Как нарисовать вазу гжель – К нарисовать гжельскую роспись карандашом красками поэтапно?

Содержание

Сказочная Гжель. Украшение узором вазы. Декоративное рисование

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Место темы в системе уроков: 5 класс, 2 четверть, 2 урок по теме «Узоры».

Тип урока: комбинированный (беседа в виде сказки, практическая работа)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.
  • Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения вазы.
    Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение, эстетический вкус и фантазию.
  • Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:  альбом, краски, фломастер, кисти, баночка с водой,  карандаш,  резинка,  палитра, шаблоны вазы.

Зрительный ряд: презентация «Сказочная гжель», иллюстрации ваз.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод  стимулирования.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики (5 мин.)
  3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)
  4. Практическая работа (15 мин.)
  5. Итог урока (5 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте дети, добрый день! Садитесь! Я рада вас всех видеть, хочу с вами сотрудничать. Давайте сядем поудобнее и улыбнёмся  друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните все свои обиды, беспокойство, раздражения и поднимите карточку, которая соответствует в данный момент вашему настроению.  Я надеюсь, что у всех у вас будет хорошее настроение.  Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами  Гжельской росписи, украсим вазу узором Сказочной  Гжелью. (СЛАЙД 1) К концу урока у нас с вами должна появится импровизированная выставка «Сказочная Гжель».

2. Рассаз из истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

Расскажу я вам сказку… В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель.
Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
И решили лепить из неё глиняную посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Глиняная посудакерамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. (СЛАЙД 2)
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она

майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белоснежной глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. (СЛАЙД 3)
Прославилось село  удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами. (СЛАЙД 4)

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь. (СЛАЙД 5)
Известно всем в народе
Ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой. (СЛАЙД 6)
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку
Легко перенесла. (СЛАЙД 7)
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка любимая,
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения. (СЛАЙД 8)

3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! (СЛАЙД 9)
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера. Давайте посмотрим на слайды. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13)
Узоры, легко выполняются кистью, голубоватым, темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз. (СЛАЙДЫ 14, 15)
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (СЛАЙД 16)
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (СЛАЙД 17)
Задача нашего урока украсить узором из цветов, листьев  вазу.

4. Практическая работа

Украшение вазы, создание своего узора. (СЛАЙД 18)

Учитель следит за работой, дает советы, исправляет ошибки, стимулирует. (СЛАЙД 19)

Физкультминутка. А сейчас минуточку внимания. Сядьте прямо, расправьте плечи, послушайте свое дыхание. Выполните медленно круговые движения головой (влево, вправо – 2 раза). Поднимаем по очереди то левое плечо, то правое плечо (5 раз). Выполним круговые движения плечевыми суставами (вперед, назад по 5 раз). Проведем гимнастику для глаз стрельба глазами ()

При  выполнении практической работы звучит музыка.

5. Итоги урока. Анализ работ и выставка рисунков. Выставление оценок.

1. С каким промыслом вы сегодня познакомились?
2. Какими элементами украшали свои изделия мастера?
3. Что понравилось на уроке?

Благодарю Вас (СЛАЙД 20)
За внимание,
За свет души,
За понимание.
Пусть проступают
Сквозь мгновения
ЦВЕТНЫЕ
ВОЛНЫ
ВДОХНОВЕНИЯ!

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока… Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.

17.03.2011

urok.1sept.ru

узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами


узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, — центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной «ширевки», ниже залегали пласты «пушнины» бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась «мыловка» — нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов — белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узо

gepur-shop.ru

Процесс создания вазы гжель. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Сегодня Гжельский фарфоровый завод является одним из лучших производителей качественных фарфоровых изделий в России и мире.

Особенности росписи

На предприятии выпускаются статуэтки, вазы, посуда, предметы декора и пр. Они оформляются орнаментом, сюжетной и цветочной росписью. Всем изделиям присущ «фирменный стиль» Гжели – сине-белые узоры. Гжельские орнаменты считаются наиболее красивыми. Многие изделия, которые произведены ещё в конце XIX века и дожили до наших дней, сохраняют свой первозданный вид. На то есть несколько причин:

  • качественное сырье отечественного производства
  • профессиональные художники
  • строго соблюдаются все технологические этапы производства

Этапы создания ваз

Ваза Гжель не зря считается настоящим произведением искусства. Процесс её изготовления сложен и требует высокого мастерства. Формирование таких предметов происходит в несколько этапов:

  • отрисовка эскиза будущего шедевра художником и отливка специалистом гипсовой модели на специальных станках
  • заливка шликера (фарфоровой массы) и изготовление рабочей формы
  • обжиг вазы для придания ей прочности и твердости
  • нанесение специальной краски, чтобы поверхность стала гладкой
  • роспись художником
  • обработка глазурью и обжиг
Заливка шликера Гжельский фарфоровый завод, CC BY-SA 3.0 Изготовление рабочей формы Гжельский фарфоровый завод, CC BY-SA 3.0

Предпоследний пункт – один из самых интересных и сложных. Нанесению рисунка на вазу предшествует создание эскиза на бумаге. Так мастер сможет визуализировать свой замысел и внести корректировки, если это потребуется.

Подготовка краски к росписи Гжельский фарфоровый завод, CC BY-SA 3.0

Процедура росписи также выполняется поэтапно:

  • обозначение границ карандашом для удобства
  • подготовка красок (нанесение на палитру, растирание шпателем до консистенции жидкой сметаны)
  • нанесение мазков с эффектом тени. Для этого на одну сторону кисточки набирают больше краски, чем на другую. Мастер держит кисть пальцами, прижимает ее к вазе, ведет к себе, делая сильный нажим, и аккуратно поднимает вверх
  • далее кисточку переворачивают, набирают краску и оформляют лепестки розы (а именно её чаще всего изображают на вазах)
  • узоры под цветком выполняются кистью меньшего размера, а краску хорошо разводят водой, чтобы получить светло-синий оттенок
  • Остальная часть рисунка наносится по тому же принципу и зависит только от фантазии художника.
Нанесение специальной краски Гжельский фарфоровый завод, CC BY-SA 3.0

ru.russianarts.online

РИСУНКИ ГЖЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: Гжельская роспись: узоры для начинающих

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут ‘колдовскими синими цветами”. У вас миленький рисунок, напоминающий гжель, но это не гжельская роспись и не гжельская техника. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Гжель — один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Но современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной.

Как вариант — можно самим нарисовать и вырезать из бумаги заготовки-основы для росписи — это сделать несложно. Примечание: В уроке были использованы фрагменты книги «Сказочная Гжель» Ю.Э. Дорожина, раскраски «Гжель» Е. Субочевой. В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Сама я 8 лет занималась различными видами росписи, урало-сибирской, гжельской и хохломской. Кобальтовая роспись израцов и посуды по белому фону пришла к нам из Голландии. Кобальтовая (синяя) роспись посуды прежде всего характерна тем, что там нет никаких подмалевков. Евгения, если бы вы назвали его «Роспись под гжель в домашних условиях» (как пример), я бы не стала комментировать.

Причина проста — в процессе фотографирования расписываемого изделия можно задеть и смазать тончайший слой краски и угробить свою работу. Тем более, что у вас куклы прекрасные, лэмпворк такой чудный.С уважением и пожеланием успехов в вашей работе. Кто желает узнать о гжели побольше, откроет википедию и прочтет об истории. Как мастер захотел, так и написал в своем МК. Он никому ничего не должен, образованность читателя — не его забота, у него другие цели.Про интересность у меня ничего не сказано, это вы додумали.

Исторически, — это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. Издавна Гжель славилась своей глиной. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

Мастер-класс — Роспись тарелочки в стиле Гжель:

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению. В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». В 1972 году было создано Объединение «Гжель», в которое вошли все мелкие производства расположенные в соседних деревнях.

Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!Л. Гжель традиционно расписывают синими красками. Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора — живописное начало. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

Раскраски в стиле Гжель

Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Гжель сегодня — это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону” или » мазок тенями”. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Гжель, небольшой город в Московской области, — центр известного художественного промысла России.

Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов — белого и синего.

Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной. Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись.

Будет просто замечательно, если фоном к рисованию Вы включите русские народные песни в специальной обработке — для детей. Их у нас можно скачать бесплатно по этой ссылке. Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки. 3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения).

Особенность такого мазка — в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета — от темного к светлому. Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти — с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге — где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

Традиционно цветовое сочетание — синий кобальтовый и белый — являлась первым отличительным признаком росписи в стиле «гжель». К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Что еще написала Аманта:

  • Передо мной картина Пластова Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Передо мной картина Н. Крымова […]
  • Раствор Аламинола Применение Аламинола 8 и 10% предназначено для обработки резиновых изделий. Согласно инструкции Аламинола и разработанной методике существуют различные режимы дезинфекции. При попадании […]
  • Применение при планировании беременности Затем с 15 по 25 дни цикла Утрожестан вводят по 100 мг по два раза в сутки – утром и вечером. То есть, капсулы вводят во влагалище утром, днем и вечером по 200 мг. В дозе 600 мг Утрожестан […]

amanfertul.ru

сказочное искусство в народном стиле

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание статьи:

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

Такая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. Чайник с красивой гжельской сеткой

     

Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

ethnoboho.ru

узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, — центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной «ширевки», ниже залегали пласты «пушнины» бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась «мыловка» — нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов — белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни — все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов «Гжельского куста». Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской — акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии — все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция — при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием «Тет-а-тет». Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался «Эгоист».

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *