Батик. Классификация и разновидности техник батика
Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.
Горячий батик
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.
Горячий батик бывает трех типов:
- Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
- Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
- Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.
Холодный батик
Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.
Холодный батик бывает четырех типов:
- Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
- Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
- Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
- Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
- акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
- трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
- свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками
Экспериментальный батик
Экспериментальный батик бывает пяти типов:
- Роспись валиками расплавленным воском.
- Штамп расплавленным воском.
- Поливка расплавленным воском.
- Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей. - Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.
Батик в России
В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
Родоначальниками новых направлений батика стали:
- живописный батик — Виктор Парийский
- монументальный батик — Ирина Трофимова
- обратный батик — Юрий Ярин и Евгений Архиреев
- офортный батик — Виктория Кравченко
- повествовательный батик — Татьяна Шихирева
- традиционный батик — Юрий Балычев
- философский батик или техника Давыдова — Сергей Давыдов
- экспериментальный батик — Александр Талаев
Купить батик в нашей художественной галерее
Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб
Рубрика: изобразительное искусство, батик
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.
Батик анимализм Батик былинный жанр Батик городской пейзаж Батик жанровая композиция Батик интерьер Батик с лошадьми Батик мифологический жанр Батик морской пейзаж Батик натюрморт Батик ню Батик пейзаж Батик портрет Батик абстракционизм Батик авангард Батик барокко Батик гиперреализм Батик импрессионизм Батик космизм Батик метареализм Батик модерн Батик наив Батик ориентализм Батик поп арт Батик постмодернизм Батик реализм Батик романтизм Батик символизм Батик стимпанк Батик сюрреализм Батик фэнтези
ручная роспись по ткани.: ochendaje — LiveJournal
Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.
Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.
мастер — Соколова Надежда
Существует несколько разновидностей батика:
Горячий батик.
В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим )) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Холодный батик.
В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами – трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.
мастер — Каминская Мария:
Свободная роспись.
Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)
мастер — Соколова Надежда
Свободная роспись по соляному грунту.
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.
С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет «притягивать» к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.
Техника «Шибори».
Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.
Техника «бандан».
Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей – техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.
Как изготавливается ткань для батика — Бруклинский нефтеперерабатывающий завод
Ниже представлены четыре видеоролика об изготовлении батика — процесса изготовления устойчивой к воску ткани.
Для того, чтобы получить многоцветный конечный результат, ткань проходит через ряд ванн для окрашивания, с восковым рисунком или тиснением между ваннами с разными цветами.
Производители батика должны планировать цвета, которые они собираются использовать, и начинать с самого светлого цвета. Каждый цвет сохраняется из следующей ванны с красителем путем нанесения расплавленного жидкого воска на те части ткани, которые должны оставаться в текущем цвете.
Охлажденный воск запечатывает покрытые воском части хлопка, предотвращая впитывание красителя этими областями. Хлопок впитает краску в тех областях, которые не покрыты воском.
После окрашивания воск расплавится с ткани.
В представленных ниже видеороликах показаны различные техники и стили изготовления батика, от тщательно спланированных узоров, выполненных с помощью инструмента для рисования тонкими линиями, до абстрактных импровизированных мазков, выполненных широкими кистями.
Яванский батик: многовековая традиция Музея азиатского искусства в Сан-Франциско
· Не пропустите: чтобы прочитать стенограмму этого видео, прокрутите страницу вниз до конца.
Производство батика в Edtex в Гане с дизайнером по текстилю Эдвиной Ассан, Fashion Africa Now
Стенограмма документального фильма о батике
вощеные участки сопротивляются краске, и когда воск удаляется, появляется рисунок. И техника, и производимый текстиль называются батик. Слово «батик» может происходить от яванских слов «писать» и «точки».
Нигде в мире этот метод создания узоров на текстиле не является столь совершенным, как в Индонезии. Существует два основных метода изготовления индонезийского батика: один с использованием небольшого инструмента, называемого кантингом, для рисования узоров, а другой — с использованием металлических штампов для нанесения воска. Марки быстрее производят текстиль как для экспорта, так и для внутреннего спроса. Таким образом, батик можно изготовить с меньшими затратами, а готовая одежда – более доступной.
Самый изысканный и дорогой батик изготавливается вручную. Узоры рисуются с помощью кантованого или воскового стилуса, этот метод называется батик тулис или «письменный батик». Стилус состоит из бамбуковой или деревянной палочки с небольшим медным резервуаром для воска на конце. Художник погружает чашку в горшок с горячим воском, дует на нее, чтобы обеспечить плавное нанесение через носик, а затем наносит воск, рисуя узоры носиком. После того, как обе стороны ткани обработаны воском, она готова к окрашиванию. Для получения сложного многоцветного рисунка ткань много раз натирают воском и окрашивают.
Давайте посмотрим на процесс батика, посетив коллектив ремесленников в деревне Кебон в Центральной Яве. Первым шагом в изготовлении батика является нанесение рисунка. Рисунок сначала рисуется на бумаге, а затем переносится с помощью карандаша или непостоянных чернил на тонкую белую хлопчатобумажную ткань. Дизайн может быть многовековым традиционным узором или, как в данном случае, он может отражать современную эстетику ремесленников. После переноса рисунка ткань готова к нанесению первого слоя воска.
Воск для батика представляет собой смесь парафина, пчелиного воска и смолы. В свежем виде он полупрозрачно-желтый, но после многократного использования может выглядеть темно-коричневым или черным. Ремесленник повторяет рисунок на ткани воском, используя кантинг. Затем некоторые области заполняются декоративными деталями, известными как исен-исен. Опытный мастер батика знает сотни исен-исен.
Художник уверенно наносит воск; годы практики, которые часто начинались еще в детстве, позволяют ей работать быстро, плавно и точно. После нанесения воска на всю ткань она готова к первому погружению в красильную ванну.
Многие общины в Индонезии используют импортные синтетические красители; однако существует растущая тенденция к использованию натуральных красителей, как мы видим в этом коллективе ремесленников в Кебоне. Традиционно способность производить красители была чрезвычайно важна в общинах, производящих текстиль, и деревни были известны качеством производимых красок. Некоторые часто используемые цвета получают из листьев индиго, плодов джелаве, красного дерева, дерева тегер, коры тингги и листьев манго.
Краситель нагревается в горшках на открытом воздухе. Ничто не пропадает даром в сельской местности, где древесные и зольные отходы от костра будут кормить голодных кур. Краска переносится в ванну, где мастер обеспечивает погружение ткани. После первой ванночки с краской ткань сушат на солнце. Затем определенные области покрываются воском, чтобы сохранить первый цвет, прежде чем ткань погружается во второй цвет.
Мастер знаком с готовым дизайном и знает, куда наносить воск. Тонкие кантинги используются для рисования линий, чтобы сохранить красочный дизайн. Кантинги с большими носиками будут использоваться для «удержания» больших участков цвета, которые сохранятся при последующих окрашиваниях. Этот процесс нанесения воска на ткань, окрашивание, добавление воска и дальнейшее окрашивание и сушка будут повторяться несколько, если не десятки раз, в зависимости от узора и количества готовых цветов в ткани для батика.
Между вощением ткань иногда погружают в кипящую воду для удаления воска, а затем повторно вощают, чтобы защитить различные части рисунка от последующего окрашивания. После окрашивания и обработки воском ткань готова к окончательному удалению воска.
Текстиль относят в соседний дом, где ставят большие кастрюли с водой для удаления воска. Воск будет собираться для повторного использования путем кипячения в нескольких кастрюлях из очень горячей воды в более холодную. Утилизация воска является частью устойчивой практики в этом сообществе, где переработанный воск снова используется.
Наконец, ткань выжимают и возвращают в деревню, где ее вешают для просушки в последний раз. Готовые ткани батик можно использовать для многих целей. Их носят как саронги, из них делают одежду и аксессуары как для местного использования, так и на экспорт. Сегодня современные модельеры также используют батик в своих проектах. Батик остается важным элементом костюма для танцевальных представлений и церемониальной одежды во многих частях Индонезии и соседних странах. Дети учатся работать в сообществе ремесленников, каждое поколение передает следующему культурное наследие этой замечательной ткани». 0003
Creative Commons Attribution/NonCommercial/Share-Alike
SewBatik — We Are Batik Fabric!
SewBatik — Мы ткань батик! перейти к содержаниюКупить нашу коллекцию
Купить нашу коллекцию
«We Love Batik Fabric»
Брюс — наш дизайнер тканей. Брюс с такой гордостью и заботой относится к разработке каждого мотива и оттенка в наших коллекциях тканей.Он тесно сотрудничает с нашими производителями, чтобы производить ткань-основу высочайшего качества, которую вы все оцените и полюбите.
Наши текущие коллекции тканей включают:
Хлопковый батик шириной 115 дюймов
Хлопковый батик шириной 45 дюймов — Nuance Gradations
45 «Широкий батик Район
54 «ширина Batik Linen
«Вдохновение в каждом проекте»
Диана любит творить.
Она как ребенок в кондитерской — нет ничего лучше, чем ткань батик, выкройки и швейные принадлежности в одном месте. Очень весело делать одежду, одеяло, подушку, скатерть или любое количество проектов и делиться извлеченными уроками.
Что у вас в списке проектов?
Make a Garment
Make a Handbag, Purse or Accessory
Make a Quilt or Table Runner
Make a Home Decorating Project
Посмотрите наши бесплатные видеоуроки
Посмотреть все
Быстрый
Магазин
Большой вращающийся нож Olfa 45 мм
20,99 $ 22,99 $
Быстрый
Магазин
Батик шириной 115 дюймов, окрашенный вручную, цвет Copen Blue
От 25,50 $
Быстрый
Магазин
Северная звезда
12,00 $
Быстрый
Магазин
Подкладка из чако — белая
$ 7,35
Посмотреть все
Что мы можем сделать с девятью полуметровыми отрезками оттенков Nuance Gradation? Что ж, большое дело! Делаем очень простое одеяло, подушки и подставки.