракле используйте водоэмульсионную или акриловую краску. Для более эффектного рисунка используйте масляную краску. При нанесении краски обязательно используйте тонкие слои и дайте им полностью высохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Это поможет обеспечить правильное формирование рисунка кракле.
Ссылки по теме
Кракелюр
Кракелюр и кракелюрная глазурь – Специальные краски и воски – Краски
Polyvine — Craquelure System
Craquelure
Crackle — Wiki
Связанные видео
Как потрескаться за глазурь и декоративное воздействие на покраску Polyvine
. Техника окрашивания кракелюром : Эффект краски кракелюра или Техника глазури кракелюра
Просмотреть еще
Как создать эффект кракле
Просмотреть еще
Глазурь кракелюра с ПВА
Посмотреть ещё
Изящное старение — Галереи ЛЕСТНИЦЫ
С возрастом у нас появляется много общего с картинами и некоторыми проблемами состояния, от которых страдают произведения искусства. Наша кожа похожа на поверхность картины маслом, на нее влияют время, переменные среды и наш генетический состав. Тонкие линии и морщины, которые появляются на наших лицах, когда мы входим в средний возраст, аналогичны линиям и трещинам, которые появляются на поверхности картины, известной как кракелюр.
Деталь из американской школы: Речной пейзаж с коровами , Холст, масло, Весна 2016 Fine SaleКракелюр — это термин, используемый для описания сети тонких трещин на краске и/или лаке картины. Слово происходит от французского глагола
Когда краска высыхает на холсте, она сжимается и становится менее гибкой, а сам холст со временем теряет часть своей натянутости. Эта комбинация приводит к образованию трещин в краске там, где физическая нагрузка на поверхность является наибольшей. Обычно растрескивание больше всего на внешних краях холста, где больше всего напряжения из-за того, что холст провисает ближе всего к подрамнику. Трещины, вызванные ослаблением холста, отличаются от трещин, вызванных старением краски, хотя они часто присутствуют на одной и той же картине. Мелкие трещины также возникают в процессе высыхания, когда два слоя краски высыхают с разной скоростью, создавая хрупкость между слоями.
Деталь из лота 70, 12 марта 2016 г.: Европейская школа: Страсть: Девять образов , Девять холст, масло, без подписи, с подкладкой.Рисунок кракелюра на поверхности краски зависит от того, где, когда и как была сделана картина и в каких условиях она хранилась. Во французской, итальянской, голландской и фламандской живописи существуют разные стили кракелюра, связанные с различиями в используемых материалах и техниках. Типичный французский кракелюр, например, имеет изогнутые трещины с более крупными и менее правильными узорами, в то время как итальянский кракелюр обычно меньше с прямоугольными «блоками» трещин. Английский стиль кракелюра часто отображает волдыри на поверхности, вызванные использованием битума, типа асфальта, в краске, техника, впервые использованная сэром Джошуа Рейнольдсом. Изменения влажности и температуры влияют на то, как развивается кракелюр, как и тип используемых пигментов. Обе эти переменные имеют региональную согласованность, что позволяет исследователям связывать разные «стили» кракелюра с разными странами.
Настоящий кракелюр трудно воспроизвести или подделать, потому что практически невозможно искусственно воспроизвести определенный рисунок кракелюра. По этой причине историки искусства и реставраторы часто могут использовать внешний вид кракелюра, чтобы подтвердить подлинность старой картины. Создатели картин старых мастеров использовали технику искусственного кракелюра, в которой используется формальдегид и специальный процесс запекания для создания трещин на только что окрашенной поверхности. Эта техника создает кракелюр, но трещины, как правило, очень однородны по внешнему виду и не напоминают неправильные узоры настоящего кракелюра.
Фрагмент Морриса Уэстона: Harbour , Холст, масло, Весна 2016 г. Прекрасная распродажаХотя мы обычно ассоциируем кракелюр со старыми картинами, нередко можно увидеть растрескивание поверхности картин 20-го века, подвергшихся экстремальным изменениям в температура и/или влажность, или те, которые были окрашены на неподготовленных основах или некачественными материалами. Акриловая краска, в частности, имеет склонность к растрескиванию, если она нанесена толстым слоем и подвергалась воздействию очень низких температур.