Батик техники: Батик: техники и виды | БАТИК и Я

Батик: техники и виды | БАТИК и Я

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, мастера батика говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые сегодня можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани.

Сегодня батичисты могут готовить резервирующий состав (не позволяющий краске затекать за границы рисунка) сами, в домашних условиях (читайте в статье Резерв для батика: делаем сами). В магазине можно встретить контуры и резервы различных цветов, как, впрочем, и бесцветный (смывающийся) резерв. Очень удобно! Постирал платок или полотно будущей картины, след от карандаша смылся вместе с резервом. На их месте – сияющая чистая белая полоска, прекрасно ограничивающая и выделяющая цветовые пятна.

Холодный резерв можно наносить и специальными стеклянными трубочками для батика. И резервирующий состав есть специальный для этого, например, фирмы «Хобби».

Узелковый батик

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.

Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.

Роспись по-сырому

Разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности.

Есть несколько видом этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы). Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

Техника «шибори»

Часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике «шибори» есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Это стоит почитать:

Методики обучения детей рисованию

Урок по росписи ткани

Работа в технике «Батик» в мастерской ремёсел «АРТ-ЛАБ»

Размер:

A

A

A

Цвет: CCC

Изображения Вкл.Выкл.

Обычная версия сайта

  • О библиотеках
    • Схема проезда
    • Дата создания организации
    • Сведения об учредителе
    • Общая информация
    • Структура организации
    • Администрация
    • Библиотеки и отделы
    • График работы
    • Адреса и телефоны библиотек
    • Проекты
    • Клубы
    • СМИ о библиотеках
    • Задать вопрос
  • Услуги
    • Сведения о видах предоставляемых услуг
    • Положение о платных услугах
    • Приказ об утверждении Прейскуранта цен по оказанию платных услуг
    • Перечень оказываемых платных услуг, цены на услуги
    • Материально-техническое обеспечение предоставляемых услуг
    • Виртуальная справочная служба
    • МБА и электронная доставка документов
    • Как записаться
    • Интернет-читалка для незрячих
  • Ресурсы
    • Рекомендуем к прочтению
    • Новое поступление
    • Периодические издания
    • Правовые ресурсы
    • Виртуальные выставки
    • Издания библиотеки
    • Путеводитель по сайтам
    • Календарь
  • Документы
    • Устав
    • Свидетельство о государственной регистрации
    • Свидетельство постановки на налоговый учет
    • Решение учредителя о создании учреждения
    • Решение о назначении руководителя
    • Положения об отделах и филиалах
    • Правила пользования библиотеками
    • Положение о платных услугах
    • План ФХД
    • Информация о материально-техническом обеспечении предоставления услуг организацией
    • Муниципальное задание
    • Информация о выполнении муниципального задания
    • Публичный отчет о результатах деятельности учреждения
    • Положение об оплате труда
    • Положение об аттестации
    • Отчет о результатах деятельности учреждения
    • Персональные данные
    • Документы по противодействию коррупции
    • Штаб-Школа волонтера «ЗаДело!»
  • Мероприятия
    • План мероприятий
    • План мероприятий ВКЗ
    • События
    • Конкурсы
    • Штаб-школа волонтёра «ЗаДело!»
    • Турнирная таблица
    • Форум
  • НОК
    • Результаты НОК 2019
    • Результаты НОК 2022
    • Документы НОК
  • Контакты
  • Инновационные центры
  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ
  • Добрые дела
    • Положение о платных услугах
    • План мероприятий
    • Деятельность НКО
    • Доступная среда

Электронный каталог Заказать
книгу Продлить
книгу Оставить
отзыв Оценить
работу Задать
вопрос Пушкинская
Карта

Что такое техника окрашивания батик и что она включает?

Узнайте о загадочном происхождении этой древней техники окрашивания тканей воском

Хотя большинство людей ассоциируют батик с движением хиппи и эстетикой, связанной с восточными культурами, мало кто знает правду об истории этой техники.

Батик на протяжении веков вызывал восхищение своей сложностью и богатством, а в деревнях Юго-Восточной Азии он даже стал признаком местной идентичности. Ассоциируемый с духовностью и самобытностью, батик — это текстильное искусство, полное истории.

В этом посте мы делимся некоторыми удивительными подробностями о его происхождении.

Рисунок южноамериканской серой лисы в стиле батик, выполненный художником Икаро Батик.
Что такое батик?

Батик — одна из старейших в мире техник окрашивания тканей. Горячий воск наносится на ткань перед пропиткой ее красителями. Участки, покрытые воском, сохраняются и сопротивляются краске, в то время как остальная часть ткани впитывает ее. Воск препятствует тому, чтобы ткань впитывала краску. Зная, как работает окрашивание воском, вы сможете создать свой собственный уникальный эффект.

Какие материалы и инструменты мне нужны?

Прежде чем вы начнете пробовать эту технику на себе, вам необходимо собрать следующий список основных материалов и научиться использовать каждый предмет:

— различные виды тканей, например, лен, бежевый или белый креа, бежевый или белая оснабург, и переработанные ткани
— различные виды воска, такие как парафин или пчелиный воск.


— красители
— различные инструменты, в том числе тянтинг (похожий на ручку, используемый для нанесения воска) и горшки

Аристократки, занимающиеся батиком в Юго-Восточной Азии.
Таинственное происхождение батика

Одна из самых любопытных особенностей батика заключается в том, что до сих пор остается множество вопросов без ответов о том, откуда он взялся. Некоторые исследования предполагают, что он существует уже более тысячи лет, доказательства чего были найдены в Египте. Там были найдены остатки тканей, окрашенных воском, которые, как полагают, пришли из Индии или Персии. Этот метод также был найден в Азии, Африке и Латинской Америке.

Некоторые теории предполагают, что батик восходит к 200 г. до н.э. в Китае, в провинции Гуйчжоу, а оттуда он мигрировал в Юго-Восточную Азию. Именно в последней части мира он стал настолько популярным и получил название, под которым мы его теперь знаем.

Отреставрированный кусок ткани, окрашенной батиком, найденный в Египте.
Эволюция техники и ее расцвет

Батик — слово, происходящее от термина «амбатик». «Амба» означает «писать», а окончание «тик» означает «небольшое место, капля». Таким образом, этот термин относится к рисунку, состоящему из маленьких капель.

Когда техника впервые появилась в Юго-Восточной Азии, только аристократки могли практиковать ее по очень простой причине: только у них было достаточно времени для этого. Когда они начали просить, чтобы их слуги помогали им в выполнении задачи, их сотрудники также изучили эту технику, и именно поэтому она стала популярной. Со временем они помогли искусству развиваться и распространяться.

Использование саронга, длинного куска ткани, который оборачивают вокруг тела и носят как мужчины, так и женщины, популяризировало рисунки батика.

Чем больше распространялась техника батика, тем больше она развивалась. Он включал в себя знания и новые обычаи, в результате чего символы, связанные с духовностью и повседневной жизнью людей из разных областей и социальных слоев, были включены в дизайн.

Батик стал настолько важной частью культуры Юго-Восточной Азии, что люди начали создавать изделия с особыми узорами и символами, которые идентифицировали группы. Даже использование определенных цветов стало ассоциироваться с принадлежностью к определенным социальным классам и географическим районам. Другими словами, символика, узоры и цвета выражали местную идентичность владельца.

Мужчины из Юго-Восточной Азии в саронгах.
Индустриализация против консервации

Техника батика стала настолько популярной в прошлом столетии – периоде глобализации – что со временем ее стали производить в промышленных масштабах с использованием штампов. Эта техника называется батик кепка и отличается от техники батик тулис , которая выполняется вручную.

Батик тулис выполняется с помощью инструмента под названием tjanting . Тантинг обычно делается из меди, похож на ручку и используется для нанесения горячего жидкого воска на ткань.

Тантинг похож на шариковую ручку.
Восстановление оригинальной техники

Сегодня эта техника стала популярной во многих частях мира, но те, кто относятся к ней с уважением, стремятся прославить ее историю. Многие из этих художников начинают с более традиционной техники резервного окрашивания, которая выполняется путем связывания определенных участков ткани или сохранения их перед тем, как ткань подвергнется воздействию красителей.

Если вы заинтересованы в более глубоком изучении традиционного метода батика, запишитесь на курс Batik Illustration: Wax-Resist Dyeing. Под руководством художника по текстилю и иллюстратора Икаро Батика вы научитесь создавать дизайн, вдохновленный природой, полный цветов, контрастов и текстур, которые часто ассоциируются с этой техникой.

Английская версия @eloiseedgington.

Вам также могут понравиться:

— Учебное пособие по окрашиванию текстиля: пигменты на растительной основе
— Учебное пособие по покраске тай-дай: техника смятия для начинающих
— Материалы, необходимые для блочной печати на ткани

Ткани для батика и различные методы резиста

Автор: Кристин Крейн Категория: Дизайн шаблонов Теги: текстильные термины Комментарии: 0 Дата публикации: 12 ноября 2020 г.

В нашем предыдущем посте о резистивном окрашивании мы сосредоточились на 4 наиболее распространенных техниках создания рисунков шибори на ткани. Мы говорили о связывании, сшивании, складывании и обертывании шестов как о способах добавления узора на ткань. В этой статье мы углубимся в мир окрашивания резистом и обсудим различные типы тканей, созданных путем нанесения материала на поверхность ткани для создания резиста. Будь то воск или паста, полученная ткань подпадает под общий термин батик.

Но сначала, что означает батик?

В The Dyer’s Art Джек Ленор Ларсен описывает батик как демонстрирующий «некоторое сходство с трафаретной работой. Принципиальная разница между ними заключается в том, что трафареты слишком жесткие, чтобы их можно было закрепить на ткани для окрашивания погружением, в то время как батик по определению предполагает нанесение жидких или полужидких веществ, которые затвердевают на самой ткани, делая ее непроницаемой для красильной ванны. . В качестве резистивных материалов используются горячий воск, смола и парафин, а также крахмал, рисовая паста, бобовая паста и даже полужидкая грязь».

При использовании воска или пасты художник наносит материал на плоский кусок ткани с помощью рисунка, штамповки или трафарета. Этот дизайн является сопротивлением. Далее ткань окрашивается. Краситель проникает в открытое волокно, но не в область резиста. В конце ткань стирают. Резистивный материал удаляется, чтобы показать дизайн. Можно наносить несколько слоев резиста для создания сложных рисунков с использованием нескольких цветов.

Вощеная салфетка для батика, окрашенная индиго. Сделано в Индонезии. Художник неизвестен.

Wax Resist

Воск в качестве резиста чаще встречается по всей Азии (хотя и не исключительно), и особенно хорошо известен на острове Ява в Индонезии. В этой технике используется горячий воск для создания рисунка на ткани. Разные художники и культуры используют разные техники нанесения воска. Некоторые рисуют с помощью инструмента, похожего на ручку, называемого tjanting , который капает горячим воском на ткань. Другие методы включают использование штампа или трафарета.

Однако перед нанесением воска ткань необходимо тщательно вымыть, чтобы удалить любые загрязнения, оставшиеся после производства. Затем наносится протрава и ткань измеряется, чтобы горячий воск не повредил волокна. После нанесения воска на ткань он затвердевает. Оттуда ткань направляется в красильную ванну, где краска проникает во всю открытую ткань, но не в область, покрытую воском. Вощение и окрашивание можно повторить, чтобы добавить дополнительные цвета или элементы дизайна. После завершения весь воск выпаривается и часто используется повторно.

Ткани, созданные с помощью этой техники, можно узнать по тонким линиям прожилок, которые иногда видны на белых участках. Эти вены образовались из крошечных трещин в воске, через которые просочилось небольшое количество красителя. Некоторые художники намеренно преувеличивают эти прожилки, намеренно делая трещины. Однако другие художники стараются минимизировать их, считая недостатком.

Пастообразный резист

Вместо использования воска для создания резиста существует другой способ — использование какого-либо типа пастообразователя. Паста в качестве резиста широко используется в различных странах Африки для производства потрясающих тканей. Боголанфини, часто называемая грязевой тканью, является прекрасным примером, созданным малийскими художниками. В этих тканях используется богатая железом глина, собранная в руслах рек и ферментированная для создания резиста.

Перед нанесением «грязи» белую хлопчатобумажную ткань окрашивают листьями местного дерева, придавая ткани желтый цвет. Паста наносится на ткань с обратной стороны рисунка. Краска дерева и грязь вступают в химическую реакцию, окрашивая ткань в насыщенный коричневый цвет. Когда ткань стирают, желтизна смывается, открывая чистую белизну ткани. Поскольку дизайн был создан из негативного пространства, он белый, а земля (где была нанесена паста) насыщенно-коричневого цвета.

Аналогичный метод используется в Зимбабве с использованием пасты из кукурузной муки и воды, называемой садза. Однако, в отличие от глиняной ткани, которая создает рисунок из отрицательного пространства, батики садза создаются путем рисования форм и контуров фигур с помощью пасты, часто в виде прямоугольных макетов.

Какая бы техника ни использовалась, созданные ткани уникальны и демонстрируют руку производителя. Они обладают глубоким чувством места и имеют значительную культурную ценность во многих сообществах, которые их производят. Многие дизайнеры полиграфии черпают вдохновение в тканях батика и создают дизайны, похожие на батик, но без трудоемкого процесса.

Рисунок в стиле батика P1007

Пробовали ли вы свои силы в батике?

Мы связались с художницей из Провиденса Лили Гилберт, чтобы узнать о ее экспериментах с батиком после многих лет работы в технике шибори. Ее первые попытки батика дали удивительные результаты. Она сказала, что использовать инструмент tjanting и научиться контролировать воск, чтобы получить постоянную толщину лески, было определенно непросто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *