Билл моллисон: Билл Моллисон/Bill Mollison [люди] | RussianPermaculture.ru

Билл Моллисон/Bill Mollison [люди] | RussianPermaculture.ru

Направление:  пермакультура
Статус: мастер, преподаватель, практик
География: Австралия, Тасмания
Климатическая зона: субтропики

Достижения

• В соавторстве с Дэвидом Холмгреном разработал концепцию пермакультуры (этику, принципы, т.д.), опираясь на собственный опыт и наблюдения, а также на идеи различных исследователей XX века.

• Внес большой вклад в популяризацию пермакультуры по всему миру: написал массу книг, основал первый Институт пермакультуры в Австралии, разработал программу обучения, обучил тысячи людей. По сути, он положил начало международному пермакультурному движению.

 

Биография

• Билл Моллисон родился в 1928 году на острове Тасмания (Австралия) в маленькой рыбацкой деревне. С молодости проявлял повышенный интерес к изучению природы.

• В 15 лет ему пришлось бросить школу, чтобы работать в пекарне своих родителей. Зато это позволило ему освоить множество ремёсел: он работал рыбаком, лесником, мельником, охотником, натуралистом.

• В 1954 вступил в Секцию по наблюдению за дикой природой и в течение девяти лет работал биологом в разных регионах Австралии. Серьезно занимался проблемой воспроизводства лесов, которая и подтолкнула его к идее создания устойчивыхУстойчивая система — система, которая производит больше ресурсов и энергии, чем потребляет для собственного существования и воспроизводства. продуктивных экосистем по типу леса.

• С конца 60-х гг. участвовал в экологических и социальных протестах, поскольку понимал, что нынешний путь развития человечества и, в частности, сельского хозяйства ведет к разрушению среды обитания. Однако позже Билл осознал неэффективность протестов и сконцентрировался на позитивных изменениях, которым он может способствовать.

• В 1966 году, в возрасте 33 лет Билл вернулся к обучению: окончил школу и поступил в Тасманийский университет. Получил диплом по специальности биогеография и стал преподавателем.

• В 1972 году повстречался с Дэвидом Холмгреном – одним из студентов университета, вместе с которым он разработал первичную концепцию «перманентной агрокультуры», или «пермакультуры».

• Результатом этой работы была публикация в 1978 году их совместной книги «Пермакультура-1. Устойчивое Сельское хозяйство для населенных пунктов». Книга получила массу положительных откликов, что подтолкнуло Билла Моллисона к дальнейшему развитию концепции пермакультуры.

• В 1978 Билл Моллисон ушел с должности преподавателя и посвятил свое время написанию книг и распространению идей и принципов пермакультуры по всему миру.

• В 1979 году при участии Билла Моллисона был основан первый Институт пермакультуры (Австралия). В течение последующих лет он обучал тысячи людей, выступал на встречах и конференциях, писал статьи и книги.

• В 2000-е годы по его инициативе был создан благотворительный фонд, который финансирует пермакультурное обучение нуждающихся групп населения в бедных странах.

• Билл Моллисон ушел из жизни 24 сентября 2016 года. После него остались его супруга Лиза, четыре дочери и два сына.

Образование

Тасманийский университет, профессор биогеографии

Библиография

• 1978г. — «Пермакультура-1: Устойчивое Сельское хозяйство для населенных пунктов», в соавторстве с Дэвидом Холмгреном (Permaculture One: A Perennial Agriculture for Human Settlements)

• 1979г. — Пермакультура-2: Практический дизайн для города и деревни в перманентном сельском хозяйстве (Permaculture Two: Practical Design for Town and Country in Permanent Agriculture)

• 1988г. — «Пермакультура − Руководство для дизайнера»(Permaculture – A Designer’s Manual)

• 1990г. — «Пермакультура: Практическое руководство на пути к устойчивому будущему» (Permaculture: A Practical Guide for a Substainable Future)

• 1991г. — «Введение в пермакультуру», в соавторстве с Рени Миа Слей (Introduction to Permaculture)

• 1993г. — «Ферменты и питание человека» (The Permaculture Book of Ferment and Human Nutrition)

• 1996г. «Путешествия в мечтах: Автобиография» (Travels in Dreams: An Autobiography)

Книги Билла Моллисона в Библиотеке >>>

Награды

• В 1981 году Билл Моллисон получил престижную премию «За достойную жизнь» (Альтернативная Нобелевская премия) за вклад в развитие и продвижение пермакультуры.

• В 2010 году он стал «Человеком года» в Австралии.

Проекты

Ферма «Тагари» (Tagari Farm)

Контакты

Веб-сайт: http://tagari.com

Галерея

Источник фото: http://www.thextraordinary.org/bill-mollison

Билл Моллисон

Билл Моллисон

Билл Моллисон

Билл Моллисон и Джеф Лотон

Билл Моллисон с супругой Лизой

Билл Моллисон

Билл Моллисон

Билл Моллисон и Масанобу Фукуока, США, 1986 г.

Читать книгу «Введение в Пермакультуру», Билл Моллисон

Билл Моллисон «Введение в Пермакультуру»

Билл Моллисон

Введение в Пермакультуру

Печатный вариант книги (формат А5, 266 страниц, 166 илюстраций) можно заказать по адресу permaculture@land. ru

Предисловие

Я вырос в маленькой деревне на островах Тасмании. Всё, что нам было необходимо, мы добывали сами. Мы сами изготавливали себе обувь, сами выполняли работы по металлу; мы ловили рыбу, выращивали еду и сами пекли хлеб.

Я не знаю никого, кто жил бы там и занимался исключительно чем-нибудь одним или выполнял работы, которые могли бы уложиться в рамки одной профессии. Каждый занимался многими вещами одновременно.

До того как мне исполнилось 28, я жил, словно в чудесном сне. Большую часть времени я проводил в лесах или на берегу моря. Я ловил рыбу и охотился ради собственного пропитания. Только в начале 50-х я начал осознавать, что большая часть той системы, в которой я жил, начинает исчезать.

Начало уменьшаться количество рыбы. То же самое происходило с водорослями у побережья. Исчезали большие участки леса. Только тогда я начал осознавать, до чего мне все это дорого, как я люблю землю, на которой родился.

После многих лет работы в качестве полевого исследователя при Институте Изучения Дикой Природы, а также в Тасманийском Рыбном Департаменте я начал активно участвовать в протестах против той политической и индустриальной системы, которая, как я видел, уничтожает и нас, и окружающий нас мир.

Но вскоре я понял, что нет никакого смысла упорствовать в противостоянии, которое не приносит в конце концов никакого результата. Я покинул людей на два года. Мне не хотелось больше противостоять чему-либо и тратить зря свое время. Я хотел возвратиться с чем-нибудь действительно позитивным, с чем-нибудь, что позволит нам, людям, существовать без широкомасштабного разрушения Природы.

В 1968 году я начал преподавать в Тасманийском университете, и в 1974 мы совместно с Дэвидом Холмгреном разработали систему экологически целесообразного сельского хозяйства, которая была основана на многообразии многолетних культур: деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов и корнеплодов.

Для этой системы я применил слово «пермакультура». Мы потратили много времени на разработку принципов пермакультуры и создание образцов сада и огорода, отличающихся богатым набором видов. Результатом этой работы стала публикация в 1978 году книги «Пермакультура Один», за которой через год последовала «Пермакультура Два».

Общественная реакция на пермакультуру была неоднозначной. Профессионалы были оскорблены в своих лучших чувствах, так как в своих исследованиях мы сочетали архитектуру и биологию, сельское и лесное хозяйство, лесное хозяйство и животноводчество; так что каждый, кто считал себя специалистом в какой-то конкретной области, чувствовал себя несколько обиженным.

Иначе отреагировали на книгу простые люди. Ведь у многих уже давно возникали подобные мысли. Они были неудовлетворенны сельским хозяйством в его привычном виде и стремились к более естественным с экологической точки зрения формам.

Мое видение пермакультуры в 70-х можно описать как благоприятное сочетание растений и животных по отношению к человеческим поселениям, главным образом сконцентрированное на домашнем хозяйстве и местном самообеспечении. Наверное, здесь также имел место и определённый «коммерческий подход» — прибыль, получаемая от продажи излишков производимого.

Тем не менее, пермакультура начала подразумевать не только достаток в продуктах питания.

Самообеспечение бессмысленно при условии, что у людей нет доступа к земле, информации и финансам.

Так что в последние годы это понятие стало вмещать в себя соответствующие юридические и финансовые стратегии, включая стратегию обеспечения доступа к земле, коммерческие структуры и местные финансовые институты. В этом случае пермакультура становится цельной, общечеловеческой системой.

В 1976 году я начал проводить лекции по пермакультуре, а в 1979 году я ушел с должности преподавателя в университете, что обеспечило мне довольно-таки неопределённое будущее в моём почтенном возрасте.

Я решил не приступать ни к каким иным занятиям и попытаться убедить людей в необходимости построения биологических систем, пребывающих в гармонии с природой. Мною был произведён дизайн порядочного количества участков, и какое-то время источниками моего существования были ловля рыбы и огород с картошкой.

В 1981 году первые выпускники курсов по пермакультуре также начали практическую работу по организации пространства.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 12 тысяч таких выпускников, каждый из которых вовлечён в те или иные аспекты природоохранной и социальной деятельности.

Билл Моллисон

Признательность

Мы благодарны большому количеству студентов и тех, кто практикует пермакультуру по всему миру, экспериментируя с различными растениями, проектируя дома, публикуя статьи, создавая организации в своих странах, обучая других людей и, тем самым, помогая сделать часть Земли более пригодной для существования не только наших детей, но и для нас самих прямо сейчас.

Структура книги

Материал этой книги разделён на главы и секции (см. Содержание). Главные темы перечислены в Предметном указателе. Список русских и латинских наименований, которые использованы в этой работе, а также словарь некоторых специальных терминов, размещены в конце книги в Приложениях, где также имеется список растений, разбитый на группы. Там же можно найти полезные адреса и источники информации по пермакультуре.

Десятина на деревья

Цена каждого экземпляра «Введения в пермакультуру» включает надбавку в виде 50 центов (или эквивалента этой суммы), которые переводятся на счёт Института Пермакультуры. Институт использует эти деньги на финансирование программ, связанных с посадкой деревьев.

Таким образом, и издатели, и читатели этой книги могут оставаться с чистой совестью по поводу использованной бумаги как для этого издания, так и любой другой книги, подготовленной к печати в «Tagari Publications».

Условные термины

Времена года и направления: Для того чтобы эта книга была удобочитаема на обоих полушариях Земли, слова «солнечная сторона», «по направлению к солнцу», «теневая сторона» и «по направлению к полюсу» используются чаще, чем слова «юг» и «север». Символ, приведенный внизу, показывает направление на солнце.

* * *

Пермакультура — это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей.

Сам по себе этот термин является не только сокращением от слов «долговременное сельское хозяйство» (англ. permanent agriculture), но также обозначает и «долговременную культуру», ибо при отсутствии соответствующей сельскохозяйственной базы и этики землепользования культура не может существовать в течение долгого времени.

Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени.

Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.

В основе пермакультуры наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то, что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую «культивированную среду», которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей, чем это возможно в условиях дикой природы.

Фукуока в своей замечательной книге «Революция одной соломинки», пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры. Если сказать в нескольких словах — это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней.

Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчёт всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них.

Я бы сказал другими словами, что такой подход сродни айки-до, и суть его в том, чтобы разворачиваться под воздействием ударов, превращая неблагоприятные обстоятельства в собственную силу, и использовать позитивную сторону любого действия.

Противоположный подход состоит в том, чтобы практиковать карате и наносить множество сильных ударов, пытаясь заставить землю давать больше, чем она даёт в данный момент. Но если мы атакуем Природу, то мы атакуем (и в конечном счете разрушаем) самих себя.

Я думаю, что гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над естественной средой. Леви Страус как-то сказал, что наша основная ошибка заключается в том, что мы рассматриваем самих себя в качестве «хозяев созидания», имея в виду, что мы находимся выше этого процесса.

Мы не господствуем над другими видами; все живые существа являются выражением Жизни. Если мы примем это как должное, то в результате обретём понимание того, что всё, что бы мы ни делали по отношению к другим видам, мы одновременно делаем и по отношению к самим себе.

Культура, которой присуще понимание этой концепции, не разрушает без абсолютной необходимости любые другие формы жизни.

Пермакультура — это система, при помощи которой мы можем существовать на Земле, используя относительно безвредную энергию, находящуюся в естественном движении. Мы используем пищевые и естественные ресурсы, которые имеются в большом количестве, принимая в качестве основного условие, что жизни на земле не наносится ущерб.

Практически все технические приёмы, необходимые для сохранения и восстановления окружающей среды, уже известны. О чём нет свидетельств, так это о какой-нибудь стране или достаточно большой группе людей, которые были бы готовы и решились бы на серьёзные перемены.

И, тем не менее, миллионы обычных людей уже начинают совершать эти перемены в одиночку, не дождавшись помощи от властей.

Где бы мы ни жили, мы должны начать делать что-нибудь. Мы можем начать, к примеру, с того, что снизим наше потребление энергии — в действительности, можно жить на 40% используемой ныне энергии без какого-либо особого ущерба для себя.

Мы можем переделать наши дома так, чтобы они были более эффективны с энергетической точки. зрения. Мы можем свести к минимуму использование нашего личного транспорта, если будем пользоваться общественным, или же просто будем давать иногда свою машину друзьям.

Мы можем собирать дождевую воду в специальные резервуары, а также вторично использовать воду из раковины для туалета или для полива огорода. Мы можем также начать принимать какое-то участие в производстве пищевых продуктов.

Это не обязательно значит, что все мы должны выращивать свою собственную картошку, но ведь можно покупать картошку непосредственно у тех, кто сам её вырастил, не правда ли? Пожалуй, даже лучше, если бы кто-то, вместо того чтобы разводить свой собственный огород, взялся за организацию потребительских обществ в городе, которые покупали бы продукцию прямо у производителей.

Всем традиционным формам сельского хозяйства или же, если говорить в общем, тем цивилизациям, которые причиняли наименьший вред окружающей среде, была присуща следующая черта: вся энергия, необходимая конкретной системе, вырабатывалась самой системой.

Современное сельское хозяйство целиком зависимо от внешней энергии.

Переход от продуктивных долговременных систем, где земля является общественной собственностью, к современным коммерческим формам сельского хозяйства, где земля является товаром, означает переход от общества с низким потреблением энергии к обществу с высоким потреблением энергии, где земля эксплуатируется и подвергается загрязнению, и существует потребность во внешних энергетических вложениях, обеспечиваемых в основном странами третьего мира.

Это касается топлива, удобрений, протеина, рабочей силы и трудовых навыков.

Большинство людей до сих пор еще не осознали, какую цену приходится платить за сельское хозяйство в той форме, в какой оно ныне существует. Ради получения высоких урожаев зерновых и овощных культур земля подвергается насилию, используются невозобновимые ресурсы, почва эродирует из-за постоянной вспашки и чрезмерного выпаса, а земля и вода загрязняются химикатами.

Если нужды системы не удовлетворяются за счёт самой системы, нам приходится платить цену, которая состоит из чрезмерного энергопотребления и загрязнения окружающей среды. Платить эту цену за сельское хозяйство в его нынешней форме мы больше не в состоянии. Эта система убивает наш мир и в результате убьёт нас самих.

Всё, что нам необходимо для полноценной жизни, находится вокруг нас. Солнце, люди, ветер, строения, камни, море, птицы и растения. Сотрудничество со всеми этими элементами нашего мира принесёт гармонию, противопоставление себя им влечёт за собой катастрофу и хаос.

Этика пермакультуры

Этика — это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле.

В пермакультуре мы принимаем тройную этику, которая включает заботу о Земле, заботу о людях, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.

Забота о Земле означает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы: почве, растительных видах, атмосфере, лесах, бактериях, животных и воде. Это включает в себя действия, которые бы не приносили вред Природе, восстановительную работу, оправданное и умеренное расходование ресурсов, а также «честный заработок» (работа над созданием полезных и не вредящих окружающей среде систем).

Забота о Земле также включает в себя заботу о людях и подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.

Забота о людях очень важна; несмотря на то что мы, люди, составляем лишь малую часть Природы, мы оказываем на неё решающее воздействие. Если мы сами сможем обеспечить свои основные потребности, то тогда у нас отпадает необходимость потворствовать собственным неумеренным аппетитам и разрушать Природу.

Третьим компонентом базовой «этики заботы о Земле «является вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных целей».

Это означает, что, после того как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим способом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.

Системе пермакультуры, помимо всего прочего, свойственна также и непреложная этика жизни, которая признает ценность, присущую всему живому.

Дерево ценно само по себе, даже если оно и не имеет никакой коммерческой ценности для нас. Оно — живое, вот что является самым важным. Дерево выполняет свое назначение в Природе: переработку биомассы, выработку кислорода и двуокиси углерода, обеспечение укрытия для мелких животных, улучшение почвенных условий и так далее.

Как видно из вышесказанного, этика пермакультуры распространяется на все аспекты экологии, а также экономической и общественной жизни. Сотрудничество, а не соревнование — вот ключ ко всему.

  • Реклама на сайте
  • Тихая революция :: Интервью с Биллом Моллисоном

    Билл Моллисон называет себя полевым биологом и странствующим учителем. Но правильнее было бы назвать его подстрекателем. Когда он опубликовал Permaculture One в 1978 году, он положил начало международному движению за землепользование, которое многие считают подрывным и даже революционным.

    Пермакультура — от постоянного и сельского хозяйства — это интегрированная философия дизайна, которая охватывает садоводство, архитектуру, садоводство, экологию, даже управление финансами и общественный дизайн. Основной подход заключается в создании устойчивых систем, обеспечивающих собственные потребности и перерабатывающих отходы.


    Билл Моллисон

    Моллисон разработал пермакультуру, проведя десятилетия в тропических лесах и пустынях Австралии, изучая экосистемы. Он заметил, что растения естественным образом группируются во взаимовыгодные сообщества. Он использовал эту идею, чтобы разработать другой подход к сельскому хозяйству и проектированию сообществ, который стремится объединить правильные элементы, чтобы они поддерживали и поддерживали друг друга.

    Сегодня его идеи распространились и прижились практически во всех странах мира. В настоящее время пермакультура практикуется в тропических лесах Южной Америки, в пустыне Калахари, на арктическом севере Скандинавии и в общинах по всей Северной Америке. В Нью-Мексико, например, фермеры использовали пермакультуру, чтобы превратить плотно утрамбованные участки земли в пышные сады и фруктовые сады без использования какой-либо тяжелой техники. В Дэвисе, штат Калифорния, одна община использует воду из ванн и прачечных для смыва туалетов и орошения садов. В Торонто группа архитекторов разработала проект городского засыпного дома, который не подключается к городской водопроводной или канализационной инфраструктуре и обходится всего в несколько сотен долларов в год.

    Хотя Моллисон до сих пор неизвестен большинству американцев, он является национальной иконой. Он был назван «Человеком года» в Австралии, а в 1981 году он получил престижную премию «Правильный образ жизни», также известную как Альтернативная Нобелевская премия, за свою работу по развитию и продвижению пермакультуры.

    Я встретился с ним, чтобы обсудить его инновационную философию дизайна. Мы встретились в течение двух дней в Санта-Барбаре в связи с интенсивным двухнедельным курсом, который он проводит каждый год в Охай. Невысокий, кругленький мужчина с седой бородой и широкой улыбкой, он один из самых приветливых и добродушных людей, которых я встречал. Заядлый рассказчик, у него, кажется, есть история — или неудачная шутка — на любой случай. Его комментарии часто завершаются сердечным и заразительным смехом.

    Скотт Лондон: Один рецензент однажды назвал ваши учения «мятежными».

    Билл Моллисон: Да, это было очень проницательно. Я учу уверенности в себе, самой разрушительной практике в мире. Я учу людей выращивать себе еду, что шокирующе разрушительно. Так что да, это мятежно. Но это мирная мятеж.

    Лондон : Когда вы начали преподавать пермакультуру?

    Моллисон : В начале 1970-х годов меня осенило, что никто никогда не применял дизайн к сельскому хозяйству. Когда я это понял, волосы на затылке встали дыбом. Это было так странно. У нас было земледелие 7000 лет, и мы теряли 7000 лет — все превращалось в пустыню. Поэтому я задался вопросом, можем ли мы построить системы, которые подчиняются экологическим принципам? Мы знаем, что они собой представляют, просто никогда их не применяем. Экологи никогда не применяют хорошую экологию к своим садам. Архитекторы никогда не понимают передачи тепла в зданиях. А физики живут в домах с сумасшедшими энергосистемами. Любопытно, что мы никогда не применяем то, что знаем, к тому, как мы на самом деле живем.

    Лондон : Это говорит нам о наших текущих экологических проблемах.

    Моллисон : Да. Я помню отчет Римского клуба 1967 года, в котором говорилось, что ухудшение состояния окружающей среды неизбежно из-за роста населения и чрезмерного потребления ресурсов. Прочитав это, я подумал: «Люди такие глупые и такие деструктивные — мы ничего не можем для них сделать». Поэтому я ушел из общества. Я думал, что уйду и просто сяду на холм и буду смотреть, как он рушится.

    Этика проста: забота о земле, забота о людях и реинвестирование в эти цели.

    Мне потребовалось около трех недель, прежде чем я понял, что должен вернуться и сражаться. [Смеется] Вы знаете, вы должны выйти, чтобы захотеть вернуться.

    Лондон : Именно тогда родилась идея пермакультуры?

    Моллисон : На самом деле это восходит к 1959 году. Я был в тропических лесах Тасмании, изучая взаимодействие между пасущимися сумчатыми и регенерацией леса. У нас не было большого успеха в восстановлении лесов с большой популяцией сумчатых. Поэтому я создал простую систему с 23 видами древесных растений, из которых только четыре были доминирующими, и только два настоящих сумчатых. Это была очень гибкая система, основанная на взаимодействии компонентов, а не типов видов. Однажды вечером мне пришло в голову, что мы могли бы построить системы, которые работали бы лучше, чем эта.

    Это было замечательное откровение. Очень часто в вашей жизни — может быть, раз в десятилетие — вы получаете откровение. Если вы абориген, это определяет ваш возраст. У вас есть откровение только один раз в каждом возрасте, независимо от вашего хронологического возраста. Если вам повезет, у вас будет три хороших откровения в жизни.

    Поскольку я был педагогом, я понял, что если я этому не буду учить, то это никуда не денется. Поэтому я начал разрабатывать инструкции по дизайну, основанные на пассивном знании, и написал об этом книгу под названием «Пермакультура 1». К моему ужасу, всем это было интересно. [Смеется] Я получил тысячи писем, в которых говорилось: «Вы сформулировали то, о чем я думал годами», и «Вы дали мне в руки то, что я могу использовать».

    Лондон : Пермакультура основана на научных принципах и исследованиях. Но мне кажется, что он также опирается на традиционную и местную народную мудрость.

    Моллисон : Ну, если я подойду к старой гречанке, сидящей в винограднике, и спрошу: «Почему ты посадил розы среди своего винограда?» она скажет мне: «Потому что роза — врач винограда. Если ты не посадишь розы, виноград заболеет». Это не приносит мне много пользы. Но если я узнаю, что роза выделяет определенное корневое химическое вещество, которое поглощается корнем винограда и, в свою очередь, отпугивает белокрылку (это научный способ сказать то же самое), тогда у меня есть кое-что очень полезное.

    Традиционные знания всегда таковы. Я знаю филиппинца, который всегда сажает перец чили и четыре боба в ту же ямку, что и корень банана. Я спросил его: «Почему ты сажаешь чили вместе с бананом?» И он сказал: «Разве вы не знаете, что вы всегда должны сажать эти вещи вместе». Ну, я выяснил, что бобы фиксируют азот, а перец чили предотвращает нападение жуков на корень банана. И это работает очень хорошо.

    Лондон : Вы внедрили пермакультуру в местах, где все еще используются традиционные методы ведения сельского хозяйства. Восприняли ли они ваши идеи?

    Моллисон : У меня ужасно сложный способ общения с коренными племенами. Например, я пойду в Центральную пустыню, где все полуголодные, и скажу: «Интересно, могу ли я вам помочь». А я солгу и скажу: «Я не знаю, как это сделать?» И они говорят: «О, давай, мы заставим это работать». К тому времени, когда это будет сделано, они сделают это сами.

    Я помню, как вернулся в школу, которую мы начали в Зимбабве. Он зеленый и окружен едой. Температура в классе контролируется. Я спросил их: «Кто это сделал?» Они сказали: «Мы сделали!» Когда люди делают это для себя, они гордятся этим.

    Лондон : Для некоторых людей особенно коренных племен мысль о том, что вы можете выращивать себе еду, является революционной.

    Моллисон : Когда вы растете в мире, где вы очень мало влияете на землю, вы не думаете о создании ресурсов для себя. То, что падает на землю, вы едите. А ваши цифры зависят от того, что падает на землю. Пермакультура позволяет вам думать по-другому, потому что вы можете очень легко выращивать все, что вам нужно.

    Например, у бушменов Калахари есть местная фасоль, называемая фасолью морама. Это многолетнее растение, которое растет под землей и расползается во время дождя. Они ходили и собирали его. Но после того, как они были вытеснены со своих земель, чтобы освободить место для охоты и природных парков, бобы морама было трудно найти. Я спросил их: «Почему бы вам не посадить их здесь?» Они сказали: «Как вы думаете, мы могли бы?» Поэтому мы посадили фасоль в своих садах. До этого момента они никогда не думали о том, чтобы что-то сажать. Их ошеломило то, что они действительно могли это сделать.

    То же самое произошло с деревом монгонго, которое растет на вершине песчаных дюн. На самом деле они никогда не перемещали дерево с одной дюны на другую. Но я пошел, срезал ветку с материнского дерева и воткнул ее в песок. Существо начало прорастать листьями и производить орехи монгонго. Теперь они выращивают деревья там, где хотят.

    Лондон : Однажды вы описали современное технологическое сельское хозяйство как форму «колдовства».

    Моллисон : Ну, это какое-то колдовство. Сегодня у нас больше почвоведов, чем когда-либо в истории. Если вы сопоставите рост ученых-почвоведов с потерей почвы, вы увидите, что чем больше их у вас есть, тем больше почвы вы теряете.

    Я помню, как солдаты возвращались с войны в 1947 году. У них были эти маленькие стальные канистры с отламывающейся крышкой. Когда они оторвали верхушки, они распылили ДДТ по всей комнате, чтобы вы никогда больше не видели ни мух, ни комаров , ни кошек. [Смеется] После войны они начали использовать эти химикаты в сельском хозяйстве. Газы, используемые нацистами, теперь были разработаны для сельского хозяйства. Из танков сделали плуги. Одной из причин огромного всплеска искусственных удобрений было то, что промышленность была приспособлена к производству нитратов для взрывчатых веществ. Затем они внезапно обнаружили, что вы можете наносить его на свой урожай и получать отличные результаты.

    Лондон : Так что зеленая революция была своего рода войной против земли, если можно так выразиться.

    Моллисон : Верно. Правительства по-прежнему поддерживают этот вид сельского хозяйства на сумму около 40 миллиардов долларов в год. Ничто из этого не идет на поддержку альтернативных систем, таких как органическое или почвообразующее сельское хозяйство. Даже Китай сейчас внедряет современное химическое сельское хозяйство.

    Лондон : Я помню, как покойный экономист Роберт Теобальд сказал мне, что если Китай решит пойти по пути Запада, экологическая игра окончена.

    Моллисон : Я слышал, как два «еврократа» в Вене говорили об окружающей среде. Один сказал: «Как вы думаете, сколько времени у нас есть?» Другой сказал: «Десять лет». И первый сказал: «Ты оптимист». Поэтому я сказал им: «Если Китай начнет разрабатывать автомобили, у нас есть два года».

    Лондон : Какое чрезмерное потребление беспокоит вас больше всего?

    Моллисон : Я ненавижу газоны. Подсознательно я думаю, что мы все их ненавидим, потому что мы их рабы. Представьте себе миллионы людей, которые садятся на свои газонокосилки и катаются по кругу каждую субботу и воскресенье.

    У них есть все эти новые подразделения в Австралии, которые занимают от одного до пяти акров. Вы видите, как люди возвращаются домой с работы в пятницу, садятся на свои маленькие газонокосилки и косят все выходные. В понедельник утром вы можете проехать по этим районам и увидеть все эти косилки на полпути через пять акров, ожидающие следующей пятницы. Как идиоты, мы проводим все свое свободное время за рулем этих сумасшедших машин, косим траву, которая вырастет только на следующей неделе.

    Лондон : Пермакультура учит нас, как использовать минимальное количество энергии, необходимое для выполнения работы.

    Моллисон : Верно. Каждый дом должен перепроизводить свою энергию и продавать ее в сеть. Мы построили целые деревни, которые делают это — где одно или два здания содержат солнечные батареи для всех шестидесяти домов, а излишки продают в сеть. За семь лет вы сможете окупить все свои расходы и бежать на свободу. Эту же идею используют в Дании. В каждой деревне есть ветряная мельница, которая может питать до 800 домов.

    Лондон : Тот же принцип, вероятно, применим и к человеческой энергии. Я заметил, что вы не одобряете копание в саду, потому что это требует энергии, которую можно лучше использовать для других целей.

    Моллисон : Ну, некоторые люди любят копать. Это немного похоже на велотренажер в спальне. Но я предпочитаю оставить это червям. Они делают большую работу. Я создал фантастическую почву только из мульчирования.

    Лондон : Применяется ли пермакультура к тем из нас, кто живет в городах?

    Моллисон : Да, в руководстве есть целый раздел о городской пермакультуре. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, я помог основать небольшую травяную ферму в Южном Бронксе. Земля там была очень дешевой, потому что не было ни электричества, ни воды, ни полиции, и были тонны наркотиков. Эта маленькая ферма выросла, чтобы поставлять восемь процентов трав Нью-Йорка. Сейчас в Нью-Йорке насчитывается 1100 городских ферм.

    Лондон : Помимо создания фермы, что мы можем сделать, чтобы сделать наши города более устойчивыми?

    Моллисон : Соберите воду с крыши. Выращивайте свою собственную еду. Сделайте свою собственную энергию. Безумно легко все это сделать. Выращивание продуктов занимает меньше времени, чем поход в супермаркет за ними. Спросите любого хорошего органического садовника, который занимается мульчированием, сколько времени он тратит на свой сад, и он ответит: «О, несколько минут каждую неделю». К тому времени, когда вы сядете в машину и поедете в супермаркет, возьмете свою тележку для корма, соберете дикую зелень и снова поедете домой, вы уже потратили хороший час или два плюс вы потратили много денег. .

    Лондон : Несмотря на то, что пермакультура основана на научных принципах, она имеет очень сильное философское или этическое измерение.

    Моллисон : Существует этическое измерение, потому что я думаю, что наука без этики — это социопатология. Сказать: «Я буду применять то, что знаю, независимо от результата», — значит не брать на себя абсолютно никакой ответственности за свои действия. Я не хочу связываться с такой наукой.

    Лондон : Как вы думаете, что вы начали?

    Моллисон : Что ж, это революция. Но это своего рода революция, которую никто не заметит. Это может стать немного темнее. Здания могут функционировать лучше. У вас может быть меньше денег, чтобы заработать, потому что ваша еда находится вокруг вас, и у вас нет никаких затрат энергии. В обществе могут быть высвобождены огромные суммы денег, чтобы мы могли лучше обеспечивать себя.

    Итак, революция. Но пермакультура антиполитична. Здесь нет места политикам, администраторам или священникам. И законов тоже нет. Единственная этика, которой мы соблюдаем, это: забота о земле, забота о людях и реинвестирование в эти цели.

    Это интервью взято из серии передач общественного радио «Insight & Outlook». Он появился в летнем выпуске журнала Green Living за 2005 год. Он также доступен в китайском переводе Хака Линя.

    Некролог Билла Моллисона | Устойчивое развитие

    Билл Моллисон, скончавшийся в возрасте 88 лет, был одним из соавторов пермакультуры, сельскохозяйственной системы, которая работает вместе с природой, а не против нее, на том основании, что мир природы является ключом к стабильной и продуктивной системы. Разработав концепцию, он затем путешествовал из своей родной Тасмании на 30 лет, чтобы внедрить свой подход по всему миру. Его идеи получили широкое распространение — пермакультура практикуется более чем в 140 странах и более чем 3 миллионами человек — хотя в XIX в.В 70-е годы идея считалась, по словам Моллисона, «высшей формой мятежа».

    Многое из того, что он поддерживал, было основано на его большом уважении к мудрости фермеров, ведущих натуральное хозяйство по всему миру, которые уже давно используют устойчивые методы выращивания урожая. С точки зрения сельского хозяйства это означает посадку разнообразных культур, использование многолетних видов для формирования продуктивных стабильных систем и обеспечение условий для регенерации почв.

    Другие характеристики, которые он наблюдал в дикой природе Тасмании, повлияли на пермакультуру, например, то, что границы между различными средами обитания являются наиболее продуктивными и что такие элементы, как растения и животные, должны быть размещены вместе, чтобы они были взаимовыгодными — как однажды, когда он указал out: «У вас не проблема со слизнями, у вас дефицит уток!»

    Моллисон указал на дальнейшие полезные экологические последствия: «Единственными безопасными энергетическими системами являются те, которые получены из биологических систем. Садовник Новой Гвинеи может пройти через ворота своего сада, забирая одну единицу энергии и отдавая 70. Современный фермер, который ведет трактор через ворота, получает 1000 единиц энергии и возвращает одну. Кто самый опытный земледелец?» Он считал, что «хотя мировые проблемы становятся все более сложными, решения остаются до неприличия простыми». Экологические системы позволили бы людям удовлетворять свои собственные потребности, вернуть контроль над своей жизнью и укреплять природу, а не истощать ее.

    Родившийся в рыбацкой деревушке Стэнли, на северо-западном побережье Тасмании, Билл (настоящее имя которого было Брюс), был сыном Роланда Моллисона и его жены Эми (в девичестве Хармон). Его родители управляли маслобойней, а позже построили деревенскую пекарню, которой Билл занялся в возрасте 14 лет, когда умер его отец, доставляя хлеб на лошади по кличке Топси.

    В свои 20 лет он работал рыбаком, лесником и звероловом. Он понимал и прославлял самостоятельность сельской жизни в 19 веке.30-х и 40-х годов, и его любовь к миру природы побудила его присоединиться к Организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO) в 1954 году, работая в области сельскохозяйственных исследований в течение 10 лет, прежде чем уйти, чтобы изучать биогеографию, изучение распространения растений и животных. , в Университете Хобарта.

    Он был назначен лектором в Хобарте в 1968 году, а несколько лет спустя разработал новую дисциплину, экологическую психологию. На этом этапе он мог бы начать комфортную академическую жизнь. Тем не менее, он чувствовал себя в ловушке традиционных академических кругов и вместо этого стремился объединить свои исследования в области психологии с миром природы, ища неуловимую операционную систему, которая вдохновляла бы людей с помощью систематического процесса проектирования на создание богатого и устойчивого образа жизни.

    В возрасте 50 лет, после того как его коллеги по университету категорически отвергли его просьбу о междисциплинарном целостном подходе к их работе, он отказался от формального образования. Вместе со студентом по экологическому дизайну Дэвидом Холмгреном Моллисон начал обрисовывать истоки того, что мы теперь знаем как пермакультуру. Никто не создал архитектуру регенеративного подхода к проектированию, основанного на знаниях традиционных культур и одновременно адаптирующегося к возможностям новых технологий и системного мышления. Его просто не существовало.

    В эту структуру они внедрили концепции других пионеров экологии, культур коренных народов и крестьянских фермеров, объединив их с проницательным наблюдением за миром природы. В 1978 году Моллисон и Холмгрен опубликовали книгу «Пермакультура один», предшественницу более подробной книги Моллисона «Пермакультура — руководство для дизайнеров» (1988). Это должно было стать «библией пермакультуры» и до сих пор используется учителями в качестве справочного пособия. Он расширяет концепции, лежащие в основе агроэкологии, агролесоводства, углеродного земледелия, регенеративного сельского хозяйства, устойчивой архитектуры и местных денежных систем, обеспечивая интеллектуальную основу, поддерживающую непрерывную эволюцию его идей.

    После этого Моллисон захотел распространить свои идеи и решил провести неформальный двухнедельный курс по пермакультуре, работая на улице, которую он назвал «Народной Республикой на Стрикленд-авеню» в Хобарте, где он и Холмгрен жили. Он разработал учебную программу и поделился ею со всеми, кто мог появиться — шаг настолько дерзкий, что был смехотворен. По мере того, как его ученики становились более уверенными в себе, они преподавали аналогичные 72-часовые курсы, и после 10 лет непрерывных гастролей и преподавания Моллисон — с помощью своей сети слабо связанных учителей — распространил свои идеи на пяти континентах. В 1981 он получил награду «Правильный образ жизни».

    Хотя его первоначальные принципы остаются в силе, курсы расширились за пределы сельского хозяйства и охватили такие области, как проектирование, проектирование, строительство и архитектура, все они основаны на экологическом подходе, а его идеи были подхвачены международной организацией Transition Town. движение.

    У Моллисона был блестящий ум. Он наблюдал, он каталогизировал, и его систематический подход помог ему сплести, казалось бы, разрозненные идеи в самый подробный гобелен. В этом смысле он был настоящим провидцем. Он также был вызывающим, злым, движимым глубоким чувством несправедливости и безжалостным, если его сталкивали.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *