Батик техника: Батик техника выполнения: виды холодный горячий

Содержание

Батик техника выполнения: виды холодный горячий

Древнее декоративно-прикладное искусство батик вызывает очень сложные чувства — это смесь восторга умением мастеров и интереса к особой технике живописи. Техника окрашивания появилась несколько тысяч лет назад для текстильной ручной росписи ткани с помощью горячего воска.

Современный батик для начинающих использует значительно больше методов окрашивания, но все они объединены по принципу использования различных веществ (среди них — парафин) в качестве резерватора, которые предотвращает обработанные участки от проникновения краски в волокна и, таким образом, образуется шаблон.

Особенности техники

Техника батик использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри-Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. до н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам-иммигрантам. История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря — именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь.

Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство и некоторые из местных художников известны во всем мире. Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов. Секреты различных техник батика передавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников.

Для многочисленных зарубежных покупателей ремесленники начали использовать яркие цвета и природные мотивы — птиц и цветы. Ислам значительно повлиял на искусство батика, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью.

В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технологию и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов — это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры.

Методы и приемы

Существует несколько видов приемов изготовления батика.

Горячий

Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом — это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани.

Холодный

Техника холодного батика подразумевает использование специального прозрачного резерва для консервирования участков, состоящего из густой смеси резины с другими компонентами. Холодный резерв наносится стеклянной трубкой с резервуаром на шелк. В европейском художественном батике применяют анилиновые красители.

Солевой раствор

Свободная роспись включает грунтовки ткани физиологическими солевыми растворами, которые ограничивают растекаемость пигментов по ткани.

Материалы

В искусстве росписи по ткани для начинающих и профессионалов используются только натуральные тканые материалы:

  • шелк,
  • лен,
  • хлопок.

Выполнение техники батик с горячим воском предусматривает изготовление определенных смесей для резерва — это композиция из парафина и пчелиного воска. Идеальная пропорция смесь для приготовления батика составляет 30 процентов пчелиного воска и 70 процентов парафина:

  • Пчелиный воск хорошо прилипает к ткани, но не трескается;
  • Парафин не липнет, но легко дает трещины.
  • Регулировка состава помогает получать особенные результаты в росписи.

В окрашивании используется краситель для ткани, который растворяется в холодной воде, чтобы предотвратить восковый резерв от плавления. В современном искусстве применяют быстродействующие красители ткани или кубовые краски. Для начинающих они сложнее в обращении, но обеспечивают быстрые результаты.

Создание батика на ткани включает использование воска и тканевых красителей.

Рисунок наносится с помощью воска специальным инструментом. В некоторых регионах используют медный штамп для печати рисунка воском на ткани — после установки конструкции ткань окунают в краситель. Воск предотвращает закрытие области от поглощения красителя, что позволяет окрасить их в другой цвет. После окрашивания воск удаляют, используя кипящую воду. Процесс окрашивания начинается снова и повторяется, пока на ткани появляется полный рисунок.

Виды

Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.

Ява

Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.

Судан

Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.

Индия

Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.

Шри-Ланка

Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.

Особенности работы

Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.

Воск

Восковая живопись — это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора — пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.

Выбор и подготовка ткани

Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.

Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.

Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.

Разметка рисунка

Контур узора блокируется на ткани углем или графитом. Часто узор делают трафаретами или шаблонами.
Другой метод трассировки рисунка на ткани — это размещение на стеклянном столе, освещенном снизу. Тень создает рисунок на ткани, который обводят карандашом. Воск повторяет контур карандаша на ткани.

Применение воска с медной крышкой состоит в том, что колпачок погружают в расплавленный воск. Когда материя пропитана воском, он действует как штамп. Крышка вдавливается в поверхность, и колпачок переносит свою форму. Вощеную материю погружают в ванну с красителем первого цвета, и она остается в ванне до нужного оттенка. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем помещают в ванну с холодной водой, чтобы затвердел воск.

Иногда воск соскребали маленьким ножом перед новым погружением в ванну. Для получения мраморного эффекта на воске намеренно делали трещины перед окрашиванием. Краситель проникает в крошечные трещины и создает тонкие линии.

Природная красота и высокая художественная ценность всегда очаровывали и вдохновляли живописцев на создание собственных узоров в батике.

Батик: техники и виды | БАТИК и Я

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, мастера батика говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые сегодня можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани.

Сегодня батичисты могут готовить резервирующий состав (не позволяющий краске затекать за границы рисунка) сами, в домашних условиях (читайте в статье Резерв для батика: делаем сами). В магазине можно встретить контуры и резервы различных цветов, как, впрочем, и бесцветный (смывающийся) резерв. Очень удобно! Постирал платок или полотно будущей картины, след от карандаша смылся вместе с резервом. На их месте – сияющая чистая белая полоска, прекрасно ограничивающая и выделяющая цветовые пятна.

Холодный резерв можно наносить и специальными стеклянными трубочками для батика. И резервирующий состав есть специальный для этого, например, фирмы «Хобби».

Узелковый батик

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.

Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.

Роспись по-сырому

Разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности.

Есть несколько видом этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы). Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

Техника «шибори»

Часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике «шибори» есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Это стоит почитать:

Методики обучения детей рисованию

Урок по росписи ткани

Что такое техника окрашивания батик и что она включает?

Узнайте о таинственном происхождении этой древней техники окрашивания тканей воском.

Хотя большинство людей ассоциируют батик с движением хиппи и эстетикой, связанной с восточными культурами, мало кто знает правду об истории этой техники.

Батик на протяжении веков вызывал восхищение за его сложность и богатство, а в деревнях Юго-Восточной Азии он даже стал признаком местной идентичности. Ассоциируемый с духовностью и самобытностью, батик — это текстильное искусство, полное истории.

В этом посте мы делимся некоторыми удивительными подробностями о его происхождении.

Рисунок южноамериканской серой лисы в стиле батик, выполненный художником Икаро Батик.
Что такое батик?

Батик — одна из старейших в мире техник окрашивания тканей. Горячий воск наносится на ткань перед пропиткой ее красителями. Участки, покрытые воском, сохраняются и сопротивляются краске, в то время как остальная часть ткани впитывает ее. Воск препятствует тому, чтобы ткань впитывала краску. Зная, как работает окрашивание воском, вы сможете создать свой собственный уникальный эффект.

Какие материалы и инструменты мне нужны?

Прежде чем вы начнете опробовать эту технику на себе, вам необходимо собрать следующий список основных материалов и научиться использовать каждый предмет:

— различные типы тканей, такие как лен, бежевый или белый креа, бежевый или белая оснабург, и переработанные ткани

— различные виды воска, такие как парафин или пчелиный воск.
— красители
— различные инструменты, в том числе тянтинг (похожий на ручку, используемый для нанесения воска) и горшки

Аристократки, занимающиеся батиком в Юго-Восточной Азии.
Таинственное происхождение батика

Одна из самых любопытных особенностей батика заключается в том, что до сих пор остается множество вопросов без ответов о том, откуда он взялся. Некоторые исследования предполагают, что он существует уже более тысячи лет, доказательства чего были найдены в Египте. Там были найдены остатки тканей, окрашенных воском, которые, как полагают, пришли из Индии или Персии. Этот метод также был найден в Азии, Африке и Латинской Америке.

Некоторые теории предполагают, что батик восходит к 200 г. до н.э. в Китае, в провинции Гуйчжоу, а оттуда он мигрировал в Юго-Восточную Азию. Именно в последней части мира он стал настолько популярным и получил название, под которым мы его теперь знаем.

Отреставрированный кусок ткани, окрашенной батиком, найденный в Египте.
Эволюция техники и ее расцвет

Батик — слово, происходящее от термина «амбатик». «Амба» означает «писать», а окончание «тик» означает «небольшое место, капля». Таким образом, этот термин относится к рисунку, состоящему из маленьких капель.

Когда техника впервые появилась в Юго-Восточной Азии, только аристократки могли практиковать ее по очень простой причине: только у них было достаточно времени для этого. Когда они начали просить, чтобы их слуги помогали им в выполнении задачи, их сотрудники также изучили эту технику, и именно поэтому она стала популярной. Со временем они помогли искусству развиваться и распространяться.

Использование саронга, длинного куска ткани, который оборачивают вокруг тела и носят как мужчины, так и женщины, популяризировало рисунки батика.

Чем больше распространялась техника батика, тем больше она развивалась. Он включал в себя знания и новые обычаи, в результате чего символы, связанные с духовностью и повседневной жизнью людей из разных областей и социальных слоев, были включены в дизайн.

Батик стал настолько важной частью культуры Юго-Восточной Азии, что люди начали создавать изделия с особыми узорами и символами, которые идентифицировали группы. Даже использование определенных цветов стало ассоциироваться с принадлежностью к определенным социальным классам и географическим районам. Другими словами, символика, узоры и цвета выражали местную идентичность владельца.

Мужчины из Юго-Восточной Азии в саронгах.
Индустриализация против консервации

Техника батика стала настолько популярной в прошлом столетии – периоде глобализации – что со временем ее стали производить в промышленных масштабах с использованием штампов. Эта техника называется батик кепка и отличается от техники батик тулис , которая выполняется вручную.

Батик тулис выполняется с помощью инструмента под названием tjanting . Тантинг обычно делается из меди, похож на ручку и используется для нанесения горячего жидкого воска на ткань.

Тантинг похож на шариковую ручку.
Восстановление оригинальной техники

Сегодня эта техника стала популярной во многих частях мира, но те, кто относятся к ней с уважением, стремятся прославить ее историю. Многие из этих художников начинают с более традиционной техники резервного окрашивания, которая выполняется путем связывания определенных участков ткани или сохранения их перед тем, как ткань подвергнется воздействию красителей.

Если вы заинтересованы в более глубоком изучении традиционного метода батика, запишитесь на курс Batik Illustration: Wax-Resist Dyeing. Под руководством художника по текстилю и иллюстратора Икаро Батика вы научитесь создавать дизайн, вдохновленный природой, полный цветов, контрастов и текстур, которые часто ассоциируются с этой техникой.

Английская версия @eloiseedgington.

Вам также могут понравиться:

— Учебное пособие по окрашиванию текстиля: пигменты на растительной основе
— Учебное пособие по покраске тай-дай: техника смятия для начинающих
— Материалы, необходимые для блочной печати на ткани

Что такое батик? – THE CRAFT ATLAS

Батик – это техника окрашивания, устойчивая к воску, наносимая на всю ткань или на ткань, изготовленную с использованием этой техники. Батик изготавливается либо путем рисования точек и линий резиста с помощью инструмента с носиком, называемого с наклоном или путем печати резиста с медным штампом, называемым колпачком . Нанесенный воск устойчив к красителям и, следовательно, позволяет мастеру выборочно окрашивать ткань, пропитывая ткань одним цветом, удаляя воск кипящей водой и повторяя, если требуется несколько цветов.

Традиция изготовления батика существует в различных странах, включая Индонезию, Сингапур, Малайзию, Индию, Бангладеш, Шри-Ланку и Нигерию; однако батик Индонезии является самым известным. Индонезийский батик, сделанный на острове Ява, имеет долгую историю аккультурации, с разнообразными узорами, на которые повлияли самые разные культуры, и является наиболее развитым с точки зрения узора, техники и качества изготовления. В октябре 2009 г., ЮНЕСКО назвала индонезийский батик шедевром устного и нематериального наследия человечества.+

Слово батик имеет яванское происхождение. Оно может происходить либо от яванского слова amba («писать») и titik («точка»), либо может происходить от гипотетического протоавстронезийского корня *beCík («татуировать»). Это слово впервые упоминается на английском языке в Британской энциклопедии 1880 года, где оно пишется как battik . Это засвидетельствовано на Индонезийском архипелаге во время голландского колониального периода в различных формах: мбатек , мбатик , батек и батик .

Батик традиционно продается отрезками по 2,25 метра, используемыми для каин панджанг или саронг. Его носят, оборачивая вокруг бедра или превращая в шляпу, известную как блангкон. Полотно может быть заполнено сплошным единым узором или разделено на несколько секций.

Определенные узоры используются только на определенных участках ткани. Например, ряд равнобедренных треугольников, образующих 9Для головы обычно используется мотив 0076 пасунг , а также диагональные цветочные мотивы, называемые дхлоронг . Однако иногда в организме обнаруживаются пасунг и дхлоронг . Другие мотивы, такие как buketan (букет цветов) и птицы, обычно используются либо в голове, либо в теле.

Поскольку каждый регион имеет свой собственный традиционный узор, батик обычно различают по региону, в котором он был создан, например, батик Соло, батик Пекалонган и батик Мадура. Батики с Явы можно разделить по их общему рисунку и цветам на батик педаламан (внутренний батик) или батик песисир (прибрежный батик). Батики, которые не попадают ни в одну из этих двух категорий, обозначаются только по своему региону. Картирование рисунков батика из всех мест Индонезии показывает сходство и отражает культурную ассимиляцию в рисунках батика.

Яванский батик

Внутренний батик или батик кратон (яванский придворный батик) — старейшая форма традиции батика, известная на Яве. Внутренний батик имеет землистые цвета, такие как черный, индиго, коричневый и соган (коричнево-желтого цвета из дерева Peltophorum pterocarpum ), иногда на белом фоне, с символическими узорами, в основном свободными от внешнего влияния. Некоторые узоры зарезервированы для королевской семьи, а другие носят в особых случаях. Например, на яванской свадьбе невеста носит определенные узоры на каждом этапе церемонии. Известные внутренние батики производятся в Соло и Джокьякарте, городах, традиционно считающихся центром яванской культуры. Батик Соло обычно имеет фон соган и хранится судом Сусухунан и Мангкунегаран. Batik Jogja обычно имеет белый фон и хранится в султанате Джокьякарты и дворе Пакуаламан.

Прибрежный батик

Прибрежный батик производится в нескольких районах северной Явы и Мадуры. В отличие от внутреннего батика, прибрежные батики имеют яркие цвета и узоры, вдохновленные широким спектром культур в результате морской торговли. Повторяющиеся мотивы включают европейские цветочные букеты, китайский феникс и персидских павлинов. Известные прибрежные батики производятся в Пекалонгане, Чиребоне, Ласеме, Тубане и Мадуре. В Пекалонгане самая активная индустрия батика. [1]

Известный подтип прибрежного батика под названием Jawa Hokokai не относится к конкретному региону. Во время японской оккупации Индонезии в начале 1940 года производство батика сильно сократилось из-за нехватки материалов. Тем не менее, мастерские, финансируемые японцами, смогли производить очень тонкие батики под названием Jawa Hokokai . [1] Общие мотивы Hokokai включают цветы японской вишни, бабочек и хризантем.

Другой прибрежный батик под названием tiga negeri (батик трех земель) относится к трем регионам: Ласем, Пекалонган и Соло, где батик окунали в красный, синий и соган красители соответственно. По состоянию на 1980 год батик tiga negeri производился только в одном городе. [1]

Суданский батик

Суданский или прианганский батик — это термин, обозначающий батик из Прианганского региона Западной Явы и Бантена. [34] Хотя прианганский батик может быть окрашен в широкий спектр цветов, в некоторых его вариантах предпочтение отдается индиго. Натуральный краситель индиго из Indigofera является одним из старейших известных красителей на Яве, и его местное название tarum дало название реке Цитарум и королевству Таруманагара, что предполагает, что древняя Западная Ява когда-то была основным производителем природного индиго. Известный прианганский батик производится в Чиамисе, Гаруте и Тасикмалая. Другие традиции включают батик Кунинган под влиянием батика Чиребон, батик Бантен, который развивался совершенно независимо, и более старую традицию батика Бадуй.

Батик Бантен выполнен в ярких пастельных тонах и представляет собой возрождение утраченного искусства султаната Бантен, вновь обнаруженного в ходе археологических работ в 2002–2004 годах. Было идентифицировано двенадцать мотивов из таких мест, как Суросован и некоторых других мест.

Батик Бадуй использует только цвет индиго в оттенках от иссиня-черного до темно-синего. Его традиционно носят как iket , тип суданского головного убора, похожий на балийский udeng , народом Внешнего Бадуя из Регентства Лебак, Бантен.

Суматранский батик

Торговые отношения между королевством Мелаю в Джамби и прибрежными городами Явы процветали с 13 века. Следовательно, прибрежный батик с северной Явы, вероятно, повлиял на Джамби. В 1875 году Хаджи Махибат из Центральной Явы возродил приходящую в упадок индустрию батика в Джамби. Деревня Мудунг Лаут в районе Пелаянган известна производством батика Джамби. Батик Джамби, как и яванский батик, оказал влияние на малазийский батик.

Народ минангкабау также производит батик под названием batiak tanah liek (глиняный батик), в котором глина используется в качестве красителя для ткани. Ткань погружают в глину более чем на 1 день, а затем украшают мотивами животных и растений. Батик из Бенгкулу, города на западном побережье Суматры, называется Батик Бесурек , что буквально означает «батик с буквами». они черпают вдохновение в арабской каллиграфии.

Балийский батик

Производство батика на острове Бали — относительно новая, но быстрорастущая отрасль. Многие узоры вдохновлены местными узорами, которые нравятся местным балийцам и местным туристам. Предметы природы, такие как цветы франжипани и гибискуса, птицы или рыбы, а также повседневные занятия, такие как балийская танцовщица и нгабен процессии или религиозные и мифологические существа, такие как баронг , кала и крылатый лев являются обычным явлением. Современные мастера батика свободно выражают себя в самых разных темах.

Современный батик не ограничивается традиционным или ритуальным ношением на Бали. Некоторые дизайнеры продвигают балийский батик как элегантную ткань, из которой можно сделать повседневную или формальную одежду. Использование батика высокого класса, например, батика ручной работы tulis , может показать социальный статус.


Малайзия

Батик упоминается в малайских анналах XVII века. Легенда гласит, что Лаксамана Ханг Надим получил приказ короля Малакки Султана Махмуда отплыть в Индию, чтобы купить 140 кусков ткани serasah (батик) с 40 видами цветов, изображенными на каждом. Не найдя ничего, отвечающего объясненным ему требованиям, он составил свое собственное. По возвращении, к сожалению, его корабль затонул, и ему удалось привезти только четыре предмета, что вызвало недовольство султана. [41] [42]

Метод изготовления малайзийского батика отличается от метода изготовления индонезийского яванского батика, узор крупнее и проще, лишь изредка используется кантинг для создания сложных узоров. Он в значительной степени зависит от рисования кистью для нанесения цветов на ткани. Цвета также имеют тенденцию быть светлее и ярче, чем яванский батик насыщенного цвета. Самые популярные мотивы – это листья и цветы. Малазийский батик часто изображает растения и цветы, чтобы избежать интерпретации изображений людей и животных как идолопоклонства в соответствии с местной исламской доктриной. [43] Тем не менее, тема бабочки является распространенным исключением.

Индия

Известно, что индийцы используют резистивный метод печати рисунков на хлопчатобумажных тканях, история которого насчитывает 2000 лет. Изначально для печати на тканях использовали воск и даже рисовый крахмал. До недавнего времени батик производился только для платьев и сшитой на заказ одежды, но современный батик применяется во многих предметах, таких как фрески, настенные ковры, картины, домашнее белье и шарфы, с более живыми и яркими узорами. [16] Современным изготовлением батика в Индии также занимаются глухие женщины из Дели. Эти женщины свободно говорят на индийском языке жестов, а также работают в других профессиональных программах. [44]

Шри-Ланка

За последнее столетие изготовление батика в Шри-Ланке прочно утвердилось. Индустрия батика в Шри-Ланке — это небольшая отрасль, в которой могут быть задействованы индивидуальные дизайнерские таланты, и в основном она работает с иностранными клиентами с целью получения прибыли. В настоящее время это самое заметное из ремесел острова с галереями и фабриками, большими и малыми, которые возникли во многих туристических зонах. Ряды небольших киосков, продающих изделия из батика, можно найти вдоль всей полосы Галле-роуд в Хиккадуве. С другой стороны, Махавева славится своими фабриками по производству батика. [45] [46]

Китай

Батик делают этнические народы юго-запада Китая. Народы мяо, буйей и гэцзя используют метод стойкости к краске для своих традиционных костюмов. Традиционные костюмы состоят из декоративных тканей, которые получаются путем плетения узоров и вощеной стойкости. Почти все мяо украшают коноплю и хлопок, нанося горячий воск, а затем погружая ткань в краску индиго. Затем ткань используется для юбок, вставок на куртках, фартуков и детских переносок. Как и у яванцев, их традиционные узоры также содержат символику, узоры включают дракона, феникса и цветы.

Африка

В Африке, куда батик был первоначально импортирован голландскими купцами из Индонезии (тогда Нидерландская Ост-Индия), паста, сделанная из крахмала или глины, используется в качестве резиста вместо воска. Наиболее развитые навыки резистивного окрашивания можно найти в Нигерии, где йоруба изготавливают восхитительные ткани. Используются два метода резиста:

adire eleso , в котором используются связанные и сшитые узоры, и adire eleko , в котором используется крахмальная паста. Паста чаще всего изготавливается из крахмала маниоки, риса и других ингредиентов, сваренных вместе для получения однородной густой пасты. Йоруба в Западной Африке используют пасту из маниоки в качестве резиста, а народы сонинке и волоф в Сенегале используют рисовую пасту. Жители Бамана в Мали используют грязь в качестве сопротивления.

Саронг, Северная Ява, Индонезия, 1900-1910 гг., хлопок Фото: DaderotСовременный внутренний батик из Соло, Индонезия, с узором сидха-дражат. Фото: AlteavenImage предоставлено MartijL / CC-BY-SA-3.0-nl Изображение предоставлено Яном Александром / CC BY-SA 3.0

Техника

Сначала ткань стирают, замачивают и отбивают большим молотком. Узоры рисуются карандашом, а затем перерисовываются с помощью горячего воска, обычно изготавливаемого из смеси парафина или пчелиного воска, иногда смешанного с растительными смолами, которые действуют как устойчивые к красителю. Воск можно наносить различными инструментами. Наиболее распространенным является похожий на ручку инструмент, называемый кантингом, который иногда пишется старой голландской орфографией tjanting. Тантинг делается из небольшого медного резервуара с носиком на деревянной ручке. Резервуар содержит резист, который течет через носик, создавая точки и линии при движении. Для больших рисунков можно использовать жесткую кисть. В качестве альтернативы для более эффективного покрытия больших площадей используется штамп из медного блока, называемый колпачком.

После того, как ткань высохнет, резист удаляют кипячением или соскабливанием ткани. Участки, обработанные резистом, сохраняют свой первоначальный цвет; когда резист удаляется, контраст между окрашенными и неокрашенными областями образует узор. Этот процесс повторяется столько раз, сколько требуется цветов.

Самый традиционный вид батика, называемый батик тулис, рисуется только с помощью кантинга. Ткань нужно прорисовать с обеих сторон и три-четыре раза окунуть в ванну с красителем. Весь процесс может занять до года; он дает значительно более тонкие узоры, чем штампованный батик.

Заявка

Популярность батика в Индонезии различна. Исторически сложилось так, что он был необходим для церемониальных костюмов, и его носили как часть платья кебая, которое обычно носили каждый день. Использование батика было зарегистрировано уже в 12 веке, и ткань стала сильным источником идентичности для индонезийцев, пересекающих религиозные, расовые и культурные границы. Также считается, что этот мотив сделал батик знаменитым.

Значение и символы

В индонезийском языке многие узоры батика являются символическими. Младенцев носят в перевязях из батика, украшенных символами, призванными принести ребенку удачу, а определенные рисунки батика предназначены для невест и женихов, а также их семей. Некоторые дизайны зарезервированы для гонораров и даже запрещены для ношения простыми людьми. Следовательно, ранг человека можно было определить по рисунку батика, который он носил. Дальнейшее изучение геометрии символизма в индонезийском батике показало применимость фрактальной геометрии в традиционных рисунках.

Одежда из батика играет центральную роль в некоторых яванских ритуалах, таких как церемониальное бросание королевского батика в вулкан. Во время яванской церемонии налони митони будущую мать заворачивают в семь слоев батика, желая ей всего хорошего. Батик также занимает видное место в церемонии tedak siten, когда ребенок впервые касается земли.

В октябре 2009 года ЮНЕСКО признала индонезийский батик шедевром устного и нематериального наследия человечества. В рамках признания ЮНЕСКО настояла на том, чтобы Индонезия сохранила свое наследие. День, 2 октября 2009 г.был объявлен правительством Индонезии Национальным днем ​​батика, а также в то время, когда карта разнообразия индонезийского батика, созданная Хокки Ситунгкиром, была впервые открыта для публики Министерством исследований и технологий Индонезии.

Происхождение

Индустрия батика на Яве процветала с конца 1800-х до начала 1900-х годов, но пришла в упадок во время японской оккупации Индонезии.

С ростом предпочтения западной одежды индустрия батика еще больше пришла в упадок после обретения Индонезией независимости. Батик несколько возродился на рубеже 21 века благодаря усилиям индонезийских модельеров по внедрению инноваций в батик за счет включения новых цветов, тканей и узоров. Батик стал модным предметом для многих индонезийцев, и его можно увидеть на рубашках, платьях или шарфах в повседневной одежде; это предпочтительная замена пиджаку и галстуку на некоторых приемах. Традиционные саронги батик до сих пор используются во многих случаях.

После того, как 2 октября 2009 года индонезийский батик был признан ЮНЕСКО, администрация Индонезии попросила индонезийцев носить батик по пятницам, и с тех пор ношение батика каждую пятницу поощряется в государственных учреждениях и частных компаниях. 2 октября также отмечается Национальный день батика в Индонезии. Батик помог улучшить местную экономику малого бизнеса, продажи батика в Индонезии достигли 3,9 трлн рупий (436,8 млн долларов США) в 2010 году, что больше, чем 2,5 трлн рупий в 2006 году.

Тем временем экспорт батика увеличился с 14,3 млн долларов в 2006 году до 22,3 млн долларов в 2010 году9.0005

Батик также популярен в соседних странах Сингапура и Малайзии. Он производится в Малайзии методами, аналогичными тем, которые используются в Индонезии, но не идентичными. До признания ЮНЕСКО и после спора о Пендете в 2009 г. Индонезия и Малайзия оспаривали право собственности на культуру батика. Однако доктор Фиона Керлог из музея Хорнимана утверждала, что малайзийские набивные восковые ткани, изготавливавшиеся около века, совершенно отличаются от «очень изысканных» традиционных индонезийских батиков, производившихся на протяжении многих веков.

Батик изображен на униформе национальных авиакомпаний трех стран, представленных батиковыми принтами, которые носят бортпроводники Singapore Airlines, Garuda Indonesia и Malaysian Airlines. Женская униформа бортпроводников Garuda Indonesia представляет собой современную интерпретацию кебая в стиле Картини с мотивами паранг гондосули.

Окрашивание ткани воском – древний вид искусства. Он уже существовал в Египте в 4 веке до нашей эры, где им заворачивали мумии; белье было пропитано воском и процарапано стилусом. В Азии эта техника практиковалась в Китае во времена династии Тан (618-619 гг.).07 г. н.э.), а также в Индии и Японии в период Нара (645-794 гг. н.э.). В Африке его первоначально практиковали племена йоруба в Нигерии, сонинке и волоф в Сенегале. Однако в этой африканской версии вместо пчелиного воска в качестве резиста используется крахмал маниоки, рисовая паста или грязь.

Искусство батика наиболее развито на острове Ява в Индонезии. На Яве легко доступны все материалы для этого процесса — хлопок, пчелиный воск и растения, из которых делают различные растительные красители. Индонезийский батик появился раньше письменных источников: Г. П. Руффаер утверждает, что эта техника могла быть завезена в 6 или 7 веке из Индии или Шри-Ланки. С другой стороны, голландский археолог Дж.Л.А. Брандес и индонезийский археолог Ф.

А. Сутджипто считают, что индонезийский батик является местной традицией, поскольку в других регионах Индонезии, таких как Тораджа, Флорес, Хальмахера и Папуа, которые не находились под прямым влиянием индуизма, существуют вековые традиции изготовления батика.

Руффаер сообщил, что рисунок грингсинга был известен уже в 12 веке в Кедири, Восточная Ява. Он пришел к выводу, что этот тонкий узор можно создать только с помощью кантинга, инструмента для травления, который содержит небольшой резервуар с горячим воском, и предположил, что кантинг был изобретен на Яве примерно в то время. Детали резьбы на одежде, которую носили восточно-яванские статуи праджняпарамиты примерно 13 века, демонстрируют замысловатые цветочные узоры на закругленных полях, похожие на современный яванский традиционный мотив джлампранг или чеплок батик. Считается, что этот мотив представляет собой лотос, священный цветок в индуистско-буддийских верованиях. Эти данные свидетельствуют о том, что замысловатые узоры ткани батика, нанесенные с помощью кантинга, существовали на Яве 13 века или даже раньше.

В Европе эта техника впервые была описана в «Истории Явы», опубликованной в Лондоне в 1817 году Стэмфордом Раффлзом, бывшим британским губернатором Бенгкулу на Суматре. В 1873 году голландский купец Ван Рейкеворсел передал собранные им во время поездки в Индонезию предметы этнографическому музею в Роттердаме. Сегодня в Tropenmuseum находится самая большая коллекция индонезийского батика в Нидерландах. Голландские и китайские колонисты активно развивали батик, особенно прибрежный батик, в конце колониальной эпохи. Они представили новые узоры, а также использование колпачков (штампов из медных блоков) для массового производства батика. Выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1919 г.00 индонезийский батик впечатлил публику и художников.

В 1920-х годах яванские мастера батика, мигрировавшие в Малайю (ныне Малайзия), начали использовать воск и медные блоки на восточном побережье.

В странах Африки к югу от Сахары яванский батик был представлен в 19 веке голландскими и английскими торговцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *